II. Часть III, пункт 3.4. Способы автоматической фиксации веревки в полиспастах подручными средствами.
Применение восьмерки для автоматической фиксации веревки в полиспастах. Рис. 2-3.
Этот способ хорошо работает при использовании восьмерки классической формы и большого грушевидного карабина с муфтой. Рис. 2
Рис. 3
Плюсы: ● Не требует специального снаряжения. Восьмерка – распространенное страховочно - спусковое устройство. ● Быстро устанавливается в систему. ● Трение меньше чем в узле Гарда.
Минусы: ● Работает только на веревках диаметром 9 -11мм. На более тонких веревках может проскальзывать. ● Невозможно выдать веревку под нагрузкой. ● Некоторые модели восьмерок могут работать хуже, чем восьмерка классической формы, показанная на рисунках.
III. Часть III, пункт 6. Мини-полиспасты – аварийные системы.
Компактные миниполиспасты широко применяются спасателями, как в горах, так и в техногенных условиях.
Их основное назначение:
1. Работа в ограниченном пространстве, когда недостаточно места для размещения полноценного полиспаста.
2. Аварийные системы (АС) при спуске и подъеме пострадавшего:
● (АС) служат для переноса нагрузки при спуске/подъеме с наращиванием веревок (пропуск узла через спусковую систему/полиспаст) ● При необходимости (АС) позволяют приподнять пострадавшего на небольшое расстояние по ходу спуска, не разбирая спусковую систему.
3. Мини-полиспаст – это удобный и безопасный инструмент для снятия пострадавшего, зависшего на веревке или оттяжке/промежуточной точке. Позволяет проводить освобождение от зависания силами одного спасателя.
4. Регулируемая самостраховка для подвески пострадавшего (в акье или без) на промежуточных висячих станциях при спуске по стене. Такая самостраховка позволяет силами одного спасателя совершать следующие важные маневры с пострадавшим: ● Плавно переносить вес пострадавшего/акьи на спусковую систему ● Приподнимать и опускать пострадавшего/акью при работе на висячей станции. Кроме облегчения работы спасателя, возможность плавного подъема/спуска важна для снижения дискомфорта пострадавшего при таких манипуляциях.
Примечание: ● За рубежом мини-полиспасты входят в обязательный стандартный набор спасснаряжения для работы в горах. Как правило, при выходе на технически сложные спасработы, профессиональные спасатели всегда имеют с собой 1-2 заранее собранных мини-полиспаста.
● Наиболее распространенные варианты мини-полиспастов, применяемых профессионалами, показаны на рис. 4 и рис. 5 Для таких мини-полиспастов обычно используют 9мм статическую веревку длиной 8-10м. Схватывающий узел в схеме на Рис.4 делается из 6мм репшнура.
Рис. 4
Рис. 5
Мини-полиспасты также могут быть собраны из подручных средств. Рисунки 6-7.
Для сборки самого простого мини-полиспаста необходимо 5-6 метров 7мм репшнура и два карабина с муфтой. Оптимально подходят большие грушевидные карабины HMS.
На Рис. 4 показаны самые практичные рабочие схемы. Большее количество оборотов приводит к слишком большим потерям на трение и выигрыша в силе не дает. Мини-полиспаст блокируется рифовым узлом и дополнительным контрольным узлом. Рис. 6
Рис. 7
Рис. 8
Практические советы:
● Как видно из рисунков, в зависимости от места крепления груза и станции, любой мини-полиспаст имеет два варианта выигрыша в усилии.
● Мини–полиспасты с усилием 2: 1 (см. рис. 7) обычно используются только для освобождения пострадавшего от зависания. Для других случаев лучше использовать схемы с выигрышем в усилии 3: 1 и выше.
● Мини–полиспасты с применением страховочного устройства Gri-Gri позволяют легко выдать веревку под нагрузкой. Такие мини–полиспасты удобны в качестве регулируемых самостраховок пострадавшего/акьи на висячих станциях.
● Иногда, при работе на заснеженной и обледенелой веревке автоблокирующие компоненты мини-полиспаста (Gri-Gri, Прусик, Блок-зажим) могут немного протравливать веревку под нагрузкой. В таких случаях любой мини-полиспаст может быть дополнительно заблокирован рифовым и дополнительным контрольным узлом, так как это показано на рис. 6.
Спуск пострадавшего с сопровождающим по сложному горному рельефу подручными средствами. Ф. Фарберов. 2009г. Часть III. Спуск спасателя с пострадавшим по закрепленной веревке.
Во время спасательных работ силами малой группы (1-2 спасателя) не всегда возможно организовать спуск пострадавшего с сопровождающим по наиболее безопасной схеме, так как это описано в I и II части (см. https://www.risk.ru/users/fedor/6788/ и https://www.risk.ru/users/fedor/6883/). В первую очередь это относится к ситуациям самоспасения в двойке, когда состояние травмированного альпиниста требует спуска с сопровождением. В этом случае необходима организация одновременного спуска спасателя с пострадавшим по закрепленной веревке. Основной способ организации такого спуска показан в этой главе. Рис.1
I. Система подвески, показанная на рис. 1, проста в организации и удобна в работе. Её основные плюсы:
● Работает на любых традиционных альпинистских страховочно - спусковых устройствах: восьмерках, шайбах Штихта, «стаканах» и т.д. ● Работает на одинарной и двойной веревке (см. рис. 1-5). ● Раздельное пристегивание самостраховок спасателя и пострадавшего в общий карабин дает спасателю возможность маневра. Например: при спусках с пересадками проще делать перестежки / пересадки на станциях. ● Узел «автоблок», расположенный ниже спускового устройства надежно держит двух человек на одинарной и двойной веревке (см. рис. 3), и легко ослабляется после нагрузки (см. рис. 4). ● Подстраховка узлом «автоблок» дает возможность спасателю остановиться в любой точке спуска и освободить руки для каких-либо необходимых действий. Подробнее об узле «автоблок» см. п. IV. ● Примечание: В случае нехватки карабинов подвеску спасателя и пострадавшего к спусковому устройству можно организовать одним из способов, показанных на рис. 2. Однако отстегиваться от спускового устройства при спуске с пересадками в этом случае сложнее. Рис. 2
II. Последовательность организации спуска с данной системой подвески:
1. Спасатель и пострадавший должны находиться на спусковой станции на самостраховках. 2. После организации подвески спасатель нагружает«автоблок» своим весом и дает узлу сработать (затянуться). 3. Спасатель удерживает «автоблок» в натянутом (сработавшем) состоянии и переносит вес пострадавшего на спусковое устройство. Важно! Если переносить вес пострадавшего на страховочно - спусковое устройство (ССУ) без предварительного нагружения «автоблока» и натяжения спусковой веревки – то под его весом ССУ поедет вниз и начнет стравливать «автоблок» по веревке. 4. Спасатель на спусковой станции отстегивает от спусковой станции обе самостраховки (свою и пострадавшего). 5. Спасатель ослабляет «автоблок» и начинает спуск. Рис. 3
«Автоблок» держит двух человек. Рис. 4
Спуск пострадавшего на спине спасателя. Рис. 5
Спуск пострадавшего в полулежащем положении перед спасателем.
III. Советы по работе с данной системой:
1. Спусковая веревка ниже ССУ должна удерживаться в натянутом состоянии на всем протяжении спуска. В противном случае под весом пострадавшего спусковое устройство поедет вниз и начнет стравливать «автоблок» по веревке. 2. Если по ходу спуска спасателю потребуется дотянуться выше спускового устройства, то нельзя привставать на рельефе – это приведет к ослаблению веревки ниже ССУ и оно поедет вниз. В этом случае на спусковой веревке ниже «автоблока» надо сделать петлю для ноги и привстать на этой петле. Самый простой способ завязывания такой петли – это намотать вокруг ноги несколько оборотов веревки. Так же можно использовать узлы «стремя» и «восьмерка» или жумар с коротким стременем. Главное – не забыть развязать узел/снять жумар перед продолжением спуска. 3. Приведенная на рис.1 длина оттяжек определена экспериментально для спасателя среднего роста и является приблизительной. Оптимально, если у спасателя регулируемая самостраховка. Главный принцип организации подвески: ● Общая длина оттяжки (включая карабины) должна позволять спасателю легко дотягиваться до спускового устройства. ● Общая длина оттяжки пострадавшего должна быть примерно на 15-20см. короче, чем оттяжка спасателя. Такая разница длин позволяет удобно транспортировать пострадавшего в трех основных положениях: А) Сбоку от спасателя. Такой способ удобен для спуска с легко пострадавшим, когда он может сам идти ногами по рельефу, но нуждается в поддержке и сопровождении. Б) На спине спасателя (см. рис. 3-4). Этот способ применяют для спуска пострадавших с травмами средней тяжести на отвесах или склонах большой крутизны. В этом случае основной вес пострадавшего приходиться на веревку. Состояние пострадавшего должно позволять ему держаться за спиной спасателя. В) Перед спасателем в полулежащем положении (см. рис. 5). Этот способ применяют при спуске пострадавшего с более тяжелыми травмами, когда он не в состоянии держаться за спиной спасателя. А также при спуске по склонам положительной крутизны, когда спасателю тяжело удерживать пострадавшего на спине. 4. Подобная система подвески, но с более короткими оттяжками, также удобна при спуске по закрепленной веревке с тяжелым рюкзаком или баулом.
IV. Узел «автоблок» рис. 6-7.
Рис. 6
● Петля для «автоблока» делается из 7мм репшнура или нейлоновой оттяжки. Оптимальная длина петли 60 – 65см. ● Количество оборотов узла зависит от диаметра и мягкости репшнура и диаметра спусковой веревки: Для работы на одинарной веревке обычно достаточно 6-7 оборотов репшнура/стропы. Для работы с двойной веревкой обычно достаточно 4-5 оборотов репшнура/стропы. ● «Автоблока» легко развязывается – для этого надо выстегнуть петлю из карабина и узел быстро разматывается. ● Закрепление петли для «автоблока» к силовому кольцу беседки полусхватывающим узлом исключает риск потери петли при снятии узла с веревки (см. рис. 7). ● Подробнее об узле «автоблок» см. https://www.risk.ru/users/fedor/2385/
Рис. 7
Если прочитанное заслуживает внимания, скажите автору Кстати, это уже сделано 210 раз
|
|