Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие, источники, субъекты международного гуманитарного права
Историю человечества называют историей войн. Современное международное право запрещает применение военной силы и угрозы силой как способа разрешения международных разногласий. Агрессия квалифицируется как международное преступление. Однако локальные вооруженные конфликты, сопровождающиеся сотнями человеческих жертв, нередкое явление для современных международных отношений. По информации Гессера (Швейцария), с 1945 г. произошло более 120 вооруженных конфликтов, в которых погибло более 22 млн. человек. Поэтому международное гуманитарное право, направленное на ограничение губительных последствий вооруженных Международное гуманитарное право – это совокупность норм, регламентирующих поведение участников вооруженного конфликта с целью максимального ограничения и гуманизаци военных действий и защиты жертв вооруженного конфликта. Зарождение норм гуманитарного права относится к глубокой древности. Причем первоначально они имели характер моральных принципов, закрепленных в религиозных постулатах-законах (например, законы Древних Шумер, Древней Индии). Значительный вклад в развитие правил ведения войны в эпоху Средневековья внесло христианство и рыцарство. Рыцарские традиции, касающиеся объявления войны, статуса парламентеров, запрещения применения отдельных видов оружия, оказали влияние на формирование правил ведения военных действий, хотя их применение носило ограниченный характер: только между христианами и знатью. В эпоху буржуазных революций начала развиваться доктрина права войны, в формирование которой внесли большой вклад философы-просветители. Гроций, являясь создателем международного права, считал, что только оно способно защитить человека от действий вражеской стороны, и призывал к тщательной регламентации обращения к войне. С XVIII в. военные действия начинают вестись профессиональными армиями, что приводит к новому этапу в развитии гуманитарного права - формированию обычных норм путем закрепления в национальном законодательстве государств (военные уставы, конституционное и уголовное законодательства) идентичных правил, касающихся ведения военных действий, обращения с ранеными, военнопленными и населением неприятеля. Так, в Российском воинском артикуле (1715 г.) содержались статьи об ответственности за грабежи и разрушение церквей, насилие над женщинами, детьми и престарелыми. Согласно артикулу «убийство безоружных людей является преступлением, позорящим честь русской армии». Начало периода кодификации принципа защиты гражданского населения относится к середине XIX в. Первым международно-правовым документом стала принятая по инициативе России в 1868 г. Декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль (Петербургская декларация 1868 г.). Кодификационный процесс шел по следующим направлениям: 1) разработка кодификационных норм, закрепляющих правила ведения войны (13 конвенций, принятых на Гаагских конференциях 1899 и 1907 гг., касающихся законов и обычаев сухопутной и морской войны, прав и обязанностей нейтральных держав. БССР присоединилась к Гаагским конвенциям 1907 г. в 1962 г.); 2) принятие соглашений, направленных на защиту жертв четыре Женевские конвенции о защите жертв вооруженных конфликтов от 12 августа 1949 г. (ратифицированы БССР 5 июля 1954 г.); Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера, от 6 июня 1977 г. (Протокол II) (ратифицирован БССР 25 августа 1989 г.); Соглашение о первоочередных мерах по защите жертв вооруженных конфликтов от 24 сентября 1993 г. (ратифицировано Республикой Беларусь 27 октября 1994 г.); 3) разработка конвенций в области ограничения и запрещения применения отдельных видов оружия: Протокол о запрещении применения во время войны удушающих, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств ведения войны от 17 июня 1925 г., Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду от 1 декабря 1976 г. (ратифицированы БССР 23 мая 1978 г.); Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, с прилагаемыми к ней Протоколом о необнаруживаемых осколках (Протокол I); Протоколом о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств (Протокол II); Протоколом о запрещении или ограничении применения зажигательного оружия (Протокол III) от 10 октября 1980 г. и Протоколом об ослепляющем лазерном оружии (Протокол IV) от 13 октября 1995 г. (Протоколы 1980 г. и Протокол IV ратифицированы БССР 4 июня 1982 г. и 17 октября 1996 г. соответственно); Конвенция о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении от 18 сентября 1997 г.. Конвенция о запрещении производства, хранения и накопления запасов химического оружия и его уничтожении от 13 января 1993 г. (ратифицированы Республикой Беларусь); 4) разработка соглашений, направленных на обеспечение Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использоваанием, финансированием и обучением наемников от 4 декабря 1989 г., Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказания за него от 9 декабря 1948 г., Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлени ям против человечества от 26 ноября 1968 г. (ратифицированы Республикой Беларусь). Общечеловеческая направленность международного гуманитарного права обусловила закрепление в нем общих обычных норм, ориентированных на международное сообщество в целом. Так, уже в преамбуле первых конвенций (II Гаагская 1899 г. иIV Гаагская 1907 г.) была включена «оговорка Мартенса», воспроизведенная в дальнейшем в I Дополнительном протоколе 1977 г., которая гласила, что в случаях, не предусмотренных международными соглашениями, гражданские лица и комбатанты останутся под защитой и действием общих принципов международного права, проистекающих из установившихся обычаев, из принципов гуманности и из требований общественного сознания. Универсальность применения ряда положений международных конвенций в области гуманитарного права была подчеркнута в решении Международного военного трибунала в Нюрнберге, рассматривавшем дела нацистских преступников фашистской Германии, который в ответ на доводы защиты о неприменении IV Гаагской конвенции 1907 г. и Женевской конвенции 1929 г. об обращении с военнопленными к государству, не ратифицировавшему их, постановил, что гуманитарные нормы указанных конвенций признаны всеми цивилизованными нациями, рассматриваются ими как декларация законов и обычаев войны и считаются частью общего международного права. Гуманитарные нормы универсального действия императивного характера получили закрепление в последующих кодификационных актах. В частности, в ст. 3, аналогичной по содержанию четырем Женевским конвенциям 1949 г., запрещающей всегда и всюду посягательство на жизнь, здоровье, неприкосновенность и человеческое достоинство больных, раненых и военнопленных, гражданского населения. Следует отметить, что характерной особенностью обычных норм международного гуманитарного права является то, что эти нормы существуют и применяются несмотря на значительные расхождения с практикой. Нормы Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 г. часто нарушались в период многих вооруженных конфликтов, происходивших после Второй мировой войны, тем не менее их авторитет даже для не подписавших государств непререкаем. Важное значение в процессе нормообразования международного гуманитарного права играет деятельность международных неправительственных организаций, в первую очередь Международного комитета Красного Креста (МККК). Особенно значима деятельность МККК в области кодификации и прогрессивного развития гуманитарного права. Он был инициатором созыва ряда международных конференций (межправительственной в 1929 г., дипломатических в 1949 и в 1974 гг.), итогом которых стали разработка и принятие конвенций по гуманитарному праву и дополнительных протоколов к ним. МККК активно участвовал в работе конференций, представляя проекты конвенций, причем трактовки отдельных статей, автором которых являлся этот комитет, получили закрепление в конвенциях. В настоящее время эксперты МККК являются членами Независимой комиссии по гуманитарным вопросам, работающей над проблемой совершенствования гуманитарного права.
|