Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие № 9. Психология мотивации (активность личности). Психология деятельности.






Суть этого занятия заключается в том, чтобы на основе теоретических положений, рассмотренных ранее, проанализировать конкретно-практические ситуации, дав им интерпретационную характеристику и ответив на соответствующие вопросы.

Анализ ситуаций осуществляется с опорой на схему, которая приведена в Методических рекомендациях.

Ситуации для работы:

Ситуация 1. Ниже описаны проявления различных сторон личности в поведении человека.

Пример 1.Десятиклассник Виктор Л., по мнению преподавателей, глубоко знает программный материал. Его речь нетороплива, мало эмоциональна, но очень содержательна. Он полон энергии, хотя не отличается особой подвижностью: не вспыхивает, не загорается в работе. В учении он неутомим, но интересы его односторонни.

Пример 2.C каждым днем угасая от тяжелых ран, Воробьев страстно живет интересами дорогой ему Советской страны. Он проявляет к советским людям большую любовь, одновременно требовательную и нежную. Воробьев вдохновляет летчика с ампутироваными ногами Алексея Мересьева на новый подвиг, рассказав о русском летчике эпохи первой мировой войны, который после ампутации ступни вернулся в авиацию. На мучительные сомнения Алексея комиссар Воробьев восклицает: «А ты же советский человек!», выражая в этих словах глубочайшую веру в моральное величие советских людей. (По Н.Д. Левитову.)

Пример 3.Таня А., ученица IV класса, веселая, жизнерадостная, энергичная и в то же время ровная и спокойная девочка. У нее много друзей. Она все умеет делать быстро и хорошо.

Пример 4.В семье сельского сторожа было два сына. Материальная обеспеченность семьи была невысокой. Мать неграмотна. Отец груб и строг с детьми. Ни о какой художественной атмосфере в семье говорить нечего. И все-таки старший сын рано проявил склонность к рисованию, продолжал много и с большой охотой рисовать в школе. Затем поступил в Саратовское художественное училище, а после службы в Советской Армии учился в Москве. Теперь он видный художник. (По А.Г. Ковалеву.)

Задание для прмеров 1-4. 1. Определите, в какой из ситуаций проявляется а) направленность личности; б) нравственный мотив; в) интерес; г) особенности темперамента.2. Дайте письменное обоснование вашего решения.

Ситуация 2.

Ниже представлены научные факты и результаты научных наблюдений.

А) «В центре внимания современной психологии – мотивация поведения человека. Известно ведь, что в зависимости от цели деятельности (мотива) меняется и человеческая активность»

Б) «Что важнее всего… - поступок человека или предшествующие ему мотивы. Ведь перед совершением поступков в каждом из нас происходит воистину громадная душевная работа. Поступок всего-навсего результат ее. Мотивы, ассоциации, мысли, проявления чувств – тут зачастую такая внутренняя борьба…»

В) Нередко наблюдаются случаи, когда школьник проявляет активность, старательно выполняет задание учителя, поручение общественных организаций, но при этом, как оказывается, руководствуется престижными, себялюбивыми устремлениями или другими сугубо личными мотивами и целями.

Г) «От сочетания мотивов и целей зависит многое – деятельность периода «врабатываемости», степень работоспособности, интенсивность той стадии, которую психологи называют «конечный порыв»

Д) «Одна из главных задач учителя с первого до выпускного класса – упорно и терпеливо формировать содержательные и общественно значимые мотивы, которые бы направляли не только школьную, но и всю последующую жизнь человека.

Задание 1. На основании приведенных суждений определить место и роль мотивов в деятельности человека. 2. Показать, в какой мере формирование у школьников общественно значимых мотивов зависит от учителя и школы, от семьи и самих учащихся.

Ситуация 3. Ниже описаны образцы проявления в поведении человека различных сторон личности.

Пример 1. Миша К. всегда активен на уроках математики. Если некоторые ученики при решении той или иной математической задачи не могут обходиться без детального развертывания процесса решения, то Миша многие действия делает в уме, не записывая их в тетради или на доске. Также легко и быстро он понимает задачи на только что объясненное правило и правильно решает их.

Пример 2. Вера Фингер – известная русская революционерка – родилась в 1852 году в состоятельной семье. Во время учебы за границей прониклась социалистическими идеями. Рассталась с мужем, так как увидела, что он не разделяет ее взглядов. Стала знакомиться с революционной литературой. Когда до получения диплома оставалось лишь полгода, она оставила учебу, и вернулась в Россию по вызову революционной организации. Отказавшись от богатства и привилегий, она посвятила себя революционной борьбе с царским самодержавием. Неоднократно была осуждена, почти 20 лет сидела в тюрьме. В 1884 году на суде в заключительном слове она сказала: «Я часто думала, могла ли моя жизнь идти иначе, чем она шла, и могла ли она кончиться чем-либо иным, кроме скамьи подсудимых, и каждый раз я отвечала себе: «НЕТ!»

Пример 3. Помню, несколько месяцев назад один из его (Гришиных) товарищей, взяв в библиотеке книгу, вырвал листок с картинкой. Книга была возвращена в библиотеку, выдана другому ученику, и, когда тот сдавал ее, библиотекарь обнаружил, что страницы не хватает. Мальчик был обвинен несправедливо. Гриша случайно узнал настоящего виновника. Он сидел за партой рядом с ним, и, когда классный руководитель пытался добиться «признания» от мальчика, ни в чем неповинного, виновник был невозмутим. Гриша толкнул его локтем, сказал тихонько: «Сознавайся, ведь это ты вырвал листок». Лицо виновника выразило такое удивление, что Гриша смутился. Смущение уступило место возмущению, мальчик вскочил и взволнованно сказал: «Вот кто вырвал листок! Он сидит, молчит, да еще и радуется, что обвиняют товарища. Разве можно так поступать?» [10, 34]

Задание Укажите и обоснуйте, какие явления характеризуют: а) направленность личности; б) нравственный мотив; в) особенности темперамента.

Ситуация 4.

Анатолий В. 18 лет. Анатолий родился и вырос в семье врачей – людей трудолюбивых, весьма гуманных. С детства родители привили мальчику трудолюбие и любовь к искусству. Уже в дошкольном возрасте он с увлечением рисует и играет на пианино, поет, декламирует. В школу Анатолий пошел с большим интересом и волнением. Учился хорошо, был дисциплинирован. В восьмом классе увлекся произведениями Толстого. Читая, много думал, размышлял. Толстого полюбил за великий гуманизм и поиски правды. Позже героика советских людей стала идеалом для Анатолия. Павел Корчагин, Алексей Мересьев – вот кто стали образцами для его поведения и действия. На уроках Анатолий всегда внимателен, домашнее задание выполняет аккуратно по всем предметам, а по литературе и истории знакомится и с дополнительной литературой. Ответы Анатолия глубокие, полные.

Анатолий любит коллектив. «Коллектив для меня все» – говорит он. Для своей школы, класса он готов сделать многое. Надо видеть, с каким увлечением он работает в стенной газете. Анатолий - хороший товарищ. В любое время готов помочь в учебе тому или иному соученику. Для этого нередко остается после занятий или приглашает товарищей к себе домой и терпеливо объясняет им непонятное. Анатолия любят в коллективе за то, что он настоящий товарищ. И он, в свою очередь, чутко и внимательно относится к каждому, вежлив и корректен со всеми. Анатолий вежлив в отношениях с учителями, он исполнителен, но без подобострастия и заискивания. Очень высоко ценит справедливость. Так, однажды ему показалось, что ему завысили оценку, а товарищу занизили. Он серьезно переживал, пошел к учителю, когда тот выходил, и заявил, что, может быть, и он, и товарищ – они оба не знают на «отлично», но они вместе готовили уроки и он, Анатолий, чувствовал, что товарищ материал знает лучше. «Вы уже простите меня, но я очень прошу переставить оценки: мне вместо «пяти» поставить «четыре», ему вместо «четырех» – «пять». Это будет справедливо», - заключил он свою просьбу.

Задание В характеристике выделите моменты, в которых проявляются мотивы и направленность личности. Обоснуйте свой ответ.

 

Ситуация 5. Ниже приведены примеры, описывающие различные аспекты деятельности человека

Пример 1. Чтобы остановить машину, шофер отжимает сцепление и нажимает на педаль тормоза. Чтобы уменьшить скорость, шофер тоже отжимает сцепление и нажимает на педаль тормоза.

Пример 2. Сереже предложили проехать на велосипеде по узкой доске мостика. При первой попытке Сережа держал руль за концы, сидел в седле выпрямившись, въехал на мостик, когда правая педаль была наверху. При второй попытке он держал руки у середины руля, сидел низко наклонившись; при въезде на мостик верхней была левая педаль. (По К.К. Платонову.)

Задание. В приведенных примерах выделите, что относится к движению, а что – к действию?

 

Ситуация 6. Ниже представлены примеры, отражающие различные аспекты освоения деятельности

А) В цехе работает мостовой кран. Крановщик с помощью рычага заставляет крюк с грузом подниматься или опускаться, другой рычаг передвигает кран поперек цеха, наконец, третий рычаг перемещает весь мост крана вдоль оси. Иными словами, с помощью этих рычагов можно перемещать груз по всем трем осям. (По К.К. Платонову.)

Б) Неопытный крановщик передвигает груз последовательно по каждой оси, работая по очереди каждым рычагом. Груз движется как бы скачками и по ломаной линии: пойдет, остановится, затем пойдет в другом направлении. (По К.К. Платонову.)

В) Когда начинающий спортсмен учится перезаряжать винтовку, он нередко шепчет: «Раз – повернуть налево, два – повернуть к себе, три – толкнуть от себя, четыре – повернуть направо». (По К.К. Платонову.)

Г) Переходя улицу с односторонним движением и посмотрев налево, навстречу движущемуся транспорту, вы, дойдя до середины, почувствуете потребность посмотреть направо, хотя и знаете, что оттуда транспорт идти не может. (По К.К. Платонову.)

Д) В первое время ученик думает над тем, ставить или не ставить запятую в предложении. Для этого он вспоминает правила пунктуации, выбирает из них подходящие к данному случаю. Он затрудняется сразу определить, нужно или не нужно ставить запятую в предложении.

Е) По мере обучения ученик быстро, не тратя времени на определение типа предложения, безошибочно ставит знаки препинания.

Задание Определите, в каких из приведенных примеров проявляются умения, навыки, привычки?

Ситуация 6. Ниже представлены примеры, отражающие различные аспекты освоения деятельности

А) Чтобы обточить деталь на металлорежущем станке, рабочий предварительно должен установить заготовку, закрепить режущий инструмент, настроить станок в соответствии с производственным заданием.

Б) При обучении работе на металлорежущем станке учащиеся выполняют специальные упражнения по установке заготовки, по закреплению режущего инструмента и по настройке станка.

Задание В каком из приведенных примеров выделены операции, а в каком - действия?


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал