Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эволюция русского портрета в 18 веке.
Процесс приобщения к опыту мировой культуры, усвоение в самый короткий срок европейского «языка», начавшийся в русском искусстве в годы петровских реформ ярко сказался на эволюции портрета. С началом 18 века главное место в живописи начинает занимать картина маслом на светский сюжет. Среди станковых картин предпочтительное место отводится портрету во всех разновидностях: камерному, парадному, в рост, погрудному, двойному. В портрете проявляется исключительный интерес к человеку. Уже в так называемой Преображенской серии портретов (изображены лица, участвовавшие в сатирическом «конклаве» «Всепьянейшего сумасбродного собора всешутейшего князь – папы» видно напряженное внимание к человеческому лицу, несмотря на сильно выраженную традицию парсуной живописи, особенно в понимании глубины пространства, лепки объема, светотеневой моделировке. Нужен был колоссальный скачок, чтобы от этих портретов конца 90 – х годов 17 века прийти к изображению Прасковьи Иоанновны Никитина (1714). Конечно усвоению западноевропейского художественного языка способствовали приглашенные Петром иностранцы: Таннауэр, Гзель, Каравакк и др. Знаменательно, что некоторые из иностранных мастеров, приехавшие в Россию, чтобы обучать русских художников, сами менялись под воздействием наших национальных традиций. Например, Каравакк, создавший портреты царской семьи, изменил свою «рокайльную» манеру с 30 – х г. Исследователи считают 1716 год, год посылки первых русских художников за границу, началом новой художественной жизни России. Основателем новой живописи считается Иван Никитич Никитин. Петр предполагал сделать Никитина профессором Академии художеств, проекты которой усилено обсуждались. Пенсионерская поездка обогатила творчество художника знанием тонкостей европейской техники. «Портрет канцлера Головкина», «Портрет Строганова», «Петр I на смертном одре». Художником, обогатившим отечественное искусство достижениями европейской школы, был Андрей Матвеев. Он прошел выучку во Фландрии и Голландии. Он возглавил «живописную команду»Канцелярии от строений, работает в области церковной монументальной живописи. В портретах создает необычайно выразительные характеристики, даже в тех случаях, где он сохраняет обычную схему заказного портрета. Лучшим портретом художника стал «Автопортрет с женой» (1729). Матвеев первым из русских художников создает поэтический образ дружеского и любовного союза, открыто и радостно заявив о своем чувстве. Живопись прозрачная, с тончайшими переходами от изображения к фону, растворяющимися контурами, богатая лессировками. Русская живопись в лице Никитина и Матвеева демонстрирует замечательное овладение приемами западноевропейской живописи при сохранении национального духа, будь то строгость никитинских образов, или тонкая задушевность матвеевских. Русская портретная скульптура открывается деятельностью Бартоломео Карло Растрелли, флорентийца, воспитанного в духе произведений Бернини, обретшего в России вторую родину. Автор портретных бюстов Петра и Меншикова, конного памятника царю, Растрелли создал образы подлинного героизма и величия, большой внутренней силы. В середине века в России работали многие иностранные мастера, приглашенные царским двором. В годы правления Елизаветы Петровны это были художники рококо. Например, итальянец Ротари, прославившийся изящными изображениями девичьих головок, которые составили в Петергофском дворце «Кабинет мод и граций», а также немец Грот, создавший маленькие, грациозные портреты императрицы. Художники середины века не учились за границей. В их творчестве причудливо сочетались традиции парсунной живописи и новые тенденции. Но отсюда и удивительное, неповторимое обаяние их портретописи. Вишняков Портреты Сары и Вильгельма Фермор. Это типичные для того времени парадные изображения. Дети представлены в рост, с обязательной колонной и тяжелым занавесом. Плоскостность, условность позы, ошибки в рисунке не мешают восприятию образов, словно воплощающих истинный 18 век. «Архаизмы» были свойственны Алексею Антропову. Он работал в жанре камерного портрета, в котром достиг большой реалистической достоверности. «Портрет статс – дамы Измайловой», «Портрет М.А. Румянцевой» и др. В них нет тонкой психологичности, но передано портретное сходство., выявлено наиболее существенное в облике модели. Близок Антропову и Иван Аргунов, крепостной художник Шереметьевых, создавший под влиянием нарождающегося классицизма лучший в те годы портрет русской крестьянки. А его «Калмычка Аннушка» предвосхищает детские портреты Кипренского. Во второй половине века начинается настоящий расцвет портретного жанра в живописи и скульптуре. Наивысшие достижения в скульптуре связаны с именем Федота Шубина. Он трактовал свои модели в соответствии с просветительскими идеями обобщенно – идеального героя. Но со временем в его образах усиливается конкретность, жизненность, характерность. Портреты Ломоносова, Румянцева – Задунайского, Павла I и др. Одним из лучших мастеров портретной живописи был Федор Рокотов. В его творчестве характеристики портретируемых становятся многогранными, выразительный язык усложняется. Он создал некий портрет – тип, соответстующий гуманистическим представлениям передовой дворянской интеллигенции о чести, достоинстве. Он писал камерные портреты, погрудные, без атрибутов. Давал сложные, неоднозначные характеристики. Портреты Майкова, Новосильцовой, парные портреты Струйских и др. Дмитрий Левицкий – создатель парадного портрета, великий мастер камерного портрета. Он запечатлел «екатерининский век», переписав портреты вельмож. В каждом из них находил национальные черты, независимо от того, писал ли царедворца или юную смолянку. Великолепно владел всеми средствами живописи. Портреты Демидова, Дьяковой, портреты воспитанниц Смольного института благородных девиц и др. Владимир Боровиковский В 90 – е гг. 18 века создает портреты, в которых в полной мере выражены черты нового направления – сентиментализма. Портреты на фоне паркового пейзажа – естественный человек на фоне естественной природы.Интерес к тонким «чувствованиям», к передаче душевного состояния. Портреты Лопухиной, Арсеньевой. На рубеже веков работает в классицистическом стиле. Стремится к строгой пластичности, почти скульптурности, постепенно уходит из творчества мягкая живописность. Портрет сестер Гагариных, Безбородко с дочерьми и др. Деятельность знаменитых русских художников позволяет назвать 18 век веком портрета. Интерес к человеку, его переживаниям, осознание значимости его личности – главное содержание портретного жанра 18 столетия
|