![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Порядок открытия консульского представительства
Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г. предусмотрено, что установление дипломатических отношений уже само по себе предполагает установление и консульских отношений. При отсутствии дипломатических консульские отношения устанавливаются только по обоюдному согласию заинтересованных государств. Они могут сохраняться и после разрыва дипломатических отношений. Назначение консула на должность сопровождается выдачей ему консульского патента - документ, выдаваемый компетентным органом представляемого государства, подтверждающий факт назначения данного лица главой консульского учреждения. Патент, как правило, направляется по дипломатическим каналам правительству государства пребывания. В нем указываются полное имя, гражданство, консульский ранг назначаемого лица, а также консульский округ и местопребывание консульства. Орган, выдающий консульский патент, обычно определяется консульским законодательством. В Республике Беларусь патент выдается Министерством иностранных дел. В документе указываются должность, а также класс, к которому принадлежит консул, консульский округ, на территории которого предполагается деятельность консула, местопребывание консульского учреждения. Назначенный таким образом консул может приступить к исполнению своих обязанностей лишь после получения экзекватуры- разрешения на выполнение консульских функций в стране пребывания. Экзекватура выдается государством пребывания либо в виде отдельного документа, либо надписи на патенте, либо путем опубликования в официальной прессе данной страны сообщения о выдаче экзекватуры с уведомлением об этом властей местопребывания консула. Согласно международной практике и правилам международных конвенций, государство пребывания может воздержаться от выдачи экзекватуры без объяснения мотивов. Органы, осуществляющие выдачу экзекватуры, определяются внутренним законодательством. Консульский патент и экзекватура находятся на хранении у консула. С момента получения экзекватуры консул считается приступившим к исполнению своих функций. Кроме того, ведомство иностранных дел обычно выдает консулам консульские карточки, которыми удостоверяется, что данное лицо является консулом определенной страны и имеет право на привилегированный статус в соответствии с принципами международного права. Консул вправе обращаться к властям государства пребыва ния в пределах своего консульского округа по всем вопросам, связанным с деятельностью консульского учреждения. Консулу и консульскому учреждению в соответствии с международной практикой предоставляется право общения со своим правительством, а также с послом в стране пребывания. Отношения консула с центральными правительственными учреждениями государства пребывания, как правило, осуществляются через дипломатическое представительство своего государства. По аналогии с дипломатическим корпусом существует и консульский корпус, т.е. совокупность всех глав иностранных консульских учреждений, находящихся в том или ином пункте государства пребывания. В более широком смысле — это все консульские должностные лица иностранных консульских учреждений в данном пункте, а также члены их семей. В консульский корпус входят нештатные (почетные) консулы и сотрудники консульских отделов дипломатических представительств. Так же, как и дипломатический корпус, консульский корпус имеет чисто церемониальное значение и не обладает правами юридического лица. В отличие от дипломатического корпуса, в стране пребывания может быть несколько консульств и консульских корпусов (по числу пунктов, где имеются консульские учреждения). Консульские функции. В настоящее время консульские функции определены в международных соглашениях (Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г., Европейская конвенция о консульских функциях 1967 г.), двусторонних консульских конвенциях, договорах о торговле и мореплавании, а также во внутригосударственном законодательстве (консульские уставы и другие нормативные акты государства). Согласно Венской конвенции 1963 г. (ст. 5), основная задача консулов заключается в том, чтобы защищать в государстве пребывания интересы своего государства, его граждан и юридических лиц. Консул должен стремиться также к развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между представляемым государством и государством пребывания, оказывая всемерное содействие установлению между ними дружественных отношений. Консульские функции могут быть сведены к следующим специфическим областям: 1. Функции по защите интересов представляемого государства и его граждан. Консул следит за тем, чтобы представляемое государство и его граждане, пользовались всеми правами, которые им принадлежат согласно законам государства пребывания и действующим международным конвенциям. В случае необходимости он ходатайствует об учреждении опеки или попечительства над гражданами своего государства, выступает без доверенности в качестве представителя наследников, отказополучателей и их правопреемников по всем наследственным делам. Если требуется, консул подает в соответствующие служебные учреждения ходатайства о рассмотрении споров и претензий, касающихся наследственного имуществе умерших граждан представляемого государства. 2. Функции в области торговли и судоходства. Консул осуществляет охрану и защиту экономических и правовых интересов представляемого государства, его юридических лиц и граждан. Он следит за исполнением торговых договоров, договоров о судоходстве, воздушной навигации, об оказании правовой помощи и т.д., участниками которых являются страна назначившая консула, и страна пребывания. Консул интересуется торговой, экономической, культурной и научной жизнью государства пребывания, готовит сообщения о них своему правительству и предоставляет полученную информацию заинтересованным лицам. Консул информирует свое правительство о законах и правилах государства пребывания в области судоходства, воздушной навигации, таможенных правил и т.д. Одной из традиционных функции консула является наблюдение за гражданскими воздушными судами, автомобильным и железнодорожным транспортом, судами речного и морского флота своего государства на территории государства пребывания. 3. Административные функции. В отношении граждан своего государства консул регистрирует акты гражданского состояния: рождение, заключение и расторжение брака, усыновление, установление отцовства, перемена фамилии, имени и отчества, смерть. Он принимает ходатайства соотечественников, постоянно проживающих за границей, о внесении изменений, исправлений и дополнений в записи актов гражданского состояния, о восстановлении утраченных записей, о перемене фамилии, имени и отчества и направляет их на рассмотрение компетентным органам. 4. Нотариальные функции. Консул составляет, свидетельствует или принимает на хранение завещательные распоряжения и все односторонние акты граждан представляемого государства, а также оформляет двусторонние юридические сделки. На консулов возлагается функция по легализации документов и актов, составленных при участии местных властей консульского округа или исходящих от них. Консульская легализация (от лат. legalis — законный) — это установление и засвидетельствование консулом личной подписью и печатью консульского учреждения подлинности подписей на документах, удостоверенных властями консульского округа или исходящих от них, а также соответствия документов законам государства пребывания. Тем самым подтверждается правомерность этих документов в международном общении. Консульская легализация производится как для граждан своей страны, так и для иностранцев. Ее целью является обеспечение органам страны, где документ предназначен действовать, гарантии того, что документ является подлинным и оформлен должным образом. Консул принимает на хранение от соотечественников денежные суммы, документы и предметы всякого рода. 5. Информационная функция. Консул собирает информацию о различных сторонах хозяйственной, коммерческой и культурной жизни своего округа, готовит доклады своему правительству и сообщает необходимые сведения заинтересованным лицам и организациям представляемого государства. Консул Республики Беларусь исполняет функции, предусмотренные Консульским уставом РБ: следит за тем, чтобы граждане Беларуси в полном объеме пользовались правами, предоставленными им законодательством своей страны и страны пребывания. Консул обязан принимать меры по восстановлению нарушенных прав юридических и физических лиц республики; принимать письменные и устные заявления от юридических лиц и граждан Беларуси, а также от иностранных юридических лиц и граждан по вопросам, которые относятся к его компетенции. Консул ведет учет граждан Республики Беларусь, которые постоянно или временно, но не менее 6 месяцев, проживают на территории консульского округа; оказывает содействие представителям своего государства, если они находятся в пределах его консульского округа, в выполнении служебных обязанностей. Консул имеет право без доверенности представлять в учреждениях государства пребывания интересы соотечественников, если они отсутствуют и не поручили ведение дел другому лицу, либо не в состоянии защищать собственные интересы по другим причинам; ведет воинский учет граждан Республики Беларусь; исполняет поручения (полученные через МИД РБ) следственных органов и судов относительно граждан Беларуси, если это не запрещено законом государства пребывания. Консул может исполнять и другие функции, если они не противоречат законодательству Республики Беларусь и законодательству государства пребывания. Исполнение консулом своих функций за пределами консульского округа, в третьем государстве или от имени другого государства может иметь место только по решению МИДа РБ и с согласия государства пребывания. Консул с согласия государства пребывания может быть уполномочен на исполнение дипломатических актов. После уведомления государства пребывания консул Республики Беларусь может исполнять функции представителя при международной организации.
|