Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Христианская икона: понятие и феномен






Икона (греч. – образ, изображение). Символическое изображение святого или события из священной истории. В православии воспринимается как святой образ – изображение, в котором за красками, расположенными в соответствии с определенной системой приемов и средств живописи, присутствует таинство. Функционально икона является предметом культа как предмет литургического назначения и как моленный образ. Православная икона есть двухмерная плоскость, изображения на которой соотнесены с канонами древнерусской (и ее источника – византийской) иконописи; третьим измерением служит догматическая глубин, а не зрительно – иллюзорное воспроизведение пространства. В этом ее основное отличие от иллюзорной, пространственной трактовки обозреваемого вещественного мира светской живописи. Иконы, изображающие священные события (праздники), призваны не только отражать реально происходившие события, но и символизировать значение этих событий в истории христианства. Образ на иконе должен сводиться к минимуму деталей материального мира, но воплощать в себе максимум духовной энергии.

Начало иконописи восходит к раннехристианскому периоду. По содержанию и характеру раскрытия образа иконопись непосредственно ориентирована на догматы веры. Иконописный канон устанавливается православной церковью в соответствии с постановлениями V, VI, VII Вселенских соборов. Процесс иконописания состоит из подготовки специальной основы – обычно иконной доски, нанесения на нее левкаса (белый грунт из порошка мела или гипса коллагенового; под левкас наклеивают павалоку), выполнения по левкасу рисунка по образцу, прориси или переводу и нанесения красочного слоя темперными др. красками. В иконе нет понятий «дали» и «близи».Божественному оку не нужны земные категории, поэтому в иконе предметы видимы с разных точек зрения П. Флоренский: «Как ближайшее распространение приемов обратной перспективы, следует отметить разноцентренность в изображениях: рисунок строится так, как если бы на разные части его глаз смотрел, меняя свое место» Каждая часть изображения имеет свой особый центр перспективы, а иногда и свой особый горизонт. Отсутствует в иконе и определенный фокус света, это художественный расчет, дающий максимум выразительности.

Икона пишется по особым правилам, которые являются обязательными для иконописца. Совокупность определенных приемов в иконописи называется иконописным каноном. Они создавались в течение длительного времени не только иконописцами, как раньше говорили, изографами, но и отцами Церкви. Канон для иконописца явился тем же, что и Богослужебный устав для священнослужителей. Продолжая это сравнение, можно сказать, что служебником для изографа становится иконописный подлинник., т.е. свод конкретных правил и рекомендаций, научающих, как надо писать икону, причем главное место в нем уделено не теории, а практике. Самый ранний относится к 993 году. Это – отрывок из «Древностей церковной истории о наружном богоносных отцов» Ульпия Римлянина, написанный на греческом языке. Лицевой подлинник содержит живописное изображение святых. Лицевой подлинник – образчик распространялся в среде иконописцев в разных редакциях. Широкую известность приобрела книга, составленная в 18 веке иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфитом, - «Ерминия, или наставление в живописном искусстве». Не являлся ли канон чем – то сковывающим живописца? Но канон – это опыт духовного видения и трансформации его в визуальном изображении. Канон не сковывает, а дает свободу от сомнений, от опасности разрыва содержания и формы. Так считают православные теологи. Язык иконы был доступен средневековому человеку, т.к. это язык понятен людям, знающим Священное писание, процесс богослужения. Современному человеку этого достичь сложнее, тем более, что в 18 веке каноническая икона вытесняется так называемым «академическим письмом», практически созданием картины. Но в любом случае, икона – это всегда святыня, образ должен быть достоин Первообраза.

Чем отличается картина от иконы? Картина представляет собой художественный образ, созданный творческой фантазией художника и являющийся формой передачи его собственного мироощущения, которое, в свою очередь, зависит от объективных причин: исторической ситуации, политической системы, от типа и характера самой личности художника. Все выдающиеся художники умели чувствовать то, что волнует их современников и, преломляя общественный нерв эпохи через себя. Икона – окровение Божие, высказанное языком линии и красок. Икона вне времени, она – символ инобытия в нашем мире. Авторство иконы намеренно скрыто в отличие от имени автора картины. Икона – творение соборное: иконописание – не самовыражение художника. Она – средство общения с Богом и святыми.

  1. Для иконы характерна подчеркнутая условность изображения. Изображается не столько предмет, сколь сама идея предмета; все подчинено раскрытию внутреннего смысла. Отсюда – удлиненные пропорции фигур – идея преображенной плоти, обитающей в мире горнем. В иконе нет торжества телесности
  2. отличен от картины и принцип изображения пространства. Картина построена по законам прямой перспективы. Для иконы характерна обратная перспектива. Точка схода не в глубине картинной плоскости, а в предстоящем перед иконой человеке – идея изливания мира горнего в наш мир. Да и самого пространства нет. Передний и задний планы в иконах имеют не перспективное, а смысловое значение.
  3. Отсутствие внешнего источника света. Свет исходит от ликов, фигур, из глубины их, как символ святости
  4. Цвет не является средством колористического построения иконы, он несет символическую функцию.
  5. Для икон характерна единовременность изображения: все события происходят сразу.

История иконописания охватывает почти два тысячелетия. Иконопись возникла во времена процветания Римской империи вместе с возникновением христианства. Существуют предания, в соответствии с которыми первая икона (Богоматерь с Христом на коленях) написана апостолом Лукой. Самые первые сохранившиеся иконы относятся к 6 веку. Ранние христиане называли так всякое изображение святого, противопоставляя его «идолу» - языческому изображению. Позднее словом «икона» стали называть только иконные образы, выполненные на досках. Первые иконы были близки фаюмским портретам. Фасность изображения определялась иным характером, чем в египетском портрете. Между молящимся и святым должна возникнуть некая мистическая связь. Молящийся обращает молитвы к изображению святого, и последний как бы отвечает своим взглядом на взгляд молящегося. В иконах, как и в мозаиках, а ранее в скульптуре, нашел отражение идеал духовной красоты, которому предстояло выдержать большое испытание во времена иконоборческих движений. Постепенно складывалась иконография – особенности и каноны изображения определенного лица, сюжета, а также описание и систематизация изображений.

Так, например, иконография Нерукотворного Спаса возникла в связи со знаменитой историей, рассказанной Святым Иоанном Дамаскиным (7 век). В Эдасском городе царь Авгар послал живописца, чтобы тот написал образ Господа. Но тот не смог выполнить поручение «по причине сиявшего блеска Его Лица». Тогда Христос приложил кусок материи к своему лику и на нем отпечатался Его образ.

В России иконы появились с принятием христианства. Первым выдающимся русским иконописцем на рубеже 11 – 12 веков был преподобный Алипий, монах Печерского монастыря в Киеве. В истории русской культуры много имен прославленных иконописцев, среди которых особо выделяются имена Андрея Рублева и Дионисия. Главная особенность русской иконы времени А. Рублева – ее внутренняя духовность, т.е. светоносность: изображения не освещены внешним светом, как в светской живописи эпохи Возрождения, - они источают его изнутри. Начиная со 2 половины 16 века, икона утрачивает обращенность к внутреннему миру человека: внешняя нарядность, многосоставность, перегруженность композиции, внедрение западных влияний приводит к отходу от традиций. Икона значительно обмирщается, однако иконописцы новых направлений создают свои, специфические образы русской иконы

Особенностью русской иконописи является создание иконостаса – многоярусной алтарной преграды между трапезной и алтарной частями интерьера церкви. В середине иконостаса – Царские врата, по сторонам – иконы местного ряда, а также двери – северные (обязательно) и южные (не всегда). Количество рядов в истории церкви было различным, что зависело от традиций, высоты внутреннего помещения. Над местным рядом могут возвышаться деисусный, праздничный, пророческий, праотеческий ряды, а также цикл страстных икон и распятие.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал