Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Борьба с курением, алкоголизмом в школьном возрасте.
…
36. Физиоло-гигиенические основы физического воспитания: влияние физических упражнений на функциональные системы организма ФУ влияют не изолированно на какой-либо орган или систему, а на весь организм в целом. Однако совершенствование функций различных его систем происходит не в одинаковой степени. Особенно отчетливыми являются изменения в мышечной системе. Они выражаются в увеличении объема мышц, изменении физико-химических свойств тканей, усилении обменных процессов, совершенствовании функциональных возможностей. Возрастает сила мышц, способность выполнять большой объем работы. совершенствовании функциональных возможностей. Как всего этого значительно возрастает сила мышц и способность выполнять большой объем работы. Равномерная доступная физическая нагрузка, приходящаяся на различные мышечные группы, обеспечивает гармоническое развитие всех мышц тела. Под влиянием систематических физических упражнений у школьников происходит ряд положительных изменений в костно-суставном аппарате. В наиболее нагружаемых частях скелета отмечается выраженная гипертрофия костной ткани. Диаметр трубчатых костей увеличивается, кости становятся массивнее и крепче. Например, на рентгенограммах костей юных прыгунов, метателей и др. обнаруживается гипертрофия костной ткани на «толчковой» ноге, на «метающей» руке и др. В ряде исследований установлена стимуляция роста в длину. Совершенствуются функции дыхательного аппарата. Увеличиваются экскурсия грудной клетки, ЖЕЛ и развиваются мышцы, участвующие в дыхательных движениях. Дыхание становится более ритмичным, глубоким. Его частота при мышечной работе бывает меньше, чем у детей, не занимающихся физической культурой и спортом. Лучшие показатели ЖЕЛ отмечаются у школьников, занимающихся плаванием, легкой атлетикой (бег на средние дистанции) и баскетболом. В тесном взаимодействии с органами дыхания совершенствуется и сердечно-сосудистая система. В результате тренировок снижается частота сердечных сокращений у детей в покое, реакция на мышечную работу бывает менее выраженной, а восстановительный период более коротким по сравнению со школьниками, не занимающимися систематически физическими упражнениями. Указанные изменения свидетельствуют о более экономной работе сердца и расширении функциональных возможностей организма. Благоприятные сдвиги наблюдаются также в крови: увеличивается количество гемоглобина и эритроцитов. Занятия ФУ стимулируют обмен веществ. Это приводит к лучшему протеканию пластических процессов, в результате чего улучшается рост и развитие детского организма. В процессе упражнений увеличиваются сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. У физически тренированных детей условные рефлексы образуются быстрее, такие дети отличаются лучшей памятью и способностью концентрировать внимание. У них повышается работоспособность в течение учебного дня, что благоприятно сказывается на успеваемости. Нервная система легче приспосабливается к различным видам работы. Именно благодаря совершенствованию регулирующей роли центральной нервной системы у физически тренированных школьников оказывается более экономной работа отдельных органов и систем при физических нагрузках. Главным следствием применения различных средств физического воспитания в школе является их положительное влияние на состояние здоровья учащихся. Общее, неспецифическое воздействие физических упражнений проявляется в повышении устойчивости к ряду неблагоприятных факторов внешней среды, перегреванию, переохлаждению, гипоксии и др., а также к инфекционным и другим заболеваниям. Особенно большое значение имеет повышение сопротивляемости к простудным заболеваниям. Отмечена профилактическая роль физических упражнении в отношении нервных расстройств, возникающих в связи с перегрузкой учебным материалом, неправильным режимом дня и т. д. Исключительно важна роль этих упражнений в обеспечении правильной осанки; нарушения которой у детей школьного возраста имеют приобретенный функциональный характер. Это связано с относительной слабостью мышечной системы и связочного аппарата, с дефектами классной мебели и нерационально организованным учебно-воспитательным процессом. В ряде случаев при наличии отклонений в состоянии здоровья школьников физические упражнения служат действенным лечебным средством. Гигиеническое значение физических упражнений намного возрастает, если они проводятся на открытом воздухе. В этих условиях повышается их общий оздоровительный эффект, они оказывают закаливающее действие, особенно если занятия проводятся при низких температура! воздуха. При этом улучшаются такие показатели физического развития, как экскурсия грудной клетки, жизненная емкость легких, сила сжатия кисти и др. При проведении же занятий в условиях холода совершенствуется теплорегуляционная функция,, понижается чувствительность к холоду, уменьшается возможность возникновения простудных заболеваний. Помимо благоприятного воздействия холодного воздуха на здоровье отмечается повышение эффективности тренировок, что объясняется большей интенсивностью и плотностью занятий физическими упражнениями (Н. Т. Белякова, 3. Е. Романова, В. М. Матюшин и др.). Рассматривая влияние систематических занятий физическими упражнениями на физическое развитие и состояние здоровья школьников, необходимо подчеркнуть большую роль преподавателя физического воспитания и школьного врача в своевременном и правильном использовании средств физического воспитания с профилактической и лечебной целями.
|