Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Институт федерального принуждения в ЗС.
Само федеральное принуждение можно определить как использование чрезвычайных мер для обеспечения единства и целостности федеративного государства. Практика применения этого конституционного института различна в стабильных демократических федерациях, где он выступает как вынужденное исключение из правил, и в нестабильных политических системах, где возникает постоянная угроза одностороннего выхода (сецессии) субъекта из состава федерации с последующей угрозой ее полного распада. . В большинстве федеративных государств принцип федерального вмешательства в той или иной трактовке имеет конституционное закрепление и может быть реализован на практике при необходимых условиях в его различных вариациях, учитывающих возможные политические, социально-экономические, военные, национально-религиозные и иные последствия. Следует подчеркнуть, что институт федерального вмешательства тесно связан с федеративной формой государственного устройства 2. Федеральное вмешательство - это эффективный инструмент реализации общей политики федерального центра по отношению к субъектам федерации и важнейший фактор разрешения кризиса в отношениях между ними. Основными целями федерального вмешательства являются необходимость восстановления конституционного порядка в субъекте федерации, его финансово-экономической системы; обеспечение безопасности самой федерации, с точки зрения внутренней и внешней политики; сохранение целостности и предотвращение распада федеративного государства или сецессии его отдельных субъектов; защита прав и свобод граждан; сохранение демократического государственного режима в стране в целом и в субъектах федерации; предотвращение национального, религиозного или социального антагонизма. Институт федерального вмешательства в зарубежных странах может быть реализован в форме федерального принуждения (мягкой форме федерального вмешательства), жесткой форме (федеральной интервенции), введении различных видов чрезвычайного или особого положения, введении в субъектах прямого президентского правления и других. Иногда эти формы могут сочетаться друг с другом и принимать многовариантный характер. А в зависимости от региональных особенностей, социально-экономических и политико-юридических условий можно выделить несколько моделей федерального вмешательства, имеющих особую конституционно-правовую основу и различные политико-правовые последствия: а) европейскую; б) североамериканскую; в) латиноамериканскую; г) азиатско-африканскую. Эти модели различаются между собой не только методами, но и конкретными формами и основаниями их реализации. Если европейская и североамериканская модели осуществляются в условно-предупредительной форме, то в других моделях федеральное вмешательство принимает характер федеральной интервенции с самыми серьезными последствиями для федерально-субъектной системы отношений. Вместе с тем, эти модели имеют много общего, что подтверждает универсальность этого института для федеративных государств. 5. Федеральное вмешательство может привести к серьезным изменениям в финансово-экономической системе субъекта федерации, подвергшегося такому вмешательству, и к радикальным последствиям в сфере бюджетного федерализма. Федеральный центр может в принудительном порядке осуществить перераспределение финансирования данного субъекта из федерального бюджета и установить его полную финансовую зависимость от федерального центра. 6, Несмотря на различные формы и модели, сущность федерального вмешательства остается неизменной - его основой является прямое принуждение по отношению к субъекту федерации. Вместе с тем, это -инструмент эффективного воздействия федерального центра на общую политику субъекта федерации, способ перераспределения полномочий в пользу самой федерации, показатель дальнейшей централизации государственного управления.
|