Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поведенческий подход к лидерству






Отказавшись от исследований черт личности, ученые в области теории организации и управления обратились к наблю­дениям за тем, что делают руководители, а не какими чертами они обладают, т.е. за поведением руководителя. Таким образом, важный вклад поведенческого подхода в теории лидерства заключается в том, что он помог провести анализ и составить классификацию сти­лей руководства, т.е. того, как руководитель ведет себя со своими подчиненными.

Формирование поведенческого подхода связано с разработками представителей школы человеческих отношений. Согласно исход­ному тезису этой концепции, эффективность лидерства обуслов­лена манерой поведения лидера, что и составляет содержание по­нятия «стиль». Изучение образцов поведения, присущих лидерам, началось накануне Второй мировой войны и активно продолжалось до середины 1960-х гг. Общим с концепцией личностных качеств было то, что опять начался поиск одного-единственного верного пути, но по другому направлению — лидерское поведение.

Данная концепция предполагала возможность подготовки ли­деров по специально разработанным программам. Фокус в иссле­дованиях сдвинулся от поиска ответа на вопрос, кто является ли­дером, к ответу на вопрос, что и как лидеры делают.

Все эти поведенческие подходы берут свое начало в исследова­ниях, проведенных в основном государственными университетами в штатах Огайо и Мичиган, где впервые было сформулировано от­личие между руководством, ориентированным на учет интересов подчиненных, и руководством, направленным на выполнение задач. В этих исследованиях была сделана попытка выяснить, ка­кой из двух стилей приводит к самой эффективной работе группы или организации в целом. Данные говорят о том, что система управления, ориентированная на подчиненного, включающая пре­дупредительность и уважение, совместное определение целей дея­тельности и поощряющая поведение руководства в отношении подчиненных, приводит к более эффективной деятельности. Од­нако существует другой элемент данного подхода к лидерству. Некоторые исследования выявили, что ситуация, в которой стиль поведения используется, служит важным фактором в оценке под­чиненными своего начальника как руководителя. Вместе с тем по­веденческие концепции лидерства основаны на широком спектре измерений лидерского поведения, которое получает многочислен­ные трактования, что резко усложняет их практическую апро­бацию. Однако, обобщая результаты исследований, использовав­ших данный подход, группа авторов утверждает, что «не существует одного, оптимального стиля руководства». Очень вероятно, что эф­фективность стиля зависит от характера конкретной ситуации и, когда ситуация меняется, меняется и соответствующий стиль. Более поздние авторы и ученые бихевиористской школы обычно призна­ют, что необходим ситуационный подход к руководству. Оптималь­ный стиль лидерства меняется в зависимости от ситуации.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал