Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика составление прогноза.






1. этап

1. Разработка технического состояния на прогноз объект и предмет

2. Ставим задачи

3. Цель

4. Показатели

2. этап Сбор объективной информации

3. этап Выборка и её составление

4. Составление поискового прогноза

5. Нормативный прогноз

6. Отдаём на экспертизу специалистам

7. Коллективная экспортная оценка

8. Вносим коррективы в наш прогноз

9. Сдаём заказчику

10. Реализуем

11. Вносим корректировку в прогноз

12. Подведение итогов

13.Критерии истинности социальных прогнозов, проектов.

Ценность социальных прогнозов определяется не только общественной значимостью прогнозируемого явления, но и степенью его точности, надежности. От уровня достоверности прогнозов зависит как исход будущих событий, так и своевременность воздействий на процессы настоящего, из которых рождается будущее. Настоящее представляет собой единственный период временного потока, в котором люди воздействуют на исторический процесс. Степень этого воздействия зависит от предполагаемого исхода будущих событий, от степени вероятного осуществления прогнозов. Принятие решений в настоящем, составление планов на будущее, определение очередных задач и более отдаленных целей как в индивидуальном поведении человека, так и в деятельности отдельных коллективов, социальных групп и всего общества в целом, — все это ставит проблему истинности или надежности социальных прогнозов в центр научного исследования.

Прогнозирование - необходимое звено процесса познания, органически входит в него и подчиняется всем его закономерностям и принципам. Важнейшим из этих принципов является правильное понимание сущности общественной практики, ее роли в процессе познания. Являясь основой, целью и критерием истинности, достоверности знаний человечества, практика выполняет аналогичную роль и применительно к прогностической функции процесса познания. Здесь, как и во всем процессе познания, практика выступает в диалектическом единстве, т. е. как основа, цель и критерий достоверности наших знаний о будущем.

Однако социальное прогнозирование имеет свою специфику, вытекающую из особенностей проявления и реализации законов общественной жизни через осознанную, целенаправленную деятельность людей. Изучение этих законов и на этой основе научное предположение направления и характера их действия в будущем и составляют по сути дела основу социального прогнозирования. Следовательно, и роль практики в социальном прогнозировании неизбежно должна характеризоваться той же спецификой, которая отличает социальное прогнозирование от процесса познания в целом и от прогнозирования вообще. Конечно, любое прогнозирование как функция общественного сознания социально, имеется в виду прогноз непосредственно социальных процессов, т. е. прогноз развития и дальнейшего функционирования самого общественного организма, социальное прогнозирование в собственном смысле слова.

Надежность прогноза. Под надежностью прогноза понимается необходимая или, по крайней мере, достаточная степень вероятности, оправдываемости разработанных прогнозов. Надежность прогнозов зависит от ряда факторов: глубины и четкости нашего знания объективных закономерностей и законов, определяющих развитие различных социальных систем; умения правильно отобразить, «смоделировать» социальные системы. Большую роль при этом играет степень изученности конкретных социальных процессов, полнота информации об условиях и причинно-следственных связях, определяющих развитие того или иного социального процесса, а также своевременность и быстрота обработки потока информационных данных о конкретных социальных процессах, отношениях. Качество, полнота, достоверность социальной информации, как правило, прямо пропорциональны достоверности социального прогноза.

Сказанное выше позволяет сделать некоторые общие теоретические и методологические выводы, основополагающие для всякой прогностической деятельности. Во-первых, становится очевидно, какое значение имеет теория для прогностики. Без теоретического проникновения в суть происходящих процессов и без практического опыта, без творческого применения научной теории вообще немыслимо научное прогнозирование. Прогностическая деятельность есть прежде всего научно-теоретическая деятельность. На любом участке общественной жизни она должна пониматься и осуществляться как непрерывный постоянный творческий процесс. Речь идет не о том, чтобы наспех составить некую картину будущего, представить будущее в соответствии с некими произвольными требованиями, а о том, чтобы организовать ответственную, целеустрем­ленную и непрерывную научную деятельность, которая должна быть свободна от всякой штурмовщины и некомпетентной опеки.

Во-вторых, решающим условием всякого прогнозирования является полнота информации относительно законов, определяющих ход прогнозируемого процесса, без этого создание серьезного прогноза вообще невозможно. Конечно, невозможно получить полную информацию о всех действующих законах. Во многих случаях придется иметь дело с гипотезами о закономерностях. Однако при этом нужно заранее знать, что надежность прогноза, как правило, тем меньше, чем больше придется прибегать к гипотетическим высказы­ваниям о законе, так что в итоге прогноз может потерять ценность. Поэтому анализ закона развития (а это является важным теоретическим условием) — «альфа и омега» любого прогноза.

В-третьих, решающее значение для прогноза имеет возможно более реальное и точное понимание определяющих условий, при которых начинаются прогнозируемые процессы и которые влияют на них. Это и предвидение реализации условий действия значительного (релевантного) для прогноза закона, и данные о других возможных условиях и факторах, могущих повлиять на объект прогноза. Как правило, информацию об исходных и сопутствующих условиях прогнозируемого процесса получить так же трудно, как и информацию о законе развития. Нередко приходится вначале иметь дело с большим количеством взаимодействующих факторов, которые затем могут быть включены в более крупные группы. Поэтому (особенно при про­гнозировании в области хозяйственного руководства) строжайшая объективность, научная достоверность, честность, исключение субъективизма и «украшательства» при анализе и оценке исходных и сопутствующих условий являются непременными предпосылками успешного прогнозирования.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.094 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал