Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реставрация скульптуры в истории






В археологических раскопках встречаются древние предметы и изображения со следами чинок, свидетельствующих о попытках восстановить разбитые и поврежденные изделия. В музее Афинского акрополя хранятся мраморные статуи «кор», высеченные в шестом - пятом веках до новой эры. Эти статуи сделаны по технике, которая называлась «экономная рука мрамора». Суть этих приемов заключается в том, что, экономя мрамор и труд, выступающие из общего объема блока камня руки вырубались отдельно и присоединялись с помощью специальных выступов, вставляемых в прорубленные гнезда. Подобная техника в разных вариациях применялась и при реставрациях в античные периоды Греции, Римской империи, эллинизма и была воспринята в реставрационных работах более поздних времен.

Заметки Павсания о реставрации статуи Зевса в Олимпии скульптором Домофонтом и некоторые другие источники дают возможность полагать, что реставрация скульптуры в эпоху античности была заметным явлением. Значение реставрации возросло в те времена, когда начали создаваться первые художественные коллекции, галереи и музеи, подобные коллекциям эллинистических царей Пергама, которые стали собирать скульптуры не как предметы культа, а как произведения искусства прошедших времен. В Римской империи, где высоко ценили, коллекционировали и копировали греческую и эллинистическую скульптуру, реставрация была широко распространена.

Принципиальный подход к реставрации и качество работы в эпоху античности, также как в более поздние времена, зависели от оценки значимости произведения для общества и для владельца, его власти или финансовой возможности оплатить искусного мастера и качественные материалы, от умения, понимания и мастерства исполнителя. В основе принципов реставрации было восстановление декоративных качеств, присоединение отбитых частей и восстановление утраченных. Приемы упрочнения соединяемых частей включали пазы различной формы и углубления для каменных вставок или просверленные отверстия для металлических штырей, насечки скарпелями на склеиваемых плоскостях. Клеящими веществами в то время являлись чаще всего известь, гипс, казеин, возможно белок.

В Средневековье, когда идеология резко изменилась и античные образы стали враждебными, античную скульптуру активно уничтожали. Случалось, что отдельные экземпляры перерабатывали, приспосабливая их для христианского культа.

В XV - XVI веках эпохи Возрождения в связи с ростом строительства зданий в Риме, Флоренции и других городах Италии, начали находить, реставрировать и коллекционировать фрагменты античной скульптуры. Вошло в моду украшать фрагментами найденных в раскопках рельефов, скульптур и архитектурных деталей интерьеры и экстерьеры дворцов и парков. Создаются коллекции, иногда оформленные в архитектурные комплексы, подобные собраниям античных древностей в палаццо Медичи Балле - Капраника во Флоренции или кардинала Андреа делла Балле в Риме.

Для реставрации крупнейших коллекций приглашались известнейшие маэстро скульптуры, такие как Вероккьо, Донателло, Челлини, Альгарди, Бернини и другие. На реставрацию этого периода оказали большое влияние Рафаэль и Микеланджело, они курировали восстановление памятников и рекомендовали своих учеников маститым коллекционерам. Ученики Микеланджело Монторсолли и Гульельмо делла Порта восстановили ряд лучших статуй Ватикана, собрания Фарнезе и других коллекций.

К началу XVII века реставрация древней скульптуры становится настолько распространенной, что для многих скульпторов становится частью творческой деятельности. Появляются учебные пособия, сочиненные Бальдинуччи, Бозелли, Стоуна, в которых описаны методы реставрационной практики на мраморной скульптуре, даются технологические рекомендации и образцы атрибутов богов и героев. Реставрация также зависела от запросов заказчика, владельца или антиквара, которым нужно было восстановить декоративные качества произведений, очистить от загрязнений, приклеить отбитое и восполнить утраты. Исторический аспект имел меньшее значение, порою при восстановлении эллинистической статуи на нее ставилась архаическая голова. В технологии реставрации несколько расширилась рецептура клеящих веществ, например стала применяться воско-канифольная мастика.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал