Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Научная новизна исследования
1. На основе системного подхода с применением методов исторического и сравнительного анализа охарактеризована гражданская журналистика как фактор развития общественных инициатив в России. Выявлены основные теоретические предпосылки формирования гражданской журналистики, рассмотрены этапы ее эволюции, исследована ее практика по развитию общественных инициатив в местных СМИ. 2. Выявлены и охарактеризованы четыре способа поддержки общественных инициатив, сложившиеся в местных СМИ Северо-Запада России в зависимости от профессиональных воззрений журналистов и формы собственности СМИ. Газеты представляют общественные инициативы как проявление гражданского общества, как городские новости, как реализацию политики администрации, как протест против политики администрации. Составлены рекомендации, которые открывают новые возможности для газет в развитии общественных инициатив. 3. Сформирована концепция СМИ как лидера позитивных социальных преобразований в местном сообществе. Лидерство обнаруживается в том, что от традиционной роли информационной поддержки общественных инициатив СМИ переходят к роли инициатора: изучают проблему местного сообщества и вместе с партнерами – общественными объединениями и гражданами, взаимодействуя с местным самоуправлением, решают проблему в рамках проекта, сохраняя при этом объективность и специфику СМИ. 4. Разработана новая модель информационной кампании на принципах гражданской журналистики, применение которой активизирует местное сообщество и обучает журналистов способу развития общественных инициатив. Модель опробована редакциями городских газет в 18 проектах в течение 2002– 2010 гг. В научный оборот введено понятие «информационная кампания на принципах гражданской журналистики». На защиту выносятся следующие выработанные в исследовании положения: 1. СМИ являются ресурсом для развития общественных инициатив, что включает в себя два аспекта: вовлечение читателей в деятельность СМИ и стимулирование гражданской активности читателей, побуждение их к участию в социальных процессах. Идея развития общественных инициатив силами СМИ начала созревать в прошлом веке и прослеживается в теориях активной аудитории, а также в нормативных теориях прессы, на которые в последние годы оказали влияние идеи партиципарной и делиберативной демократии. Современная научная мысль в теориях прессы и в исследованиях аудитории движется к обоснованию обязанности СМИ создавать реальные условия для общественного участия и к выявлению новых ролей журналистов в связи с этим, однако данные положения ограниченно применяются в практике редакций. 2. Российская политическая система существенным образом влияет на характер общественных инициатив в регионах РФ. Они формируются и реализуются в условиях патернализма, что значительно ограничивает совершенствование различных видов социальной деятельности, а также самостоятельность системы местного самоуправления. В гражданской журналистике объективно заключены большие потенциальные возможности для участия различных субъектов социальной активности в управлении, для расширения сферы партнерства между местной общественностью и властью. Однако значительные ресурсы гражданской журналистики по ряду субъективных и объективных причин используются слабо. 3. Теория и практика гражданской журналистики пока не соответствуют потребностям новой социальной среды, трансформирующейся в результате процессов модернизации экономики, политики, культуры. Как показывает проведенное нами исследование, в редакциях местных газет существует опыт, опираясь на который, журналисты могут овладеть методами гражданской журналистики, но для этого им необходима обучающая среда. Инструментом обучения может служить разработанная нами новая модель информационной кампании, которая сложилась на основе обобщения опыта 18 кампаний, проведенных газетами различных областей Северо-Запада в 2002-2010 гг. 4. Информационная кампания на принципах гражданской журналистики представляет собой новую модель развития общественных инициатив; деятельность по предложенной модели является также способом обучения журналистов, так как формирует у них навыки проектного мышления и благодаря сотрудничеству журналистов с членами общественных объединений включает в профессиональную парадигму журналистов ценности гражданского общества. При этом СМИ выступает лидером социальных преобразований в местном сообществе, способным не только обсуждать проблемы, но и решать их вместе с партнерами – общественными объединениями и гражданами, сохраняя объективность и специфику масс-медиа. 5. Гражданская журналистика встала перед фактом, что рекламная модель финансирования СМИ не оставляет ей шансов на развитие и пока не смогла найти адекватный ответ на вопрос об альтернативных способах финансирования. Поиски идут в области обоснования перспективности некоммерческой журналистики и более стабильного финансирования за счет государства, фондов, пожертвований граждан, использования принципов кооператива и франшизы, применяющихся в других отраслях экономики. Разнообразный по источникам финансирования неприбыльный сектор СМИ основан на концепции, что информация является общественным благом, а не рыночным товаром.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты диссертации являются определенным вкладом в формирование теории гражданской журналистики в части обоснования развития общественных инициатив как одной из целей гражданской журналистики. Материал эмпирических исследований подтверждает испытанные теоретические положения и дает основания для выдвижения новых концепций, а также служит повышению медийной грамотности субъектов общественных инициатив. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы: - для повышения квалификации журналистов городских газет и обогащения практики их редакций (реализация информационной кампании по разработанной модели); - при обучении студентов; - в практической работе общественных объединений (реализация информационной кампании совместно с местными СМИ). Распространение модели информационной кампании на принципах гражданской журналистики с целью развития общественных инициатив может быть включено в городскую, региональную, национальную программу модернизации СМИ.
Апробация работы. Процесс апробации идей данного исследования можно разделить на два периода. В 2000-2008 гг. по инициативе автора были проведены 15 информационных кампаний на принципах гражданской журналистики в редакциях Северо-Запада. Они широко обсуждались, тема была включена в спецкурсы автора на факультете журналистики Мурманского гуманитарного института. В 2008 г. выпущен итоговый сборник с кейс-стади участников и другими материалами, представляющими проектную деятельность в газете и новую модель кампании. В 2009-2010 гг. в качестве стипендиата Международной программы стипендий Фонда Форда во время стажировки в Школе коммуникации Американского университета г. Вашингтона автор выполнила исследование по гражданской журналистике и на его основе создала презентацию, которую представила на экспертной встрече с участием аналитика в этой сфере Д. Розенберри. В 2009-2010 гг. были реализованы еще три информационные кампании в редакциях Северо-Запада и проведено исследование. С материалами автор выступала на конференциях, посвященных местным СМИ и гражданской журналистике в Москве, Мурманске, Барнауле, Гродно (Беларусь), Каменец-Подольске (Украина), Фуртвангене (Германия). По теме диссертации опубликованы статьи и тезисы докладов. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя четыре параграфа, заключения, списка литературы и приложений с таблицами. Во Введении обоснована актуальность темы, степень ее научной разработанности, поставлены цели и задачи исследования, определены его объект и предмет, представлены теоретические основы и эмпирическая база, охарактеризована научная новизна исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту, обозначена теоретическая и практическая значимость работы, представлена информация по апробации. В первой главе «Общественные инициативы в гражданском обществе и журналистика» дается обоснование понятия «общественная инициатива» как условия формирования гражданского общества, рассматриваются особенности общественных инициатив в России. Нормативные теории прессы и теории активности аудитории проанализированы с точки зрения развития в них идей, послуживших предпосылкой формирования гражданской журналистики. Осмыслены зарубежные концепции и практики гражданской журналистики (на примере США). Рассмотрено влияние идей и методов гражданской журналистики на модернизацию масс-медиа. В первом параграфе «Общественные инициативы: содержание и формы» дается объяснение авторского предпочтения термину «общественные инициативы», бытующему рядом с другими названиями исследуемого явления. В научной литературе чаще употребляется термин «общественное участие» как форма проявления гражданского общества. Автор диссертации соотносит общее и особенное в понятиях «общественное участие» и «общественные инициативы». При этом выявляется, что общественное участие подразумевает наличие определенного объекта – проекта, программы, законопроекта, разработанного властными или отраслевыми органами. Имеется в виду, что процедура общественного участия должна быть регламентирована. Общественная инициатива предполагает более широкий круг явлений: она может проявиться вне рамок административных планов и программ. Выражение «общественные инициативы» часто встречается в практической деятельности общественных объединений, журналистов, местного самоуправления. Это язык, понятный читателям, даже имеющим минимальный опыт самоорганизации. Однако, предпочитая понятие «общественные инициативы», автор отмечает, что оно нуждается в дальнейшей конкретизации. Так, представляется дискуссионным выраженное в научной литературе утверждение о том, что общественные инициативы являются, как правило, не протестными. В российской реальности инициативы неорганизованных граждан возникают чаще всего в тех случаях, когда ущемляются их интересы, поэтому инициативы могут приобретать и протестный характер. Многочисленные и разнообразные общественные инициативы как форма проявления гражданского общества остаются пока идеальной социальной картиной. Причина неразвитости общественных инициатив заключается в патерналистском сознании россиян, низком уровне жизни. В небольших городах ресурсы общественных инициатив ограничены тем, что местное сообщество не осознает себя субъектом самоуправления. Органы местного самоуправления фактически выступают как продолжение органов власти. С другой стороны, здесь социальная локальность проявляется острее, благодаря географическому единству и большей социальной однородности населения. Существует прямая связь между информированностью граждан и общественными инициативами. Во втором параграфе «СМИ как ресурс развития общественных инициатив» автор обращает внимание на то, что идея общественного участия граждан в управлении через СМИ содержит в себе два аспекта, которые иногда не разделяются в научной литературе. Во-первых, СМИ взаимодействуют с аудиторией, привлекая ее как равноправного партнера к коммуникативному процессу. Во-вторых, СМИ рассматривают граждан как участников организационно-управленческой и политической деятельности и стимулируют их активность в этой области. Взаимодействие со СМИ и участие в управлении могут сливаться для граждан в единый процесс, что во многом зависит от журналистов. Идея развития общественных инициатив через каналы СМИ прослеживается в западных базовых теориях СМИ, исследующих предназначение масс-медиа в обществе. Со второй половины прошлого века журналистика и коммуникация начали испытывать влияние политологических теорий партиципарной и делиберативной демократии. В этих концепциях большее внимание обращается на критерии аудитории, доступ к СМИ читателей из разных социальных групп. Положения делиберативной демократии, обязывающей журналистов создавать информационное и инструментальное пространство для обсуждений и условия для неограниченного доступа граждан к участию в дискуссиях, представляют особенный интерес в рамках нашего исследования, так как они вырабатывались одновременно с практикой гражданской журналистики. Для проведения успешного общественного обсуждения необходимо острые вопросы дискутировать прежде в узких сообществах, затем выносить их в широкую публичную сферу. Исследования показывают, что граждане больше одобряют решение проблем, чем только их обсуждение. Идея развития общественных инициатив также обнаруживает себя в истории социологических исследований аудитории. Первоначальные выводы социологов о том, что аудитория является объектом информационного воздействия, сменяются представлениями о ее активности, избирательном и критическом усвоении информации, а еще позже – о том, что она играет роль в формировании повестки дня и развивает свой дискурс. В исследованиях аудитории часто опускается вопрос о векторе читательской активности. Он может быть направлен на потребление товаров и услуг и объективно удовлетворять интересы медиа как бизнеса. Но активность аудитории реализуется и в гражданской публичной сфере, если журналисты отдают предпочтение этой сфере. Хотя движение общественных инициатив и деятельность СМИ на практике являются взаимозависимыми процессами, в современной научной мысли принято ответственность за развитие общественных инициатив возлагать в первую очередь на СМИ. Идеи участия аудитории в деятельности СМИ и участия граждан в различных видах управления, в том числе политического, мы относим к теоретическим основаниям гражданской журналистики. В третьем параграфе «Зарубежный опыт участия СМИ в развитии общественных инициатив (на примере США)» мы определяемгражданскую журналистику США (civicjournalism) как конкретный исторический период 1993-2003 гг. в развитии направления «общественная журналистика» (public journalism). Гражданская журналистика в полной мере восприняла философию более раннего этапа общественной журналистики, которая возникла в конце 1980-х гг. прошлого века как реакция на взаимосвязанные тенденции: самоустранение граждан от выборных кампаний и участия в жизни сообщества, равнодушие читателей к местным газетам и падение их тиражей. Гражданская журналистика сформировала принципы, на первый взгляд противоречащие традиционным журналистским ценностям – объективному информированию читателей и независимости репортера. Гражданская журналистика вовлекала читателей в публичную жизнь, провозглашала взаимозависимость журналиста и местного сообщества. Теоретики гражданской журналистики полагали, что эти новые ценности вбирают в себя традиционные, не мешают создавать объективные материалы, а помогает решать проблемы, которые поднимает журналист. М етоды гражданской журналистики для поддержки общественных инициатив сформировались и были развиты в США течение 15 лет с 1990 по 2005 гг. Их выработали и распространили газеты, позже их разнообразие увеличилось за счет возможностей Интернета. Основным методом является «гражданская картография», которая представляет собой поиск граждан, неформальных лидеров, способных коммуницировать в сообществе с целью обсуждения и решения проблем. «Гражданская картография» стала основой обучающих программ Центра Пью – институциональной структуры, поддерживающей гражданскую журналистику. Проекты редакций выявили, что и журналисты должны быть легко доступны для читателей и граждан. С этой целью были определены “точки входа” для людей, которые хотят быть вовлеченными в проекты, т. е. специальные места встреч (среди них была и городская ратуша). Гражданская журналистика, как правило, осуществляла свою деятельность в виде проектов и вначале сосредоточилась на выборных кампаниях, организуемых в интересах граждан. К середине 1990-х гг. темой проектов стала повседневная жизнь сообществ. Центр Пью поддержал 120, всего же отследил реализацию более 600 проектов. Наиболее известны и описаны в литературе около 10 проектов. Самым успешным из всего десятилетнего периода гражданской журналистики считается проект “Станем снова добрыми соседями! ”, который выполнила газета «Шарлот Обзервер». Газета подняла проблему тяжких преступлений. Проект начался с анализа полицейских данных, недавно ставших доступными в Интернете. Так выявились самые криминогенные соседства. В каждом соседстве прошли форумы – встречи граждан с журналистами и экспертами. На форумах выясняли причины преступлений и способы решения проблемы. Были составлены «списки потребностей» граждан – от формы для спортивной команды до благоустройства парков. Для удовлетворения какой-либо потребности каждый житель города мог пожертвовать товары, время или услуги. До или после городского форума общественная организация проводила ярмарку ресурсов, в ней участвовали юридические агентства, которые предлагали жителям помочь навести порядок в пустующих и арендованных домах-притонах. Партнерами «Шарлот Обзервер» были местные ТВ и радио, общественная организация. Благодаря активности жителей и местного самоуправления удалось значительно улучшить социальную обстановку. Этот и подобные проекты в «Шарлот Обзервер» обогатили способы деятельности репортеров. Единая команда проекта создала обучающую среду для всей редакции. Гражданская журналистика США периода 1993-2003 гг. вышла за пределы страны и стала международным явлением. Она растворилась в разных формах интернет-журналистики, что подтверждают интервью экспертов. Наряду с успехами гражданской журналистики обсуждались и ее проблемы. Самое серьезное обвинение от оппонентов приверженцы гражданской журналистики получили в том, что вовлеченность в дела сообщества заставляет журналиста выражать явную поддержку героям и идеям, противоречит принципу объективности и приводит к предвзятости. Усилия сторонников гражданской журналистики сдерживались коммерческими интересами медиасобственников и рекламодателей, которые были нацелены на привлечение платежеспособного сегмента граждан, а не тех, кто хочет решать общественные проблемы. Несмотря на то, что гражданская журналистика позиционировала себя как движение за реформы и в проектах приняла участие пятая часть газет США, гражданской журналистике не удалось изменить всю журналистику США, ее системный кризис продолжал нарастать. Гражданская журналистика оказалась не рыночным продуктом и требовала не рекламной финансовой модели. В 2009 г. в разгар кризиса этот вопрос сделался актуальным не для одного направления, а для всей журналистики США. В четвертом параграфе «Влияние гражданской журналистики на процессы модернизации медиа» проанализирована интернет-дискуссия в США по материалам января 2009– марта 2010 гг., вызванная экономическим кризисом в традиционных медиа и изменением экологии медийного ландшафта вследствие развития Интернета. Многие участники дискуссии оценивают причины кризиса с позиций того, что журналистика является прежде всего общественным благом, а не рыночным товаром, но владельцы газет пренебрегли этой истиной. Эксперты полагают, что тотальная рекламная модель финансирования медиасистемы заканчивается. Наряду с возрождением идеи об оплате контента, поиски стабильного финансирования идут и по другим направлениям. Многие отстаивают необходимость государственного финансирования при одновременной разработке мер, препятствующих влиянию государства на журналистику. Развивается модель неприбыльной журналистики, поддерживаемой фондами («ПроПублика»), финансирование за счет пожертвований членов сообщества («Спот ас»). Идет подготовка к созданию информационного кооператива («Баньян»), который имеет в виду даже удовлетворение экономического интереса участников соответственно их доле. Бизнес-модель информационного кооператива основана на продаже дешевых долей членства и франшизы. Все новые бизнес-модели разрабатываются на понимании продукта журналистики как общественного блага, необходимого конкретному сообществу. При этом читатели становятся партнерами журналистов, и репортеры вовлекаются в решение проблем, о которых они пишут. Гражданская журналистика в свое время встала перед фактом, что рекламная финансовая модель не оставляет ей шансов на развитие. Удовлетворение общественных интересов аудитории вместо прибыли не могло быть принято медиапредпринимателями в качестве основной цели. Поддержка фондов не рассматривалась как возможность постоянного бюджета для проектов. Гражданская журналистика не смогла найти адекватный ответ на вопрос об альтернативных, не рекламных моделях финансирования. Поиск в этой сфере актуализировался в настоящее время и дает положительные результаты. Анализ зарубежного опыта приводит к выводу, что обозначившиеся тренды проявляются и в России, где практика и научная мысль также приходят к выводу о необходимости развития финансовых моделей журналистики, альтернативных рекламным. Это открывает новые возможности для развития гражданской журналистики. Во второй главе «Российский опыт участия СМИ в развитии общественных инициатив» рассматривается практика гражданской журналистики в местной прессе Северо-Запада России. Прежде всего определяется, в чем заключается особенность гражданской журналистики в России; рассказывается об исследовании автором диссертации региональных моделей поддержки общественных инициатив в газетах Северо-Запада, проведенном в апреле–июне 2011 г., и приводятся его результаты. Существенным фрагментом главы представляется описание разработанного нами типового проекта развития общественных инициатив как функции гражданской журналистики и модели информационной кампании, опробованной в 18 местных газетах Северо-Запада в 2002-2010 гг. В первом параграфе «Подходы к исследованиям гражданской журналистики в местной прессе России» уточняется методология изучения гражданской журналистики России как направления, развивающего общественные инициативы. Языковая практика российского общества связала ставшее распространенным название «гражданская журналистика» с разными явлениями. В одном случае речь идет о направлении, содействующем развитию общественного участия и гражданской активности (civicjournalism). После 2007г. этим названием все чаще стали обозначать деятельность любителей, развернувшуюся в Интернете (citizen journalism). В этом все более распространяющемся толковании гражданская журналистика понимается как определенный технологический навык; содержательный аспект о гражданской позиции пользователя отходит на второй план или вообще не обсуждается. С другой стороны, гражданская журналистика в России получила иные наименования. Самое распространенное из них – «журналистика соучастия». Необходимо также отметить сходство и различие гражданской журналистики с развивающимся направлением, известным как «социальная журналистика». На первом этапе социальную и гражданскую журналистику сближал выбор темы: человек в новых социальных условиях. Отличие заключалось в том, что гражданская журналистика изначально рассматривала читателей как участников редакционных проектов. Ориентация на проектный способ деятельности объясняется целью вовлечь граждан в решение проблем. Социальная журналистика предполагала более традиционное отношение к читателю. На данном этапе социальная и гражданская журналистика, являясь самостоятельными направлениями, обращаются к одному источнику развития – участию граждан во всех его разновидностях. И это еще более стирает различия между ними. Необходимость обращаться к явлению гражданской журналистики в последние годы вызвана общемировым и российским кризисом в журналистике, связанным с ее коммерциализацией и отходом от своего общественного предназначения. В этой ситуации гражданская журналистика становится одним из образцов, к которому надо стремиться. Сутью гражданской журналистики нам представляется то, что она развивает общественные инициативы, обращаясь к читателю как к партнеру и участнику совместного проекта, направленного на решение местных проблем. Во втором параграфе «Особенности и этапы развития гражданской журналистики в России» мы определяем периоды, характеризуем основных субъектов и события в сфере гражданской журналистики. Первый этап: 1988 – 1996 гг. характеризуется как развитие теоретической мысли в сфере гражданской журналистики. В публичное пространство выходит концепция гуманитарной журналистики И. М. Дзялошинского, которая предполагает, что журналист видит в читателе личность, а не объект воздействия. Одновременно И. Д. Фомичева разрабатывает концепцию, утвердившуюся позже как «партиципарная коммуникация», в которой функции СМИ рассматриваются с точки зрения общественного участия. Этот подход также близок идеям гражданской журналистики. Второй этап: 1997 – 2003 гг. Первые проекты гражданской журналистики реализуют общественные объединения – Институт гуманитарных коммуникаций, АНО «Интерньюс» вместе с НП «Социальные инвестиции», Институт развития прессы–Сибирь, Мурманская ассоциация журналисток, Центр общественного телевидения Великого Новгорода, а также местные СМИ, в основном телевизионные компании. В российском общественном дискурсе усиливается актуальность вопросов гражданского общества и социального партнерства. В этом аспекте обсуждаются возможности гуманитарной журналистики в развитии общественных инициатив. Концепция «партиципарной коммуникации» представлена в виде завершенного научного труда. Третий этап: 2004 – 2008 гг. Наиболее активный период в реализации проектов на принципах гражданской журналистики силами общественных объединений. В теоретической сфере появляется новый термин для российской концепции поддержки общественных инициатив – «журналистика соучастия». Идеи «партиципарной коммуникации» находят более актуальное толкование в связи с развитием интернет-журналистики. Защищены кандидатские диссертации по гражданской журналистике. В 2007 г. происходит массовый выход российских пользователей Интернета на сервис «Живого журнала»; в 2008 г. проводится первая конференция «гражданских журналистов», действующих в Интернете. В 2009 г. термин «гражданская журналистика» начинает употребляться в академической сфере в новом значении. Четвертый этап: 2009 г. – настоящее время. Новый подход к развитию общественных инициатив формируется под влиянием тенденций в глобальных коммуникационных процессах. Размываются границы профессиональной журналистики. Развиваются интернет-ресурсы, объединяющие «гражданских журналистов». Институт развития прессы-Сибирь в декабре 2010 г. организует конференцию, посвященную 20-летию первых проектов гражданской журналистики. В течение четырех периодов концепция, известная теперь как «журналистика соучастия», претерпевает значительные изменения. Роль журналиста в ней от талантливого автора все более сдвигается к роли «модератора диалога». В настоящее время в оценке «журналистики соучастия» или гражданской, исследователь не находит положительной динамики. Выход видит в том, чтобы для гражданской коммуникации развивать сеть полупрофессиональных и самодеятельных ресурсов. В течение этих периодов проявились центры, которые занимались проектами гражданской журналистики: Институт гуманитарных коммуникаций, Институт развития прессы – Сибирь, АНО «Интерньюс» (на первом этапе с НП «Социальные инвестиции»), Центр общественного телевидения Великого Новгорода, Мурманская ассоциация журналисток. Проекты сыграли большую роль, однако не выполнили интегрирующих задач, объективно стоящих перед их инициаторами. Не были созданы постоянный центр гражданской журналистики и всероссийская ассоциация. В третьем параграфе «Региональные модели журналистской поддержки общественных инициатив» представлены результаты исследования современных способов поддержки общественных инициатив в местных газетах Северо-Запада, проведенные в апреле – июне 2011 г. Цель исследования была следующая: выявить в местных газетах профессиональные представления журналистов об общественных инициативах, а также способы их поддержки и развития. Методика исследования. В редакциях проведены групповые интервью с журналистами и внештатными авторами. В качестве дополнительного элемента исследования перед интервью и после них были проанализированы номера газет за период с января 2009 по апрель 2011 гг. На основании групповых интервью и доминирующих материалов даны оценки деятельности каждой редакции в сфере развития общественных инициатив. Основное содержание оценки отражено в обосновании модели журналистской поддержки. Всего выявлено четыре модели. Общественная инициатива представляется как: - проявление активности гражданского общества («Новая Кондопога», Карелия); - городская новость («Вечерний Северодвинск», г. Северодвинск Архангельской обл.); - реализация политики администрации («НИВА», г.Кандалакша Мурманской обл.); - протест против политики администрации («Тридевятый регион», г. Калининград). Редакциям представлены следующие рекомендации. Разработать миссию и стратегию газеты по развитию общественных инициатив. Для этого избрать терминологию – общественные инициативы, общественное участие, гражданские инициативы, которая будет употребляться в газете. Сменить ракурс рассмотрения журналистами писем-жалоб. Оценивать их с точки зрения возможной общественной инициативы и, если зерна такой инициативы имеются, то развивать ее. Описывать не только суть проблемы, но и порядок действий граждан, объединившихся для ее решения. Освещать также непротестные инициативы, особенно общественные советы в учреждениях культуры, образовательных, медицинских. Проводить один раз в год кампанию на принципах гражданской журналистики, где газета выступает как лидер позитивных социальных преобразований в местном сообществе, и вместе с общественными объединениями выходить на новый уровень решения социальных проблем. Местное самоуправление необходимо представлять не только как вертикаль власти, но и как орган местного сообщества, несмотря на то, что главы выбраны не всенародным голосованием («Новая Кондопога», «НИВА»). Рекомендуется также расширить публичное пространство, введя в него актуальные темы. В четвертом параграфе «Реализованные проекты информационных кампаний на принципах гражданской журналистики» излагается история проектов, которые инициировала региональная общественная организация «Мурманская ассоциация журналисток». С 2002 по 2010 гг. 12 редакций провели 18 кампаний. Примерами творческих и результативных информационных кампаний могут служить следующие. Информационная кампания «Пес должен гулять на поводке» («Городское время», г. Полярные Зори Мурманской обл., 2004 г.) привлекла жителей к решению городской проблемы, для чего в числе других мер потребовался анализ городского бюджета. Проблема заключалась в том, что в городе появилось большое количество собак, хозяева которых не соблюдали условия их содержания и выгула. В еженедельной газете за 11 недель было сделано 11 выпусков, в них опубликовано 39 материалов. При участии партнеров и читателей в период кампании состоялся конкурс детского рисунка «Хороший хозяин собаки». Прошла публичная акция «Детский сад – не место для выгула!», участниками которой стали школьники, сотрудники милиции, журналисты. В кульминационном заседании «круглого стола» приняли участие представители исполнительной и законодательной ветвей власти, сотрудники учреждений, организаций и предприятий города, владельцы и не владельцы собак. Состоялись публичные акции «Регистрируем собак и кошек» и «Приз для собаки, гуляющей на поводке». В детских садах прошли интегрированные занятия «Мы в ответе за тех, кого приручили». Состоялось анкетирование горожан по итогам кампании. В результате кампании в бюджете города на 2005 г. были предусмотрены расходы на обустройство дрессировочной площадки, изготовление памяток для владельцев собак (решение городской думы № 289 от 27.10. 2004 г.). Специалисты финансового отдела опубликовали комментарии к бюджету. Газета «Городское время» начала организационные реформы и стала менее зависимой от власти. Журналисты почувствовали себя более профессиональными, авторитетными, укрепилась связь с читателями. Информационная кампания «Пока город помнит – город живет» («Добрый день» г. Мончегорск Мурманской обл., 2007-2008 гг.) ставила целью увековечить память ссыльных и спецпереселенцев, которые были первыми строителями Мончегорска. Вместо трех запланированных месяцев кампания продолжалось больше четырех. Было подготовлено 19 еженедельных выпусков, опубликовано 28 материалов. В результате читатели с помощью экспертов выбрали место для памятника ссыльным и спецпереселенцам. Впервые городская газета подняла тему истории 1930-х гг. и возвращения доброго имени спецпереселенцам. Партнерами редакции стала общественная организация «Дети войны». Кампании повысили авторитет газеты. Увеличилась подписка. Перед началом кампаний тираж «Доброго дня» составлял 3, 5 тыс. экз., а через несколько месяцев достиг 5 тыс. Информационная кампания «Закон и доступ к информации» («Тридевятый регион», Калининград, 2009-2010 гг.) была посвящена реализации соответствующего федерального закона на региональном уровне. Опубликован 21 материал. Партнером газеты была группа депутатов и инициативных граждан. Все материалы можно разделить на два вида. К первому относятся критические материалы. Основная мысль этих публикаций: на официальных сайтах органов государственной власти отсутствует, несмотря на требования федерального закона, необходимая информация, и граждане вынуждены прибегать к запросам. Другая часть – материалы, показывающие положительную динамику, объясняющие, какими новыми информационными услугами воспользовались граждане. Результатом проекта стали рекомендации органам власти по предоставлению информации населению, СМИ и общественным организациям. После критических материалов установлены информационные киоски в здании правительства и областной Думы. На основе планирования и последовательного совершенствования кампаний были разработаны типовой проект и новая модель информационной кампании, систематизированы факторы ее успешности. Общие принципы разработки проекта, развивающего общественные инициативы: o выбрана волнующая горожан проблема; o проблему или ее часть можно решить на местном уровне; o решение проблемы будет способствовать развитию общественной инициативы на местном уровне; o у редакции есть основной партнер или партнеры в проекте (общественное объединение, инициативная группа граждан, депутаты); o определена целевая группа проекта (на кого она рассчитана); o определена общая цель и конкретные задачи проекта; o запланированы результаты проекта, которые можно зафиксировать в определенных показателях. Новая модель информационной кампании в рамках подобного проекта на этапе реализации представляет собой нежесткую последовательность публикаций и мероприятий.
Определены факторы успешности кампании: o выбор проблемы, решение которой не превышает возможности местного сообщества, но и не является мелкой; o постановка цели с учетом публичности ее достижения, а не за счет сепаратных переговоров; o быстрая адаптация редакции к изменениям, которые происходят в период реализации кампании; o распределение деятельности между журналистами и основным партнером; ориентация на группу читателей, которых проблема затрагивает лично или больше, чем других; o планирование результатов кампании вместе с основным партнером; o планирование оформления кампании. Практика подтвердила жизнеспособность кампании, а также возможность ее применения в среде Интернета.
В Заключении содержатся выводы, полученные в ходе работы над диссертацией.
В списке литературы названы книги, статьи, диссертации, ресурсы Интернета на русском и английском языках.
В Приложении представлены: список и характеристики информационных кампаний, которые проводились в газетах Северо-Запада в 2002-2010 гг.; хронология интернет-дискуссии о модернизации масс-медиа в США; интервью экспертов США в сфере гражданской журналистики.
Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:
Публикации в сборниках:
Общий объем опубликованных материалов составляет 3, 9 п. л.
|