![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эксперимент как комплексный метод психолого-педагогического исследования.Эксперимент - это совместная деятельность испытуемого и экспериментатора, которая организуется экспериментатором и направлена на исследование особенностей психики испытуемых. Как и наблюдение, эксперимент считается основным исследовательским методом. Но если при наблюдении исследователь пассивно ждет проявления интересующих его психических процессов, то в эксперименте он сам создает необходимые условия, чтобы вызвать эти процессы у испытуемого, т. е. человека, с которым проводится опыт (испытание). Создавая необходимые условия, экспериментатор имеет возможность обеспечить их постоянство. Повторяя исследование при одинаковых условиях с разными испытуемыми, экспериментатор может установить индивидуальные особенности протекания психических процессов у каждого из них. Экспериментатор по своему усмотрению меняет условия проведения опыта, активно вмешивается в ситуацию, планомерно манипулирует одной или несколькими переменными (факторами) и регистрирует сопутствующие изменения в поведении изучаемого объекта. Таким образом, проведение эксперимента состоит в изучении влияния изменяемых независимых переменных на одну или несколько зависимых переменных. Создавая определенные условия, исследователь получает возможность учитывать влияние этих условий на изучаемые явления, изменять одни условия и сохранять неизменными другие и тем самым раскрывать причины определенных явлений, повторять опыт и, таким образом, накапливать количественные данные, на основе которых можно судить о типичности или случайности изучаемых явлений. Это особенно важное преимущество эксперимента перед наблюдением, так как оно дает возможность находить, например, наиболее эффективные приемы в учебно-воспитательной работе с учащимися. Меняя условия заучивания того или иного учебного материала, можно установить, при каких условиях запоминание будет наиболее быстрым, точным, длительным и прочным. В процессе эксперимента с помощью специальных приборов и аппаратов можно очень точно измерить время протекания психических процессов, например быстроту реакций, скорость формирования учебных, трудовых навыков. Необходимость в использовании эксперимента возникает тогда, когда задачи исследования требуют создания ситуации, которая либо не может возникнуть при обычном ходе событий, либо неопределенно долго пришлось бы ее ожидать. Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что эксперимент — это исследовательский метод, который заключается в том, чтобы создать исследовательскую ситуацию, получить возможность ее изменять, варьировать ее условия, сделав возможным и доступным изучение психических процессов или педагогических явлений через их внешние проявления, раскрывая тем самым механизмы и тенденции возникновения и функционирования изучаемого явления. Существуют два вида эксперимента: лабораторный и естественный. Лабораторный эксперимент - это изучение какой-либо реальной деятельности с большой точностью регистрации и замеров в искусственных, лабораторных условиях. Лабораторный эксперимент применяется в тех случаях, когда необходимо получить точные и надежные показатели протекания психических явлений при строго определенных условиях, например при изучении чувствительности органов чувств, при изучении памяти, мышления, речи и других психических процессов. Этот вид эксперимента имеет большое значение при исследовании физиологических механизмов тех или иных проявлений человека. Успешно применяется лабораторный эксперимент и для изучения отдельных познавательных процессов (ощущения, восприятия, памяти). Все более широко используется лабораторный эксперимент при изучении целостной деятельности человека. Для лабораторного эксперимента характерным является не только то, что он проводится в лабораторных условиях с помощью специальной аппаратуры и действия испытуемого определяются инструкцией, но и то, что испытуемый знает об экспериментировании над ним. Лабораторный эксперимент можно повторять многократно (с разными испытуемыми) и столько раз, сколько необходимо для того, чтобы на основе полученных данных можно было бы выявить и сформулировать имеющиеся связи и закономерности. Порядок планирования психолого-педагогического исследования. Под исследованием в области педагогики можно понимать процесс и результат научной деятельности, направленные на получение новых знаний о закономерностях организации учебно-воспитательного процесса. Планирование исследования является одним из первоначальных этапов научной деятельности.Психолого-педагогическое исследование может включать ряд этапов: 1 первоначальное определение темы, проблемы, цели, гипотезы и задач исследования; 2 теоретический анализ имеющейся информации как в современной теории, так и в истории науки; 3 организация опытно-экспериментального исследования; 4 литературное оформление полученных результатов и окончательное определение темы, проблемы, цели, объекта, гипотезы и задач исследования; разработка научно-методических рекомендаций, применение результатов исследования в педагогической практике. Выбор темы исследования, помимо научного любопытства самого исследователя, во многом определяется запросами и потребностями общества. От степени общественной значимости зависит финансирование разработки научной проблемы и оценка результата деятельности ученых. Выбор темы, как и возможности науки, также определяется особенностями самой науки, ее состоянием и уровнем развития. Каждая наука последовательно проходит и осваивает этапы описательности, систематизации и прогнозирования. Примерно эти же этапы наблюдаются и внутри разделов каждой науки. Контроль за целями, но не за методами творчества стимулируют новаторство ученых. Излишняя свобода выбора, наоборот, оказывает тормозящий эффект на исследователя, так как многие стараются выбрать менее рискованный, но более проверенный путь. К сожалению, некоторые исследователи придают слишком большое значение внешним факторам в творческом процессе. Цели деятельности учителя-практика и педагога-психолога, исследующего закономерности в сфере образования, разные. Цель учителя – достижение высоких результатов обучения, что выражается в получении призовых мест на городских, республиканских или международных предметных олимпиадах, в поступлении выпускников в вузы и др. Цель научного исследования можно разбить на три основные задачи, а именно: психолого-педагогическая диагностика, объяснение причинно-следственных отношений между достигнутым результатом и применяемыми средствами, а также прогноз результатов на будущее. Учитель, методист или директор школы должны отдавать все силы одновременно по всем направлениям в учебно-воспитательной работе. Педагог-исследователь, наоборот, должен стараться глубже изучить только одно направление и работать не со всеми школьниками, а лишь с проблемными детьми, совершенствовать только экспериментальную программу. Начинающему исследователю, прежде всего, необходимо определиться с направлением научного поиска, выбрать именно то, которое кажется наиболее актуальным. По данному направлению необходимо прочитать с десяток монографий и три-четыре десятка научных статей. Прочитанное необходимо обдумать, сопоставить с имеющимися жизненными впечатлениями, наметить возможные варианты собственного исследования, изложить весь собранный материал в форме реферата объемом в 20-30 машинописных страниц. В процессе этой работы необходимо размышлять над темой исследования. Со временем, по мере накопления материала, знакомства с новыми концепциями и теориями тема исследования будет систематически обновляться, изменяться. Это вполне естественный процесс научной работы. Наоборот, было бы странно, если бы тема исследования никогда не изменялась. Однако, несмотря на это, с темой необходимо определиться в начале исследования. Проблема, цель, гипотеза и задачи исследования должны быть сформулированы в самом первоначальном виде именно на этом этапе исследования. На протяжении всей работы они будут уточняться, все более приближаясь к идеалу Данная страница нарушает авторские права? |