Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предикативная основа сказуемого. Составное глагольное сказуемое.
Составное глагольное сказуемое представляет собой сочетание инфинитива полнозначного глагола с вспомогательным компонентом. В качестве основного компонента может быть употреблен глагольный фразеологизм в инфинитиве: Да и я не хочу у тебя на шее сидеть (Слепц.). Сочетание двух полнозначных глаголов не образует составного сказуемого. Глагол в спрягаемой форме является простым сказуемым, а субъектный или объектный инфинитив занимает позицию обстоятельства цели или объекта: На станции Зима мы сошли пообедать (В.); Природа учит нас понимать прекрасное (Пауст.). Вспомогательный компонент составного сказуемого представляет собой спрягаемый глагол, глагольный фразеологизм или описательный глагольно-именной оборот: Фёдор тоже почему-то перестал бывать в амбаре (Ч.); Виктор Николаевич не хотел вмешиваться в дела своей жены (М.-С). Возможно также аналитическое сочетание именных форм со спрягаемой формой глагольной связки (в том числе нулевой): Ты должна была его любить преданно (А. Т.); Каждый находил нужным улыбаться и курить грошовый фимиам (Ч.); Вспомогательный компонент составного глагольного сказуемого выражает два вида значений: 1) наклонение» время, лицо как слагаемые предикативности; 2) оценку способа действия или отношение к действию, обозначенному основным компонентом — инфинитивом. Первое опирается на формы глагола, второе — на его лексическое значение. Лексическое значение вспомогательного глагола в составе сказуемого грамматизуется, т. е. приобретает отвлеченный, оценочный характер, утрачивает значение действия, процесса; ср.: Ваня быстро привык к пароходной жизни (Пауст.). Оценочное значение вспомогательного компонента отличает составное глагольное сказуемое от простого глагольного; ср.: (я) говорю — начинаю говорить, хочу говорить, могу говорить и т. д. Необходимо различать фазисное и модальное значения вспомогательного компонента. Фазисное значение вспомогательного компонента составного глагольного сказуемого заключается в оценке протекания действия, в указании на его этапы. Фазисными являются глаголы с лексическим значением начала, продолжения и конца действия Модальное значение вспомогательного компонента составного глагольного сказуемого заключается в оценке отношения субъекта (деятеля) к действию, названному инфинитивом основного глагола. В отличие от фазисного модальное значение выражается не только глаголами, но также глагольными фразеологизмами, описательными оборотами и аналитическими конструкциями. Вспомогательный компонент сказуемого выражает следующие модальные значения: 1) возможности/невозможности: Никто не смеет ни говорить, ни ходить, ни стучать (Ч.); Коля не мог бы рассказать этот сон (Пауст.); 2) долженствования: Сильная вечерняя роса должна была лечь на траву (Л. Т.); 3) волеизъявления (не адресованного объекту) как отношения к действию; волеизъявление имеет оттенки: а) желательности: Но колен моих пред вами преклонить я не посмел и влюблёнными мольбами вас тревожить не хотел (П.); б) готовности, решимости: Я уже готовился броситься в отчаянный рейд со всей моей окраинной армией (Купр.); 5) оценки степени обычности действия: Я привык смотреть на таких людей как на заурядных и обыденных (М. Г.); Составное глагольное сказуемое может иметь осложненную форму. Осложняется вспомогательный компонент, вещественное значение сказуемого не затрагивается; ср.: продолжал работать — хотел продолжать работать, готов был продолжать работать, изъявил желание продолжать работать. Осложнение заключается в том, что вспомогательный компонент имеет показатели двух и более частных значений — модальных и фазисных, а его структура дублирует структуру составного глагольного сказуемого в целом: На следующее утро Акулина захотела попробовать и писать (П.).
|