Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Руководство GRI.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Добровольная публичная отчетность о соблюдении принципов КСО.
Глобальный договор ООН не является нормативной базой и в его цели не входит установление требований к КСО, контроль или мониторинг социальной деятельности организаций, он только призывает их присоединиться к нему. Но присоединение к Глобальному договору ООН означает, во-первых, намерение организации включить его принципы в свою практическую деятельность и, во-вторых, предполагает добровольную отчетность об этом (Социальная отчетность - Social Accountability). Сам факт составления и публикации социального отчета уже свидетельствует о наличии в организации понимания важности КСО и безусловно способствует формированию у заинтересованных сторон (общество, органы власти, партнеры и др.) её положительного имиджа. В ноябре 2004 года в Москве на XIV съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей) одобрена Социальная Хартия российского бизнеса, соответствующая принципам Глобального договора и развивающая их применительно к ситуации в России. Хартия также предусматривает, что организации – члены РСПП, которые заявили о присоединении к ней, добровольно публикуют отчеты о своей социальной деятельности, на основании которых можно составить представление о том, насколько они реально следуют принципам КСО и дать соответствующую оценку. Торгово-промышленная палата РФ по аналогии с Социальной хартией РСПП выпустила стандарт ТПП РФ 10-09-06 «Социальная отчетность предприятий и организаций, зарегистрированных в Российской Федерации». Таким образом, социальные отчеты не содержат оценку результатов социальной деятельности, достигнутых организацией. Предполагается, что любая заинтересованная сторона на основании информации в социальном отчете сама проведет такую оценку. Для составления социальных отчетов обычно используется руководство, предложенное международной общественной организацией Global Reporting Initiative (Глобальная инициатива в области отчетности), исходя из того, что отчетность об экономических, экологических и социальных результатах деятельности должна быть настолько же обычна и сравнима, как финансовая отчетность.
Руководство GRI. Руководство, предложенное Global Reporting Initiative, называется GRI’s Sustainability Reporting Guideline – (Руководство по составлению отчетов в области устойчивого развития). «Миссия Глобальной инициативы по отчетности состоит в том, чтобы предложить авторитетную и пользующуюся доверием Систему отчетности в области устойчивого развития, которая может использоваться организациями вне зависимости от их размера, отрасли или расположения» Руководство GRI является документом, который подробно разъясняет как надо готовить такие отчеты и что они должны содержать. Отчет в области устойчивого развития должен представлять сбалансированную и обоснованную картину результатов деятельности организации в отношении устойчивого развития — включая, как положительные, так и отрицательные аспекты, с учетом ожиданий и интересов заинтересованных сторон. Подготовка отчета должна учитывать принципы, позволяющие определить его необходимое содержании и обеспечить требуемое качество информации, включенной в отчет. К этим принципам относятся следующие. СУЩЕСТВЕННОСТЬ (MATERIALITY). Информация, включенная в отчет, должна охватывать темы и показатели, которые отражают существенные воздействия организации на экономику, окружающую среду и общество или могут существенно повлиять на оценки и решения заинтересованных сторон. ОХВАТ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН (STAKEHOLDER INCLUSIVENESS). Организация, готовящая отчет, должна выявить стороны, заинтересованные в ее деятельности, и пояснить в отчете, каким образом их разумные ожидания и интересы были учтены при подготовке отчета. СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ (BALANCE). Отчет должен отражать, как положительные, так и отрицательные результаты организации. ПОЛНОТА (COMPLETENESS). Состав критериев и показателей, по которым оценивается полнота их выполнения, должен быть достаточным, чтобы отразить воздействие организации на экономику, окружающую среду и общество и дать заинтересованным сторонам возможность оценить результаты деятельности организации за отчетный период. СОПОСТАВИМОСТЬ (COMPARABILITY). Информация должна быть представлена таким образом, чтобы позволить заинтересованными сторонам анализировать изменения в результативности организации и дать возможность анализа в сравнении с другими организациями ТОЧНОСТЬ (ACCURACY). Информация, представленная в отчете, должна быть достаточно точной и подробной для того, чтобы заинтересованные стороны могли оценить результаты деятельности организации, подготовившей отчет. СВОЕВРЕМЕННОСТЬ (TIMELINESS). Отчетность осуществляется на основе регулярного графика и информация доступна своевременно, так что заинтересованные стороны могут принимать информированные решения. ЯСНОСТЬ (CLARITY). Информация должна обнародоваться в форме, понятной и доступной для заинтересованных сторон, использующих отчет. НАДЕЖНОСТЬ (RELIABILITY). Информация и процессы, использованные при подготовке отчета, должны быть собраны, документированы, составлены, проанализированы и раскрыты таким образом, который допускает изучение и обеспечивает качество и существенность информации. Одновременно с определением тем и показателей, которые будут отражены в отчете, организация должна решить, результаты деятельности каких организационных единиц (например, дочерних компаний или совместных предприятий) будут представлены в нем. Это могут быть компании, контролируемые организацией готовящей отчет, или испытывающие ее значительное влияние, например, в рамках ее цепочки поставок Отчет должен содержать раздел о стратегическом отношении организации к устойчивому развитию. В нем должно быть Заявление самого старшего лица, принимающего решения в организации (например, главного исполнительного директора, председателя совета директоров или эквивалентной должности), публикующей отчет, о значимости устойчивого развития для организации и ее стратегии. Заявление должно включать: - стратегические приоритеты и ключевые направления на кратко- и среднесрочный периоды, имеющие отношение к устойчивому развитию, включая соответствие международным стандартам, а также связь этих приоритетов и проблем с долгосрочными стратегией и успехом организации. - крупномасштабные (например, макроэкономические или политические) тенденции, оказывающие влияние на организацию и ее приоритеты в области устойчивого развития. - важнейшие события, достижения и неудачи организации за отчетный период. - обзор полученных результатов по отношению к поставленным целям. - характеристики основных проблем и задач на следующий год, стоящих перед организацией, а также целей на ближайшие 3-5 лет, и Организация должна также включить в отчет два кратких описательных раздела в отношении ее ключевых воздействий, рисков и возможностей. В первом из них: - описываются основные воздействия организации на устойчивое развитие и на заинтересованные стороны, включая воздействие на права последних, определенные согласно национальному законодательству и соответствующим международным стандартам; - излагаются основные выводы относительно прогресса, достигнутого в этой области за отчетный период а также оцениваются причины недостаточных результатов или превысивших ожидания результатов; Во втором разделе: - рассматривается влияние рисков и возможностей в области устойчивого развития на долгосрочные перспективы и финансовую результативность организации; - определяется приоритетность ключевых тем, рисков и возможностей в соответствии с их значимостью для долгосрочной стратегии организации, ее конкурентных позиций, качественных и, по возможности, количественных финансовых стоимостных факторов. Отчет, кроме обычных сведений об организации, должен содержать такие, как: - число стран, в которых организация осуществляет свою деятельность; - рынки, на которых работает организация; - чистый объем продаж (для организаций частного сектора) или чистая выручка (для государственных организаций); - общая капитализация с разбивкой на заемный и собственный капитал (для организаций частного сектора; - механизмы, при помощи которых акционеры или сотрудники организации могут направлять деятельность высшего руководящего органа или давать ему рекомендации; - механизмы, позволяющие миноритарным акционерам доводить свое мнение до сведения высшего руководящего органа, - связь между выплатами членам высшего руководящего органа, представителям высшего исполнительного руководства и старшим руководителям (включая выходные пособия) и результатами деятельности организации (включая социальные и экологические результаты); - процессы определения квалификации и компетентности членов высшего руководящего органа для определения стратегии организации в экономической, экологической и социальной областях; - процедуры, используемые высшим руководством для надзора за тем, как организация управляет результативностью в указанных областях. Наиболее интересной и практически значимой является набор из 39-и показателей, который предлагается Руководством GRI для постановки целей и оценки результатов деятельности организации в экономике, в экологии и в социальной области. Они включают показатели экономические, экологические, организации труда, соблюдения прав человека, взаимодействия с обществом и ответственности за продукцию. Эти показатели могут быть использованы любой организацией в то или ином объеме для самооценки. Кроме того, и это не менее важно, на их основе могут быть выработаны требования со стороны заинтересованных сторон к социальной деятельности организации. Разумеется, показатели, предложенные в Руководстве, могут быть видоизменены или к ним добавлены другие показатели. Показатели экономической результативности. EC1 [1]Созданная и распределенная прямая экономическая стоимость, включая доходы, операционные затраты, выплаты сотрудникам, пожертвования и другие инвестиции в сообщества, нераспределенную прибыль, выплаты поставщикам капитала и государствам. EC2 Финансовые аспекты и другие риски и возможности для деятельности организации в связи с изменением климата. EC3 Обеспечение обязательств организации, связанных с пенсионным планом с установленными льготами. EC4 Значительная финансовая помощь, полученная от органов государственной власти. EC5 Диапазон соотношений стандартной заработной платы начального уровня и установленной минимальной заработной платы в существенных регионах деятельности организации. EC6 Политика, практические подходы к закупкам у местных поставщиков и доля таких закупок в существенных регионах деятельности организации. EC7 Процедуры найма местного населения и доля высших руководителей, нанятых из местного населения, в существенных регионах деятельности организации. EC8 Развитие и воздействие инвестиций в инфраструктуру и услуг, предоставляемых в первую очередь для общественного блага, посредством коммерческого, натурального или благотворительного участия. EC9 Понимание и описание существенных непрямых экономических воздействий, включая область влияния. Показатели экологической результативности EN1 Использованные материалы с указанием массы или объема. EN2 Доля материалов, представляющих собой переработанные или повторно используемые отходы. EN3 Прямое использование энергии с указанием первичных источников. EN4 Косвенное использование энергии с указанием первичных источников. EN5 Энергия, сэкономленная в результате мероприятий по снижению энергопотребления и повышению энергоэффективности. EN6 Инициативы по предоставлению энергоэффективных или основанных на использовании возобновляемой энергии продуктов и услуг, и снижение потребности в энергии в результате этих инициатив. EN7 Инициативы по снижению косвенного энергопотребления и достигнутое снижение. EN8 Общее количество забираемой воды с разбивкой по источникам. EN10 Доля и общий объем многократно и повторно используемой воды. EN9 Источники воды, на которые оказывает существенное влияние водозабор организации. EN11 Местоположение и площадь земель, находящихся в собственности, аренде, под управлением организации, и расположенных на охраняемых природных территориях и территориях с высокой ценностью биоразнообразия вне их границ, или примыкающих к таким территориям. EN12 Описание существенных воздействий деятельности, продукции и услуг на биоразнообразие на охраняемых природных территориях и территориях с высокой ценностью биоразнообразия вне их границ. EN13 Сохраненные или восстановленные местообитания. EN14 Стратегии, осуществляемые действия и планы на будущее по управлению воздействиями на биоразнообразие. EN15 Число видов, занесенных в Красный список МСОП и национальный список охраняемых видов, местообитания которых находятся на территории, затрагиваемой деятельностью организации, с разбивкой по степени угрозы существованию вида. EN16 Полные прямые и косвенные выбросы парниковых газов с указанием массы. EN17 Прочие существенные косвенные выбросы парниковых газов с указанием массы. EN18 Инициативы по снижению выбросов парниковых газов и достигнутое снижение. EN19 Выбросы озоноразрушающих веществ с указанием массы. EN20 Выбросы в атмосферу NOХ, SOX и других значимых загрязняющих веществ с указанием типа и массы. EN21 Общий объем сбросов с указанием качества сточных вод и принимающего объекта. EN22 Общая масса отходов в разбивке по типу и способу обращения. EN23 Общее количество и объем существенных разливов. EN24 Масса перевезенных, импортированных, экспортированных или переработанных отходов, являющихся «опасными» согласно приложениям I, II, III и VIII к Базельской конвенции и доля отходов, EN25 Принадлежность, размер, статус охраны и ценность с точки зрения биоразнообразия водных объектов и связанных с ними местообитаний, на которые оказывают существенное влияние сбросы организации и поверхностный сток с территории ее объектов. EN26 Инициативы по смягчению воздействия продукции и услуг на окружающую среду и масштаб смягчения воздействия. EN27 Доля проданной продукции и ее упаковочных материалов, возвращаемой для переработки производителю с разбивкой по категориям. EN28 Денежное значение значительных штрафов и общее число нефинансовых санкций, наложенных за несоблюдение экологического законодательства и нормативных требований. EN29 Значимое воздействие на окружающую среду перевозок продукции и других товаров и материалов, используемых для деятельности организации, и перевозок рабочей силы. EN30 Общие расходы и инвестиции на охрану окружающей среды, с разбивкой по типам. Показатели результативности подходов к организации труда LA1 Общая численность рабочей силы в разбивке по типу занятости, договору о найме и региону. LA2 Общее количество сотрудников и текучесть кадров в разбивке по возрастной группе, полу и региону. LA3 Выплаты и льготы, предоставляемые сотрудникам, работающим на условиях полной занятости, которые не предоставляются сотрудникам, работающим на условиях временной или неполной занятости, в разбивке по основной деятельности. LA4 Доля сотрудников, охваченных коллективными договорами. LA5 Минимальный период(ы) уведомления в отношении значительных изменений в деятельности организации, а также определен ли он в коллективном соглашении. LA6 Доля всего персонала, представленного в официальных совместных комитетах по здоровью и безопасности с участием представителей руководства и ее работников, участвующих в мониторинге и формулирующих рекомендации в отношении программ по здоровью и безопасности на рабочем месте. LA7 Уровень производственного травматизма, уровень профессиональных заболеваний, коэффициент потерянных дней и коэффициент отсутствия на рабочем месте, а также общее количество смертельных исходов, связанных с работой, в разбивке по регионам. LA8 Существующие программы образования, обучения, консультирования, предотвращения и контроля риска для помощи сотрудникам, членам их семей и представителям населения в отношении тяжелых заболеваний. LA9 Отражение вопросов здоровья и безопасности в официальных соглашениях с профсоюзами. LA10 Среднее количество часов обучения на одного сотрудника в год, в разбивке по категориям сотрудников. LA11 Программы развития навыков и образования на протяжении жизни, призванные поддерживать способность сотрудников к занятости, а также оказать им поддержку при завершении карьеры. LA12 Доля сотрудников, для которых проводятся периодические оценки результативности и развития карьеры. LA13 Состав руководящих органов и персонала организации с разбивкой по полу и возрастной группе, указанием представительства меньшинств, а также других показателей разнообразия. LA14 Отношение базового оклада мужчин и женщин в разбивке по категориям сотрудников. Показатели результативности в области соблюдения прав человека HR1 Процент и общее число существенных инвестиционных соглашений, включающих положения об обеспечении прав человека или прошедших оценку с точки зрения прав человека. HR2 Доля существенных поставщиков и подрядчиков, прошедших оценку с точки зрения прав человека, и предпринятые действия. HR3 Общая совокупная продолжительность (в часах) обучения сотрудников политикам и процедурам, связанным с аспектами прав человека, значимыми для деятельности организации, включая долю обученных сотрудников. HR4 Общее число случаев дискриминации и предпринятые действия. HR5 Деятельность, в рамках которой право на использование свободы ассоциации и ведение коллективных переговоров может быть подвержено существенным рискам, и действия, предпринятые для поддержки этих прав. HR7 Деятельность, в рамках которой имеется значительный риск случаев использования принудительного или обязательного труда, и действия, предпринятые для участия в искоренении принудительного или обязательного труда. HR8 Доля сотрудников службы безопасности, прошедших обучение политикам и процедурам в отношении аспектов прав человека, связанных с осуществляемой деятельностью. HR9 Общее число случаев нарушения, затрагивающих права коренных и малочисленных народов, и предпринятые действия. Показатели результативности взаимодействия с обществом SO1 Характер, сфера охвата и результативность любых программ и практических подходов, оценивающих воздействия деятельности организации на сообщества и управляющих этим воздействием, включая начало деятельности, ее осуществление и завершение SO2 Доля и общее число бизнес-единиц, проанализированных в отношении рисков, связанных с коррупцией. SO3 Доля сотрудников, прошедших обучение антикоррупционным процедурам организации. SO4 Действия, предпринятые в ответ на случаи коррупции. SO5 Позиция в отношении государственной политики и участие в формировании государственной политики и лоббирование. SO6 Общее денежное выражение финансовых и натуральных пожертвований политическим партиям, политикам, и связанным с ними организациям в разбивке по странам. SO7 Общее число случаев правовых действий в отношении организации в связи с противодействием конкуренции, практические подходы по недопущению монополистической практики и их результаты. SO8 Денежное выражение существенных штрафов и общее число нефинансовых санкций, наложенных за несоблюдение законодательства и нормативных требований. Показатели результативности в части ответственность за продукцию PR1 Стадии жизненного цикла, на которых воздействие на здоровье и безопасность продукции и услуг оцениваются для выявления возможностей улучшения, и доля существенных продуктов и услуг, подлежащих таким процедурам. PR2 Общее количество случаев несоответствия нормативным требованиям и добровольным кодексам, касающимся воздействия продукции и услуг на здоровье и безопасность, в разбивке по видам последствий PR3 Виды информации о свойствах продукции и услуг, требуемые процедурами, и доля значимых продуктов и услуг, в отношении которых действуют такие требования к информации PR4 Общее количество случаев несоответствия нормативным требованиям и добровольным кодексам, касающимся информации и маркировки о свойствах продукции и услуг, в разбивке по видам последствий PR5 Практики, относящиеся к удовлетворению потребителя, включая результаты исследований по оценке степени удовлетворения потребителя. PR6 Программы по обеспечению соответствия законодательству, стандартам и добровольным кодексам в сфере маркетинговых коммуникаций, включая рекламу, продвижение продукции и спонсорство. PR7 Общее количество случаев несоответствия нормативным требованиям и добровольным кодексам, касающимся маркетинговых коммуникаций, включая рекламу, продвижение продукции и спонсорство, в разбивке по видам последствий. PR8 Общее количество обоснованных жалоб, касающихся нарушения неприкосновенности частной жизни потребителя и утери данных о потребителях. PR9 Денежное выражение существенных штрафов, наложенных за несоблюдение законодательства и нормативных требований, касающихся предоставления и использования продукции и услуг. Как видно из вышеизложенного, отчет GRI затрагивает все стороны деятельности организации, в том числе, финансовую, и поэтому должен содержать огромный объем разнообразнейшей информации, структурированной в соответствии с четкими критериями и показателями. Составление такого отчет требует больших затрат и наличия специалистов, которые могут его подготовить. Вследствие отчеты GRI готовят крупные, главным образом, транснациональные, компании. Как следует из разных источников, количество российских организаций, публикующих отчеты GRI не превышает тысячу.
|