Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Окружающей средыСтр 1 из 11Следующая ⇒
Триединство природных компонентов
В соответствие с ч. 1 ст. 9 К РФ…земля – основа всего В соответствие с п. 4 ст. 2 ФЗ «Об охране окружающей среды», отношения, возникающие в области охраны окр. среды, как основы жизни и деятельности народов, проживающих на данной территории, в целях обеспечения их прав на благоприятную окр. среду регулируются международными договорами и н.п.а. РФ Земельные участки, водные объекты, недра, леса, животный и растительный мир выступают объектами природы - перечень природных компонентов, подлежащих охране, закреплён в статье 4 ФЗ «Объ охране окр. среды» В целях охраны редких и исчезающих видов природных компонентов ведётся Красная книга и создаются особо охраняемые природные территории, на которых устанавливается особый [правовой] режим с ограничением, либо изъятием природных компонентов из хоз. деятельности.
Природные компоненты выступают объектом права пользования. Выделяют общее и специальное природопользование. По объекту природопользования выделяют: землепользование, водопользование, лесопользование, пользование объектами животного мира, недропользование Природные компоненты являются объектами права собственности (формы собственности закреплены ч. 2 ст. 9 Конституции РФ), за исключением атмосферного воздуха.
Правовой режим различных природных компонентов должен учитывать все перечисленные значения. Приоритет отдаётся экологической ценности природного компонента, и это обуславливает особенности в правовом регулировании экологических отношений.
Принцип триединства закреплён в пп. 1 п. 1 ст. 1 ЗК РФ и в п. 1 ст. 3 Водного Кодекса РФ
Задачи и функции РФ по охране окружающей среды
Задачи и цели экологического законодательства закреплены в «Основах гос. политики в области экологического развития РФ на период до 2030 г.», утверждённых Президентом РФ 30 апреля 2012 г. Цель экологической политики – п. 7 раздела 2: решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Основные задачи – п. 9 раздела 3: а) формирование эффективной системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, предусматривающей взаимодействие и координацию деятельности органов государственной власти; б) совершенствование нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности; в) обеспечение экологически ориентированного роста экономики и внедрения экологически эффективных инновационных технологий; г) предотвращение и снижение текущего негативного воздействия на окружающую среду; д) восстановление нарушенных естественных экологических систем; е) обеспечение экологически безопасного обращения с отходами; ж) сохранение природной среды, в том числе естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира; з) развитие экономического регулирования и рыночных инструментов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; и) совершенствование системы государственного экологического мониторинга (мониторинга окружающей среды) и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также изменений климата; к) научное и информационно-аналитическое обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности; л) формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания; м) обеспечение эффективного участия граждан, общественных объединений, некоммерческих организаций и бизнес-сообщества в решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности; н) развитие международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Задачи экологического законодательства также отражены в «Экологической доктрине РФ», одобренной Распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р Доктрина устанавливает цель, задачи, принципы и основные направления гос. экологической политики, а также факторы деградации окружающей среды на международном уровне и на уровне РФ (факторы можно посмотреть) Факторы деградации: - преобладание ресурсодобывающих и ресурсоемких секторов в структуре экономики, что приводит к быстрому истощению природных ресурсов и деградации природной среды; - низкая эффективность механизмов природопользования и охраны окружающей среды, включая отсутствие рентных платежей за пользование природными ресурсами; - резкое ослабление управленческих, и прежде всего контрольных, функций государства в области природопользования и охраны окружающей среды; - высокая доля теневой экономики в использовании природных ресурсов; - низкий технологический и организационный уровень экономики, высокая степень изношенности основных фондов; - последствия экономического кризиса и невысокий уровень жизни населения; - низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения страны.
Экологическая функция государства - деятельность по распоряжению природными ресурсами, находящимися в гос. собственности, направленная на обеспечение рационального природопользования, предупреждение истощения и деградации природных объектов и обеспечения реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду. Экологическая функция государства реализуется в различных формах, под которыми понимаются методы и способы её осуществления. Прежде всего, можно выделить правовые и организационные методы. Правовые – принятие н.п.а. по вопросам использования и охраны окр. среды, правоприменительная деятельность норм экологического законодательства; применение норм юридической ответственности при экологических правонарушениях.
Организационно-правовые – нормирование предельно допустимого воздействия на окружающую среду; планирование в сфере экологии; проведение экологической экспертизы, сертификации, стандартизации; экологический надзор.
|