Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Никогда не забывать про внутренний огонь






Йога туммо — это глубокое учение, и использовать его надо с умом. Для начала вы должны посвятить все свои силы созерцанию внутреннего огня. И не удивляйтесь тому, что этот метод так прост.

Было бы здорово устроить место для созерцания там, где вы живёте. Потратив совсем немного денег, можно купить досок и сколотить себе настоящий ящик для созерцания вроде тех, что использовали тантристы в стародавние времена. Он устроен так, что в нём нельзя лежать, поэтому вы как минимум не сможете уснуть и вам придётся сидеть и созерцать, пока вы из него не вылезете. Такой ящик — не только неплохая поддержка для спины, но и дополнительная моральная опора для практики.

Запоминайте свои медитативные переживания, а будет желание — записывайте. Эти созерцательные техники устроены таким образом, что результаты будут появляться на каждом шагу. Каждый, кто занимается ими, непременно что-нибудь да почувствует.

Мы должны практиковать со всей серьёзностью, как практиковал сам Наропа. Шесть йог Наропы — это практика этапа завершения, глубокая и вместе с тем полная. В шести её составных частях содержится ядро всей практики Тантры, как отцовской, так и материнской. Путь к постижению сущности этих учений лежит не через интеллектуальные усилия, а через действие. От вас требуется одно — действовать. Вы должны практиковать постоянно.

Практикуя созерцание внутреннего огня в затворе, начните с пяти-шести коротких медитативных сессий в день. Вначале лучше выполнять именно короткие медитации продолжительностью час или полчаса, поскольку в этом случае они будут более качественными. Приобретя некоторый опыт, вы сможете перейти к многочасовому созерцанию, а вот если сразу с него начать, всё закончится вялостью и сонливостью. Ну и, конечно, хотя бы раз в день делайте получасовые физические упражнения.

Если вы не в затворе, то лучше всего заниматься хатха-йогой и созерцанием туммо рано утром на пустой желудок. Кроме того, поскольку к концу дня энергия огня обычно усиливается, неплохо созерцать внутренний огонь и вечером, но опять же на пустой желудок. Правда, западные люди привыкли к вечеру как следует наедаться, так что лучше всё-таки практиковать с утра.

Созерцание внутреннего огня должно выполняться в состоянии однонаправленной концентрации. Это касается всех методов без исключения. Сюда входят: расплавление энергии кундалини; втягивание, стабилизация и растворение ветров в центральном канале; весь процесс растворения четырёх махабхут и появления трёх видений. Все они подразумевают пребывание в состоянии самадхи.

Практикующие могут почувствовать, что занятия глубокой медитацией самадхи входят в конфликт с их обязательствами по выполнению ежедневных практик. Но никакого конфликта тут нет. В тибетской системе существует правило, допускающее сокращение молитв для тех, кто занят глубокой однонаправленной медитацией, например, пребывает в уединении, созерцая внутренний огонь. В любом случае ваша практика — это лучшая молитва. Так что не волнуйтесь по поводу относительной молитвы, ведь вы совершаете абсолютную. И никакого конфликта быть не должно. Самое важное — это созерцание. Однако не стоит впадать в другую крайность и делать вывод: «Раз я занимаюсь абсолютной молитвой, относительной можно пренебречь вовсе». Подобные рассуждения могут привести к опасным последствиям. Придерживайтесь золотой середины, будьте осторожны и внимательны.

Во время интенсивных занятий туммо не садитесь близко к огню и избегайте солнечного загара, потому что это может возбудить неправильные энергии. Это предостережение не распространяется на остальное время: если вы не занимаетесь созерцанием внутреннего огня, можете спокойно отправляться на пляж и загорать хоть до черноты.

К сожалению, вы должны также избегать холодной пищи, например мороженого. Употребление очень холодных продуктов повреждает естественный источник внутреннего огня. Кроме того, когда занимаетесь туммо, избегайте солёной еды и напитков. Вы, наверное, думаете, что тибетцы не слышали слово «химия», но это не так: всё это нам уже давно хорошо известно не одну сотню лет. Так вот, о кислотах. Вы не должны есть продукты, содержащие кислоту, например лимоны. Говорят, что многие соки не содержат кислоту, но я сам проверял и убедился в обратном. О еде вроде всё… Ах да, и рыбу тоже нельзя.

Кроме того, практикам туммо советуют носить лёгкую одежду. Мы пойдём срединным путём: не будем слишком кутаться, но и совсем голыми ходить не станем. Особенно важно не разгуливать голышом под солнцем, потому что его лучи могут здорово вам навредить. Не стоит спать под тяжёлыми шерстяными или толстыми пуховыми одеялами, вроде тех, что так любят в Германии. Тибетские йогины советуют не позволять телу слишком перегреваться. К тому же вы не должны поднимать тяжести и дышать с напряжением, например надувать воздушные шары.

Пока ваша практика внутреннего огня не станет устойчивой, вам лучше избегать конфликтных ситуаций. Берегите свою энергию для лучшего применения. При занятии медитацией туммо чувствительность заметно возрастает, поэтому будьте бдительны.

Главная задача состоит в том, чтобы стараться испытать внутренний жар и наслаждение, а затем объединить это переживание блаженства с мудростью недвойственности. Вы непременно достигнете такого уровня практики, что простое дыхание будет вызывать чувство блаженства и приносить удовлетворение как физическое, так и психическое.

Чем сильнее ваше переживание блаженства, тем больше усилий вы должны вкладывать в развитие мудрости, свободной от мыслительных предпосылок. Вот почему вам так нужна энергия, накопленная за счет применения различных медитативных приемов. Если энергии кундалини недостаёт, концентрация, блаженство и ясность будут слабыми, поэтому необходимо задействовать медитации для накопления энергии. Ну а когда энергии станет вдоволь, вам вообще не понадобятся никакие методы. Вы прекращаете умственные усилия и просто парите в бескрайнем просторе созерцания. И тогда уже не важно, чего я вам тут наговорил, ведь всё это только слова. Надо выйти за пределы слов и самому пережить нечто особое, а после обретения реального опыта вы, даже просто оставаясь самим собой, сможете поделиться им с окружающими.

Блаженство и недвойственность следует взращивать не только во время созерцаний, но и в перерывах между ними. Необходимо внести внутренний огонь в повседневную деятельность. Используйте любое переживание мирского наслаждения — каждую конфетку или глоток утреннего кофе — для усиления осознанного созерцания внутреннего огня в центральном канале. Идёте гулять или беседовать, захватите с собой внутренний огонь. Берите его в парк, на пляж или в горы. Прикасаясь к воде, ощущайте, что она полна блаженством; глядя на огонь, представляйте, что это пламя туммо; видя свет, усмотрите в нём энергию кундалини.

Всякий раз, когда вам на глаза попадаются привлекательные формы, красивые цвета, когда вы ощущаете ароматы и приятные звуки, наслаждаетесь богатством вкуса или нежностью прикосновения, представляйте, что ещё больше раздуваете внутренний огонь, заставляя его полыхать в центральном канале. Направляйте всю энергию блаженства в пупочную чакру, туда, где в центральном канале горит огонь туммо. Говоря о превращении страсти и сансарного наслаждения в путь к Пробуждению, Тантра не бросает слов на ветер.

Цель медитации внутреннего огня состоит в увеличении наслаждения. Йогин просто говорит себе: «Мне мало того наслаждения, которое есть. Хочется большего. Вот почему я практикую туммо». Никогда нельзя забывать объединять отцовский аспект блаженства с материнским аспектом недвойственности, ведь именно так усиление блаженства способствует росту мудрости. Вот почему тантрические наставления учат нас не отказываться от наслаждения, а, наоборот, использовать его. Наслаждение, не преобразованное посредством мудрости в нектар блаженства, становится ядом. А каждое переживание, которое приносит наслаждение, может стать топливом для внутреннего огня, и вы объединяете эту энергию наслаждения с мудростью недвойственности.

Каждый из нас изо всех сил старается быть полностью счастливым. Квартира, дача, машина, вторая — мы покупаем всё это в надежде обрести счастье, но всё время что-то упускаем. А упускаем мы либо отцовский принцип блаженства, либо материнский принцип мудрости. Взгляните объективно на то, как живёт большинство людей. Они порой бывают весьма умными и образованными, зарабатывают много денег, вершат судьбами целых стран, а то и континентов, но непохоже, чтобы они за всю свою жизнь сумели соединить хотя бы заурядное наслаждение с мудростью.

Тантра соединяет воедино блаженство и мудрость. Вот почему лама Цонкапа, рассуждая об основных свойствах ума, говорил о единстве относительного и абсолютного. Чтобы распробовать внутренний огонь, мы должны постичь это единство и понять, как соединить блаженство и мудрость. Медитация туммо — это процесс, который учит нас объединять блаженство и шуньяту в единое целое. Энергия блаженства есть шуньята; шуньята есть блаженство.

Мы видим на Западе так много умных людей, которым явно недостаёт блаженства. Они выглядят по-настоящему беспокойными. И пусть они семи пядей во лбу, пусть они способны добиваться успехов в решении огромного числа технических вопросов, их знание остаётся сухим и чисто интеллектуальным, а поэтому не приносит им удовлетворения. А другие, хоть и не блещущие умом, но имеющие более практический взгляд на жизнь, умеют радоваться гораздо лучше. Тантра пытается привнести интеллект в реальный опыт и объединить его с энергией блаженства. Когда вам это удаётся, вы искореняете все свои мирские трудности, устраняете все препятствия на пути к наслаждению.

Помните, каждое мгновение нашей жизни может стать созерцанием. Когда мы бодрствуем, всё есть созерцание; когда мы спим, всё есть созерцание; когда мы умираем, всё есть созерцание. Услышав это, кто-нибудь подумает: «Невероятно! Фантастика! А давайте снимем об этом фильм». Но всё это правда. Тантра — вещь чрезвычайно глубокая.

Хочется верить, что вы сможете обрести переживание внутреннего огня. Самое главное в том, чтобы вы действительно затронули нечто внутри себя. И когда это произойдёт, я уверен, некое преобразование действительно состоится. Уникальность внутреннего огня в том, что вам не надо ни во что верить, чтобы заставить его работать. Просто следуйте медитативным техникам, и пусть всё идёт своим чередом. Переживания и реализация придут сами собой.

Не забывайте, что тантрические созерцания стадии завершения, вроде тех, что мы здесь изучили, могут помочь и в достижении реализации на пути Сутры. Например, созерцание внутреннего огня ослабляет пристрастие и способствует росту ума бодхичитты. Некоторые практикующие с удивлением обнаружат, что, несмотря на недостаток опыта в предварительных практиках, они уже способны испытывать переживания стадии дзогрима.

Я очень рад, что пришёл сюда, в свой дхарма-центр, и передал вам это учение. И пусть б о льшая часть из того, что тут было сказано, — всего лишь пустые слова, я очень старался сделать наше общение понятным и плодотворным. В этом столетии мы живём такой напряжённой жизнью, всё время так заняты, что поистине большая удача получить шанс изучить наставления ламы Дже Цонкапы. И я счастлив видеть, что вы уже пытаетесь созерцать. Это для меня очень важно. У нас было не слишком много времени для медитаций, для обретения опыта переживаний, но мы старались изо всех сил, чему я очень рад. И неважно, что пока мы разобрали не более двадцати страниц комментария ламы Цонкапы.

Если будем живы, значит, ещё встретимся. В следующий раз мы подробно разберёмся с иллюзорным телом, с йогой сновидений, с переживанием ясного света, с двумя йогами: переноса ума и переселения сознания в другое тело. Эти темы ещё более глубокие и сложные. Вы должны упорно работать над тем, что успели изучить, и давайте молиться, чтобы в будущем мы смогли освоить оставшиеся методы из Шести йог Наропы. Не в следующем году, так в следующей жизни. Если честно, я-то сам буду молиться о том, чтобы вы получили эти наставления от настоящего, реализовавшего знание учителя, а не от клоуна вроде меня.

Надеюсь, я не слишком вас запутал. В случае чего — если будут трудности с медитацией или неясности с учением — сразу мне пишите. А то ведь я был ленивым учеником; хоть и получал эти наставления несколько раз, всё равно мог чего-то забыть или напутать. Если я где-то ошибся, вы должны меня поправить. Присылайте мне свои вопросы, это и вам, и мне на пользу, ведь я учусь вместе с вами. Времени у меня много; не думайте, что я так уж занят важными делами. Гораздо важнее, что мы с вами работаем вместе. Не думайте, что я явился сюда между делом, наплёл вам с три короба, вконец вас запутал и оставил в полном замешательстве. Это не так. И пусть я звёзд с неба не хватаю, но преданности Дхарме мне не занимать. Может быть, я сам себя дурачу, но я действительно хочу посвятить всю свою жизнь без остатка служению людям. И пусть я совсем простой монах, не ринпоче и даже не геше, вы должны чувствовать, что я с вами, — и это главное.

Все вместе мы только что проделали нечто настолько важное, что теперь непременно должны общаться друг с другом. Только не надо представлять учителя в виде Господа Бога или чего-то ещё в этом роде. Нам нужны простые человеческие отношения. Совсем простые, типа: «Привет-привет! Как дела? — Как сердце, не беспокоит? — Да вроде ничего. Ну, будьте здоровы! — И вам не хворать». Надеюсь, вы поняли.

Огромное вам спасибо за желание сотрудничать и за дисциплину; дисциплина — это важно. А ещё я очень рад, что разглядел в вас неподдельную любовь, подлинную доброту и искренность. Вам удаётся сочетать широту внешнего проявления этой доброты с богатством её внутреннего содержания, так что, думаю, вы обязательно добьётесь успеха. Ещё раз огромное вам спасибо. «Я посвящаю всю вашу энергию…», но, даже если мы не посвятим, карма об этом позаботится. Очень полезно иметь это намерение пожертвовать другим, желание отдавать. Я доволен тем, что вы делаете, так что не останавливайтесь на достигнутом. Даруйте свою любовь, делитесь своей мудростью, раздавайте своё богатство, помогайте друг другу чем только можете. Живите друг с другом в согласии, чтобы служить примером мира, любви, сострадания и мудрости.

Радуйтесь своим успехам в практике, а в жизни довольствуйтесь малым. Не предъявляйте чрезмерных требований к своему духовному росту и ни в коем случае не думайте, что уже опоздали. И смерти не страшитесь. Как только вы почувствуете опыт созерцания, вам даже смерть покажется пустяком. Смерть ст о ит того, чтобы жить и наслаждаться. Даже если вы завтра собрались умирать, у вас ещё есть огромное сегодня, чтобы прожить его праведно, сохраняя кристальную чистоту и оставаясь счастливым человеком. И раз уж мы стараемся внести в нашу жизнь осознанное удовольствие и чистую радость, раз мы пытаемся вырваться из цепких лап страха, самое главное для нас — созерцать. Когда вы реализуете внутренний огонь, хорошо будет не только вам — ведь вы ещё сможете приносить пользу и другим.

Вот Миларепа, например, тот в основном практиковал. Он не слишком многому учился и не слишком многих учил в своей жизни; он больше медитировал. Я уверен, что и у него были обязательства читать молитвы и выполнять ритуалы, но когда он удалился в горы, то не взял с собой никаких книг. Его обязательство было у него в сердце. Наступает время, когда выходишь за пределы молитв, за пределы слов вообще. Внутренний огонь — не для начинающего, который ещё не наигрался в слова и молитвы. Когда занимаешься туммо, ритуал теряет свою значимость, а по-настоящему важным становится проникающая концентрация. В этом всё дело. Жизнь Миларепы — прекрасное тому подтверждение. Он добился успеха, он достиг блаженства. Старайтесь быть похожими на Миларепу, пусть вашим идеалом станет лама Цонкапа. Они своё дело сделали, очередь за нами!

«Пусть через все взлёты и падения нашей жизни мы пронесём памятование об а-тунге. Ради всех страдающих живых существ, наших драгоценных матерей, пусть мы достигнем реализации внутреннего огня, йоги иллюзорного тела и практики ясного света, как этого достигли Миларепа и лама Цонкапа».


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал