![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Журналистика в политической системе
В последнее время проблемы " власть и СМИ", " политика и журналистика" активно обсуждаются политологами, социологами и журналистами. Социология СМИ - сравнительно молодая у нас отрасль исследований. Хотели бы отметить ряд вопросов, нуждающихся в анализе. Сегодня мы становимся свидетелями утраты доверия к СМИ. В определенной мере происходит ограничение их влияния. В ходе последней политической кампании по выборам в Госдуму Агентство региональных политических исследований опубликовало данные о результатах исследования на тему, кому доверяет общество. Свыше половины респондентов ответили, что не доверяют никому, по шесть процентов доверия имеют церковь и СМИ. Агитация против или критическая информация, публикуемая СМИ, является не только законной (предусмотренной законом), но и необходимой для проведения действительно свободных и демократических выборов. Виды и формы негативной информации имеют различный уровень достоверности, разную степень объективности (субъективности), разную меру соответствия нормам закона и морали. В практике проведения предвыборной агитации в России наряду с достоверной критической информацией все чаще и чаще используется явно недостоверная информация негативного плана. Не случайно для ее характеристики нередко используются термины " грязные технологии", " черный PR", а также термин, взятый из арсенала сталинской эпохи, — " компромат". Объем негативной информации в СМИ достиг к настоящему времени " критической массы". Нарастание приводит к необратимым изменениям в политической культуре российского общества, которая все больше превращается в культуру перманентного политического скандала. Высказывается мнение: пресса становится " социально опасной" для общества, она ориентирована на власть (государственную, финансовую, политическую) и обслуживает ее интересы, а не интересы общества (Российская газета, 17 декабря 1997 г.), рекомендуются даже " правила информационной безопасности", смысл которых состоит в том, чтобы " дистанцироваться" от журналиста, не " доверять" СМИ, требовать от них " прозрачности" и, в частности, публиковать источники финансирования издания или телерадиоканала. Кризисное состояние общественного сознания, которое характерно для переходного периода, невозможно ликвидировать без определенной государственной политики в области СМИ. Предвидим возражения возможных оппонентов: в России свобода слова зафиксирована в Конституции, выработано и действует законодательство в области. (Журналистика и политика [Text] / Б. Б. Багиров, М. М. Ковалева // Социологические исследования. - 2001. - № 8)
|