Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Татьяна Толстая (1951) внучатая племянница Л. Толстого.






В 1983 г. – дебют: «На золотом крыльце сидели». В 87 г. - сборник рассказов, в последующие годы вышли сборники: «Сомнамбула в тумане» 1992г., «Любишь – не любишь»97, «Река Оккервиль» 99 год. В 1998 г. - сборник «Сестры» в соавторстве с Натальей Толстой, включал он в себя журналистско-очерковую прозу. В 2000г. - роман «Кысь». Критика считает, что ее ГГя можно назвать «маленьким ч-ком», но Толстая считает, что ее герой нормальный ч-к и при всей простоте, обыденности он остается душевным ч-ком. Ее герои - старики и дети, либо люди близкие к ним по миропониманию, сохранившие в себе детство, умение мечтать. Рассказы где есть черты этих героев: «Милая Шура, «Соня», «Огонь и пяль», «Факир», «На золотом крыльце сидели». Главный конфликт в произв-ях Толстой - столкновение реальной жизни и вымышленной. Главная тема: «бегство в замкнутый мир, отгороженный прекрасными метафорическими деталями». Как правило, мир в котором герой себя спокойно чувствует – это или мир детства, или мир фантазий и мечтаний взрослого.

В рассказе «На золотом крыльце сидели» Толстая вводит образ сада, она пишет «Вначале был сад. Сад был детством.» В построении фразы прослеживается ременисенция библейская. Заменяя слова, Толстая выстраивает особый смысловой ряд. Сад и детство для автора – это божественно райские сущности. Получается, что она закрепляет за образом ребенка божественное начало и сверхъестественное покровительство. Время в этом саду равно вечности. А пространство безгранично. В результате безграничность и бесконечность в субъективном повествовании Толстой становятся выражением безбрежности детства, неисчерпаемости и бездумности его возможностей.

Рассказ «Факир». Здесь т.ж. развивается тема бегства от реальности в мир фантазий и мечты. Основное место действия - дом Факира. В серой обыденной Москве ему удается создать мир праздник. Поэтому его гостям дом Филина кажется сказочным дворцом, за окнами дома Филина гуляет веселый народ, город сияет золотыми фонарями, радужными морозными кольцами. И даже небо играет светом. Мир Филина желанный для героев, они и сами пытаются создать такой мир, но все это превращается в жалкую пародию. Идеалическая гармония недолговечна в рассказе. Для героев произведения внезапно разрушается прекрасная иллюзия. Мир, созданный Факиром развинчивается.

Персонажи Толстой не избавлены от перипетий и трудностей, но они не утрачивают веру в жизнь, надежды на счастье, романтической мечты о лучшем, они близки к праведникам и героям с чудинкой, кот-е талантливо изображены в русской классической литературе.

 

24. Постмодернистские тенденции в поэме Венедикта Ерофеева «Москва – Петушки»

Произведение было написано в 1970г. впервые было опубликованов Израиле в 1973г., атем во Франции в 1977, в России – 1988-1989гг.мПоэма написана от первого лица, со множеством биографических и автобиографических деталей, на игровом уровне она превращала житейско-бытовое в художественно-эстетическое, перемещала центр тяжести с общественно значимого на незначительно частное. Сферой раскрытия личности Ерофеев делает не социум, а случайную приятельскую компанию. Условием оценки реальности становится не здравый смысл, а сомнения и отчаяние. Ерофеев строит свое произведение с опорой на традиционные приемы романного построения. Через поэтику намека, аллюзии, ассоциации, он легко опирается на классические художественные тексты, использует привычные литературные формулы-цитаты и языковые штампы.

Жанр произведения – поэма указывает на традицию гоголевского повествования: поэму «Мертвые души». Уже жанровое определение дает понять, что в основе построения ерофеевского текста лежит гоголевская традиция правдивого изображения человека «взятого из нашего же государства».

Жанр поэмы-путешествия отсылает еще к 2м классическим произведениям: роману Александра Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» и поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Герой поэмы – Венечка, алкоголик, спившийся интеллигент, отправляется на электричке из Москвы в Петушки в поисках упоения. Если в литературе предшествующего периода Москва являлась сакральным центром, к которому устремлялись герои, то для Венечки таким сакральным местом становятся Петушки. «Это место, где ни зимой, ни летом не отцветает жасмин, где птичье пение не молкнет ни ночью, ни днем, где его ждут любимая женщина и ребенок». Исходный же пункт, Москва, ассоциируется с дьявольским началом.

На сюжетном уровне текст представляет собой клинически достоверную картину похмельной исповеди философствующего алкоголика. Александр Гейнес замечает, что алкоголь является тем стержнем, на который нанизан сюжет Ерофеева. Герой проходит все ступени опьянения: от первого спасительного глотка до мучительного отсутствия последнего. И в строгом соответствии этого пути выстраивается композиция. По мере продвижения к Петушкам в тексте нарастают элементы бреда и абсурда.

Параллельно этому через монологи, диалоги раскрывается сокровенная душа героя. Образ главного героя не соответствует литературным канонам 70х гг.: он лишен социальной детерминированности, общественно значимой мотивированности, он политически неграмотен, но парадокс в том, что именно эти черты позволяют его назвать положительным героем, человеком непонятым, отвергнутым. Его характер создается как характер человека, смиренно принимающего несправедливость мира, покорно терпящего пренебрежение окружающих. Его пьянство – не проявление слабости характера, не следствие социальных пороков и не протест против существующих порядков; это мученичество, страдание, возложенное героем на себя сознательно и добровольно. Тип поведения героя определяется по-разному исследователями. Липовецкий считает, что это форма юродства, шутовства. Виктор Ерофеев относит логику поведения героя к традиции русского скоморошества. Однако иронический ракурс в поэме позволяет некоторым ученым, н-р Муравьеву и Эпштейну, считать, что это не собственно ирония, а противоирония, т.е. выворачивание иронического наизнанку и восстановление серьезности, но без прямоты и однозначности.

На это указывает обилие библейских цитат и реминисценций. Пародийно-иронический персонаж становится воплощением больной совести человечества. И подобно Христу он берет на себя грехи и расплачивается за них собственной жизнью. Виктор Ерофеев пишет о главном герое поэмы: «Алкоголик (ласковая, застенчивая, трепетная хамская душа) оказался трезвее трезвого мира. Его наркотическое путешествие стало благой вестью о несовместимости советизма с русской душой».

17.03.14.

(Ерофеев) После поэмы в 1988 году были опубликованы письма, записные книжки Ерофеева, которые вышли под общим названием «моя маленькая Ленимиана», а так же пьеса «Вальпургиева ночь или Шаги Командора». Ерофеевым была замыслена трилогия, в к-ю входила «Вальпургиева ночь». 1 часть – Фани Каплан (Диссиденты). 2 часть Вальпургиева ночь и 3 часть «Ночь перед рождеством» не опубликована вообще.

 

25. Современная отечественная проза 2000-х (неоклассическая, условно-метафорическая, «другая проза» и женская проза). Современная русская литература неоднородна и многообразна по своим эстетическим принципам и философским установкам. Она развивается в русле трёх художественных систем – реализма, модернизма и постмодернизма, в которых существуют свои течения. Наиболее популярной и плодотворной из них является реализм. Художественная система реализма включает три направления (течения): неоклассическая (традиционная), условно-метафорическая, «другая проза» и женская проза. Неоклассическая литература. Основные проблемы, которые затрагивают авторы данного направления – это социальные и этические жизненные конфликты. Своими истоками данное направление уходит к произведениям русских классиков Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского с вечными вопросами о добре и зле и о смысле жизни. Некоторые источники называют данное течение традиционной прозой. Произведения неоклассическая литературы имеют дидактическую направленность: писатели создают картину реальной действительности, пытаются осмыслить её, найти наиболее достойные нормы социального и нравственного поведения и воспитать необходимые качества. Жизнь социума во всех её проявлениях, общепринятые ценности, отказ от личных интересов на благо общества ̶ основные темы неоклассических произведений, которые отличают русскую литературу от западной с индивидуально-личностными приоритетами и взглядом на мир. В неоклассической прозе можно выделить два стилевых течения: художественно- публицистическое и философское. Художественно-публицистическая ветвь отличается повышением уровня публицистичности, открытым выражением авторских мыслей («Пожар» В. Распутин, «Печальный детектив» В. Астафьев). Философская ветвь характеризуется стремлением соотнести конкретные проблемы нашего времени с чем-то вневременным с общечеловеческими поисками («Плаха» Ч. Айтматов, «Калоши счастья Л. Бежин, «Дом, который построил дед» Б. Васильев). Произведения философской прозы отличаются большей степенью метафоричности. Но метафора в них выступает как приём, который позволяет соотнести отдельный факт с космосом человеческой жизни. В условиях подцензурной литературы возникла условно-метафорическая проза. Своими истоками данная ветвь уходит в ироническую «молодёжную» прозу 1960-х годов и наследует традиции русского «фантастического реализма». В сложившихся социальных условиях писатели не могли открыто выражать своё недовольство социальным укладом и политической системой. Создавались фантастические миры, в которых действовали люди или выдуманные сказочные персонажи. С помощью изображения существования фантастического мира авторы показывали условия, в которых живёт современное общество. Писатели условно-метафорического течения строят художественный мир на основе различных типов условностей (сказочной, фантастической, мифологической). Произведения данного направления не отличаются глубоким психологизмом или изображением характеров в движении. В условно-метафорической прозе сильно игровое начало: персонажи исполняют заданную роль. Наиболее частые жанры условно-метафорической прозы: сказки, мифы, притчи, легенды. Пик развития условно-метафорической прозы приходится на середину 1980-х годов. Появляются такие произведения, как «Аптекарь» и «Альтист Данилов» В. Орлова, «Белка» А. Кима, «Живая вода» В. Крупина, «Кролики и удавы» Ф. Искандера. «Другая проза». В начале 1980-х годов в литературе появились произведения авторов, которые противопоставляли свои идеи общепринятым. Официальная литература поставила человека на пьедестал, воспевала его как создателя и творца своей судьбы и счастья, заставляла поверить в то, что один человек способен изменить мир. В своих произведениях представители «другой прозы» показывали полную зависимость советского человека от бытовой среды, он – всего лишь маленький винтик в огромной машине. В «другой прозе» можно выделить три течения: «историческое», «натуральное», и «иронический авангард». Но это деление достаточно условно, так как черты произведений одного течения могут быть присущи творениям авторов иного направления. Произведения «исторического» течения показывали события истории с новой стороны. Несмотря на общеизвестное мнение и политическую оценку, необычность ракурса позволяет лучше понять иногда переоценить произошедшее. Герой «исторических» произведений – человек, который неотделим от истории своей страны. Исторические события воздействуют на судьбу человека, изменяя её. Но писатели данного течения рассматривали советского человека с гуманистической точки зрения, а не с политической или социальной. Представители «исторической» прозы: М. Кураев. «Натуральное» течение «другой» прозы отличается изображением жестокой действительности. «Натуралисты» детально описывают негативные стороны жизни, правдиво изображают тёмные стоны общественного сознания, которые ранее не показывались в литературе. Темами произведений стали и неуставные отношения в армии, и афганская война, цинизм, алкоголизм, тюремный быт. Авторы только показывают реальные явления и поступки, но не дают описанным событиям и героям никакой оценки. Объективное повествование, максимально приближенное к реальности, к которому стремились «натуралисты», позволяет читателю сформировать своё мнение о происходящем. Представители «натурального» течения: С. Каледин, Ю. Стефанович, М. Палей, Г. Габышев, О. Ермаков, Л. Петрушевский, С. Дышев. Иронический авангард – течение, берущее свои истоки из иронической повести 1960-х годов. В своих произведениях «авангардисты» обыгрывали, пародировали уже известные сюжеты. Изображённые в произведениях жизненные события настолько фантастичны и необычны, что порой кажутся нереальными. Писатели-«авангардисты» разрушают стереотипы, высмеивают приёмы и сюжеты классической литературы. Представители «иронического авангарда»: В. Пьецуха, С. Довлатов, Е. Попов, М. Веллер. Женская проза игнорирует такую осо-ть массовой л-ры, как нивелирование авторской т.з. –она подчеркнуто индивидуальная, авторская. Именно в этом заключ-ся главн черта новейшей элитной л-ры. Выделение «женской прозы» из общего массива совр-й л-ры обусловлено соч-ем факторов: автор-женщина, центр-я героиня – женщина, проблематика так или иначу связана с женской судьбой. Существ-ю роль играет и взгляд на мир с т.з. женщины, с учетом женской психологии. В 1990-е г «женская» проза офиц-но была признана лит-ным явл-ем. В наст вр проза выдел-ся как устойчивый феномен отечественной л-ры, проходят дискуссии, собираются конференции, публикуются спец-е исследования, анализирующ тво-во писательниц. Явл-е исследуется на разных уровнях, его изучают филологи, историки и социологи. Но по сути в «ЖП» происходят те же самые процессы, что и в остальной л-ре, процессы, направл-е на поиск новых отнош-й в ис-ве и новых приемов их фиксации. Можно согласиться с мнением О. Славниковой, что женщины практически всегда выступали первопроходцами в открытии нового содерж-я. Наиболее ярко ЖП представлена В. Нарбиковой, Л. Петрушевской, Т. Толстой, М. Вишневецкой, Н. Горлановой, А. Данилиной, М. Королевой, А. Матвеевой, М. Палей, И. Полянской, М. Рыбаковой, Н. Садур, О. Славниковой, Л. Улицкой, Г. Щербаковой. Интересные взаимосвязи можно увидеть в ЖП в постановке проблемы контраста детства и взрослой жизни, темы «утерянного рая», поиски смысла жизни, связи личности и общ-ва, проблемы «маленького ч-ка». Др признаком организации «женской» прозы становится поток сознания, выступающий в кач-ве сюжетообразующей основы. Вишневецкая М. подчеркивала, что поток сознания выступает фактически лишь приемом, благодаря кот-му можно вольно, путем ассоциаций переноситься во времени и пространстве. Обычно поток сознания в ЖП подчиняется выявлению той ситуации, кот-я передает состояние героини. Часто поток сознания соединяется с приемом воспоминания. «Поминовение» (1987) М. Палей начинает с рассказа о своем детстве. П-д читателем сразу же возникает архитипич-й образ Дома из основ. Др используемый автором постоянный образ – дорога – символизирует прожитую героиней жизнь. Описания основ раздвигают время действия, а т/ж служат одним из средств доп-ной характеристики героев. Наряду с воспоминаниями в них осмысливается прошлое или предвосхищается будущее. В романе О. Славниковой «Стрекоза, увеличенная до размера собаки» (2000) текст выстраивается как поток перетекающих друг в друга состояний. Фактографичность, «жесткий реализм» нередко соединяются в ЖП тонким лиризмом. Поэтому появл-ся разнообразные формы «ЖП», среди кот-х наиболее часто используемы соц-но-психологич-й, сентиментальный роман, роман-жизнеописание, рассказ, эссе, повесть. Поскольку новейшая л-ра сложна и многообразна, поскольку она несет новый духовный опыт, новое самосознание и мировидение, построенные на основе трагич-го соц-го опыта 20в, ЖП напряженно ищет такие ценностные ориентиры и тво-кие методы, кот-е открыли бы возможность эстетич запечатлеть состояние мира рубежа веков. Библейское постоянство мира в произв-ях писателей противостоит суетности, жестокости, неверию, дисгармонии человеч-й жизни, а перекличка мировых культур, открытость шуму времени ведет к поним-ю истинного смысла бытия. «Страдания и бедствия для того и даются, чтобы вопрос «за что?» превратился в вопрос «для чего?». И тогда заканчиваются бесплодные попытки найти виновного, оправдать себя, получить доказательства собственной невиновности…, потому что у Бога нет таких наказаний, кот-е бы обрушивались наневинных младенцев», - эта мысль хар-на дял произв-й Людмилы Петрушевской, Татьяны Толстой, Людмилы Улицкой и Марины Вишневецкой. Плюрализм мысли и формы, контаминация жанров, разномыслие и разноречие в пределах одной ку-ной палитры – вот что такое русск ЖП сегодня, потому что она стала ярким феноменом совр-го ис-ва.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал