![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Аварии с соед-ми элем-ми бур-й колонны, причины.
Эта группа аварий характерна для труб типа В—труб с высаженными внутрь концами, на которые нарезается трубная коническая резьба (восемь витков на 25, 4 мм) для соединения с бурильным замком, а также для труб из легких сплавов — ЛБТ, у которых трубы с замком соединяются с помощью трубной конической резьбы. Резьба способствует образованию трещин в теле трубы, особенно при малых закруглениях радиуса. Чем меньше радиус закругления, тем больше возможность образования трещин при прочих равных условиях. Там, где резьба имеет острые углы, в металле образуются ультрамикроскопические трещины. Поэтому в трубных резьбах наблюдается больше изломов, чем в замковых. Увеличение толщины стенки трубы путем высадки не предохраняет от распространения начавшегося трещинообразования в теле трубы. Крупная резьба, соединяющая замковый ниппель и замковую муфту, не образует резких переходов. При соединении трубы с замком трубной резьбой упор отсутствует, поэтому на участке перехода резьбы от полного сопряжения к неполному концентрируются опасные напряжения. В -этом месте действует изгибающий момент. Таким образом, сочетание переменных нагрузок и концентрации напряжений способствует распространению усталостных трещин в глубь трубы, ослаблению сечения трубы и обусловливает усталостный характер сломов. Слом в утолщенном конце трубы приходится в основном на третью — пятую нитку резьбы у сбега ее на трубе. На аварийной трубе остается от трех до пяти витков резьбы. При изучении сломов по торцу труб наблюдаются две зоны разрушения (рис. 1): первая зона / является зоной предварительного разрушения и соответствует участку распространения усталостной трещины; вторая зона 2 — зона окончательного разрушения под действием статических нагрузок. Иногда усталостные трещины распространяются по нескольким виткам и в наиболее ослабленном из них происходит слом. Резьбовые соединения разрушаются главным образом вследствие их размыва и износа. При спуско-подъемных операциях визуально обнаруживаются размытые резьбовые соединения и изношенные замковые резьбы, поэтому многие аварии можно предупредить. В процессе бурения на размыв резьбового соединения указывает снижение давления и температуры циркулирующего бурового раствора. Как отмечалось, при работе на забое бурильная колонна подвергается различным знакопеременным напряжениям. Колебания нижней части бурильной колонны особенно велики при проходке твердых пород. Недокрепление соединения способствует интенсивному перемещению плоскостей резьбы относительно друг друга, что ускоряет износ резьбы. Неотцентрированный по отношению к скважине фонарь вышки, а также плохого качества смазка для труб способствуют ускорению износа резьбы при ее свинчивании. Много аварий происходит вследствие износа резьбовых соединений УБТ, поскольку они работают в самых тяжелых условиях. Кроме того, резьба на соединениях УБТ слабее резьбы на замках, переводниках и долотах.
|