Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вагнер, Бизе, Верди , Берлиоз , Лист 5 страница






Бергман снимал фильмы для зрелых людей, чтобы они смотрели их в тридцать лет и пересматривали в сорок-пятьдесят, а потом, если доведется, еще раз – со своими взрослыми детьми.

Основные темы творчества Ингмара Бергмана — это человек, оказавшийся в пустоте, наедине с самим собой, и поиски настоящих отношений между людьми. Делая основную ставку на крупный план лиц, передающих сложную гамму чувств, Бергман помогает актёрам выражать сложнейшие переживания экзистенциальной встречи с не всегда приятной правдой о мире внутри и вокруг себя.

67. Авторское кино в СССР 60-х годов как одно из последствий «оттепели» в культуре («Андрей Рублев» А.А. Тарковского, «История Аси Клячиной...» А. Кончаловского, «Тени забытых предков» С. Параджанова).

 

«Оттепель» началась в 56 году, с 20 съезда КПСС, с доклада Хрущева о культе личности и его последствиях, и закончилась она в 1968 году с вторжением советских войск в Чехословакию. В кино оттепель проявилась в ряде фильмов, которые показали людям

 

реальную жизнь – как на войне («Баллада о солдате», «Летят журавли», «Судьба человека»), так и в мирной жизни («А если это любовь», «Весна на Заречной улице»).

«Летят журавли» Калатозова (1957) – наиболее значительный фильм ранней оттепели. Трагедия уничтоженной войной любви раскрывается с помощью психологически гиперактивного изображения: контрастного освещения, искажающей широкоугольной оптики, подвижной камеры, внимания к психологически важным деталям. Таким образом, передавались впечатления и чувства умирающего или находящегося на грани самоубийства персонажа. В этой стилистике были сняты еще некоторые фильмы тех лет: «В огне брода нет» Глеба Панфилова (1968), «Комиссар» Аскольдова (1967).

Советские фильмы 1960-1970-х о войне гораздо более глубокие и человечные, чем обычные батальные картины. Например, «Иваново детство» Тарковского (1962). Главный герой – маленький мальчик, не смирившийся с потерей семьи.

Когда Хрущев был отстранен от власти, а команда Брежнева еще не вошла в курс дела, в период с 1966 по 1968 годы были сняты несколько фильмов «несоветского» формата. В прокат они не вышли, были положены на полку. Авторское кино в СССР началось с «полочных» фильмов. «Андрей Рублев» Тарковского (1966), «История Аси Клячиной» Кончаловского (1966), «Тени забытых предков» Параджанова (1964), «Комиссар» Аскольдова (1967), «Мой друг Иван Лапшин» Германа. Их авторы – режиссеры, а не чиновники Госкино, поэтому эти фильмы целиком и полностью авторские.

В эти годы отечественный кинематограф развивался в условиях тотального партийного и государственного контроля. Количественные показатели ценились выше качественных, и порой по-настоящему интересные фильмы тонули в море идеологических картин.

«История Аси Клячиной» - фильм показывает простой обычный советский колхоз, где основная рабочая сила – женщины. Ими руководит горбатенький бригадир, который очень много вынес в жизни, да и не он один. Показывается рабский труд, рассказываются подлинные истории. Режиссеру удалось разговорить этих простых людей, и они рассказывают свои истории. В фильме всего 3 профессиональных актера, остальные – «неактеры». Жизнь показана такой, какая она есть. Фильм сначала забраковали из-за названия «История Аси-хромоножки...», потом выпустили в прокат, затем показали немецкой делегации. Немцы пришли в ужас от того, что увидели на экране, и после этого фильм сняли с проката. Этим фильмом режиссер показал, что за этой деревней стоит огромная страна, которая, по-видимому, так и осталась крепостной.

«Андрей Рублев» Тарковского можно считать итогом развития кинематографа 1950-х годов: изображение в зависимости от характера эпизода может быть как жестким, так и нежным, длинные планы, внимание к фактурам предметов, широким пейзажам, замедляющие время рапидные съемки.

Параджанов – одни из самых оригинальных художников. Его фильмы представляют собой своего рода визуальные портреты различных культур – гуцульской (Тени забытых предков, 1967), армянской (Цвет граната, 1984).

В 1960-е в советском кино появляется режиссер Пелешян, прямо продолжающий традиции немого авангарда 1920-х годов (в буквальном смысле: в его фильме отсутствует звучащая речь, а в одном из них применены титры). «Начало» (1967), «Мы» (1969), «Обитатели» (1970).

В 1972 г. пришла пора кинематографу указать надлежащее место за отход от социалистического реализма в годы «оттепели». Нельзя было показывать духовно, морально и физически искалеченных людей («Андрей Рублев» Тарковского), это – очернительство русской истории. Нельзя, чтобы в фильмах преобладали трагические, пессимистические и просто грустные ноты, равно как и эгоизм и жестокость некоторых несознательных представителей общества, это несовместимо с настроением народа развитого социалистического общества («Зеркало» А. Тарковского, «Чучело» Р. Быков). Эти фильмы фактически объединяет одна тема – человек, личность, ее нравственные и психологические проблемы.

«Зеркало» Тарковского (1972). Автобиографический фильм автора. В картине свободно переплетаются различные временные пласты (современность, 1930-е, 1940-е), а основную роль в показе состояний персонажей играет предметная среда – сами предметы, их движения, форма, освещение, цвет. Тарковский передает через предметы состояния персонажей, которых мы не видим – прежде всего, авторское состояние (Автор так ни разу и

не появился на экране, только в детском возрасте). Герой переживает глубокий кризис: он расстался с женой, он редко видит сына, у него нет контакта с матерью, он ничего хорошего не ждет от реальности. Во сне он возвращается в свое прошлое. Кризис воздействует и на его здоровье: он оказывается между жизнью и смертью. Через структуру фильма передается идея тоски по утраченному времени.

Киноцензура всегда была самой жесткой. Только, если в 60-е цензоры «рекомендовали», говорили «следует подумать», «вероятно», «просим», то в 70-е годы тон радикально изменился: «требуем», «изъять», «ослабить», «сократить». Дело доходило до абсурда. Криминал находили там, где его и близко не было.

68. Советское кино периода «перестройки» и российские фильмы 90-х годов -переломный момент в новейшей истории отечественного кинематографа («Маленькая Вера» В. Пичула, «Такси-блюз» П. Лунгина», «Плюмбум или Опасная игра» В. Абдрашитова, «Анкор, еще анкор!» П. Тодоровского, «Утомленные солнцем» Н. Михалкова).

 

Конец 80-х годов – это торжество видео. С перестройкой упал «железный занавес», и в нашу страну хлынул поток видеофильмов на VHS-кассетах. Фильмов антисоветских, эротических, самых разных. Они были вне конкуренции, и попросту затмили весь кинематограф. Наши фильмы переродились.

В 1992 году с развалом Союза УКК (управление кинофикации кинопрокатом) – посредник между киностудией и кинотеатром – прекратило свое существование (по причине отсутствия финансирования). Цепочка разорвалась. В результате «Мосфильм», самая мощная киностудия в мире, выпускавшая до 40 фильмов в год, в 1992 году выпустила 4 фильма. А в 1993 году на экраны вышло почти 300 картин. В кино рванули случайные люди, которые ничего в нем не смыслили. Почувствовав вкус денег, и решив приобщиться к высокому, они начали снимать фильмы. В результате резко понизился уровень кинопродукции и упала посещаемость плохо оборудованных кинотеатров.

В 90-е годы кинотеатры использовались для различных выставок. Затем кинопрокат начал оживать. Часть кинотеатров была выкуплена, и переоборудована по последнему слову техники. Соответственно, были взвинчены цены на билеты. Тем самым, от кино был

 

отрезан массовый зритель, те, кто оплачивает кинопроизводство.

Массовый зритель потерял мотивацию для посещения кино. Во-первых, резко снизился

жизненный уровень, людям стало просто не од кино. Во-вторых, те, у кого были видеомагнитофоны, смотрели кино дома. В-третьих, пресса и ТВ стали интереснее фильмов, которые опаздывали за жизнью. В-четвертых, с отменой цензуры на зрителя хлынул поток прежде запретных либо неизвестных западных фильмов.

В связи со сменой ситуации в стране режиссеры не знали, чем можно привлечь зрителя. Сменился социальный статус режиссера. Прежде он был учителем, мыслителем, воспитателем. Теперь он стал обычным наемным работником. Со сменой статуса упала и степень ответственности режиссера за свой фильм. Отсюда – низкий художественный уровень кинопродукции в целом.

Но хорошие фильмы все-таки снимались. Например, «Письма мертвого человека» Локушанского (1986), «Посетитель музея» (1988), «Забытая мелодия для флейты» Рязанова (1987), «Дни затмения» Сокурова (1988), «Господин оформитель» Тельцова (1988), «Слуга» Абдрашитова (1988), «Холодное лето 53-го» Прошкина (1988), «Такси-блюз» Лунгина (1990), «Анкор, еще анкор!» Тодоровского (1992), «Луна-парк» Лунгина (1992), «Мусульманин» Хотиненко (1995), «Кавказский пленник» Бодрова (1996), «Страна глухих» Тодоровского (1998).

Но даже эти фильмы не изменили общую картину в кинематографе, главная проблема которого заключалась в падении посещаемости кинотеатров.

«Плюмбум, или опасная игра» Абдрашитова (1986), о подростке, добровольном помощнике милицейских органов, который меняется на глазах, познав силу и вкус власти.

«Небеса обетованные» Рязанова (1991) – герои фильма, отщепенцы, выброшенные на свалку истории, объединяются в коммуну и вместе отправляются на небеса на паровозе- метафоре, реализуя с пафосом и иронией припев песни «Наш паровоз вперед лети...». В ней – помимо социального сюжета, еще и высокий уровень актерского исполнения.

В прошлом участник войны, Петр Тодоровский снимает «Военно-полевой роман» (1983), о любви бывшего фронтовика к боевой подруге погибшего командира. Лента отличалась целомудренным тоном повествования и проникновенной актерской игрой Андрейченко и Бурляева. В последующие годы ражиссер ставит «Интердевочку» (1989), а затем обращается опять к военной теме в картине «Анкор, еще анкор!» (1992). Само название, взятое с полотна Федорова, где одуревший от скуки офицер учит пуделя скакать через трость, раскрывает замысел постановщика. В его картине победители, вернувшиеся с полей сражений, и их жены постепенно деградируют в обстановке провинциального гарнизона, спиваясь, сожительствуя, сочиняя доносы, пока пуля не ставит точку в судьбе командира части.

«Маленькая Вера» Пичула (1988) – знаковая картина, пробившая себе дорогу на зарубежные экраны.

«Холодное лето 53-го» Прошкина – послевоенные годы, когда слом эпохи рождает трагедии в человеческих судьбах.

В фильме «Страна глухих» Тодоровского раскрылся талант начинающих актрис Корзун и Хаматовой.

«Утомленные солнцем» Михалкова снят в 90 годы. Годы, когда общество бурлило, годы, когда была масса проблем в обществе. А Михалков никак это не отражает в своих фильмах. Почти все его фильмы сняты на исторический сюжет, они никак не связаны с современностью. Все его фильмы – эскапистские (бегство от реальности). Он боится современности – современных проблем, современных вопросов, необходимости занимать какую-либо позицию.

Ориентация на коммерческие интересы, желание попасть в тон зарубежной продукции приводят к печальным результатам. Действующие лица – воры в законе, наркоманы, путаны.

Из этого кризиса нам до сих пор не удается выбраться. В Союзе кинематографистов – сплошной хаос. Выбрана неправильная установка на зарубежные кинофестивали, а свой зритель остается без фильмов. Посещаемость кинотеатров хромает.

69. Возникновение радиовещания. Советское радио 1920-х - 1950-х годов.

 

 

В марте 1896 года A.C. Попов продемонстрировал свое открытие на практике, передав первую в мире радиограмму, состоявшую из двух слов: " Генрих Герц". Имя гениального физика, чьи работы легли в основу изобретения Попова, было передано на расстояние 250 м азбукой Морзе.

В этом же году итальянский ученый и предприниматель Г. Маркони получил патент от английского правительства на такое же изобретение. Попов по настоянию военно-морского ведомства свой прибор не патентовал – его изобретение засекретили.

К сожалению, в России изобретение Попова в течение длительного времени использовалось главным образом в военных целях, тогда как работы Маркони привлекли к радиотелеграфии внимание широких деловых кругов, благодаря чему получили хорошие материальные возможности для развития. Уже в 1901 году Маркони осуществил радиосвязь через Атлантический океан. В историю радиовещания правомерно включить и опыты телефонии – системы передачи человеческой речи по проводам.

Голос человека по радио в России прозвучал впервые лишь в 1919 году – это был голос дежурного инженера Нижегородской радиолаборатории, его слова слушали в Москве и Петрограде.

Между тем, в 1914–1917 годах из Зимнего дворца передавали сообщения высшего руководства страны, распоряжения царя и правительства, имевшие политико-воспитательное значение. С первых лет Советской власти радио использовалось не только как средство связи, но и как источник информации. С ноября 1917 по радиотелеграфу передавались декреты Советского правительства, сообщения о важнейших событиях в жизни страны, о международном положении, выступления В. И. Ленина. Таким образом, радио становится СМИ. В 1918 Совнарком принял декрет о централизации радиотехнического дела в стране. Первые радиовещательные передачи велись в 1919 из Нижегородской радиолаборатории, с 1920 — из опытных радиовещательных станций (Москва, Казань и др.).

Первой речевой, вещательной передачей стала «Устная газета РОСТА». " Радиовестник РОСТА" в 1918–1921 годы включал разнообразную информацию – от оперативных сводок до фельетонов на бытовые темы.

 

Передачи «Устной газеты РОСТА» в Москве через рупоры начались 17 июня 1921 г. со слов, раздавшихся сразу на 6 площадях: «Алло! Алло! Говорит Москва! Начинаем чтение устной газеты!». Громкоговорители были установлены на Театральной, Серпуховской, Елоховской, Андроньевской площадях, у Краснопресненской заставы и на Девичьем поле.

Радиогазета состояла из постоянных рубрик: «По союзу советских республик», «Что нового за границей?», «Что слышно в Москве?», «Новости науки и техники», «Книжный уголок», «Театр и кино», «По рабочим клубам», «Спорт», «Частушки». Становление новой профессии – диктора, было еще одним важным шагом на пути развития радио.

Радиогазета опережала печатные издания. Многие статьи в радиогазете принадлежали перу ее ответственного редактора Комаровского. Часто автором статей выступал Валевский.

В 20-е гг. прозвучали первые концерты по заявкам, трансляции оперных спектаклей из Большого театра СССР. 23 февраля 1923 - первый концерт в эфире. Необходимо было решить техническую задачу наиболее объемной передачи звука из помещения, где происходил концерт, с тем, чтобы добиться минимального вмешательства посторонних шумов в музыкальную ткань исполняемого произведения. Эту сложнейшую техническую и акустическую проблему блестяще разрешила группа инженеров и музыкантов во главе с А.Л. Минцем – будущим академиком, одним из крупнейших в мире специалистов в области радиотехники.

23 ноября 1924 - начало регулярного радиовещания. «Последние известия» - самостоятельное радио, не прикреплённое к газете. Спортивные репортажи, драматическое вещание, концерты.

В 1926 году вышли «Крестьянская радиогазета», «Рабочая радиогазета», «Комсомольская правда по радио».

В 20-е гг. складываются жанры Р. (радиорепортаж, радиобеседа, комментарий), формы передач (радиогазета, радиожурнал). В 1925 в эфире — первый радиорепортаж с Красной площади в Москве, посвященный Октябрьским торжествам. Детские передачи — «Радиооктябрёнок», «Радиопионер» (впоследствии «Пионерская зорька»); с 1926 — «Крестьянская радиогазета», «Рабочая радиогазета». В 1925—27 начали работать радиостанции в Минске, Баку, Харькове, Ташкенте, Ленинграде, Киеве, Тбилиси.

1925- первая радиопостановка для взрослых. Роза Йоффе - знаменитый радиорежиссёр того времени. В подготовке литературных передач участвовали В. В. Маяковский, А. Н. Афиногенов, Д. Бедный. Регулярные обзоры под рубрикой «Литература — массам» знакомили слушателей с творчеством советских писателей и классическим литературным наследием.

1927- закон о свободном микрофоне.

Первый всесоюзный радиофестиваль состоялся в 1936 году. В 30-е гг. создаются редакции сельских передач, красноармейского, молодёжного, спортивного вещания. Сформировался как жанр спортивный радиорепортаж (основоположник В. С. Синявский).

В годы Великой Отечественной войны передавались радиосводки Совинформбюро, выпуски «Последних известий», «Письма с фронта» и «Письма на фронт». Значительное место в программах занимали обзоры газет, информации ТАСС, корреспонденции с фронта. В отличие от других стран, в СССР в годы войны Р. оставалось непрерывным и многопрограммным. Регулярно велись передачи для партизан и населения временно оккупированных районов. Совнарком принял постановление о праздновании Дня радио 7 мая (7 мая 1895 А. С. Попов продемонстрировал в действии созданный им приёмник для беспроводной сигнализации), через месяц – трансляция парада победы.

В 1948 Всесоюзное радио перешло на трёхпрограммное вещание (общий объём передач 45 ч. в сут).

70. Развитие отечественного художественного радиовещания.

 

Художественное радиовещание началось в нашей стране с передач музыки, которые шли в эфир из радиостудии или представляли собой трансляции концертов. Первые попытки передачи по радио музыки были проведены в 1921 г., вслед за речевыми радиотелефонными передачами. А в 1922 г. Нижегородская лаборатория впервые осуществила передачу в эфир радиоконцертов классической музыки.

При организации первых радиоконцертов был прежде всего учтен опыт концертов русской и зарубежной классики, которые по инициативе Луначарского проводились в Большом театре с 1920 г. Так возник новый тип концертной пропаганды, которая осуществлялась в виде своеобразного музыкального университета.

Эти представления о возможности использовать радио для передачи и распространения

не только общественно-политической, но и массовой информации в сфере культуры появились задолго до того, как художественное радиовещание обрело реальную силу и размах.

Возникло стремление использовать радио в сфере художественной пропаганды.

7 ноября 1922 г. на улицах Москвы впервые зазвучала музыка по радио. В 1923 г. был организован праздничный радиоконцерт в честь 5-летия Красной Армии.

Регулярное музыкальное радиовещание началось осенью 1924 г. с небольших радиоконцертов, названных «Радиопонедельниками». Руководителем этой художественной работы стал известный певец Куржиямский. Музыкальными руководителями радиопередач были историк музыки Чемоданов, доктор искусствоведения Бугославский, композитор Василенко.

С 1925 г. стали проводиться исторические концерты – циклы передач, в которых хронологически последовательно рассказывалось о музыкальных эпохах и стилях. Были и тематические концерты, посвященные определенной дате, теме.

На рубеже 20-30-х гг. в стране усилился интерес к звуковой сфере искусства. На радио стали создавать «звуковые картины». Например, в радиокомпозиции «Путь Октября», посвященной 10-й годовщине революции, «слуховой образ» создавали залп Авроры, стук колес поезда, фабричные гудки.

Создание на радио собственных оркестров – Большого симфонического под управлением Голованова и эстрадного, хоровых коллективов под управлением Свешникова и хора имени Пятницкого, оркестра народных инструментов под управлением Алексеева.

Был принят документ, известный в истории радио под названием «Закон о свободе микрофона», то есть о праве трансляционных центров устанавливать микрофоны в любом театральном помещении для передачи спектаклей и концертов.

Радио привлекло к себе известных литераторов: Маяковского, Кольцова, Катаева, Зощенко, Асеева, Лебедева-Кумача, Бедного, Афиногенова.

Маяковский был первым поэтом радиовещания: он не только часто писал для радио, но и выступал у микрофона. Радио выступало символом в его произведениях (поэмы «150000000», «Пятый интернационал», «Летающий пролетарий»).

Выделившись в самостоятельную редакцию в 1927 г., литературно-драматическое вещание вскоре стало основным видом художественной деятельности радио. Популярные формы вещания: художественное чтение у микрофона, «Живые альманахи».

В середине 20-х гг. на радио появляется радиодрама. В 1928 г. открылся Московский радиотеатр, где актеры играли перед публикой.

В 1934 г. появилась рубрика «Театр у микрофона», транслировавшая спектакли из театров. Первой отечественной радиопьесой была пьеса Вармужа «Завод», радиопьеса Афиногенова «Днепрострой» в Московском радиотеатре.

Очень популярно было детское радио – режиссер Иоффе, спектакль «Золотой ключик». В этом спектакле играл актер Литвинов («Кот в сапогах», «Три поросенка», «Судьба барабанщика», цикл передач «Радионяня»).

Один из создателей советского литературного вещания писатель Серафимович призывал поэтов, прозаиков, публицистов писать литературные произведения для радиослушатель.

71. Отечественное радиовещание периода 1960 - 1991 гг.

 

С 1 октября 1960 года Всесоюзное Р. стало круглосуточным. В 1962 прозвучала первая программа радиостанции «Юность».

Редакция " Последних известий" с 1 января 1958 года ежедневно стала передавать в эфир 18 выпусков (вместо прежних 12). Значительное место занимала экономическая информация.

В 1964 2-я программа реорганизована в информационно-музыкальную программу «Маяк». В 50—60-е гг. появились такие популярные рубрики, как «Ленинский университет миллионов», радиожурнал «Земля и люди» (для сельских слушателей), «У телетайпной ленты», «Международные обозреватели за круглым столом». В эти годы радио выполняло пропагандистскую задачу.

 

В 1970 г. произошла смена руководства Гостелерадио, а затем и его реорганизация. Руководителем Гостелерадио в 1970 г. был назначен Лапин, ценивший, прежде всего верность партийным директивам. В это время расширились «черные списки» писателей, музыкантов, артистов, ученых и журналистов, которых не приглашали на передачи.

Радио было ориентировано на позитивную информацию, не соответствовавшую действительности. Поэтому наибольший интерес у людей вызывали развлекательные программы «С добрым утром», «Вы нам писали», «Радиотеатр улыбки и шутки».

Много действительно величайших произведений осталось за пределами внимания редакции. Но даже в таких условиях работникам редакции удавалось создавать такие произведения, которые и по сей день являются «золотым фондом» радио. Развивался радиотеатр.

1985 г. стал переломным в жизни страны и в развитии СМИ. Был официально взят курс на демократию и гласность. И хотя в начале перестройки острые темы замалчивались (особенно касающиеся межнациональных конфликтов), впоследствии радиожурналисты стали рассказывать о реальных трудных жизненных ситуациях. Первопроходцами в поиске новых подходов к вещанию стали журналисты радиостанций «Юность» и «Маяк». В 1987 г. выходит утренняя передача «Юности» «Молодежный канал» в прямом эфире. Затем в эфире появляется «Вечерний курьер».

В 1986 г. состоялся первый телефонный сеанс связи. Так родились программы «Алло, «Юность» слушает!», а затем «Открытая студия Юности».

«Юность» и «Маяк» первыми провели в эфире радиомост (1986 г.).

В 1989 г. появилась радиостанция «Союз» - программа о жизни регионов, о сложных и наболевших вопросах экономики, культуры, истории страны. В 1990 г. – программа «Собеседник», в основе которой лежал принцип личного общения журналиста и слушателя.

В детском вещании тоже произошли перемены, появились программы «Это мы не проходили», «На космических орбитах».

Несмотря ни на что, партийная номенклатура продолжала оказывать давление на радио и ТВ.

В 90-е годы возникло большое количество независимых и коммерческих радиостанций. В апреле 1991 г. начала вещание первая в стране коммерческая российско-французская радиостанция «Европа Плюс», а в декабре – российско-американская «Максимум».

В 1990 г. в эфире появилась радиостанция «Эхо Москвы», «Радио России» (оказалось в положении альтернативного, оппозиционного источника информации). Во время путча 1991 г. эфир «Радио России» был запрещен, но журналисты продолжали работать, и выходили в эфир через телефонную станцию, а затем из осажденного Белого дома. Радиостанция «Эхо Москвы» стала бесспорным лидером отечественных СМИ в информировании населения о том, что происходило в столице в эти дни. Корреспонденты выходили в эфир прямо с улиц и площадей Москвы, находили новые технические пути, когда передатчики отключали. Это была профессиональная работа, непривычная для отечественного радио.

72. Радиовещание в условиях рынка. Государственное и коммерческое вещание.

 

 

С 1991 г. в стране начались политические, экономические и социальные перемены, связанные с установлением независимости Российской Федерации и созданием СНГ. Все это коренным образом изменило ситуацию в области СМИ. Статус общероссийских государственных каналов получили радиостанции «Радио России», «Маяк», «Радио-1», «Орфей» и «Юность». Этот статус давал им право на использование технических средств, принадлежащих государству, и финансирование из государственного бюджета. Каждая из этих радиостанций должна была пройти, в соответствии с Указом «О совершенствовании телерадиовещания», переутверждение своего устава и получить новую лицензию.

Однако из-за общего финансового кризиса денег от государства не было, и их источником явилась реклама. Этот мощный и эффективный источник также явился причиной разрушения многих программ, представляющих художественную ценность (классическая музыка, театр и кино).

Основные тенденции тех лет на радио: преобладание «журналистского радио» над «дикторским», панорамизация программ, разделение радиостанций на «музыкальные» и «информационные».

Теперь каждый может найти радиостанцию на свой вкус.

«Радио России» и «Маяк» - две круглосуточные государственные программы принадлежат к информационному типу каналов. Замечено, что слушатели информационных каналов остаются на одной и той же волне.

В 90-е годы возникло большое количество независимых и коммерческих радиостанций. В апреле 1991 г. начала вещание первая в стране коммерческая российско- французская радиостанция «Европа Плюс», а в декабре – российско-американская «Максимум». В 1993 г. появилось «Авторадио».

Замечено, что один-два популярных ведущих способны заметно поднять рейтинг станции.

Еженедельная аудитория «Русского радио» свыше 20 млн. человек. Сеть «Европы Плюс» охватывает более 1000 городов. Практически все радиостанции заняты расширением зоны своего вещания.

В 1997-98 гг. многие коммерческие FM-радиостанции начали вещание в Интернете. В сети можно услышать радиостанции «Эхо Москвы», «ХИТ-FM», «2000 FM».

«Голос России» - государственная радиовещательная компания, ведущая речевые передачи на зарубежные страны. Главная задача радиостанции – знакомить мировое сообщество с жизнью России. Сегодня «Голос России» вещает на русском и 31 иностранном языках, транслирует 340 программ. Параметры мировой аудитории «Голоса России» - 100 млн. человек. Для слушателей – это наиболее удобный бесцензурный и демократичный канал получения интересующих сведений о жизни страны. Для аудитории во многих странах «Голос России» представляет собой единственный оперативный канал, сообщающий им достоверную информацию о России.

 

73. Развитие отечественного информационного радиовещания.

https://www.tvmuseum.ru/search.asp? cat_ob_no=17& ob_no=17& a=1& pg=1

 

С самого начала радио выполняло просветительско-пропагандистские задачи. Так в 1914–1917 годах из Зимнего дворца передавали сообщения высшего руководства страны, распоряжения царя и правительства – радиограммы шли на все фронты, где полевые типографии печатали их содержание в листовках и в военных газетах. По той же схеме распространялись отдельные постановления и декреты Советского правительства.

Рост политического самосознания трудящихся масс был невозможен без хорошо отлаженной информированности. Развал экономики, поголовная безграмотность – в этих условиях радио было призвано не просто, дополнять прессу, но выполнять своеобразную функцию замещения ее обязанностей в системе информации. " Вся Россия будет слушать газету, читаемую в Москве", – объявил В.И. Ленин.

 

Лично И.В. Сталин и его ближайшее окружение явно недооценивали возможности радио. Система партийной печати была отработана, и радио достаточно длительное время рассматривалось лишь как дополнительное оружие. Но это не значило, что партия вообще не обращала внимания на процесс становления программ радиовещания.

С осени 1922 года в передачах Центральной радиотелефонной станции основное место занимали материалы из газет – выступления на политические темы, сообщения метеослужбы, новости экономической жизни и торговли, календари сельскохозяйственных работ.

Первая " Радиогазета РОСТА" вышла в эфир в воскресенье 23 ноября 1924 года - начало регулярного радиовещания. По своей структуре она была звуковой копией печатного издания, которое читатели получали спустя два дня.

Вся информация не вмещалась в 50-минутный выпуск " Радиогазеты РОСТА". Встал вопрос о создании нескольких радиогазет, каждая из которых имела бы свою специфическую аудиторию. Решили выпускать для начала не одну, а две газеты по радио: рабочую – ежедневную, и крестьянскую – 3–4 раза в неделю.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.019 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал