Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вводные конструкции.






Вводные слова относятся к таким компонентам предл-я, кот-е не вступают в подчинительную или сочинительную (формальную) связь с его членами. Однако находятся в интонационной и семантической связи с основным составом предложений или его членом, т.е. сами они поэтому ЧП не являются.

Вводные компоненты – это такой функционально семантический класс слов, словосоч-й и предл-й, кот-е служат целям авторской характеристики высказывания и имеет преимущественно субъективно оценочное значение.

Иногда ВВС участвуют в орг-ции синтаксической структуры, выражая, н-р, отношения противительные: однако, напротив, впрочем.

Н-р: Все пришли, а он, однако, опоздал.

Уступительные:

Н-р: Он красив, правда, глуп.

Разделительные:

Н-р: Может я поеду на море, может нет.

 

В семантическом отношении ВВС делятся на группы:

1) модальная оценка содержания высказывания: от уверенности до сомнения (конечно, безусловно, видимо и др.).

Н-р: Он, вероятно, никак не ожиал нас встретить

2) логические отношения: итак, следовательно, значит и др. – вывод; во-первых, наконец – степень значимости; кстати, между прочим - побочный характер; введение примеров, иллюстрирующих сказанное – в частности, и др.

Н-р: Одним словом, у этого ч-ка наблюдалось постоянное стремление окружить себя друзьями - Вывод

3) эмоциональное отношение: к моему удивлению, к нашей радости, спасибо (Н-р: Спасибо, он пришел), по счастью и пр.

4) источник сообщения, определенного мнения: по-моему, по-твоему, по их словам, по рассказам очевидцев.

5) контактирующая функция (для более тесного контакт с говорящим, для привлечения внимания, для расположения собеседника): видите, знаете, поверьте, понимаете, послушайте, будьте добры.

Н-р: Поверьте, я говорю из доброго чувства. В жизни, знаешь ли, есть место подвигам.

6) оценка меры сообщаемого: по крайней мере, в той или иной степени, ни больше и не меньше.

Н-р: Все это, по меньшей мере, странно.

 

В морфологическом отношении ВВС педствл-т собой также разнообразное явл-е. В роли ВВС выступает лексико-грам. класс слов, называемых Модальными. По сообтношению со значменат. ЧР, ВВС делятся на некс. групп:

1) ВВС именного типа (правда, снова, кроме того и пр.)

2) ВВС глагольного типа (видишь ли, пойми, вообразите, предположим; знать, признаться и пр.)

3) ВВС наречного типа (верно, возможно, очевидно, короче, точнее, кстати и пр.)

4) ВВС восходящие к дееприч. оборотам (между нами говоря, мягко выржаясь, правду говоря)

 

В структурном плане ВВС также разнообразны. Это м.б. слова, с.с-я, предложения. Среди слов-ний одни имеют фразеологизированный хар-р (собственно говоря, стало быть, должно быть), другие примыкают к свободным (к моему счастью, по их сведениям, к радости матери и т.д.). Водные предл-я – это единицы с самостоятельным предикативным центром (На сколько я помню, я думаю, мне думается; конструкции, в кот-х гл-л в спрягаемой ф-ме: как известно, как любил говорить…, как рассказывают)

Н-р: Она была красивая и, что еще важнее, умная женщина.

Как говорят врачи, он идет на поправку.

 

Иногда ВВС и Вводн. предл-е разграничиваются лишь контекстуально.

Н-р: Известно, он хороший парень. – Вводн. предл-е. (можно ввести союз «что», т.е. введение как придаточной части).

Он, известно, хороший парень. – Вводн. слово.

Кажется, он выздоравливает – Вводн. предл-е.

Он, кажется, выздоравливает – Вводн. слово.

К вводным примыкают междометные компоненты и слова «да», «нет». Первые выр-ют эмоц-е отнош-е. Вторые – усиливают смысл высказ-я.

Н-р: Ах, не люблю я этот ветер.

Весна, увы, закончилась.

Вставные конструкции (вставки) служат для выра-я добавочного пояснения, возникшего у говорящего в процессе высказывания и прерывающего основную мысль.

Н-р: Журналы иностранной литературы (два) я велел выслать в Ялту.

В тот же день я уже был на квартире Никитина (фамилия зятя)

Говорят иные (я слышал и читал это), что высочайшая любовь к ближнему есть, в то же время, и величайший эгоизм.

 

По своей структуре вставки могут быть самыми простейшими. Н-р, в письм. речи это м.б.? или!, передающий отношение к мысли.

Н-р: Это было великолепное (!) зрелище.

 

Это м.б. слово, словосоч-е (см. примеры выше), предл-е, а м.б. и и СП, и даже абзацами, что мы находим у Л.Н.Толстого. Т.к. они возникают в процессе высказывания, не могут возникать в начале предл-я.

Наиболее употребительны предикативные конструкции в роли вставных. Они могут включаться без союзов и посредствам сочинит. и подчинит. союзов.

Н-р: Переодевшись без торопливости (он никогда не торопился и не терял самообладания), Бронский велел ехать к баракам.

И каждый вечер, в час назначенный (иль это только снится мне), девичий стан, шелками схваченный, в туманном движется окне.

Враги его, друзья его (что, может быть, одно и то же) его честили так и сяк.

Иногда к вставным элементам могут относиться слова, оформленные как ЧП, в кот-м они употребл-ся.

Н-р: Дисканты и альты (иногда басы и тенора) в эти хоры набирались из учеников.

Любой компонент высказ-я может быть подвегнут изоляции интонационной и смысловой, тогда он приобретает хар-р вставки.

Н-р: Даже мои хозяева (если они были дома), если они были дома, открывали окна и слушали музыкантов.

Даже мои хозяева – если они были дома – открывали окна и слушали музыкантов.

Вводные элем-ты тоже м.б. вставными.

Н-р: Калиныч (как я узнал после) каждый день ходил с барином на охоту. – Изолировано, выдел-но скобками – хар-р вставки, если запятые – ВВС.

Интонация вставнызх конструкций по сравн-ю с придатиочными, обособленными ЧП, вволдными конструкциями, отлич-ся намеренной изоляцией. Пауза – перед и после вставки, сама вставка произносится с несколько ускоренным темпом по сравн-ю с самим высказ-ем.

Наиболее часто при вставках употребительны скобки. Реже – тире с двух сторон


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал