Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Документальный фильм ( Жанна Романова, солдатенко Петр, Анна драмицына)
Петр Солдатенков. «Дело Артура Макарова»
Дело" Артура Макарова" - новая авторская лента Петра Солдатенкова, документалиста из Санкт-Петербурга, сделанная на студии " Остров", которой руководит Сергей Мирошниченко. Петр Солдатенков, будучи еще студентом ВГИКа, снимал Владимира Высоцкого, оставил для нашей памяти трогательные кадры его всенародных проводов. Успел снять, сохранил для нас и Артура Сергеевича, который, преданный дружбе с поэтом, добровольно взвалил на себя крест - выплачивать долги Высоцкого. Зарабатывал и отдавал тысячи тем, кто нес деньги не к гробу, а, не гнушаясь, запамятав все и вся, - от гроба. И в этом поступке - характер Макарова, его надежность и стойкость, проявленные еще на воспетом Большом Каретном, где собирались свободолюбивые молодые люди выпить, поговорить за жизнь, " зализать раны" и послушать под гитарные аккорды только что народившиеся песни-притчи Высоцкого. Одна из них, посвященная Артуру Макарову, всплывет и окрасит особой тональностью и смыслом эпизод фильма, повествующий о его жизни и писательстве в " медвежьем углу" Верхневолжья. Сюда, в деревенскую избу и бездорожье, поближе к простым мужикам и охоте на зверя, забрался он с женой на долгие годы. Забрался, чтобы быть подальше от прославленных и преуспевающих в искусстве приемных родителей - Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, сестры его матери, живущей своей скромной, незаметной жизнью. Забрался, чтобы несуетливо и нещадно думать и писать, писать, писать. Из рассказа " Придурки": "...И я думал и думал о том, как же случилось, что столько крови, ненависти и слез дали неумолимо выжать из себя люди во имя того, чтобы земля, за которую уплатилось столь жестокой ценой, заросла хламными породами деревьев, затянулась ржавой водой. Как явилось, что в исконно русских краях удачливое воровство ныне ставится много выше трудолюбия, агрессивное хамство возвысилось до нормы поведения, таимая прежде жестокость стала обыденной. Как? " Ныне эти мысли стали расхожими и тревожат многих. Но им, Артуром Макаровым, написаны в начале 70-х. Из них, выходит, он заглянул в наш день. По-писательски дальновидно. Автор ленты внимательно вглядывается и вслушивается в своего героя и в тех, кто говорит о нем, выстраивая бытие и дела Артура Макарова в трех перекликающихся ипостасях: писатель - кинодраматург - охотник... Михаил Рощин напомнит зрителю, как свежо и весомо были восприняты читающей публикой первые рассказы Макарова, появившиеся в " Новом мире", возглавляемом еще Твардовским. Кинорежиссер Михаил Калатозишвили расскажет о дружбе с Артуром еще сызмальства, об упорном стремлении того к истинной свободе и умении уйти от идеологических пут коммунистической власти без пафосного диссидентства и " кухонных баррикад". Крепко сколоченный, мужиковатый, даже отпугивающий от себя с виду, Артур Макаров умел влюбляться в людей, был романтиком и авантюристом в своих творческих замыслах. Особенно в сценарных. С его именем связаны " Новые приключения неуловимых" и добрый десяток остросюжетных кинокартин. Выносил на экран тех, кого плотно знал, чувствовал, понимал досконально. Что-то свое, сугубо нужное и колоритное углядел в Артуре и Василий Шукшин - они тоже по-настоящему дружили - и снял его в " Калине красной". И с Андреем Тарковским, когда достала их нужда, Артур не раз ездил в Среднюю Азию, чтобы подзаработать денег на киностудии и как-то жить дальше. Из фильма П.Солдатенкова постепенно, ненавязчиво и убедительно высветляется мысль: в кругу людей знаменитых и малоизвестных Артур Макаров не был " фигурой в тени", скорее, опорным крепышом. Он умел дружить, и в его дружбе нуждались. Макаров делал себя сам! Супруга Артура Сергеевича Людмила Александровна поведала нам, как он порой искал уединения, как, оставив писательский стол, брал в руки ружье и выходил - один на один - на зверя. Уложил одиннадцать медведей! Охотники знают, что это за " мужик". И над Артуром он " зависал" однажды, но почему-то пощадил. Может быть, увидел в нем " медведя"? А еще Людмила Александровна с горечью сказала, что Артур Сергеевич оставил кино, перестал вообще писать и, продолжая выходить на охоту и встречая медведя, целился в него, брал на мушку, спускал курок, но не стрелял... А сам погиб от руки убийцы. В московской квартире, в 95-м. " Дело" приостановлено. Криминальное. Но дело жизни Артура Макарова, талантливого, доброго человека, оставило добрый след. Теперь вот и на документальном экране.
28. Майк Мур, расследовательская журналистика
Майкл Фрэ́ нсис Мур (англ. Michael Francis Moore, 23 апреля 1954) — американский журналист и кинорежиссёр-документалист, работающий в жанре острой социальной и политической сатиры. Лауреат премии «Оскар» (2003), обладатель «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля (2004). Последней награды удостоился за фильм «Фаренгейт 9/11», ставший самой коммерчески успешной картиной в истории документального кино.
Толчком к созданию нового документального фильма Майкла Мура «Боулинг для Колумбины» (2002) послужил кровавый расстрел, учинённый двумя старшеклассниками20 апреля 1999 года в школе Колумбина (Columbine High School). Это событие вызвало большой общественный резонанс, в СМИ активно дискутировался вопрос «Что привело к этой трагедии?». Мур взялся на него ответить. Причина трагедии, по его мнению, в нездоровье американского общества, живущего в атмосфере постоянного страха, нагнетаемого СМИ. Как человек левых убеждений, Мур видит в этом сознательную политику американской властной элиты и бизнес-корпораций, цель которой отвлечь людей от насущных (социальных, экологических и пр.) проблем. Сатира в «Боулинге для Колумбины» к середине картины отходит на второй план, говоря о трагедии, Мур становится предельно серьёзен. Фильм пользовался большим успехом на мировых кинофестивалях и в прокате. Сборы «Боулинга для Колумбины» более чем втрое превысили сумму, заработанную лентой «Роджер и я». Сам Мур получил специальный приз за режиссуру в Каннах и премию «Оскар» как лучший кинодокументалист года, а его картина завоевала в общей сложности 27 наград (в том числе премии «Бодил» и «Сезар»).
|