Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие и источники права международной безопасности
Право международной безопасности – совокупность международных правовых и организационных средств, призванных обеспечить мир и безопасность путем предупреждения и пресечения актов агрессии, использования для поддержания стабильности в мире соответствующих мер в политической, военной, экономической, экологической, информационной, продовольственной и социальной областях. Определяющая роль принадлежит следующим принципам: неприменение силы и угрозы силой, территориальная целости государств, нерушимость государственных границ, невмешательство во внутренние дела государств, мирное разрешение споров, сотрудничество между государствами. Также имеют значение и отраслевые принципы права международной безопасности: неделимость международной безопасности, не нанесение ущерба безопасности других государств, принцип равной и одинаковой безопасности и др. Проблема обеспечения мира и безопасности действовала на всем протяжении человеческой истории. И сегодня центральной проблемой современных международных отношений является проблема поддержания мира и стабильности на планете. Международную безопасность понимают в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова понимается весь комплекс политических, экономических, гуманитарных, информационных, экологических и иных аспектов безопасности. В более узком смысле она включает в себя только военно-политические аспекты международной безопасности. Военно-политические аспекты обеспечения международной безопасности предполагают создание универсальной и региональных систем коллективной безопасности, применение которых имеет целью устранение угрозы миру, предотвращение и подавление актов агрессии и восстановление международного мира в случае его нарушения. Отправной точкой в формировании системы международной безопасности стало создание в 1945 г. Организации Объединенных Наций и формирование международного правопорядка на основе принципов Устава ООН. Основной целью обеспечения международной безопасности явилось объединение усилий государств по созданию условий, позволяющих обеспечить всеобщий мир и безопасность в современных международных отношениях. Основным источником, регламентирующим международно-правовые способы и средства обеспечения мира и безопасности, является Устав ООН (гл. I, VI, VII). В Преамбуле Устава ООН установлены основы международной безопасности. К источникам относятся многие резолюции Генеральной Ассамблеи ООН: Декларация об укреплении международной безопасности 1970; Декларация 1988 г. о предотвращении и устранении ситуаций, которые могут угрожать миру и безопасности; Резолюция об укреплении международного мира, безопасности и международного сотрудничества во всех аспектах в соответствии с Уставом ООН (15 ноября 1989 г.). Источники права международной безопасности регионального характера: Североатлантический договор (4 апреля 1949); Договор о коллективной безопасности (принят в рамках CHГ, 15 мая 1992 г.); Хартия европейской безопасности (Стамбул, 19 ноября 1991 г.) и др. Важное место в комплексе источников права международной безопасности занимают взаимосвязанные многосторонние и двусторонние договоры, регламентирующие вопросы разоружения. Их условно можно разделить на четыре группы: 1) договоры, сдерживающие гонку ядерных вооружений (Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г.); 2) договоры, ограничивающие наращивание вооружений в количественном и качественном отношении (Договор США и России о сокращении и ограничении стратегического наступательного вооружения (СНВ) 1993 г.) 3) договоры, запрещающие производство определенных видов оружия и предписывающие их уничтожение (О запрещении химического оружия 1993 г.); 4) договоры, рассчитанные на предотвращение случайного (несанкционированного) возникновения войны (Соглашение США и СССР о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны 1971 г.). 14. 2. Коллективная безопасность на международном универсальном уровне. Коллективная безопасность - это система совместных действий государств в целях поддержания международного мира и безопасности, обеспечения стабильности международных отношений, предотвращения угроз мирному существованию и прогрессивному развитию человечества. Универсальная система безопасности создается в целом для всей планеты Земля. Она основана на нормах Устава ООН. Устав ООН предусматривает и меры принудительного характера со стороны Совета Безопасности ООН - единственной органа в мире, которому на основе Устава ООН дано право определять, существует ли в мире угроза агрессии, осуществляется ли таковая на деле, какие меры необходимо предпринять для того, чтобы сохранить мир и обеспечить в полном объеме международную безопасность. Совет Безопасности имеет право оперативно принимать меры превентивного характера по предупреждению и ограничению конфликта: - действия, направленные на предупреждение возникновения разногласий между сторонами; недопущение перерастания существующих споров в конфликты и ограничение масштабов их после возникновения; создание аппарата по сбору фактов и систем раннего предупреждения об угрозах миру; превентивное развертывание Вооруженных сил ООН. Ст. 40 Устава ООН дает право Совету Безопасности принимать временные меры безопасности: предъявить требование о прекращении огня, отводе войск на ранее занимаемые позиции, вывода войск с оккупированной территории, проведение временной демаркационной линии, создание демилитаризованной зоны и т.д. В случае не соблюдения требований ООН Совет Безопасности может применить коллективные санкции без использования вооруженных сил: полный или частичный перерыв экономических отношений (эмбарго); прекращение воздушных и других видов сообщений с государством; разрыв дипломатических отношений; исключение из организации или приостановление членства. В соответствии со ст. 41 Устава ООН Совет Безопасности вправе применить санкции с применением вооруженных сил. Это либо проведение миротворческих операций, в том числе, вооруженными силами ООН, либо проведение активных военных операций с применением воздушных, морских и других вооружений средствами и силами определенных государств или международных организаций за счет ООН. Среди форм осуществления оперативной функции OОH первостепенное значение принадлежит миротворческим операциям, направленным на поддержание и обеспечение международной безопасности. Миротворчество - это действия, направленные на то, чтобы привести к согласию враждующие стороны с помощью переговоров и других мирных средств (гл. VI Устава ООН). Миротворческие операции проводятся только с разрешения Совета Безопасности ООН, при общем руководстве ими Генерального секретаря ООН или его представителя. Основной задачей миротворческих операций является предотвращение, локализация или сдерживание военных действий между конфликтующими государствами или противоборствующими сторонами внутри государства. Миротворческие силы формируются из военных и полицейских контингентов государств, включая гражданский персонал, на добровольной основе с согласия или по инициативе конфликтующих государств и иных заинтересованных сторон. Необходимо учитывать, что, начиная с 90-х гг. XX в. вооруженные конфликты, происходящие в мире, носят преимущественно внутренний характер, сопровождаясь политическим и экономическим кризисом в стране, что способствовало изменению структуры миротворческих операций ООН и расширению их функций. В частности, в состав миротворческих сил стали входитьне только военные, но и полицейские контингенты, а также гражданский персонал (эксперты по вопросам прав человека, организации выборов, разработки конституции). Располагаясь в зонах конфликтов, они предотвращают новые вспышки насилия, обеспечивают охрану гуманитарной помощи, наблюдают за разоружением и реформированием военизированных подразделений, патрулируют буферные зоны, разделяющие противников, пока ведутся переговоры с целью мирного урегулирования конфликта, либо контролируют соблюдение достигнутого соглашения о перемирии и прекращении огня (с 1974 г. находятся на Кипре миротворческие силы ООН). В настоящее время полномочия миротворческих сил не ограничиваются поддержанием мира, они обеспечивают порядок и безопасность населения в стране, оказывают помощь в организации и проведении выборов, содействуют «усилиям по защите прав человека, реформированию и укреплению правительственных учреждений», а также разработке конституции. Примерами таких миротворческих операций могут служить миротворческие операции в Намибии (1990 г.), Кампучии (1992-1993 гг.), Косово (с 1999 г. - по настоящее время), Афганистане (с 2002 г. - по настоящее время). В принципе осуществление операций по поддержанию мира не предусматривает участие в военных действиях контингентов ООН. Оружие может применяться ими только в целях самообороны. Однако не исключается использование оружия, если миротворческим силам препятствуют в осуществлении поставленных перед ними задач. Например, в Сомали в 1992 г. по решению Совета Безопасности ООН были введены миротворческие силы для охраны гуманитарной помощи населению, находящемуся на грани голода вследствие засухи и непрекращающейся гражданской войны. Однако воюющие группировки не соблюдали Соглашение о прекращении огня и начали военные действия против контингента ООН. В таких условиях Совет Безопасности принял решение о предоставлении возможности миротворческим силам ООН использовать силовые методы для обеспечения своего мандата и создания стабильной обстановки для доставки гуманитарной помощи. Всего ООН проведено свыше 55 операций по поддержанию мира, в которых было задействовано свыше 750 тыс. военных, сотрудников полиции и гражданских лиц из 110 стран мира. В 1988 г. ООН за миротворческую деятельность была присуждена Нобелевская премия мира.
|