![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Применение социометрического метода в исследовании межличностных отношений.Социометрия— это метод психологического исследования межличностных отношений в группе, коллективе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости. Позволяет выявить: * особенности систем неформальных отношений в группе, * степень психологической совместимости конкретных людей, *внутригрупповые статусы участников процедуры, * качество психологической атмосферы группы в целом. 19. Общая характеристика процесса обработки и интерпретации результатов психолого-педагогического исследования. Заключительный этап исследования связан с обработкой, анализом и интерпретацией результатов исследования.Первичные данные, полученные в результате психолого-педагогического исследования, представляют собой разнородные и разноплановые показатели: от количества решенных задач в интеллектуальном тесте до качественных характеристик - черт личности. Первичные данные могут быть интерпретированы, если они заданы в единой системе отсчета, которая позволяет сравнивать результаты разных испытуемых, соотносить данные, полученные по разным методикам, оценить выполнение теста испытуемым на фоне исследуемой группы. Кроме того, без дополнительного статистического анализа эти данные чаще всего не имеют практического значения, так как существенно ограничены в интерпретации и возможности осмысления. Наибольшее распространение в практике психолого-педагогических исследований получили методики Стьюдента, Пирсона и др. Качественный анализ и интерпретация полученных данных. Интерпретировать что-то - значит приписать этому некий содержательный смысл. Основной задачей интерпретирования является соотнесение экспериментально-исследовательской модели поведения с реальной жизнью испытуемого, что включает в себя: – интерполирование, попытка понять внутренние невидимые процессы, состояния, свойства по внешним, видимым и регистрируемым в исследовании фактам; – экстраполирование полученной информации о тестовом образце поведения к подобному поведению в будущем; – транспонирование диагностических данных об образце поведения на другие формы поведения; – генерализация психодиагностических данных на поведение в целом. Таким образом, интерпретация представляет собой сложный комплексный процесс, включающий в себя анализ информации, полученной с помощью психолого-педагогических методов и методик, соотнесение информации, собранной по разным каналам и из разных источников, сопоставление и обобщение всех данных для создания единого, целостного представления об испытуемом.Обработка данных психологических исследований – отдельный раздел экспериментальной психологии, тесно связанный с математической статистикой и логикой. Обработка данных направлена на решение следующих задач: • упорядочивание полученного материала; • обнаружение и ликвидация ошибок, недочетов, пробелов в сведениях; • выявление скрытых от непосредственного восприятия тенденций, закономерностей и связей; • обнаружение новых фактов, которые не ожидались и не были замечены в ходе эмпирического процесса; • выяснение уровня достоверности, надежности и точности собранных данных и получение на их базе научно обоснованных результатов. Различают количественную и качественную обработку данных. Количественная обработка – это работа с измеренными характеристиками изучаемого объекта, его «объективированными» свойствами. Качественная обработка представляет собой способ проникновения в сущность объекта путем выявления его неизмеряемых свойств.Количественная обработка направлена в основном на формальное, внешнее изучение объекта, качественная – преимущественно на содержательное, внутреннее его изучение. В количественном исследовании доминирует аналитическая составляющая познания, что отражено и в названиях количественных методов обработки эмпирического материала: корреляционный анализ, факторный анализ и т. д. Реализуется количественная обработка с помощью математико-статистических методов.В качественной обработке преобладают синтетические способы познания. Обобщение проводится на следующем этапе исследовательского процесса – интерпретационном. При качественной обработке данных главное заключается в соответствующем представлении сведений об изучаемом явлении, обеспечивающем дальнейшее его теоретическое изучение. Обычно результатом качественной обработки является интегрированное представление о множестве свойств объекта или множестве объектов в форме классификаций и типологий. Качественная обработка в значительной мере апеллирует к методам логики.Противопоставление друг другу качественной и количественной обработки довольно условно. Количественный анализ без последующей качественной обработки бессмыслен, так как сам по себе не приводит к приращению знаний, а качественное изучение объекта без базовых количественных данных в научном познании невозможно. Без количественных данных научное познание – чисто умозрительная процедура.Единство количественной и качественной обработки наглядно представлено во многих методах обработки данных: факторном и таксономическом анализе, шкалировании, классификации и др. Наиболее распространены такие приемы количественной обработки, как классификация, типологизация, систематизация, периодизация, казуистика. Качественная обработка естественным образом выливается в описание и объяснение изучаемых явлений, что составляет уже следующий уровень их изучения, осуществляемый на стадии интерпретации результатов. Количественная же обработка полностью относится к этапу обработки данных. Все методы количественной обработки принято подразделять на первичные и вторичные. Первичная статистическая обработка нацелена на упорядочивание информации об объекте и предмете изучения. На этой стадии «сырые» сведения группируются по тем или иным критериям, заносятся в сводные таблицы. Первично обработанные данные, представленные в удобной форме, дают исследователю в первом приближении понятие о характере всей совокупности данных в целом: об их однородности – неоднородности, компактности – разбросанности, четкости – размытости и т. д. Эта информация хорошо считывается с наглядных форм представления данных и дает сведения об их распределении. В ходе применения первичных методов статистической обработки получаются показатели, непосредственно связанные с производимыми в исследовании измерениями Первичный статистический анализ всей совокупности полученных в исследовании данных дает возможность охарактеризовать ее в предельно сжатом виде и ответить на два главных вопроса: 1) какое значение наиболее характерно для выборки; 2) велик ли разброс данных относительно этого характерного значения, т. е. какова «размытость» данных. Для решения первого вопроса вычисляются меры центральной тенденции, для решения второго – меры изменчивости (или разброса). Эти статистические показатели используются в отношении количественных данных, представленных в порядковой, интервальной или пропорциональной шкале. Данная страница нарушает авторские права? |