Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Железобетонные арки покрытий
Использование арок эффективно при пролетах свыше 30 м. (36 м., 42 м. и т.д.). Шаг арок вдоль пролета составляет 6 – 12 м. Стрела подъема арки f = 0.12-0.2 от пролета, но не менее 0.1 пролета. Железобетонные арки классифицируют: 1) по высоте стрелы подъема. - пологие (относительная высота 1/8...1/6 l); - подъемистые (относительная высота 1/4... 1/2 l). 2) по статической схеме: а) трехшарнирные статически определимая; распор зависит от взаимного расположения шарниров, но не зависит ни от очертания оси арки, ни от её жесткости; «+» 1) нечувствительны к осадке и горизонтальным смещениям опор; 2) нечувствительны к температурным изменениям; 3) удобны в монтаже и перевозке в виде парных полуарок. «-» 1) усложнение конструкции из-за наличия ключевого шарнира; 2) требуют мероприятий по обеспечению герметичности кровли над шарниром (имеется поворот полуарок); 3) более деформативны; 4)более материалоемки по сравнению с двухшарнирными и бесшарнирными (неравномерное распределение изгибающих моментов по длине арки). б) двухшарнирные Рис. 4. Двухшарнирная арка 1 – арка; 2 – затяжка; 3 – подвеска. наиболее распространенные (благоприятное распределение изгибающих моментов по единожды статически неопределимы; распор несколько меньше, чем у трехшарнирной (смещению опор препятствует сопротивление самой арки разгибанию). «+» 1) более экономична, чем трехшарнирная; 2) просты в изготовление и монтаже; 3) не сильно реагируют на осадку опор и температурные воздействия (благодаря опорным шарнирам) в) бесшарнирные трижды статически неопределимы; «+» 1) экономична (по затрате материала самой арки); 2) легкая (полное защемление арки на опоре, а следовательно и равномерное распределение моментов по длине арки); 3) жесткая; 4) надежная конструкция кровли из-за отсутствия конькового шарнира. «-» 1) требования идеального защемления концов арки (наличие опорных моментов); 2) требует устройства надежного основания и мощных опор; 3) реагирует на осадку опор и температурные воздействия. 3)по числу пролетов: а) однопролетные; б) многопролетные.
Рис. 5. Многопролетная арка перекрытия вокзальных перронов. В многопролетных арках распоры смежных пролетов уравновешиваются, и промежуточные опоры работают на сжатие с незначительным изгибом от несимметричной нагрузки (снег, ветер). 4) по очертанию осей арок: Обычные очертания арки: а) круговая; б) параболическая; в)треугольная. Встречаютсяочертания: г) эллиптические, д) коробовые (многоцентровые), е) «ползучие» (опоры в разных уровнях). Очертание оси арок зависит: 1) от функционального назначения здания; 2) от габаритов здания; 3) от действующих нагрузок; 4) технологических условий изготовления и монтажа. Очертание арки выбирают близким к линии давления. При симметричной нагрузкедля пологих арок - парабола. Часто для упрощения изготовления арок параболу заменяют дугойокружности(положительное - использование стандартных конструктивных элементов). 5) по форме сечения арки могут быть: · двутавровые (рис. 6.)
Рис. 6. Железобетонная арка двутаврового сечения с затяжкой · прямоугольные (рис. 7)
Рис. 7. Монолитная двухшарнирная арка с затяжкой: а – общий вид; б – опорны узел; в – арматурный каркас
Затяжки обычно работают на центральное растяжение. Если к затяжкам приложить нагрузку от подвесного подъемно-транспортного оборудования, то анна будет работать внецентренно-растянутый элемент. По материалу затяжки бывают: · железобетонными предварительно напряженные, армируемые высокопрочной проволочной или канатной арматурой; · стальные затяжки: - гибкие (2-3 стержня, пропущенных на опоре через арку) - жесткие (из дух швеллеров или уголков, связанных между собой планками).
Рис. 8. Опорные узлы арок с затяжками: а – из круглой стали; б – из швеллеров; в – из преднапряженного бетона.
Большепролетные высокие арки имеют более сложное очертание оси, их обычно выполняют трехшарнирными. Распор арки передают на фундаменты и грунты основания. При слабых грунтах для восприятия распора арки устраивают затяжку, расположенную ниже уровня пола арки. От воздействия арки в местах опирания возникает распор «Н». Величина распора зависит от действующей нагрузки, пролета и стрелы подъема. Для восприятия распора устанавливают затяжки, а чтобы затяжки не провисали, используют подвески. Распор также может восприниматься фундаментом или примыкающим сооружением (рис. 9)
Рис. 9. Основные способы восприятия распора арок. а – грунтовым основанием; б – затяжкой; в – грунтовым основанием и затяжкой; г – примыкающими сооружениями.
На арку действуют: - постоянные нагрузки от веса покрытия и собственного веса (равномерно распределенные); - временные нагрузки: · снеговая (2 варианта загружения: равномерно распределенная и треугольная, учитывающая образование снеговых мешков), · сосредоточенная от подъемно-транспортного и подвесного оборудования, · ветровая (расчет производят только про большой высоте арки). Арки конструируют и рассчитывают как внецентренно-сжатые элементы, в которых возможно возникновение изгибающих моментов противоположных знаков, поэтому сечение арки армируют симметрично по максимальной площади. Поперечные силы в арках незначительны; поперечные стержни ставят по расчету и конструктивным соображениям. Арматуру затяжки подбирают как для растянутого элемента по условиям прочности и трещиностойкости. Опорные узлы арок приведены на рис. 8. Железобетонные арки также могут быть сквозными (рис. 10) Рис. 10. Параболическая трехшарнирная железобетонная сквозная арка пролетом 46 м.
|