Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие права внешних сношений и его источники. Виды государственных органов внешних сношений.






Право внешних сношений – это совокупность международно-правовых норм, регламентирующих структуру, порядок формирования и деятельности, функции и юридический статус органов государства, обеспечивающих представительство в сфере международного общения.

Основу данной отрасли составляют дипломатическое и консульское право – подотрасли права внешних сношений (ПВС). Кроме того, в ПВС входят нормы, относящиеся к представительствам государств при МО, к деятельности специальных миссий, торговых представительств и международных конференций.

Первыми соглашениями в ПВС общего характера явились: Венский Протокол 1815 г. о рангах дипломатических представителей; Гаванская конвенция о дипломатических чиновниках 1928 г. (участниками являются 20 латиноамериканских государства и США). В современном ПВС основными источниками являются: Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. (РБ с 1964 г), Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.(РБ с 1989 г.), Конвенция о специальных миссиях 1969 г., Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. Источниками также являются двусторонние соглашения по дипломатическим вопросам, консульские конвенции и т.п.

Правовое положение и порядок деятельности органов внешних сношений регулируется актами национального законодательства: Положение о дипломатической службе Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 15 мая 2008 года №276 «О некоторых вопросах дипломатической службы Республики Беларусь»; Консульский Устав Республики Беларусь 1996 г., Положение о дипломатических представительствах и консульских учреждениях Республики Беларусь 1996 г. (в ред. 2008 г.), Положение о министерстве иностранных дел Республики Беларусь 2001 г.(утв. пост правительства) Положение о посольстве Республики Беларусь 1999 г., Постановление Верховного Совета о дипломатических рангах Республики Беларусь 1992 г. (утратило силу в 2008 г.)и др.

Дипломатическая деятельность осуществляется через систему государственных органов внешних сношений. Существует две группы органов внешних сношений: центральные (внутригосударственные) и зарубежные.

К центральным относятся: парламент; глава государства; правительство; министр иностранных дел и Министерство иностранных дел.

Парламент. В соответствии с конституциями государств, имеющих республиканскую форму правления, высшим госу­дарственным органом в области внешней политики и внешних сношений является парламент, в ведении которого находятся вопросы войны и мира, ратификации международных догово­ров и соглашений, утверждения послов, направляемых в иност­ранные государства (например, в США эти функции возложены на Сенат) и т.д.

При монархической форме правления высшим государст­венным органом в области внешних сношений формально явля­ется монарх — король, император. В государствах с конститу­ционной монархией его власть формально ограничивается пар­ламентом, а внешнеполитический курс страны фактически формируется правительством. Например, парламент Великоб­ритании обладает конституционными полномочиями лишь кон­тролировать внешнеполитическую деятельность правительства. Но фактически этот контроль сводится к дебатам по проблемам внешней политики, а также принятию соответствующих реко­мендаций.

Глава государства (президент или монарх). В компетен­цию главы государства входят непосредственное осуществле­ние внешних сношений и повседневное представительство го­сударства в международных делах.

В монархиях главой государства является наследственный мо­нарх, например, в Великобритании — королева, в Японии — им­ператор. В республиках глава государства — президент.

Полномочия главы государства в области внешней политики определяются конституцией и другими внутренними законами страны. Общепринятыми в международной практике такого ро­да полномочиями главы государства являются: ратификация и денонсация международных договоров, принятие и аккредито­вание (назначение) дипломатических представителей, объявле­ние состояния войны и др. Глава государства лично встречается и ведет переговоры (используя любые средства связи) с главами других государств по внешнеполитическим вопросам. Так, согласно Конституции Республики Беларусь, президент определяет основные направления внешней политики и руководит ею, представляет страну на международной арене, ведет переговоры и подписывает международные договоры.

Правителъство является высшим коллегиальным распорядильным органом государства, оно осуществляет полити­ческое и оперативное руководство внешней политикой страны. Правительство руководит политическими, экономическими, культурными, научными, техническими и иными контактами с иностранными государствами, принимает или предоставляет внешние займы и кредиты, заключает от своего имени международные договоры, дает директивы ведомству иностранных дел, следит за их осуществлением.

Глава правительства именуется он по-разному: премьер-министр, пред­седатель Совета Министров, председатель Государственного Совета, председатель Кабинета Министров и т.д. В ряде госу­дарств (например, в США) функции главы правительства и главы Государства совмещены в одном лице.

Глава правительства принимает представителей других государств, правительств и дипломатов, ведет с ними переговоры. Без специальных на то полномочий глава правительства заключать и подписывать договоры и соглашения, в международных конференциях, правительства также представляет интересы государства и правительства в области внешних сношений в рамках международных организаций, руководит повседневной оперативной деятельностью в сфере внешней политики. Глава прави­тельства имеет право без каких-либо специальных полномочий принимать участие в заседаниях Генеральной Ассамблеи ООН и других Международных организаций.

Министр иностранных дел, являясь, в силу своих полномо­чии и функций повседневным руководителем ведомства иност­ранных дел страны, осуществляет сношения с другими государствами также без специальных на каждый случай полномо­чии, в том числе он может представлять свое государство и правительство на заседаниях Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности ООН.

Глава государства, глава правительства и министр иностранных дел пользуются при выездах на границу всеми общепризнанными правами и дипломатичес­кими привилегиями.

Министерство иностранных дел (в США Госдепартамент) ведет оперативную деятельность по осуществлению внешней политики государства. В соответствии с Положением о МИДе РБ министерство подготавливает решения по вопросам государственной внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности министерств и других республиканских органов госуправления, внешнеэкономической деятельности органов местного управления и самоуправления, иных юридических и физических лиц РБ.

МИД повседневно руководит дипломатическими представительствами за границей, готовит визиты делегаций на высшем и правительственном уровне, поддерживает связи с иностранными послами, прибывшими в страну, руководит изданием официальных документов по вопросам внешней политики.

Зарубежные органы внешних сношений делятся на постоянные и временные. Постоянные: дипломатические представительства – посольства и миссии при главах государств и правительств, возглавляемые соответственно послами и посланниками; консульства; торговые представительства; постоянные представительства при МО. Временные: специальные миссии или отдельные представители, направляемы в иностранные государства для ведения переговоров, участия в церемониальных мероприятиях и т.п.; делегации и группы наблюдателей для участия в конференциях, форумах, послы по особым поручениям.

2. Дипломатические представительства: порядок создания, функции.

 

Дипломатическое представительство – это орган аккредитующего государства, учрежденный на территории государства пребывания для поддержания дипломатических отношений между ними.

Учреждение постоянных дипломатических представительств осуществляется по взаимному соглашению, выраженному в форме совместного коммюнике, обмена нотами, этим действиям предшествует принятие внутреннего акта об установлении дипломатических отношений.

Международным правом установлены следующие виды дипломатических представительств: 1) посольства – представительства высшего уровня, возглавляемое чрезвычайным и полномочным послом. К ним приравниваются представительства Ватикана – нунциатуры (РБ установила дипотношения в 1992 г.); 2) миссии – представительства, возглавляемые чрезвычайными и полномочными посланниками или поверенными в делах. Независимо от вида все эти представительства имеют официальный правовой статус, привилегии и иммунитет.

Венская конвенция определила функции дипломатических представительств, порядок их аккредитования, перечень предо­ставляемых им дипломатических иммунитетов и привилегий. Согласно Венской конвенции (ст.З), функции дипломатичес­ких представительств состоят в следующем:

- представительство аккредитующего государства в госу­дарстве пребывания;

- защита в государстве пребывания интересов аккредитую­щего государства и его граждан в пределах, допускаемых меж­дународным правом;

- ведение переговоров с правительством государства пре­бывания;

- выяснение всеми законными средствами условий и собы­тий в государстве пребывания и сообщение о них правительс­тву аккредитующего государства;

- поощрение дружественных отношений между аккредитую­щим государством и государством пребывания и развитие их взаи­моотношений в области экономики, культуры и науки.

Практика дипломатических отношений выработала опре­деленный порядок назначения глав дипломатичес­ких представительств, который был закреплен Венской кон­венцией. В соответствии с положениями этого документа пос­лы и посланники в качестве глав представительств аккредиту­ются при главах государств пребывания, а поверенные в делах (постоянные) в том же качестве аккредитуется при министрах иностранных дел.

Перед назначением главы представительства аккредитую­щее государство запрашивает у государства пребывания агре­ман (согласие) на кандидатуру, намеченную на этот пост. При этом сообщаются краткие биографические данные нового гла­вы диппредставительства: имя, год рождения, образование, се­мейное положение, общие сведения о служебной карьере. Зап­рос агремана при смене глав представительств делается обычно в беседе с министром иностранных дел страны пребывания или лицом, его представляющим, отъезжающим главой представи­тельства или временным поверенным в делах этого представи­тельства. Иногда запрос агремана оформляется путем направ­ления вербальной ноты. Ответ на запрос агремана дается обыч­но в течение месяца. Затягивание сроков ответа может быть расценено как отказ в агремане. В случае отказа в агремане го­сударство аккредитования не обязано объяснять его причины, хотя в дипломатической практике имели место случаи сообще­ния мотивов отказа.

Положительный ответ на запрос агремана свидетельствует о том, что лицо, назначаемое на пост главы представительства, является для страны назначения " персоной грата" (желатель­ным лицом). В случае отказа в агремане предлагаемый канди­дат считается " персоной нон грата" (нежелательным лицом).

После получения агремана производится назначение главы дипломатического представительства государственным актом аккредитующего государства, о чем сообщается в печати.

При отъезде к месту назначения глава дипломатического представительства — посол или посланник (но не постоянный поверенный в делах) – получает на руки верительные грамоты, подписанные главой аккредитующего государства. В этом документе содержится просьба «верить всему тому», что будет говорить посол от имени главы государства и правительства своей страны. Вступлением в должность считается вручение верительных грамот главе государства либо с момента сообщения главой представительства о своем прибытии и предоставлении копий верительных грамот министру иностранных дел страны пребывания.

Глава диппредставительства прекращает свои функции в случаях: освобождение от своего поста и назначение на новую должность; истечение срока полномочий; отзыв главой государства, назначившего посла; если правительство страны пребывания требует его отзыва и объявляет «персоной нон грата»; при перерыве или разрыве дипотношений (война); при прекращении существовании государства. В случае отзыва глава государства, назначившего посла, направляет главе страны пребывания отзывную грамоту.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал