Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Применение социометрического метода в исследовании межличностных отношений.




Социометрия— это метод психологического исследования межличностных отноше­ний в группе, коллективе с целью определения структуры взаи­моотношений и психологической совместимости. Позволяет выявить: * особенности систем неформальных отношений в группе, * степень психологической совместимости конкретных людей, *внутригрупповые статусы участников процедуры, * качество психологической атмосферы группы в целом.
Основоположник социометрии - американский психиатр и социальный психолог Якоб (Джекоб) Леви Морено (1892-1974). По его мнению, психическое состояние, адекватность поведе­ния человека во многом зависят от занимаемого им положения в неформальной структуре малой группы. Недостаток симпатий становится одновременно и следствием межличностных проблем, и их источником. В настоящее время социометрия активно используется пси­хологами, социологами, педагогами, конфликтологами, соци­альными работниками. Несомненное достоинство данного метода в том, что внут­ригрупповые отношения получают конкретное выражение в виде таблиц, схем, графиков, числовых величин. Однако все эти све­дения не являются исчерпывающей характеристикой группы, так как представляют собой лишь описание сложившихся меж­личностных предпочтений, отношений симпатии и антипатии. Кроме того, из всего многообразия неформальных отношений в группе выявляются только те, которые отражены в формули­ровках предлагаемых вопросов. И, наконец, социометрия не позволяет установить мотивы выбора или отвержения одних членов группы другими. Поэтому она обычно используется в комплексе с другими методиками изучения малой группы. Для проведения социометрического опроса используется социометрическая карта (опросный лист, бланк анкеты), которая заполняется каждым членом коллектива. Анализ социометрических карточек позволяет установить различные проявления межличностных отношений: предраспо­ложенность, предпочтение (положительный выбор), отвержение, избегание (отрицательный выбор), оставление без внимания, игнорирование. Регистрация межличностных отношений дос­тигается благодаря включению в социометрическую карту вопросов типа: " С кем из членов вашего класса вы согласились бы участвовать в выполнении сложного задания (проекта)? ", " С кем из членов вашего класса вы согласились бы проводить совмест­ный досуг? ", " С кем из членов вашего класса вы согласились бы отправиться в опасное путешествие? " Вопрос социометрической карты, связанный с выбором наи­более предпочтительных партнеров респондента по значимому для данной организации виду деятельности, называется социо­метрическим критерием. Такие критерии позволяют моделиро­вать различные ситуации взаимодействия учащихся, педагогов. Различают следующие типы социометрических критериев: * организационные и экстраорганизационные. Организаци­онные критерии имеют целью изучить межличностные от­ношения в процессе обучения, а также другой совместной деятельности, экстраорганизационные — отношения при проведении совместного досуга.
* Прямые и косвенные (проективные). * Положительные и отрицательные. Первые предполагают ситуацию выделения членов коллектива, с которыми опрашиваемый (респондент) хотел бы заниматься совместной учебой, деятельностью. Вторые ориентированы на обнаружение членов коллектива, с которыми опрашиваемый (респондент) не хочет взаимодействовать. * Коммуникативные и содержательные. Коммуникативные служат для отражения реально существующих в коллективе взаимоотношений. Содержательные отражают осознание членами класса своих взаимоотношений с другими людьми. Содержательный критерий дает информацию о том, кто, по мнению респондента, выберет или отвергнет его в ситуации, задаваемой критерием. Содержательным является вопрос: " Кто, по вашему мнению, хотел бы работать над новым проектом вместе с вами в одной команде (группе)? ’’ Возможны два способа заполнения респондентом социокарты. Первый способ предполагает предварительное занесение в социокарту фамилий всех членов группы и использование при ответах следующих условных обозначений: положительный выбор —знак " +"; отрицательный выбор — знак " -"; безразли­чие — отсутствие знаков. Второй способ предполагает вписыва­ние под вопросами соответствующих фамилий самим респондентом.

19. Общая характеристика процесса обработки и интерпретации результатов психолого-педагогического исследования. Заключительный этап исследования связан с обработкой, анализом и интерпретацией результатов исследования.Первичные данные, полученные в результате психолого-педагогического исследования, представляют собой разнородные и разноплановые показатели: от количества решенных за­дач в интеллектуальном тесте до качественных характери­стик - черт личности. Первичные данные могут быть интерпретированы, если они заданы в единой системе отсчета, которая позволяет сравнивать результаты разных испытуемых, соотносить данные, полученные по разным методикам, оценить выпол­нение теста испытуемым на фоне исследуемой группы. Кроме того, без дополнительного статистичес­кого анализа эти данные чаще всего не имеют практичес­кого значения, так как существенно ограничены в интер­претации и возможности осмысления. Наибольшее распространение в практике психолого-педагогических исследований получили методики Стьюдента, Пирсона и др. Качественный анализ и интерпретация полученных данных. Интерпретировать что-то - значит приписать этому некий содержательный смысл. Основной за­дачей интерпретирования является соотнесение экспериментально-исследовательской модели поведения с реаль­ной жизнью испытуемого, что включает в себя: – интерполирование, попытка понять внутренние невидимые процессы, состояния, свойства по внешним, ви­димым и регистрируемым в исследовании фактам; – экстраполирование полученной информации о тестовом образце поведения к подобному поведению в бу­дущем; – транспонирование диагностических данных об образце поведения на другие формы поведения; – генерализация психодиагностических данных на поведение в целом. Таким образом, интерпретация представляет собой сложный комплексный процесс, включающий в себя ана­лиз информации, полученной с помощью психолого-педагогических методов и методик, соотнесение информации, собран­ной по разным каналам и из разных источников, сопоставление и обобщение всех данных для создания единого, целостного представления об испытуемом.Обработка данных психологических исследований – отдельный раздел экспериментальной психологии, тесно связанный с математической статистикой и логикой. Обработка данных направлена на решение следующих задач: • упорядочивание полученного материала; • обнаружение и ликвидация ошибок, недочетов, пробелов в сведениях; • выявление скрытых от непосредственного восприятия тенденций, закономерностей и связей; • обнаружение новых фактов, которые не ожидались и не были замечены в ходе эмпирического процесса; • выяснение уровня достоверности, надежности и точности собранных данных и получение на их базе научно обоснованных результатов. Различают количественную и качественную обработку данных. Количественная обработка – это работа с измеренными характеристиками изучаемого объекта, его «объективированными» свойствами. Качественная обработка представляет собой способ проникновения в сущность объекта путем выявления его неизмеряемых свойств.Количественная обработка направлена в основном на формальное, внешнее изучение объекта, качественная – преимущественно на содержательное, внутреннее его изучение. В количественном исследовании доминирует аналитическая составляющая познания, что отражено и в названиях количественных методов обработки эмпирического материала: корреляционный анализ, факторный анализ и т. д. Реализуется количественная обработка с помощью математико-статистических методов.В качественной обработке преобладают синтетические способы познания. Обобщение проводится на следующем этапе исследовательского процесса – интерпретационном. При качественной обработке данных главное заключается в соответствующем представлении сведений об изучаемом явлении, обеспечивающем дальнейшее его теоретическое изучение. Обычно результатом качественной обработки является интегрированное представление о множестве свойств объекта или множестве объектов в форме классификаций и типологий. Качественная обработка в значительной мере апеллирует к методам логики.Противопоставление друг другу качественной и количественной обработки довольно условно. Количественный анализ без последующей качественной обработки бессмыслен, так как сам по себе не приводит к приращению знаний, а качественное изучение объекта без базовых количественных данных в научном познании невозможно. Без количественных данных научное познание – чисто умозрительная процедура.Единство количественной и качественной обработки наглядно представлено во многих методах обработки данных: факторном и таксономическом анализе, шкалировании, классификации и др. Наиболее распространены такие приемы количественной обработки, как классификация, типологизация, систематизация, периодизация, казуистика. Качественная обработка естественным образом выливается в описание и объяснение изучаемых явлений, что составляет уже следующий уровень их изучения, осуществляемый на стадии интерпретации результатов. Количественная же обработка полностью относится к этапу обработки данных. Все методы количественной обработки принято подразделять на первичные и вторичные. Первичная статистическая обработка нацелена на упорядочивание информации об объекте и предмете изучения. На этой стадии «сырые» сведения группируются по тем или иным критериям, заносятся в сводные таблицы. Первично обработанные данные, представленные в удобной форме, дают исследователю в первом приближении понятие о характере всей совокупности данных в целом: об их однородности – неоднородности, компактности – разбросанности, четкости – размытости и т. д. Эта информация хорошо считывается с наглядных форм представления данных и дает сведения об их распределении. В ходе применения первичных методов статистической обработки получаются показатели, непосредственно связанные с производимыми в исследовании измерениями Первичный статистический анализ всей совокупности полученных в исследовании данных дает возможность охарактеризовать ее в предельно сжатом виде и ответить на два главных вопроса: 1) какое значение наиболее характерно для выборки; 2) велик ли разброс данных относительно этого характерного значения, т. е. какова «размытость» данных. Для решения первого вопроса вычисляются меры центральной тенденции, для решения второго – меры изменчивости (или разброса). Эти статистические показатели используются в отношении количественных данных, представленных в порядковой, интервальной или пропорциональной шкале.


Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал