Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Государственное регулирование денежного оборота и место в нем фискально-бюджетной и денежно-кредитной политики
Для реализации своего влияния на экономику страны государство должно разрабатывать определенную экономическую политику. Целями этой политики являются: -обеспечение определенного уровня экономического роста; -обеспечение максимальной занятости населения; -контроль над инфляцией с целью минимизации и стабилизации цен4 -балансирование активов и пассивов платежного баланса страны. Для достижения этих целей экономическая политика предусматривает широкий спектр мероприятий, влияющих на экономическую жизнь общества. Условно их можно разделить на четыре группы:
- Структурная политика;
- Политика конкуренции;
- Социальная политика;
- Конъюнктурная политика.
Первые три группы мероприятий предусматривают решение относительно узких, локальных задач. Структурная политика, например, предусматривает предоставле-ние субсидий или иных стимулов активизации развития относительно отсталых регионов или определенных отраслей экономики. Политика конкуренции преду-сматривает мероприятия антимонопольного характера, свободного ценообразования, доступа на рынки всем предпринимателям, установления особых правил взаимоот-ношений там, где свободная конкуренция затруднена – в энергетике, сельском хозяйстве и т.д. Социальная политика предусматривает мероприятия, направленные на обеспечение социального равенства. Особое место в экономической политике занимают мероприятия, принадлежащие к конъюнктурной политике, реализуемой через регулятивное влияние государства на рыночную конъюнктуру, на соотношение совокупного спроса и совокупного предложения на рынках. Так как совокупный платежеспособный спрос формирует-ся и реализуется в денежной форме в процессе формирования, распределения и ис-пользования национального дохода, конъюнктурная политика обеспечивается прежде всего государственным регулированием денежного оборота. Через регулирование отдельных денежных потоков, массы денег, уровня процента, скорости оборота денег государство имеет возможность влиять не только на измене-ние спроса, а и на изменение предложения на товарных рынках. По способам и ха-рактеру влияния на поведение экономических субъектов все средства конъюнктурной политики можно разделить на три группы: -средства фискальной политики; -средства денежно-кредитной (монетарной политики); -средства прямого влияния. Фискальная политика сводится к экономическому регулированию через меха-низм налогообложения, иных изъятий в централизованные фонды финансовых ре-сурсов, финансирование затрат государства, связанных с выполнением им своих функций. Эта политика обеспечивает возможность непосредственного влияния как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение. Если уровень фискаль-ных изъятий из доходов экономических субъектов возрастает, то это уменьшает их возможности и ослабляет стимулы к наращиванию инвестиций, расширению производства; это снижает совокупное предложение экономическую активность. Денежно-кредитная политика сводится к экономическому регулированию через механизмы изменения массы денег и их цены на денежном рынке. Увеличение денежной массы, при неизменных прочих условиях, обуславливает снижение процента рост объемов инвестиций, рост платежеспособного спроса на рынках. Все это в течение коротких временных интервалов оживляет конъюнктуру рынков и усиливает стимулы к расширению производства. В зависимости от направления темпов изменения предложения денег и уровня процентов различают следующие виды денежно-кредитной политики: -экспансионная; -рестрикционная. При экспансионной политике допускается неконтролируемый рост предложения денег, вследствие чего деньги стремительно «дешевеют». Следствием такой политики неминуемо становится инфляция (политика инфляции). Такой результат экспансионной политики негативно воздействует на экономику страны. Более целесообразной является политика свободного, контролируемого роста денежной массы и постепенного снижения процента, благодаря чему инфляция поддержива-ется на заданном уровне, становится контролируемой, и превращается в действен-ный стимул экономического роста, увеличения занятости. Такую политику называ-ют политикой дезинфляции. При политике денежно-кредитной рестрикции допускается резкое, не совсем взвешенное, обвальное снижение предложения денег, в результате чего деньги стре-мительно «дорожают», совокупный спрос уменьшается, вызывая снижение уровня цен и резкое падение уровня экономической активности. Такую политику называют политикой дефляции. Учитывая ее негативные последствия, правительства стараются допускать лишь незначительное сокращение предложения денег и уровня процента, что мягко тор-мозит экономическую жизнь, без глубокого падения производства. Такая политика получила название политики рефляции. Есть и другие критерии классификации денежно-кредитной политики: -критерий полноты охвата субъектов денежного рынка регулятивными мероприяти-ями: тотальная политика, когда регулятивные требования распространяются на все банки и на все операции; селективная политика, когда регулятивные требования распространяются лишь на определенные виды банков или определенные виды банковских операций; -критерий промежуточного целевого ориентира, на котором строится механизм денежно-кредитной политики: режим монетарного таргетирования, режим курсово-го таргетирования, режим инфляционного таргетирования и др. Таргетирование – предполагает выбор конкретных целевых ориентиров, которые по своему характеру полностью согласуются с определенной на данный период вре-мени стратегической целью, а также детализацию контрольных заданий, связанных с изменением выбранных промежуточных ориентиров.
Данная страница нарушает авторские права?
|