Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Христианская икона: понятие и феномен
Икона (греч. – образ, изображение). Символическое изображение святого или события из священной истории. В православии воспринимается как святой образ – изображение, в котором за красками, расположенными в соответствии с определенной системой приемов и средств живописи, присутствует таинство. Функционально икона является предметом культа как предмет литургического назначения и как моленный образ. Православная икона есть двухмерная плоскость, изображения на которой соотнесены с канонами древнерусской (и ее источника – византийской) иконописи; третьим измерением служит догматическая глубин, а не зрительно – иллюзорное воспроизведение пространства. В этом ее основное отличие от иллюзорной, пространственной трактовки обозреваемого вещественного мира светской живописи. Иконы, изображающие священные события (праздники), призваны не только отражать реально происходившие события, но и символизировать значение этих событий в истории христианства. Образ на иконе должен сводиться к минимуму деталей материального мира, но воплощать в себе максимум духовной энергии. Начало иконописи восходит к раннехристианскому периоду. По содержанию и характеру раскрытия образа иконопись непосредственно ориентирована на догматы веры. Иконописный канон устанавливается православной церковью в соответствии с постановлениями V, VI, VII Вселенских соборов. Процесс иконописания состоит из подготовки специальной основы – обычно иконной доски, нанесения на нее левкаса (белый грунт из порошка мела или гипса коллагенового; под левкас наклеивают павалоку), выполнения по левкасу рисунка по образцу, прориси или переводу и нанесения красочного слоя темперными др. красками. В иконе нет понятий «дали» и «близи».Божественному оку не нужны земные категории, поэтому в иконе предметы видимы с разных точек зрения П. Флоренский: «Как ближайшее распространение приемов обратной перспективы, следует отметить разноцентренность в изображениях: рисунок строится так, как если бы на разные части его глаз смотрел, меняя свое место» Каждая часть изображения имеет свой особый центр перспективы, а иногда и свой особый горизонт. Отсутствует в иконе и определенный фокус света, это художественный расчет, дающий максимум выразительности. Икона пишется по особым правилам, которые являются обязательными для иконописца. Совокупность определенных приемов в иконописи называется иконописным каноном. Они создавались в течение длительного времени не только иконописцами, как раньше говорили, изографами, но и отцами Церкви. Канон для иконописца явился тем же, что и Богослужебный устав для священнослужителей. Продолжая это сравнение, можно сказать, что служебником для изографа становится иконописный подлинник., т.е. свод конкретных правил и рекомендаций, научающих, как надо писать икону, причем главное место в нем уделено не теории, а практике. Самый ранний относится к 993 году. Это – отрывок из «Древностей церковной истории о наружном богоносных отцов» Ульпия Римлянина, написанный на греческом языке. Лицевой подлинник содержит живописное изображение святых. Лицевой подлинник – образчик распространялся в среде иконописцев в разных редакциях. Широкую известность приобрела книга, составленная в 18 веке иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфитом, - «Ерминия, или наставление в живописном искусстве». Не являлся ли канон чем – то сковывающим живописца? Но канон – это опыт духовного видения и трансформации его в визуальном изображении. Канон не сковывает, а дает свободу от сомнений, от опасности разрыва содержания и формы. Так считают православные теологи. Язык иконы был доступен средневековому человеку, т.к. это язык понятен людям, знающим Священное писание, процесс богослужения. Современному человеку этого достичь сложнее, тем более, что в 18 веке каноническая икона вытесняется так называемым «академическим письмом», практически созданием картины. Но в любом случае, икона – это всегда святыня, образ должен быть достоин Первообраза. Чем отличается картина от иконы? Картина представляет собой художественный образ, созданный творческой фантазией художника и являющийся формой передачи его собственного мироощущения, которое, в свою очередь, зависит от объективных причин: исторической ситуации, политической системы, от типа и характера самой личности художника. Все выдающиеся художники умели чувствовать то, что волнует их современников и, преломляя общественный нерв эпохи через себя. Икона – окровение Божие, высказанное языком линии и красок. Икона вне времени, она – символ инобытия в нашем мире. Авторство иконы намеренно скрыто в отличие от имени автора картины. Икона – творение соборное: иконописание – не самовыражение художника. Она – средство общения с Богом и святыми.
История иконописания охватывает почти два тысячелетия. Иконопись возникла во времена процветания Римской империи вместе с возникновением христианства. Существуют предания, в соответствии с которыми первая икона (Богоматерь с Христом на коленях) написана апостолом Лукой. Самые первые сохранившиеся иконы относятся к 6 веку. Ранние христиане называли так всякое изображение святого, противопоставляя его «идолу» - языческому изображению. Позднее словом «икона» стали называть только иконные образы, выполненные на досках. Первые иконы были близки фаюмским портретам. Фасность изображения определялась иным характером, чем в египетском портрете. Между молящимся и святым должна возникнуть некая мистическая связь. Молящийся обращает молитвы к изображению святого, и последний как бы отвечает своим взглядом на взгляд молящегося. В иконах, как и в мозаиках, а ранее в скульптуре, нашел отражение идеал духовной красоты, которому предстояло выдержать большое испытание во времена иконоборческих движений. Постепенно складывалась иконография – особенности и каноны изображения определенного лица, сюжета, а также описание и систематизация изображений. Так, например, иконография Нерукотворного Спаса возникла в связи со знаменитой историей, рассказанной Святым Иоанном Дамаскиным (7 век). В Эдасском городе царь Авгар послал живописца, чтобы тот написал образ Господа. Но тот не смог выполнить поручение «по причине сиявшего блеска Его Лица». Тогда Христос приложил кусок материи к своему лику и на нем отпечатался Его образ. В России иконы появились с принятием христианства. Первым выдающимся русским иконописцем на рубеже 11 – 12 веков был преподобный Алипий, монах Печерского монастыря в Киеве. В истории русской культуры много имен прославленных иконописцев, среди которых особо выделяются имена Андрея Рублева и Дионисия. Главная особенность русской иконы времени А. Рублева – ее внутренняя духовность, т.е. светоносность: изображения не освещены внешним светом, как в светской живописи эпохи Возрождения, - они источают его изнутри. Начиная со 2 половины 16 века, икона утрачивает обращенность к внутреннему миру человека: внешняя нарядность, многосоставность, перегруженность композиции, внедрение западных влияний приводит к отходу от традиций. Икона значительно обмирщается, однако иконописцы новых направлений создают свои, специфические образы русской иконы Особенностью русской иконописи является создание иконостаса – многоярусной алтарной преграды между трапезной и алтарной частями интерьера церкви. В середине иконостаса – Царские врата, по сторонам – иконы местного ряда, а также двери – северные (обязательно) и южные (не всегда). Количество рядов в истории церкви было различным, что зависело от традиций, высоты внутреннего помещения. Над местным рядом могут возвышаться деисусный, праздничный, пророческий, праотеческий ряды, а также цикл страстных икон и распятие.
|