Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимодействие ценностных систем клиента и социального работника.






Жизнь, достоинство человека, гуманность, добро, любовь, благополучие людей, социальная справедливость, ответственность являются ценностными основаниями, на которых строится конкретная социальная работа. На практике социальным работникам приходится сталкиваться с разнообразными этическими проблемами и дилеммами вследствие их обязательств по отношению к клиентам, коллегам, собственной профессии, обществу в целом. Эти проблемы нередко расплывчаты, неопределенны и порождают неуверенность, стремление не замечать и уклоняться от них.

Ценностная система координат в социальной работе становится краеугольным камнем в построении любой осмысленной практики. Социальный работник не может занимать нейтральную позицию внешнего наблюдателя по отношению к клиенту и его проблемам, руководствуясь классическими принципами научной объективности. Он включен в ситуацию взаимодействия.

Каждый специалист по социальной работе, как и клиент, уникален и неповторим. Каждый имеет право на собственную систему ценностей. Однако несмотря на то что, выбирая профессию, человек пришел в социальную работу по различным причинам, главная особенность в ценностных структурах социальных работников, как правило, одна и та же. Это альтруистическая установка на жизнь. Принимая то или иное решение, социальный работник руководствуется понятиями о правильном и справедливом.

Понимание правильного у социального работника может совершенно не совпадать с пониманием клиента или с пониманием руководства социальной службы, в которой он работает, оно может также не совпадать с Основными направлениями государственной социальной политики.

Ценности - это как каждый из нас видит то, что, по его мнению, должно быть правильным. Столкновение различных ценностей заставляет нас сделать свой выбор, чтобы предпринять соответствующие действия.

Социальный работник, не навязывая своих ценностей и действуя в рамках общепринятых в обществе понятий, дает возможность клиенту найти наиболее правильное для себя решение собственной проблемы. Только таким образом можно помочь клиенту почувствовать свое достоинство и проявить собственные способности.

Личные взгляды и система ценностей социального работника должны в общих чертах совпадать с профессиональными ценностями. В случае несовпадения этих двух систем ценностей могут возникнут нижеизложенные последствия:

• хотя социальный работник и выполняет свои функции, однако у него не лежит душа к тому, что он делает, а его поведение становится неестественным. Это очень быстро определяется клиентом и коллегами;

• социальный работник отбрасывает систему ценностей, свойственную своей профессии, и действует, руководствуясь только своими принципами.

Социальный работник должен взять на себя инициативу в определении системы ценностей, лежащей в основе всего процесса социальной работы. При этом следует помнить о следующем:

• система ценностей социального работника - это система ценностей, на которую опирается вся работа конкретной социальной организации в определенной стране и в определенный отрезок ее социально-экономического развития;

• определенная система ценностей характерна для данной социальной политики и направления социального развития общества;

• опора на эти ценности должна иметь практическое значение в процессе оказания социальной помощи;

• ценности, присущие вам как социальному работнику должны, прежде всего, проявляться в ваших конкретных делах, а не на словах.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал