Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика составление прогноза.






1. этап

1. Разработка технического состояния на прогноз объект и предмет

2. Ставим задачи

3. Цель

4. Показатели

2. этап Сбор объективной информации

3. этап Выборка и её составление

4. Составление поискового прогноза

5. Нормативный прогноз

6. Отдаём на экспертизу специалистам

7. Коллективная экспортная оценка

8. Вносим коррективы в наш прогноз

9. Сдаём заказчику

10. Реализуем

11. Вносим корректировку в прогноз

12. Подведение итогов

13.Критерии истинности социальных прогнозов, проектов.

Ценность социальных прогнозов определяется не только общественной значимостью прогнозируемого явления, но и степенью его точности, надежности. От уровня достоверности прогнозов зависит как исход будущих событий, так и своевременность воздействий на процессы настоящего, из которых рождается будущее. Настоящее представляет собой единственный период временного потока, в котором люди воздействуют на исторический процесс. Степень этого воздействия зависит от предполагаемого исхода будущих событий, от степени вероятного осуществления прогнозов. Принятие решений в настоящем, составление планов на будущее, определение очередных задач и более отдаленных целей как в индивидуальном поведении человека, так и в деятельности отдельных коллективов, социальных групп и всего общества в целом, — все это ставит проблему истинности или надежности социальных прогнозов в центр научного исследования.

Прогнозирование - необходимое звено процесса познания, органически входит в него и подчиняется всем его закономерностям и принципам. Важнейшим из этих принципов является правильное понимание сущности общественной практики, ее роли в процессе познания. Являясь основой, целью и критерием истинности, достоверности знаний человечества, практика выполняет аналогичную роль и применительно к прогностической функции процесса познания. Здесь, как и во всем процессе познания, практика выступает в диалектическом единстве, т. е. как основа, цель и критерий достоверности наших знаний о будущем.

Однако социальное прогнозирование имеет свою специфику, вытекающую из особенностей проявления и реализации законов общественной жизни через осознанную, целенаправленную деятельность людей. Изучение этих законов и на этой основе научное предположение направления и характера их действия в будущем и составляют по сути дела основу социального прогнозирования. Следовательно, и роль практики в социальном прогнозировании неизбежно должна характеризоваться той же спецификой, которая отличает социальное прогнозирование от процесса познания в целом и от прогнозирования вообще. Конечно, любое прогнозирование как функция общественного сознания социально, имеется в виду прогноз непосредственно социальных процессов, т. е. прогноз развития и дальнейшего функционирования самого общественного организма, социальное прогнозирование всобственном смысле слова.



Надежность прогноза. Под надежностью прогноза понимается необходимая или, по крайней мере, достаточная степень вероятности, оправдываемости разработанных прогнозов. Надежность прогнозов зависит от ряда факторов: глубины и четкости нашего знания объективных закономерностей и законов, определяющих развитие различных социальных систем; умения правильно отобразить, «смоделировать» социальные системы. Большую роль при этом играет степень изученности конкретных социальных процессов, полнота информации об условиях и причинно-следственных связях, определяющих развитие того или иного социального процесса, а также своевременность и быстрота обработки потока информационных данных о конкретных социальных процессах, отношениях. Качество, полнота, достоверность социальной информации, как правило, прямо пропорциональны достоверности социального прогноза.

Сказанное выше позволяет сделать некоторые общие теоретические и методологические выводы, основополагающие для всякой прогностической деятельности. Во-первых, становится очевидно, какое значение имеет теория для прогностики. Без теоретического проникновения в суть происходящих процессов и без практического опыта, без творческого применения научной теории вообще немыслимо научное прогнозирование. Прогностическая деятельность есть прежде всего научно-теоретическая деятельность. На любом участке общественной жизни она должна пониматься и осуществляться как непрерывный постоянный творческий процесс. Речь идет не о том, чтобы наспех составить некую картину будущего, представить будущее в соответствии с некими произвольными требованиями, а о том, чтобы организовать ответственную, целеустрем­ленную и непрерывную научную деятельность, которая должна быть свободна от всякой штурмовщины и некомпетентной опеки.



Во-вторых, решающим условием всякого прогнозирования является полнота информации относительно законов, определяющих ход прогнозируемого процесса, без этого создание серьезного прогноза вообще невозможно. Конечно, невозможно получить полную информацию о всех действующих законах. Во многих случаях придется иметь дело с гипотезами о закономерностях. Однако при этом нужно заранее знать, что надежность прогноза, как правило, тем меньше, чем больше придется прибегать к гипотетическим высказы­ваниям о законе, так что в итоге прогноз может потерять ценность. Поэтому анализ закона развития (а это является важным теоретическим условием) — «альфа и омега» любого прогноза.

В-третьих, решающее значение для прогноза имеет возможно более реальное и точное понимание определяющих условий, при которых начинаются прогнозируемые процессы и которые влияют на них. Это и предвидение реализации условий действия значительного (релевантного) для прогноза закона, и данные о других возможных условиях и факторах, могущих повлиять на объект прогноза. Как правило, информацию об исходных и сопутствующих условиях прогнозируемого процесса получить так же трудно, как и информацию о законе развития. Нередко приходится вначале иметь дело с большим количеством взаимодействующих факторов, которые затем могут быть включены в более крупные группы. Поэтому (особенно при про­гнозировании в области хозяйственного руководства) строжайшая объективность, научная достоверность, честность, исключение субъективизма и «украшательства» при анализе и оценке исходных и сопутствующих условий являются непременными предпосылками успешного прогнозирования.



mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2021 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал