Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Билет 12.1. Общая характеристика зрелого и позднего Итальянского Возрождения.
Итальянское Возрождение принято разделять на несколько этапов: (1) проторенессанс - творчество поэта Данте и живописца Джотто (рубеж XIII-XIV вв.); 2) раннее Возрождение - Треченто, связанное, прежде всего, с именами Петрарки и Боккаччо (XIV в.);) 3) Кватроченто - развитие ренессансного гуманизма от " универсального человека" Леона Баттисты Альберти до кружка Лоренцо Медичи (сочинения Марсилио Фичино, поэзия Анджело Полициано и Луиджи Пульчи), известного как Платоновская академия (XV в.); 4) Чинквеченто - трактаты Никколо Макиавелли " Государь", поэмы Лудовико Ариосто " Неистовый Орландо" и Торквато Тассо " Освобожденный Иерусалим" (XVI в.). Джаноццо Манетти «О достоинстве и превосходстве человека». Противопоставлял образованную элиту толпе. «Когда речь идет об истине, нет проигравших». Лоренцо Валла (1407-1457) «О красотах латинского языка» — выяснение точного значения латинских слов и их правильного и изящного употребления. В частности, Валла опровергал церковное учение о происхождении апостольского символа и издал трактат: «О свободе воли», (в нём он, выступая против Боэция, обосновывал, что, несмотря на последствия первородного греха, человек сохранил способность самостоятельного выбора между добром и злом). В 1440 году Валла, пользуясь покровительством короля Альфонса — врага папы — пишет знаменитое «Рассуждение о подложности Константинова дара». Это эпохальное сочинение, в котором Валла с помощью научных аргументов филологического, нумизматического, исторического и т. д. характера разоблачает средневековую подделку — заложило основы исторической и филологической критики, то есть в конечном счёте современной гуманитарной науки и её методов. 5 условий Лоренцо Валла: общение с образованными людьми, изобилие книг, удобное место, свободное время, спокойствие души. Джованни Пико делла Мирандола (24 февраля 1463— 17 ноября 1494) - В декабре 1486 23-летний философ составил «900 тезисов по диалектике, морали, физике, математике для публичного обсуждения», рассчитывая защищать их на философском диспуте в Риме. Диспут, для участия в котором приглашались ученые всей Европы (проезд в оба конца брался оплатить им автор тезисов), должен был открыться речью Пико, которой позднее было дано название «Речь о достоинстве человека» (издана в 1496). Напоминающая скорее манифест, чем вступительное слово, «Речь» была посвящена двум главным темам: особому предназначению человека в мироздании и исходному внутреннему единству всех положений человеческой мысли. Колюччо Салютати (16 февраля 1331 — 4 мая 1406) - Основная заслуга Салютати — в утверждении гуманистической образованности как основы развития новой культуры. Выдвинул на первый план комплекс гуманитарных дисциплин: филологию, поэтику, историю, педагогику, риторику, этику, призванных формировать нового человека, обладающего гуманизмом, который он трактовал как способность к добродетельным поступкам и достижению учёности. Гуманизм не присущ человеку от рождения, это свойство приобретается в результате упорного труда. В своём творчестве Салютати дал широкое обоснование комплекса гуманистических дисциплин — studia humanitatis, включив в них грамматику, филологию и поэзию, риторику, диалектику и педагогику, но главное место отводил этике, тесно связанной с историей и политикой. Особый смысл он придавал понятию humanitas (человечность, духовная культура), трактуя его как цель новой образованности, в которой должны сочетаться высокий уровень знания, основанного на овладении классическим наследием, и разносторонний практический опыт, развитое самосознание личности и ёё активная созидательная деятельность. Задачу воспитания и образования он видел в самосовершенствовании человека, призванного, по его убеждению, сражаться с земным злом «за справедливость, истину и честь». Этапы развития гуманизма: 1. 30-90 гг 14 в – ранний гуманизм 2. 1 пол 15 в – время подъема гуманизма как общественно-культурного движения 3. 60 гг 15 в – нач 16 в – идейная дифференциация гуманизма 4. 20-30 гг 16 в – идейная трансформация гуманизма, спад гуманистического движения 5. 40-90 16 в – г окончательно утрачивает ведущую роль
|