Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация решений






Организации функционируют в различных сферах, пресле­дуют различные цели. Естественно, что в таких рамках принима­ется огромное количество самых разнообразных решений, облада­ющих различными характеристиками. В табл. 9.1 предложена одна из классификаций управленческих решений.

Таблица 9.1 Классификация управленческих решений
Классификационный признак Группы управленческих решений
Степень повторяемости проблемы Традиционные Специфические
Значимость цели Стратегические Тактические
Срок реализации Долгосрочные Краткосрочные
Сфера воздействия Глобальные Локальные
Прогнозируемые последствия Обратимые Необратимые
Характер используемой информации Детерминированные Вероятностные
Метод разработки решения Формализованные Неформализованные
Количество критериев выбора Однокритериальные Многокритериальные
Количество целей Одноцелевые Многоцелевые
Форма принятия решений Единоличные Коллегиальные или коллективные
Способ фиксации Документированные Недокументированные

 

Рассмотрим классификацию более подробно.

Степень повторяемости проблемы. В зависимости от степени пов­торяемости проблемы можно выделить традиционные решения, неоднократно встречавшиеся ранее в практике управления, и спе­цифические — нестандартные решения. В первом случае необходи­мо лишь произвести выбор из уже имеющихся альтернатив, во вто­ром — поиск решений связан с генерацией новых альтернатив.

Значимость цели. Принятие решения может преследовать соб­ственную — самостоятельную тактическую цель или же быть сред­ством в достижении стратегических целей более высокого порядка.

Срок реализации. Если между принятием решения и завершени­ем его реализации пройдет сравнительно короткий срок (несколь­ких часов, дней или месяцев) — решение будет краткосрочным. Для долгосрочных решений результаты осуществления могут быть удалены на несколько лет.

Сфера воздействия. Результат решения может сказаться на ка­ком-либо сотруднике, одном или нескольких подразделениях ор­ганизации. В этом случае решение можно считать локальным. Ре­шение, принятое с целью повлиять на работу организации в целом, будет глобальным.

Прогнозируемые последствия. Большинство управленческих ре­шений в процессе их реализации, так или иначе, поддаются кор­ректировке с целью устранения каких-либо отклонений или учета новых факторов, т.е. являются корректируемыми. Однако имеют­ся решения, последствия которых необратимы. Такие решения требуют особого внимания и осторожности при их принятии.

Характер используемой информации. В зависимости от полноты и достоверности информации, которой располагает менеджер, управленческие решения могут быть детерминированными (при­нятыми в условиях определенности) или вероятностными (приня­тыми в условиях риска или неопределенности). Эти условия игра­ют чрезвычайно важную роль при принятии решений.

Детерминированные решения — это те, при которых руководитель располагает практически полной и достоверной информацией в отношении решаемой проблемы, что позволяет ему точно знать результат каждого из альтернативных вариантов выбора. То есть вероятность наступления результата близка к единице.

Однако лишь немногие решения принимаются в условиях опре­деленности. Большинство управленческих решений являются ве­роятностными. Это решения, принимаемые в условиях неопреде­ленности, а следовательно, риска. Вероятность определяется в этом случае как степень возможности свершения данного события и из­меняется от 0 до 1. Сумма вероятностей всех альтернатив должна быть равна единице. Вероятность можно определить математичес­кими методами на основе статистического анализа опытных данных. Такая вероятность, рассчитанная на основе информации и позволя­ющая сделать статистически достоверный прогноз, называется объ­ективной.

В ряде случаев организация не располагает достаточной инфор­мацией для объективной оценки вероятности возможных событий. Сталкиваясь с неопределенностью, управляющий может попытать­ся получить дополнительную информацию и еще раз проанализи­ровать проблему с целью уменьшить ее новизну и сложность. В тех случаях, когда не хватает времени и/или средств на сбор дополни­тельной информации, менеджеру приходится полагаться на свой опыт и интуицию.

Для стратегического и тактического управления принимаются рациональные решения, основанные на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации. Недостатком такого подхо­да являются большие затраты труда и времени. Кроме того, резуль­тат полностью зависит от достоверности информации, положенной в основу расчетов.

Поскольку решения принимаются людьми, то их характер во многом несет на себе отпечаток личности менеджера, причастного к их появлению. В связи с этим принято различать уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные и осторожные решения.

Уравновешенные решения принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым ги­потезам и их проверке. Обычно, прежде чем приступить к приня­тию решения, они имеют сформулированную исходную идею.

Импульсивные решения — это те, авторы которых легко генериру­ют самые разнообразные идеи и, как правило, не утруждают себя их проверкой, уточнением и оценкой. Поэтому решения могут быть недостаточно обоснованными, т.е. принимаемыми «с наскока».

Инертные решения становятся результатом осторожного поиска. В них, наоборот, контрольные и уточняющие действия преоблада­ют над генерированием идей, поэтому в таких решениях можно не обнаружить оригинальность, блеск, новаторство.

Рискованные решения отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей.


Осторожные решения характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в еще меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью.

Метод разработки решения. Некоторые решения, как правило типичные, повторяющиеся, могут быть с успехом формализованы, т.е. приниматься по заранее определенной последовательности действий, алгоритму.

Формализация принятия решений повышает эффективность управления, поскольку снижает вероятность ошибки и экономит время. Поэтому целесообразно формализовать решения для опре­деленных, регулярно повторяющихся ситуаций, разрабатывая со­ответствующие правила, инструкции и нормативы.

Однако в процессе управления организациями часто встречаются новые, нетипичные ситуации и нестандартные проблемы, которые не поддаются формализованному решению. В таких случаях боль­шую роль играют способности, талант и личная инициатива менед­жеров.

На практике же большинство решений занимают промежуточ­ное положение между этими двумя крайними ситуациями.

формализованные методы разработки управленческихрешений

Важнейшим признаком является в данном случае степень формализации организационных задач и проблем. По этому при­знаку методы выработки и принятия решений делятся на следу­ющие группы:

1. Формализация содержания организационной задачи и ее ре­шение средствами математики и формальной логики. Прежде всего математические методы позволяют решать производственные за­дачи и проблемы, поддающиеся полной формализации, т.е. пол­ному описанию взаимосвязей и взаимозависимостей их факторов, условий и результатов. Сюда входят: методы множественной кор­реляции, линейного, нелинейного и динамического программи­рования, исследования операций, статистические модели, «дерево решений» и др. На основе этих моделей можно решать такие про­изводственные задачи, как определение объема и структуры вы­пускаемой продукции при данных ресурсах производства, распре­деление маршрутов поставки продукции или внутризаводского транспорта, раскрой материала и др.

2. Формализация на эвристической основе, использующая инту­итивно-логические заключения. Эти методы применяются для ре­шения производственных задач и проблем, которые не поддаются полной формализации. Здесь используются в основном нефор­мальные умозаключения.

Методы этой группы в последние десятилетия получили значи­тельное развитие. Они опираются не столько на фактические вза­имосвязи факторов, условий и результатов, сколько на аналити­ческие способности индивидуума, на его опыт и знания.

При моделировании реальных процессов, протекающих на предприятии, из всей совокупности моделей, используемых в управлении производством, чаще всего применяются экономико- математические модели. Сущность экономико-математического моделирования заключается в построении математических схем, адекватных реальным процессам. Оно предусматривает выполне­ние следующих этапов:

♦ постановка производственной задачи;

♦ разработка формализованной схемы;

♦ формализация производственной задачи в общем виде;

♦ численное представление модели.

Важнейшими элементами экономико-математической модели являются целевая функция и ограничения.

Целевая функция — это логическая модель процесса, в отноше­нии которого вырабатывается решение.

Ограничение представляет собой набор условий, при которых протекает моделируемый процесс или функционирует моделиру­емый объект и которые необходимо учесть при выборе решения. Для однокритериальной производственной задачи один из допус­тимых вариантов решения, соответствующий экстремальному (максимальному или минимальному) значению целевой функции, является оптимальным. Для многокритериальных задач имеется целая «зона» оптимальных решений.

Специфика социально-экономических систем значительно ог­раничивает возможности такого подхода, так как центральное мес­то в этой системе занимает человек с его динамичными социально- психологическими характеристиками. Общий недостаток суще­ствующих теорий моделирования заключается в том, что в настоящее время теоретические положения и рекомендации в ос­новном еще не доведены до конкретных разработок, которые эф­фективно можно было бы применять для практического модели­рования реально существующих социально-экономических систем и процессов управления.

неформальные методы разработки управленческихрешений

Среди неформальных или эвристических, т.е. основанных на опыте и интуиции, средств выработки управленческих решений рас­пространение получили методы экспертных оценок. Эти методы це­лесообразно применять в тех случаях, когда проблема плохо подда­ется количественному анализу и не дает возможности моделирова­ния, а также в сложных ситуациях, когда руководитель не обладает достаточной информацией и опытом, а цена ошибки велика.

Обычно экспертные методы используются для определения це­лей, разработки прогнозов и сценариев развития ситуации, генера­ции альтернатив и формирование рейтингов и оценочных систем.

В общем виде сущность экспертных методов принятия решений заключается в получении ответов специалистов на поставленные перед ними вопросы. Однако ответы экспертов используются не напрямую. Предварительно полученная от экспертов информация для минимизации погрешностей и влияния субъективного факто­ра обрабатывается при помощи специальных логических и мате­матических процедур и преобразуется в форму, удобную для выбо­ра решения. В зависимости от используемых процедур и способов организации и проведения экспертизы среди методов экспертных оценок различают следующие: метод комиссий, метод Дельфи, метод «мозгового штурма», метод сценариев.

Метод комиссий предполагает регулярные собрания экспертов для проведения групповых дискуссий по обсуждаемой проблеме и выработки в ходе таких дискуссий согласованного решения. Метод способствует созданию творческой обстановки в группе экспертов и разработке альтернатив решения. Однако метод комиссий обла­дает недостатками. Прежде всего это отсутствие анонимности, что может приводить к проявлениям конформизма среди экспертов или, наоборот, публичность высказываний может приводить к не­желанию некоторых экспертов отказаться от ранее высказанного мнения, даже если оно потом изменилось. Кроме того, активность экспертов не всегда связана с их компетентностью.

Сущность метода Дельфи заключается в приведении группы независимых специалистов-экспертов к единой оценке задачи и обоснованному варианту ее решения. Метод включает следующие этапы работ:

♦ индивидуальный опрос экспертов с помощью анкетирова­ния или интервьюирования. При этом опрос одних экспер­тов был изолирован от опроса других во избежание взаим­ного влияния мнений авторитетов;

♦ сбор и обработка результатов индивидуального опроса, со­ставление справки;

♦ информирование экспертов о результатах экспертизы — каждому эксперту сообщаются полученные в результате опроса варианты решения и обоснования каждого варианта без ссылок на их авторов;

♦ повторный индивидуальный опрос экспертов, при котором каждый эксперт предлагает вариант решения с учетом име­ющихся в справке, т.е. остается при своем мнении или со­глашается с одним из вариантов, предложенных другими экспертами, либо предлагает новый вариант решения и его обоснование;

♦ после обработки результатов составляется новая справка, и процедура ознакомления и опроса повторяется до тех пор, пока не будет выработано единое мнение, которое прини­мается в качестве решения данной проблемы.

Метод «мозгового штурма». Важнейшее условие выработки ре­шения этим методом — четкая формулировка проблемы. Кратко, но достаточно полно характеризуется сложившееся состояние дел, определяются ограничения и формулируется основной вопрос. Затем на совещании специалистам сообщается формулировка про­блемы. При выдвижении специалистами вариантов решения раз­решается высказывать любые идеи, независимо от того, насколько они уместны и практически ценны в данный момент, при этом не допускаются критика и эмоциональная оценка выдвинутых други­ми специалистами предложений. Идеи и предложения, выдвину­тые на совещании, тщательно обрабатываются, выявляется их ло­гическая зависимость, и с учетом этого анализа выбирается реше­ние.

Метод сценариев заключается в написании экспертами сцена­риев развития анализируемой ситуации с целью определения тен­денции возможного развития и состояний, к которым она может прийти под влиянием тех или иных факторов, в том числе под воз­действием тех или иных управленческих решений или при их от­сутствии. Данный метод широко используется для разработки стратегических решений в различных сферах деятельности: поли­тике, военном деле, экономике.

Количество критериев выбора. Если выбор наилучшей альтерна­тивы производится только по одному критерию (что характерно для формализованных решений), то принимаемое решение будет прос­тым, однокритериальным. Однако в практике менеджмента подав­ляющее большинство решений являются многокритериальными, так как они должны одновременно отвечать таким критериям, как объ­ем прибыли, доходность, уровень качества, доля рынка, уровень за­нятости, срок реализации и т.п.

Количество целей. По признаку количества целей выделяют: од- ноцелевые и многоцелевые решения.

Реальные экономико-управленческие решения по управлению производством, как правило, являются многоцелевыми. При при­нятии этих решений возникает проблема согласования противо­речивых целей, что значительно усложняет процесс принятия ре­шений.

Форма принятия решений. Лицом, осуществляющим выбор из имеющихся альтернатив окончательного решения, может быть один человек и его решение будет соответственно единоличным. Однако сложные ситуации и проблемы требуют всестороннего, комплексного анализа, т.е. участия группы менеджеров и специа­листов. Такие групповые решения называются коллегиальными. Углубление специализации управления приводит к широкому рас­пространению коллегиальных форм принятия решений. Необхо­димо также иметь в виду, что определенные решения и законода­тельно отнесены к группе коллегиальных или даже коллективных. Так, например, определенные решения в акционерном обществе отнесены к исключительной компетенции общего собрания акци­онеров. Коллегиальная и коллективная формы принятия решений, разумеется, снижают оперативность управления и размывают от­ветственность за его результаты, однако препятствуют грубым ошибкам и злоупотреблениям и повышают обоснованность вы­бора.

Способ фиксации. По этому признаку управленческие решения могут быть разделены на фиксированные или документированные (т.е. оформленные в виде какого-либо документа — приказа, рас­поряжения, письма и т.п.), и недокументированные (не имеющие документальной формы, устные). Большинство решений в аппа­рате управления оформляются документально, однако мелкие, несущественные решения, а также решения, принятые в чрезвы­чайных, не терпящих промедления ситуациях, могут и не фикси­роваться документально.

9.3. ПРИНЦИПЫ ОБОСНОВАНИЯ РЕШЕНИЙ

В процессе принятия и реализации решений работники ап­парата управления должны руководствоваться основополагающи­ми принципами.

Первый принцип обоснования решений — это объективность. Он требует рассматривать явления такими, какие они есть, принимать решения в интересах организации, без субъективизма и личной заинтересованности.

Второй принцип — всесторонность рассмотрения. Это позволяет глубоко изучить проблему, требующую принятия решения, путем движения от абстрактного к конкретному, от простейших отно­шений к сложным и глубинным, от явления к сущности. Принцип всесторонности требует при принятии управленческого решения наличия полной и достоверной информации о возникновении и развитии проблемной ситуации. Но получение информации свя­зано с определенными затратами, поэтому при оценке информа­ции необходимо сопоставлять затраты на ее получение с тем эф­фектом, который она может дать. Переоценка же информации может привести к исследованию несущественных подробностей, мелких фактов и увести от существа проблемы.

Третий принцип — комплексный подход, который означает, что желаемый результат выполнения решения должен касаться всех основных аспектов проблемной ситуации. В случае игнорирования данного требования принимаемое решение может быть односто­ронним и его реализация может привести к возникновению или углублению других противоречий, иногда даже более серьезных, чем решаемое.

Четвертый принцип — системный подход. Для обоснования ре­шения этот принцип предполагает:

♦ рассмотрение проблем, возникающих в управлении орга­низационно-экономическими объектами как комплекса взаимосвязанных, взаимодействующих и развивающихся частей и подсистем;

♦ рассмотрение любой проблемы как состоящей из отдель­ных подсистем и являющейся в свою очередь подсистемой системы более высокого уровня;

♦ четкое выделение цели принимаемого решения, механизма связи данной цели с целями функционирования системы, а также установление возможности измерения достижения поставленной цели или эффективности деятельности сис­темы.

Таким образом, управленческое решение может считаться ка­чественным, если оно отвечает всем перечисленным выше прин­ципам, несоблюдение хотя бы одного из них приводит к дефектам качества решения и, следовательно, к потере эффективности, труд­ностям или даже невозможности его реализации.

9.4. технология и организация процесса Принятия решений

Технология разработки и принятия управленческих решений представляет собой совокупность последовательно повторяющих­ся действий, складывающихся из отдельных этапов, процедур, опе­раций.

Специалистами по управлению предлагаются различные схемы процесса разработки решений, различающиеся между собой сте­пенью детализации отдельных процедур и операций. Рекомендуе­мые последовательности действий могут включать до нескольких десятков операций и процедур, однако это не является догмой. В связи с большим разнообразием ситуаций и решений, сложности задачи, информационной определенности, срочности разработки, на практике руководители далеко не всегда придерживаются ука­занных действий. Рассмотрим упрощенную последовательность действий при разработке управленческого решения на примере схемы, содержащей только основные стадии.

Цель организации, как правило, достигается не единичным ре­шением, а последовательностью выполнения связанных между собой отдельных этапов, каждое из которых постепенно прибли­жает решение к достижению цели. Таким образом, решение — это не одномоментный акт, а результат процесса, развивающегося во времени и имеющего циклическую структуру (рис. 9.1).

Рассмотрим содержание основных процедур процесса принятия управленческого решения.

Анализ ситуации. Для возникновения необходимости в управ­ленческом решении нужен сигнал о внешнем или внутреннем воз­действии, вызвавшем или способном вызвать отклонение от задан­ного режима функционирования системы. Анализ ситуации тре­бует сбора и обработки информации. Этот этап выполняет функцию восприятия организацией внешней и внутренней среды. Данные о состоянии факторов внешней среды и положении дел в организации поступают к менеджерам и специалистам, которые классифицируют, анализируют информацию и сравнивают реаль-

Рис. 9.1. Состав и последовательность процедур процесса принятия управленческого решения

 

ные значения контролируемых параметров с запланированными или прогнозируемыми, что в свою очередь позволяет им выявить проблемы, которые следует решать.

Идентификация проблемы. Под проблемой обычно понимают расхождение между желаемым и реальным состоянием управляе­мого объекта. В момент своего возникновения проблемы часто слабо структурированы, т.е. не содержат очевидных целей и путей их достижения. Внешние проявления проблемы позволяют опре­делить ее только в общем виде, тогда как определение глубинных причин, вызвавших ее, требует серьезного анализа и изучения.

Кроме того, все элементы и работы в организации взаимосвя­заны и решение какой-либо одной проблемы может вызвать появ­ление других. Поэтому, принимая решение, следует стремиться к тому, чтобы число вновь возникающих при этом дополнительных проблем было минимальным.

На этом этапе обычно применяются логический инструмента­рий с использованием различных методов (анализа, синтеза, срав­нений, индукции, дедукции, аналогии, обобщения, абстрагирова­ния) и интуиция разработчиков.

Определение критериев выбора. Прежде чем рассматривать воз­можные варианты решения возникшей проблемы, необходимо определить показатели, по которым будет производиться сравне­ние альтернатив, выбор наилучшей, а впоследствии — оценка сте­пени достижения поставленной цели.

Желательно, чтобы критерий имел количественное выражение, наиболее полно отражал результаты решения, был простым и кон­кретным, например цена, производительность, эксплуатационные расходы, эргономичность и т.д. Однако часто приходится пользо­ваться и качественными критериями — например, качественный состав работников, авторитет руководителя, качество продукции.

Неверно выбранный критерий может привести к ошибочным выводам, к дезорганизации в работе, поэтому необходимо учиты­вать некоторые рекомендации:

♦ критерием может быть как один, так и несколько показате­лей. Однако частные критерии, выбранные для отдельных подсистем предприятия должны быть увязаны с общесис­темными, отражающими интересы предприятия в целом;

♦ в качестве критериев могут быть не только величина значе­ния показателей, но и границы, за пределами которых по­вышение эффективности либо несущественно, либо сопря­жено со значительными трудностями;

♦ если количество критериев достаточно велико, их следует сгруппировать и из более важной группы выбрать основ­ной.

Работа по выбору критерия также обычно проводится на уровне логических рассуждений и интуиции.

Разработка альтернатив. В идеале желательно выявить все воз­можные альтернативные пути решения проблемы, однако на прак­тике руководитель не располагает (и не может располагать) такими запасами знаний и времени, чтобы сформулировать и оценить каж­дую возможную альтернативу. Поиск оптимального решения очень труден, занимает много времени и средств, поэтому обычно нахо­дят не оптимальный, а достаточно приемлемый вариант, позволя­ющий снять проблему и помогающий отсечь заранее непригодные альтернативы.

При формировании набора вариантов необходимо учитывать опыт решения аналогичных задач в прошлом, однако не следует ограничиваться только этим в интересах поиска новых, более ра­циональных способов решения задач. Может оказаться полезным коллективное обсуждение проблемы и генерирование альтернатив.

Из массы возможных, на уровне логики и интуиции, отбирают­ся от трех до семи вариантов, в реальности выполнения которых нет сомнений. Большее количество вариантов решения суще­ственно затрудняет расчеты по оценке их эффективности.

Выбор наилучшей альтернативы. На этом этапе сравнивают до­стоинства и недостатки каждой альтернативы и анализируют ве­роятные результаты их реализации. При сопоставлении вариантов решения используют критерии выбора, установленные на третьем этапе. С их помощью и производится выбор наилучшей альтерна­тивы.

Поскольку выбор осуществляется чаще всего на основе несколь­ких критериев, он носит характер компромисса. Кроме того, при оценке возможных вариантов решения руководитель фактически имеет дело с прогнозными оценками сравниваемых величин, а они всегда вероятностные. Поэтому необходимо учитывать фактор рис­ка, т.е. определять вероятность осуществления каждой альтерна­тивы. Учет фактора риска приводит к пересмотру самого понятия наилучшего решения: им является не тот вариант, который макси­мизирует или минимизирует некоторый показатель, а тот, который обеспечивает его достижение с наиболее высокой степенью вероят­ности.

Оформление и согласование решения. В современных системах управления в результате разделения труда сложилось положение, когда подготовку и разработку решения выполняют одни работни­ки организации, принимают или утверждают — другие, а выпол­няют — третьи. В таких условиях для того, чтобы решение было реализовано, необходимы совместные действия всех членов орга­низации. Поэтому в групповых процессах принятия решений весь­ма существенную роль играет стадия согласования.

Практика показывает, что вероятность быстрой и эффективной реализации значительно возрастает, когда исполнители имеют воз­можность высказать свое мнение по поводу принимаемого реше­ния, внести предложения, замечания и т.п. Поэтому лучший спо­соб согласования решения — привлечение работников к процессу его принятия. Разумеется, встречаются ситуации, когда это невоз­можно и менеджер вынужден принимать решение единолично, не прибегая к обсуждениям и согласованиям, но надо помнить, что систематическое игнорирование мнения подчиненных ведет к ав­торитарному стилю руководства. Кроме того, действующими пра­вилами может быть предусмотрено утверждение решения и у вы­шестоящего руководителя или организации.

При оформлении решения не следует детально расписывать все работы. Оно должно определять только основные методы, опреде­ляющие получение конечного результата. Выбор методов выпол­нения работы для получения промежуточных результатов является прерогативой руководителей, обеспечивающих реализацию реше­ния.

В оформленном решении должны быть установлены подразде­ления, работники и привлеченные организации, которые будут заниматься реализацией решения, а также сроки и ответственные по каждому блоку работ.

Управление реализацией. Для получения реального эффекта при­нятое решение должно быть реализовано.

Для успешной реализации решения прежде всего необходимо определить комплекс работ и ресурсов и распределить их по ис­полнителям и срокам. Если речь идет о достаточно крупных реше­ниях, это может потребовать разработки программы реализации решения. В программе желательно предусмотреть зоны контроля эффективности реализации решения. В ходе осуществления плана руководитель должен следить за тем, как выполняется решение, оказывать в случае необходимости помощь и вносить определен­ные коррективы.

Контроль и оценка результатов. После того как решение окон­чательно введено в действие, необходимо убедиться, оправдывает ли оно себя. Этой цели служит этап контроля, выполняющий в данном процессе функцию обратной связи. На этом этапе произ­водятся измерение и оценка последствий решения или сопостав­ление фактических результатов с теми, которые планировалось получить.

Как уже говорилось, решение всегда носит временный характер. Основная задача контроля — своевременно выявлять снижение эффективности решения и необходимости в его корректировке или принятии нового решения. Кроме того, осуществление этого этапа является источником накопления и систематизации опыта в при­нятии решений. Проблема контроля управленческих решений осо­бенно актуальна для крупных бюрократических организаций. Без рационально организованной системы контроля исполнения ре­шений они могут так и остаться «на бумаге» и не дать ожидаемого эффекта.

Проанализированная выше процедура разработки и принятия решения, которую можно охарактеризовать как нисходящую, «сверху вниз», характерна для так называемой западной модели управления. Японская модель управления отличается по целому ряду характеристик от рассмотренной. Для нее характерно восхо­дящее, «снизу вверх» движение идеи, которая обычно зарождается в нижнем или среднем звене управления, тщательно согласовыва­ется со всеми заинтересованными подразделениями сначала на своем, затем на более высоких уровнях, и, наконец, утверждается высшим руководством.

К преимуществам японской модели управления можно отнести следующее:

♦ Поскольку используется групповой метод выработки реше­ний, принимаемые решения более обоснованы и продума­ны, тщательно обсуждены все аспекты решаемой пробле­мы. Форма организации процесса способствует примене­нию коллегиальных методов анализа решений, которые повышают их качество и стимулируют появление новых альтернатив.

♦ Работа по согласованию и организации выполнения реше­ния выполняется еще на предварительной стадии, что обе­спечивает быструю и эффективную реализацию решений.

Однако такой процедуре присущи и недостатки. В частности, эта система затрудняет планирование, особенно стратегическое. Другой недостаток — излишне компромиссный характер прини­маемых решений может препятствовать развитию организации. Кроме того, в условиях нестабильной среды, многоступенчатая система разработки не обеспечивает оперативность принятия ре­шений.

9.5. реализация РЕШЕНИЙ

9.5.1. организация и контроль исполнения решений

При исследовании процессов принятия решений основное внимание, как правило, уделяется стадии разработки альтернатив решения и вопросам, связанным с нахождением оптимального ва­рианта, однако практика управления свидетельствует, что именно реализация решений как наиболее сложный, трудоемкий и дли­тельный этап является одновременно и самым слабым звеном в процессе управленческой деятельности.

Основными проблемами в этой области являются затягивание сроков и недостаточная эффективность реализованных решений.

Проблема организации осуществления решений заключается в необходимости координировать множество взаимосвязанных, од­новременно выполняемых управленческих решений, находящихся на различных стадиях реализации. Стадию реализации управлен­ческого решения можно представить в виде последовательности основных процедур, состоящих, в свою очередь, из решения более мелких задач:

1. Разработка плана реализации решения:

♦ Определение комплекса необходимых работ.

♦ Определение необходимого объема ресурсов.

♦ Определение числа исполнителей.

♦ Распределение работ, ресурсов и исполнителей по объек­там, задачам и срокам.

2. Управление реализацией решения:

♦ Проведение инструктивно-методических мероприятий с исполнителями.

♦ Личное распорядительство в ходе выполнения решений.

♦ Оказание помощи исполнителям в случае возникновения трудностей.

3. Контроль выполнения решения:

♦ Контроль за соблюдением основных характеристик реали­зуемого решения.

♦ Контроль за соблюдением сроков реализации.

♦ Контроль за состоянием проблемной ситуации.

♦ Выявление причин отклонений в ходе реализации реше­ния.

♦ Внесение (в случае необходимости) изменений в програм­му реализации решения.

4. Оценка результатов реализации:

♦ Периодическая оценка фактической эффективности реше­ния.

♦ Прогнозирование окончания срока эффективного действия решения.

♦ Определение необходимости в корректировке действу­ющего или принятии нового решения.

♦ Накопление, систематизация опыта и разработка алгорит­мов реализации стандартных решений.

Для более эффективного осуществления этапа организации и контроля выполнения решений целесообразно использовать сете­вые и ленточные графики, диаграммы Ганнта, матричные распи­сания и т.д. В связи со сложностью и взаимосвязанностью решае­мых задач немалую помощь менеджеру на этом этапе могут оказать специально разрабатываемые компьютеризованные системы со­провождения управленческого процесса.

9.5.2. оценка эффективности управленческих решений

Понятие эффективности управленческого решения (в отли­чие от его качества) не может быть рассмотрено изолированно от его реализации, поскольку эффективность управленческих реше­ний обусловливается как качеством самих решений, так и каче­ством их осуществления.

Эффективность управленческих решений определяется дей­ствием множества факторов технического, организационного, эко­номического и социально-психологического характера, проявля­ющихся на разных стадиях процесса разработки и реализации ре­шений.

Принято считать, что основными из них являются:

♦ компетентность и опыт работы лиц, принимающих реше­ния;

♦ степень информированности лиц, принимающих решения;

♦ уровень коллегиальности в процессе разработки решения;

♦ удельный вес контролируемых решений;

♦ степень непосредственного участия руководителей и спе­циалистов, разрабатывавших решение, в его реализации;

♦ мотивация исполнителей;

♦ характер и степень ответственности руководителей за ре­зультаты решения.

Поскольку одни и те же цели могут быть достигнуты при разной величине затрат, то основным критерием эффективности решения может служить отношение полученного в результате его реализа­ции эффекта, выраженного показателем степени достижения цели, к величине затрат на разработку решения и его осуществление. Однако принятие многих важных решений требует не одно-, а мно­гокритериальной оценки, так как в большинстве случаев эффект управленческого решения не может быть выражен единственным показателем.

В таких ситуациях одним из наиболее часто применяемых на практике методов оценки эффективности решения является метод «затраты — прибыль», при котором эффективность количественно характеризуется получаемой прибылью на единицу затрат. При этом под прибылью понимается некоторая совокупность критери­ев, характеризующих то или иное решение, причем не обязательно экономической природы. В качестве таких критериев могут быть использованы как объективные показатели (потоки платежей, рен­табельность, срок окупаемости, объем производства), так и субъ­ективные оценки (имидж фирмы, социальная значимость проекта и т.п.).

Таким образом, прибыль — составная величина, которая обра­зуется сложением разнородных видов эффектов. Наиболее труд­ным при использовании данного метода является надежное опре­деление коэффициентов, характеризующих степень вклада каждо­го из составляющих элементов. Но после того как эта проблема решена, задача значительно упрощается — вместо многокритери­альной получается двухкритериальная задача выбора. Зная значе­ния составной прибыли и требуемых затрат, можно для каждой альтернативы решения рассчитать их отношение, характеризующее значение прибыли на единицу затрат. Упорядочив альтернативы по убыванию значения отношения «затраты—прибыль», можно получить ранжирование проектов и по степени предпочтительнос­ти выбрать наиболее предпочтительный.

9.6. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ

НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И РИСКА

9.6.1. Понятие и классификация рисков

Ведение дел в рыночных условиях неизбежно вызывает не­обходимость квалифицированно оценивать риски в процессе управления ресурсами и эффективно снижать или компенсировать их негативные последствия. Любая управленческая деятельность в той или иной степени имеет рисковый характер, что обусловлено как многофакторной динамикой объекта управления и его внеш­него окружения, так и ролью человеческого фактора в процессе воздействия. Понятие «риск» также имеет многофакторную при­роду, раскрыть которую можно лишь во взаимосвязи с такими по­нятиями, как «неопределенность», «вероятность», «условия не­определенности», «условия риска».

Согласно математическим определениям неопределенность проявляется в тех случаях, когда результатом действия является набор возможных альтернатив, вероятность которых неизвестна. Риск имеет место, если действие приводит к набору альтернатив, причем вероятность осуществления каждой из них известна. От­сюда следует, что риск есть неопределенность, которую можно квалифицировать. Понятия риска и неопределенности, широко используемые в теории игр и динамическом программировании, нашли не менее широкое применение в экономике, политике, тео­рии управления и менеджмента, в области права и страхования. Формирование рыночных отношений в России активизировало процесс исследования предпринимательского риска, в том числе инвестиционного, страхового и банковского. Вместе с тем пробле­ма рисков остается малоисследованной, нет достаточно ясных по­нятий о сущности предпринимательского риска, его разновиднос­тях, областях использования, средствах управления риском.

Риски и неопределенность выступают неотъемлемыми чертами хозяйственной деятельности и процессов управления. Неопреде­ленность рассматривается как условие ситуации, в которой нельзя оценить вероятность потенциального результата. Часто такая си­туация возникает, когда воздействующие на ситуацию факторы новы и о них нельзя получить достоверную информацию. Поэтому последствия принятия управленческого решения трудно преду­смотреть, особенно в быстроменяющихся условиях (к ним отно­сятся наукоемкая и нововведенческая сферы, ценовая и рыночная конъюнктура). Обычно менеджер, сталкиваясь с неопределеннос­тью, пытается получить дополнительную информацию при помо­щи экспертных методов, а чаще интуиции, определить вероятность достижения результата.

Понятие «определенность» связывается с условиями выработки и принятия управленческих решений, когда руководитель с доста­точной для данной ситуации достоверностью знает потенциальный результат каждого из возможных вариантов развития событий. На­пример, если известна динамика изменения стоимости материала и рабочей силы, арендной платы, то можно рассчитать затраты на производство конкретного изделия и сделать прогноз цены. Сле­дует отметить, что ситуация полной определенности встречается довольно редко.

Понятие «риск» в экономическом смысле предполагает потери, ущерб, вероятность которых связана с наличием неопределенности (недостаточности информации, недостоверности), а также выгоду и прибыль, получить которые возможно лишь при действиях, обремененных риском, что чаще всего связывается с инновацион­ной деятельностью.

В менеджменте понятие «риск» прежде всего связывается с ха­рактером и сложностью проблем, условиями принятия управлен­ческих решений и прогнозированием результата. Управленческий риск следует рассматривать как характеристику управленческой деятельности, осуществляемой в ситуации той или иной степени неопределенности вследствие недостаточности информации, при выборе менеджером альтернативного решения, критерий эффек­тивности которого связан с вероятностью проявления негативных условий реализации.

Размер потерь организации как результата деятельности в усло­виях неопределенности представляет собой цену риска, а величи­на успеха (дополнительной прибыли) — плату за риск. Риск про­является в процессе реализации продукции производственно-хо­зяйственной системы или услуги и выступает одним из конечных результатов деятельности. Сущность, содержание, характер про­явления риска в деятельности организации позволяют определить природу риска как экономическую.

В практике менеджмента используются следующие характерис­тики риска:

♦ размер вероятного ущерба (потерь) или величина ожидае­мого дополнительного дохода (прибыли) как результат дея­тельности в риск-ситуации;

♦ вероятность риска — степень свершения источника риска (события), измеряемая в пределах значений от 0 до 1. Ина­че говоря, каждый вид риска имеет нижние и верхние (от 0 до 1) границы вероятности;

♦ уровень риска — отношение величины ущерба (потерь) к затратам на подготовку и реализацию риск-решения, изме­няющийся по величине от нулевого значения до 1, выше которого риск не оправдан;

♦ степень риска — качественная характеристика величины риска и его вероятности. Различают степени: высокую, среднюю, низкую и нулевую;

♦ приемлемость риска — вероятность потерь и вероятность того, что эти потери не превысят определенный уровень (рубеж);

♦ правомерность риска — вероятность риска находится в пределах нормативного уровня (стандарта) для данной сфе­ры деятельности, который нельзя превысить без правовых нарушений.

Таким образом, риск — это потенциально существующая веро­ятность потери ресурсов или неполучения доходов, связанная с конкретной альтернативой управленческого решения.

В кризисных условиях у предприятия велика вероятность ока­заться банкротом, в связи с чем персоналу требуется умение в риск-ситуациях, с одной стороны, избегать неоправданных потерь, с другой — действовать смело и инициативно. Менеджер должен уметь рисковать, т.е. взвешенно, не преувеличивая опасности, до­биваться намеченных целей, естественно, при решении проблем границ правомерности риска.

В практике имеют место случаи, когда выбирается вариант не­большого результата, но при отсутствии риска. Это может привес­ти к снижению результативности и конкурентоспособности орга­низации. При принятии решения с максимальным результатом, но с высоким уровнем риска надо сопоставить ожидаемую экономи­ческую выгоду и возможные потери в связи с рисковыми действи­ями. Если потери превышают выгоду, такое решение не оправдано. Очевидно, что в сложных ситуациях требуется использование со­вокупности критериев, при выборе которых важен комплексный подход, позволяющий оценить ситуацию с учетом разнонаправ­ленных факторов. Приступая к анализу рисковой ситуации и раз­работке решений, в первую очередь следует установить, с какими видами рисков встретится менеджер в процессе управления.

В значительной степени данная проблема решается на основе методологической систематизации рисков и их классификации, которая отражает многофакторную природу риска.

На схеме (рис. 9.2) отражены взаимосвязь и взаимодействие внешних и внутренних (системных) факторов, или источников риска, применительно к менеджменту производственно-хозяй­ственных организаций. Из внешних факторов следует отметить источники риска, связанные с кризисом социально-экономиче­ского развития страны и отдельных регионов, а также рыночные источники, связанные с нарушением надежности или трудностями формирования новых отношений с потребителями, поставщиками, с проблемами обеспеченности финансовыми, трудовыми, матери­альными и другими видами ресурсов.

В качестве внутренних признаков выделения риска выступают функциональные особенности рисковой деятельности — произ­водственной, финансовой, маркетинговой и др. Важным призна­ком выделения рисков является и содержание риска как результа­та рисковой деятельности, главными из которых следует отметить: экономические, социальные, организационные, правовые, инно­вационные.

Среди последствий реализации результатов риск-решений наи­более распространены: экологические, социальные, политические, интеграционные, или факторы взаимодействия, свойственные ме-

Рис. 9.2. Схема взаимодействия факторов риска

 

неджменту, обеспечивают управление риском как процессом вы­явления источников риска, определения вероятности его проявле­ния в ходе производственного процесса и воздействия на результат и последствия производственно-хозяйственной деятельности ор­ганизации. При использовании средств управления менеджер рис­кует, выбирая цели, стратегии развития, системы мотивации дея­тельности персонала и другие средства управления.

Значительная доля риска кроется и в выборе методов и крите­риев измерения и оценки вероятностей и величин риска, например при проведении экспертизы, при исследовании статистических данных или определении коэффициента дисконтирования при приведении стоимости будущих доходов к настоящему времени.

Рассмотренная логика формирования риска позволяет систем­но оценивать каждый вид риска, что чрезвычайно важно. На рис. 9.3 в укрупненном виде представлена классификация рисков по основным признакам.

Систематизация и детальное исследование рисков позволяют провести их ранжирование, создать сценарии вероятного хода со­бытий для конкретной ситуации, разработать карты риска, выявить пороги стабильности системы управления посредством имитаци­онного и других видов моделирования. Иначе говоря, классифи­кация рисков служит основой организации управления рисками. При этом следует отметить, что каждая производственно-хозяй­ственная система своеобразна, а состав рисков изменчив, поэтому на предприятии должна разрабатываться на основе общей — сис­тема управления риском.

Как видно из рис. 9.3, в зависимости от возможного экономи­ческого результата решения риски можно разделить на две группы: чистые и спекулятивные.

Чистые риски означают возможность получения отрицательно­го результата (ущерб, убыток) или нулевого. К этой категории рис­ков относятся природные, экологические, политические, транс­портные и часть коммерческих рисков: производственные и тор­говые.

Спекулятивныериски выражаются в возможности получения как отрицательного, так и положительного (выигрыш, прибыль) ре­зультата. К ним относится другая часть коммерческих рисков — финансовые риски.

Финансовые риски могут быть также классифицированы на риски, связанные с покупательной способностью денег, включающие инфляцию и дефляцию, валютные операции и риски ликвидности, а также инвестиционные риски — упущенной выгоды, снижения доходности (процентные и кредитные) и риски прямых финансо­вых потерь (биржевые, селективные и банкротства).

Оценка риска предполагает обоснование рисков и измерение возможного уровня и вероятности потерь.


РИСКИ
Чистые риски

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.032 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал