Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дипломатические привилегии и иммунитеты
Дипломатические привилегии и иммунитеты - особые права и преимущества, которые предоставляются иностранным дипломатам и дипломатическим представительствам в государствах пребывания для эффективного выполнения возложенных на них полномочий. Иммунитет (от лат. immunitus — освобождение, избавление от чего-либо) — это изъятие из-под административной, уголовной и гражданской юрисдикции государства пребывания. Привилегии — это льготы, преимущества, которые рядовым иностранцам не предоставляются. Государство, предоставляя иностранным дипломатам особые права и освобождая их от своей юрисдикции, считает их " абсолютно свободными" в выполнении порученной миссии. Привилегии и иммунитеты складывались на протяжении всего исторического периода развития дипломатических институтов с учетом традиций и обычаев, существующих в различных странах. Известно, что священные законы Древней Индии (" Законы Ману") запрещали под страхом смерти поднимать руку на посла, так как " послы, в силу своей миссии, от которой зависят мир и война, находились под божественным покровительством, а потому поднимающий руку на посла идет к гибели и уничтожению". В Древней Греции и Древнем Риме личность посла считалась священной и неприкосновенной. Нарушение посольского иммунитета воспринималось как грубейшее нарушение так называемого " права народов", как в те времена в Риме именовалось международное право. " Если кто-либо нанесет ущерб послу враждебной страны (!), это должно рассматриваться как нарушение права народов, все послы признаются священными особами", — так трактовался посольский иммунитет римскими правоведами. В наше время привилегии и иммунитеты, которыми пользуются дипломатические представительства, их главы и сотрудники, регулируются как двусторонними соглашениями, так и многосторонними конвенциями. Наиболее полно они представлены в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., которую подписали более 140 государств. В некоторых из них Венская конвенция вошла в национальные законодательства, а многие страны приняли специальные законы. Дипломатическими иммунитетами и привилегиями обладает: 1) дипломатический персонал: главы дипломатических представительств (послы, поверенные в делах, временные поверенные в делах), посланники, советники, первые, вторые и третьи секретари, атташе, секретари-архивисты, а также торговые представители, их заместители, торговые советники (атташе), атташе по вопросам обороны и их помощники, специальные атташе (по вопросам науки, культуры, сельского хозяйства, пресс-атташе). Они распространяются также и на членов семей дипломатических работников, проживающих с ними.; 2) административно-технический персонал и члены их семьи пользуются аналогичным иммунитетом, что и дипломатический персонал, за исключением того, что иммунитет от гражданской и административной юрисдикции распространяется только на служебные функции административно-технического персонала. 3) обслуживающий персонал и частные домашние работники пользуются иммунитетом при исполнении служебных функций, если не являются гражданами страны пребывания. Для подтверждения принадлежности к дипломатическому персоналу дипломатам и членам их семей служба государственного протокола МИДа выдает дипломатические карточки. В этом документе имеется запись о том, что его владелец пользуется всеми привилегиями и иммунитетами. Основанием для выдачи дипломатической карточки служит дипломатический паспорт, где указан дипломатический ранг сотрудника диппредставительства. В Венской конвенции отсутствует, к сожалению, положение, которое обязывало бы все страны-участницы выдавать документы иностранным дипломатам в строго фиксированный срок. Тем не менее в международной практике этот вопрос решается на двусторонней основе путем заключения соответствующего соглашения. В некоторых странах в дипломатических паспортах не указывается дипломатический ранг работника, а присутствует запись: " дипломат" (Гана, Заир, Замбия, Индия, Камерун и др.), «сотрудник иностранной службы" (Нигерия, Сингапур и др.), " правительственный служащий" (Бангладеш, Пакистан и др.). В Великобритании нет дипломатических паспортов как таковых. В документах английских дипломатов имеется лишь запись: " Сотрудник дипломатической службы Ее Величества". В США дипломатам выдаются дипломатические паспорта, где делается запись о том, что их владельцы находятся за границей по назначению Государственного департамента. В этих и подобных случаях посольства, направляя в МИД Республики Беларусь ноты с запросом о выдаче дипломатической карточки и препровождающие паспорта новых сотрудников, указывают ранги (должности), а иногда и место сотрудника в списках дипломатического актива посольств. При рассмотрении вопросов регистрации паспортов и выдачи документов представителям административно-технического и обслуживающего персонала посольств не требуется расшифровка специальности каждого из них. Такой категории иностранцев Протокольный отдел МИДа выдает служебные удостоверения, предоставляя им определенный объем иммунитетов и привилегий. Частные домашние работники в семьях дипломатов (например, личный секретарь, личный врач, прислуга и т.д.) регистрируют документы в органах милиции, пользуются правами и несут обязанности в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 26 января 1996 г. " Об утверждении правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь". Конвенция 1961 г. предоставляет представительствам несколько привилегий: т аможенные привилегии в соответствии со ст. 36 разрешают государству пребывания ввозить и освобождает от всех пошлин предметы, предназначенные для официального использования в представительстве; право свободного передвижения на территории страны пребывания; право пользования флагом и эмблемой аккредитующего государства на помещениях представительства, включая резиденцию главы представительства, а также на средствах передвижения (ст. 29); могут пользоваться всеми обычными средствами связи, кодами, шифрами, дипломатическими и консульскими курьерами. Венская конвенция устанавливает две категории и иммунитетов: относящиеся к дипломатическому представительству как таковому и личные, т.е. принадлежащие главам и персоналу представительства. К первой категории иммунитетов относится неприкосновенность помещений представительства. Власти государства пребывания не могут вступать в них иначе как с согласия главы представительства. Под помещением представительства понимаются здания или часть зданий, используемые для целей представительства, включая резиденцию ее главы и прилегающий земельный участок. При этом не имеет значения, являются ли указанные здания или части их, включая относящиеся к ним земельные участки, собственностью аккредитующего государства или арендуются. Согласно Венской конвенции 1961 г., на государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать надлежащие меры защиты помещений представительства от всякого вторжения, нанесения ущерба и для предотвращения нарушения спокойствия работников посольства. Предметы обстановки и другое находящееся в помещениях имущество, а также средства передвижения пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий. Неприкосновенной считается также официальная корреспонденция представительства, а дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Конвенция подтвердила существовавший ранее порядок сношения представительства со своим правительством через дипломатических курьеров и с помощью закодированных или шифрованных депеш. Представительству разрешается устанавливать и эксплуатировать с согласия государства пребывания радиопередатчик. В случае разрыва дипломатических отношений между государствами, окончательного или временного отзыва представительства и даже в случае вооруженного конфликта государство пребывания должно уважать и охранять помещения представительства вместе с его имуществом и архивами. Помещение представительства не может быть использовано для насильственного задержания какого-либо лица или для предоставления ему убежища. Подобные действия противоречили бы суверенитету государства пребывания. Именно поэтому в Венской конвенции 1961 г. записано: " помещения представительства не должны использоваться в целях, несовместимых с функциями представительства". Однако латиноамериканские страны заключили между собой конвенции, позволяющие использовать помещения дипломатического представительства для предоставления убежища. Однако применение этого положения на территории нелатиноамериканских государств были бы неправомерны. В Венской конвенции подтверждена международная практика освобождения дипломатических представительств от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме платы за конкретные виды обслуживания (электроэнергию, газ, воду, телефон и т.д.) — так называемый фискальный иммунитет. Ко второй категории относятся личные иммунитеты. Первым среди иммунитетов называется личная неприкосновенность дипломатических представителей. В Конвенции указано, что дипломатический агент (то есть глава представительства и члены дипломатического персонала) " не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме", а государство пребывания обязано " относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу или достоинство". Частная резиденция дипломата пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения представительства. Это же относится и к бумагам, корреспонденции, имуществу и средствам передвижения. Дипломаты пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. Если в следственные и судебные органы этой страны поступают требования о производстве следствия и суда в отношении дипломатов, то такие дела должны быть признаны неподсудными. Иммунитет от уголовной юрисдикции обеспечивается дипломату для осуществления функций дипломатического представительства. Поэтому от него может отказываться только правительство страны назначения. Дипломаты пользуются также иммунитетом от гражданской юрисдикции, кроме случаев относительно: 1) вещных исков по частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания; 2) исков, которые относятся к любой деятельности, осуществляемой через частное лицо; 3) исков, которые относятся к любой деятельности, осуществляемой дипломатом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций. Дипломаты не обязаны давать показания в качестве свидетелей, но могут это делать, если сами того пожелают. Они пользуются также иммунитетом от административной юрисдикции, их нельзя оштрафовать или подвергнуть какому-либо иному административному взысканию. В случае автомобильного инцидента по вине дипломата, в результате которого причинен значительный материальный ущерб, против дипломата нельзя возбудить дело о взыскании убытков в суде. Все претензии к дипломату предъявляются через министерство иностранных дел, которое может направить их и соответствующее посольство с просьбой принять меры к возмещению причиненного ущерба. В соответствии с дипломатическими привилегиями дипломатические сотрудники освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин (личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных), за исключением косвенных налогов; сборов и налогов за частное недвижимое имущество; налогов на наследство, на частный доход, источник которого находится в стране пребывания; уплаты за конкретные виды обслуживания; регистрационных и иных пошлин и сборов в отношении недвижимого имущества. Дипломатические сотрудники освобождаются от иных трудовых и государственных повинностей независимо от их характера, а также от военных повинностей. Таможенные привилегии обеспечивают главе представительства и дипломатическим работникам право беспошлинного ввоза предметов, предназначенных для личного пользования, и освобождение их багажа от таможенного досмотра с той, однако, оговоркой, что нет оснований для подозрения о наличии в багаже предметов, не дозволенных к провозу. Эта оговорка имеет важное значение, поскольку направлена против злоупотребления данной привилегией. Конечно, привилегии и иммунитеты, предоставляемые дипломату, не освобождают его от обязанности уважать законы и постановления страны пребывания, он не имеет права вмешиваться в ее внутренние дела. Нарушение этого требования может привести к объявлению дипломата " персоной нон грата" и выдворению его из страны. На членов семей главы дипломатического представительским и дипломатического персонала также распространяются перечисленные выше привилегии и иммунитеты: право на личную неприкосновенность, на неприкосновенность резиденции и имущества, иммунитет от местной юрисдикции, освобождение от налогов, от личных повинностей и от таможенных пошлин и таможенного досмотра. При этом международное и внутригосударственное право требуют строгого соблюдения членами семьи законов страны пребывания. В случае войны государство пребывание должно оказать необходимое содействие для скорейшего выезда лицам, имеющим иммунитет. Привилегии и иммунитет предоставляются дипломатам и третьими государствами, через которые они следуют к месту назначения и обратно.
5. Консульский учреждения: понятие, виды, порядок создания, функции.
Консульское учреждение – это постоянный зарубежный орган внешних сношений, учреждаемый по взаимному согласию аккредитующего государства со страной пребывания с целью защиты интересов своих граждан и юридических лиц, а также содействия развитию экономического, культурного и гуманитарного сотрудничества. Консульские учреждения имеют существенные отличия от дипломатических представительств: они функционируют не в масштабах всего государства пребывания, а в пределах консульского округа, определяемого по взаимному соглашению. Обычно такой округ охватывает несколько административно-территориальных единиц государства пребывания. Консульский округ - часть территории государства пребывания, в пределах которой консульское должностное лицо выполняет консульские функции. Все последующие изменения консульского округа могут производиться представляемым государством лишь с согласия государства пребывания. Многие двусторонние консульские конвенции предусматривают возможность исполнения консулом своих функций за пределами консульского округа в исключительных случаях (авария воздушного, морского судна). Консул (лат. consul) — должностное лицо государства, назначенное в какой-либо район (округ) другого государства с определенно выраженного согласия последнего для защиты в этом районе интересов своей страны, ее юридических лиц и граждан. Консул не должен нарушать местный правопорядок, обычаи и традиции. Его деятельность контролируется посольством представляемого государства. Консулы подразделяются на два вида: штатные, или профессиональные, и нештатные, или почетные. Штатные консулы — это лица, состоящие на государственной службе представляемого государства, являющиеся его гражданами и получающие от государства жалование. Они не имеют права заниматься какой-либо иной деятельностью (частнопредпринимательской и т.п.), кроме исполнения консульских обязанностей. Нештатные консулы — это лица, не состоящие на государственной службе, но выполняющие консульские функции по поручению представляемого государства и с согласия государства пребывания. Как правило, их назначают из числа граждан государства пребывания — видных юристов, коммерсантов, финансовых деятелей. Но нештатных консулов можно назначать из числа своих граждан, постоянно проживающих в том государстве, где учреждается консульство. Ими могут быть также граждане третьего государства. Жалованья нештатные консулы не получают, но в качестве платы за выполнение консульских функций они обращают в свою пользу консульские сборы. Поскольку консульская деятельность нештатных консулов основывается не на служебных, а скорее на почетных условиях их принято называть почетными консулами. В силу указанных выше обстоятельств они имеют право наряду со своими консульскими обязанностями заниматься торговлей или другими ми частного предпринимательства. В международной практике установилось правило, согласно которому нештатные консулы, осуществляя консульскую деятельность в пользу представляемого государства, должны подчиняться указаниям ближайшего штатного консула этого государства. В целях беспрепятственного выполнения своих служебных функций нештатные консулы пользуются теми же привилегиями и иммунитетами, что и штатные, правда, личной неприкосновенностью они пользуйся лишь при исполнении консульских функций. Главы консульских учреждений, согласно Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., подразделяются на четыре класса: - генеральные консулы; - консулы; - вице-консулы; - консульские агенты. Международная практика следует правилу, по которому класс главы консульского учреждения соотносится с видом этого учреждения. Консульские учреждения подразделяются также на четыре вида: - генеральное консульство — учреждается в крупных коммерческих или промышленных центрах или в крупных портах - консульство; - вице-консульство — учреждается в консульском округе генерального консульства или консульства, глава которого штатное должностное лицо, подчиненное консулу; - консульское агентство — это канцелярии, создаваемые в портах, в компетенцию которых, как правило, входят вопросы торговли и судоходства. Сотрудники консульского агентства назначаются консулом данного округа. Консульская деятельность осуществляется также консульскими отделами посольств. Заведующий отделом именуется " генеральный консул" или " консул". При отсутствии отдельных консульств своей страны деятельность такого консульского должностного лица распространяется на всю территорию государства пребывания. В других случаях его деятельность ограничивается столицей государства пребывания или той частью государства, где нет самостоятельных консульств. Обычно заведующему консульским отделом посольства или миссии не выдается патент или экзекватура (т.е. согласие со стороны государства пребывания). Однако в некоторых странах (Англия, Финляндия) получение экзекватуры требуется в случае, если консульский отдел будет сноситься с местными властями. Являясь сотрудником дипломатического представительства, такой " отдельский" консул сохраняет свой дипломатический статус, т.е. пользуется дипломатическим иммунитетом и привилегиями без каких-либо исключений. В Республике Беларусь Консульский устав утвержден указом Президента № 82 от 19 февраля 1996 г. В нем определены задачи и организация консульских учреждений, порядок назначения консула, дана характеристика выполняемых им функций. В соответствии с уставом к консульским учреждениям республики относятся: консульские отделы дипломатических представительств Беларуси, генеральные консульства, вице-консульства, консульские агентства, консульское управление Министерства иностранных дел РБ, консульские пункты (например, в аэропорту " Минск-2"). Консульские учреждения подчинены МИДу РБ. Общее руководство работой консульств за рубежом осуществляет глава дипломатического представительства Республики Беларусь в стране пребывания. В своей деятельности консульства руководствуются Консульским уставом РБ, Положением о почетном консуле РБ (приказ Министра иностранных дел 1999 г.), законодательством РБ и законодательством государства пребывания, международными договорами Республики Беларусь, общепризнанными принципами международного права, международными и национальными обычаями.
|