Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Античный образ мышления






Предмет философии. Философские начала

Предметом философии является отношение абсолютного к относительному. Всё, что возникает и гибнет, имеет какую-то причину возникновения. Философия инициируется разумным мышлением, вовсе не рассудочным. Для рассудка много есть, одного нет, а для разума многое является единым.

В доаристотелевский период было открыто 4 причины начала всего:

1. Материальная причина. То, из чего что-то появляется.

2. Движущая причина. Это вовсе не движение, а начало движения. То, что может начать процесс движения.

3. Формальная причина. Это то, в соответствии с чем возникающее приобретает свою форму в рез-те возникновения.

4. Целевая причина. То, ради чего что-то возникает.

Аристотель уже взял это готовым, но сумел соединить всё, что не смогли сделать до него. Все эти причины должны принадлежать Абсолюту. До Аристотеля никакой ясности в том, что такое Абсолют, не было.

 

Античный образ мышления

Каждая эпоха накладывает свой отпечаток на форму мышления человека. Специфических черт довольно много, но в древнегреческой мысли выделяют натуралистический характер мышления, т.е. античное мышление ничего чище, глубже и фундаментальнее природы не видело. Киники, например, даже искали фундаментальные законы в природе и по тому жили по стилю собак (кинес – собака). Природа для них то, что с нашей точки зрения можно назвать Абсолютом (то, что существует само по себе, выводит определённые формы и вбирает их в себя). А что такое природа? Античные мыслители определяли природу как то, что рождает (в слове фюзис в том числе) в буквальном физическом смысле.

Единицей природного существования является отдельное живое существо и сам космос тоже. Для грека космос есть животное, живое существо в буквальном смысле понимаемое, не метафорически. Мы внутри космоса живём как внутри нас живут маленькие существа. Весь дальнейший понятийный аппарат будет вытекать из данной формы мышления. Горы живые, холмы живые, кости живые, земля живая, только имеет несколько отличный аппарат восприятия и общения.

Итак, Абсолют это природа, космос, который вырастает из чего-то, и уходит в первоначала и снова появляется, и снова исчезает, словно феникс.

Любой живой организм требует для объяснения своего все 4 причины начала существования: материальная (из чего состоит и вышло), движущая (как начинается), формальная (программа, по которой растёт и развивается организм, как, например, программа берёзы находится в её семени), целевая (вот семя, в нём плод, в котором уже есть эта берёза; вот это семя является ли целью возникновения берёзы? Да, конечно, но она, эта цель, заложена в программу, семя само не решило развиться в берёзу или человека, а только подчиняется программе, заложенной неизвестно кем; так наша цель стать космонавтом обращается в будущее, и будущее оттуда к себе нас тащит).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал