![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Не бойся
21.06
Хотя у меня всегда с собой спички, Шаман не использует их. Зажигая костер, он «практикует» другие способы. О первом я слышал и раньше. Это модификация традиционного для северных народов способа. Шаман носит небольшую дощечку с двумя высверленными углублениями и тетиву[32]. На стоянке он натягивает тетиву на согнутую ветку, а другую ветку закручивает в тетиву. Конец закрученной ветви он вставляет в высверленное отверстие и делает «луком» пилящие движения. Веревка раскручивается, закрученная ветка очень быстро вращается и трется о дощечку, нагревается и поджигает трут[33]. Это трудоемкий способ, и научился я ему далеко не сразу. Второй способ мистичен. Шаман просто ставит ладонь сантиметрах в десяти над трутом, и трут загорается. Этого я не понимаю и не умею. — Зачем ты «пилишь луком», если можешь зажечь ладонью? — Это — разные практики, дающие два разных огня. — Разве костры разные? — Научись разным практикам и поймешь. — Научи меня зажигать ладонью. — Сначала научись другим способам и «увидь», что огни разные. А писать ли о ладони — прими решение. — Почему? — Никто не поверит. Ты дискредитируешь текст. — Но иначе я должен буду подделывать текст под правдоподобие. — Да. Выбери сам. Такие выборы — одна из лучших практик.
21.06
Шаман долго смотрел на огонь и обернулся на вопрос. Я открыл рот, чтобы повторить вопрос и застыл, увидев не взгляд, а отражение неба в его глазах. Шаман мигнул, и стал виден взгляд. — Ты что-то делал глазами? — Не я — огонь. — Что? — Можно сказать, что лечил глаза. Лучше мозг. — Как это? — Глаза — часть мозга. Душа как пламя. Когда мозг настраивается на огонь, он настраивается правильно. — Но огонь может быть опасен. — Я говорю о костре, свече или другом дружелюбном огне. — Когда ты зажигаешь ладонью костер, ты это используешь? — С большой натяжкой — ладонь как линза для внутреннего пламени. — А почему я видел не взгляд, а отражение неба? — Я же не смотрел. Просто внутренний огонь общался с костром через глаза. — Как этому научиться? — Почти у всех людей в жизни бывают такие моменты. Вспомни их и воспроизведи. Только начинай практиковать в памяти, без огня. — Почему? — Это может быть опасно без овладения контролем. Влезешь носом в свечу. — Чего нужно добиваться сначала? — Начинал эту практику так давно, что помню смутно. Сначала добейся неподвижности пламени. — Что это? — Вспомни, как горит свеча в безветренную ночь. Ее пламя также неподвижно, как и камень. Но протяни руку — обожжешься. — Это обязательно? — Без этого не будет контроля. — Но лепестки пламени в костре не неподвижны. — В своем времени они неподвижны как горы или льды. Ты дальше от огня, чем я думал. Пламя живет не лепестками, а башнями. Для начала просто рассмотри внимательно пламя.
21.06
Мои попытки рассмотреть пламя кончались резью в глазах. Я понял, что нужно узнать что-то еще или прекратить эту практику. — Почему у меня болят глаза? — В какой-то момент ты «входил» в пламя? — В какие-то моменты ум как бы входил внутрь пламени. — Глаза заболели после этого? — Не помню. — Чтобы освоить практику нужно наблюдать за нею. Освоение практики — усилие сознания. — Что мне делать? — Ты не готов. Садись подальше и начни с изучения тлеющих угольков. Постепенно привыкай. — Хотелось бы более четких инструкций. — Полной ясности не будет никогда. Не жди ее, привыкай действовать в условиях частичной неопределенности.
02.01
Долго думал, включать ли в книгу этот раздел. И если включать, то в натуральном виде или отредактированном. Потом стал размышлять о том, чем вызваны сомнения. Откровенно, сомнения вызваны нежеланием с кем-либо конфликтовать. Само преподавание психологии в небольшом городе приучает думать об этом. Например, по ночам начинает названивать религиозная фанатичка и кричать в трубку: «Ты рассказываешь студентам про Фрейда! Это против Учения!». Далее угрозы и оскорбления. Объяснять, что история современной психологии уже невозможна без Фрейда, бесполезно. Только вызывает новую волну активности фанатиков. Размышления привели к выводу о том, что я побаиваюсь таких фанатиков. Но страх не должен руководить моими действиями. Решил все описать так, как и было. Пусть высшие силы все расставят на свои места. Компетентность Шамана в вопросах городской жизни подтолкнула меня к некоторым вопросам об ее устройстве. — Почему сегодня недостойные живут лучше достойных? — В каком смысле недостойные? — Ну, без образования, некомпетентные. — Ты это вкладываешь в достоинства? — Всякие бандиты, жулики, вообще, люди, не выполняющие десять заповедей. — Может быть, заповедей было больше? — В голову такое не приходило. — Не всякое знание доступно к размышлению. — В каком смысле? — Если векам запрещается о чем-то размышлять, потом это просто становится неосознаваемым правилом мышления. — Ты знаешь другие заповеди? — Не могу утверждать. Просто со стороны вижу то, что веками невыгодно никакому государству. — Что это? — Я думаю, могла быть такая заповедь: «Не бойся». — «Не верь, не бойся и не жди»[34]? — Нет, только — не бойся. — Но человек не выжил бы эволюционно. — Не в смысле безрассудности, а в смысле что-нибудь предпринимать. — Ты думаешь, в этом они лучше меня? — В одном лучше, в другом хуже. Также и их жизнь.
02.01.
Как можно не бояться? Государство, отношения ко многому обязывают, но дают защиту. Если не бояться, то многие отношения становятся обессмысленными. Может быть, Шаману не нужна принадлежность к социальной системе, потому что он не боится? — У тебя есть какая-то концепция смысла жизни. — Тебе уже никто не поможет со смыслом. — Почему? — Ты — взрослый самостоятельный мужчина. Можно сказать, что стоишь на последней ступеньке тех смыслов, которые дает общество. Можешь на ней и стоять. Но, если решишь идти дальше-выше, сам должен придумать смысл. — Если это удастся, другие смогут пользоваться новым смыслом. — Да, если твоя практика будет доступна другим. Так общество расширяет свой мир смыслов.
02.01
День очень короток. Рассвет в одиннадцать. Закат в три. Летом солнце садится за вершины прибрежных гор, а сейчас до берега не доходит и садится в море. Сочетание темно-серого в сумерках льда и ярко оранжевых облаков на горизонте создает ощущение какой-то непрочности мира. Как будто закат нарисован на очень тонкой занавесочке, которая может порваться, и за ней откроется неизвестный, но жесткий реальный мир. Такое же ощущение возникает при размышлении о создании собственных новых смыслов. У Шамана наверняка есть собственные смыслы его жизни и практик. — Так много людей, но не слышно о новых смыслах. — Большинству не нужны новые смыслы. Они даже будут враждебны к этому. — Как же они все-таки создаются? — Многих не устраивает их жизнь. Единицы настолько конструктивны, что могут начать новые практики. — Почему единицы? — В рассуждениях это здорово, а в конкретной жизни страшно. — Почему? — У тебя есть авторитетные для общества родственники, друзья? — Есть. — Наверное, не очень приятные люди? Навязывают иногда свои взгляды? — Да, своеобразные. — Почему терпишь? — Надеюсь, что в трудной ситуации они помогут, защитят. — Точно? — Не знаю. — Для свободы мышления ты должен перестать с ними соглашаться, когда тебе это не нравится. — Неуютно. Как крышу разобрать. — «Крыша» — хороший термин. Чтобы расти дальше, нужно иногда разбирать «крышу». — Сейчас есть в городе такие выражения «крышу снесло», «лишиться крыши». — Язык — коллективный ум. Много найдется людей, конструктивно разбирающих свою «крышу»? — Очень мало. — Потому и единицы, что из ста таких только один думает о смыслах.
02.01
«Перед важным действием Шаман потирает руки над пламенем. — Что ты делаешь? — Увидел это у местных шаманов, сразу понял смысл и с тех пор делаю так. — В чем смысл? — Очищаю руки от остатков других дел».
|