![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Связь с предметом и психосексуальное развитие
Итак, связь ребенка с неживым предметом, развиваясь, расщепляется. Первое расщепление связано с разделением мира вещей на игрушки и «неигрушки». Это происходит в ходе столкновения ребенка с первыми правилами поведения. Второе расщепление происходит уже в самом мире игрушек: игрушки с фиксированным значением отделяются от «магических предметов», символом которых является волшебная палочка. Но на этом развитие взаимодействия с игрушкой не кончается. Если игра с игрушками с фиксированным значением (игрушечный телефон, игрушечная посуда) плавно переходит в овладение взрослыми средствами труда и предметами быта, то игра с «магическими предметами» получает свое развитие в появлении так называемых игр «по правилам» (лото, классики, крестики-нолики, шахматы), любовь к которым иногда сохраняется на всю4 жизнь (бега, лотерея, карты и др.). В этом и состоит третье расщепление: основой игры становится безличное правило, а не игрушка и не роль. Нужно отметить, что в скрытом смысле «правило» уже существовало и на более ранних этапах развития игры. Но на этапе игры с материалом «правило» задавалось свойствами материала (например, вода всегда льется вниз) и предмета, на стадии ролевой игры «правило» было однозначно связано с ролью («маме» положено укладывать спать «ребенка», а «богатырю» — стрелять из лука). И только на третьей фазе правило отделяется и от предмета, и от человека и начинает существовать самодостаточно. Основным психологическим фактором обеспечивающим удовольствие игрокам, является противостояние непредсказуемости, будь то непредсказуемость противника или непредсказуемость сочетания цифр на брошенных костях. И в том, и в другом случае человек вступает в игру с Судьбой и противопоставляет себя Року. Если признать, что в игре человек любого возраста компенсирует и проигрывает то, что в практической жизни ему еще недоступно, то непредсказуемость Судьбы никогда не окажется полностью подвластной даже самому могущественному и образованному взрослому человеку. Этим иллюстрируется и то, что, чем более беспомощным чувствует себя взрослый человек в реальной жизни, тем более он склонен искать иллюзорное чувство победы в азартных играх и лотереях. Игры «по правилам» делятся на два вида: игры с Судьбой (карты, лотерея, рулетка) и игры с противником (шашки, шахматы). Второй тип может перерасти в вид профессиональной спортивной деятельности и перестает быть игрой в вышеназванном смысле слова, т.е. формой компенсации беспомощности. В свете изложенных выше стадий психосексуального развития ребенка становится ясным соответствие определенных типов игры и игрушки определенным стадиям психосексуального развития ребенка. Первые манипуляции ребенка с предметом соответствуют оральной фазе, игры с материалом — анальной фазе. На анальной фазе с целью отреагирования амбивалентного отношения к объекту появляются игры типа «построить и разрушить». Надо отметить, что эти игры неспецифичны по отношению к полу ребенка, их содержание в общем одинаково у мальчиков и девочек. С начала Эдиповой фазы возникают ролевые игры, основной задачей которых является освоение ребенком своей психосексуальной роли не только в семье, но и в мире человеческих занятий вне семьи. На этой же фазе у детей обоего пола популярны игры, скрытым мотивом которых является любопытство к различиям полов, например игры «в доктора», позволяющие «легально» удовлетворять интерес к человеческому телу. Игры с правилами характерны для латентной фазы, то есть в норме —6—7 лет, к моменту начала школьного обучения. В последующие годы интерес к играм может сохраняться, но игра уже не является ведущим фактором личностного и психосексуального развития, а, скорее, служит компенсации «сбоев», возникших в ходе этого развития
|