Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Часть I i I эллинистическо- римский период
При изучении данного периода предлагается уделить внимание исторической составляющей, поскольку события, изменившие мир, стали своего рода эмблемой человеческого гения – гения Александра Македонского. Заслуживает внимание и принципиально новая и активно развивающаяся жанровая система – для осмысления всего этого студенту предлагается вдумчиво проработать рекомендованные художественные тексты и монографические исследования, изучитьсинхронистическую таблицу развитие греческого мира. Битва при Херонее (338 г.), установившая в Греции македонское господство и завоевание Персии Александром Македонским (334 - 330 гг.) открывают новую страницу греческой истории. Огромная держава, созданная Александром, распалась после его смерти и была поделена между македонскими полководцами. Образовался ряд новых государств-монархий: Египет (монархия Птолемеев), Сирия (монархия Селевкидов) и др. Государства эти, в которых происходило скрещение восточных и греческих элементов, принято называть эллинистическими. В них значительно меняется социально-политический и психологический статус человека: материальный уровень его жизни резко повышается, но человек перестает чувствовать себя гражданином, хозяином своей судьбы и окружающего мира - он становится подданным монарха. Указанные изменения находят свое отражение во влиятельнейших философских системах эпохи - эпикурействе и стоицизме. Искусство и литература существенно меняются в эпоху эллинизма. Небывалой высоты достигает книжная культура, а важнейшими культурными центрами становятся библиотеки (Александрийская, Пергамская). В целом для литературы эллинизма характерны следующие черты: 1. Космополитизм - следствие невиданного расширения горизонта греческой публики. 2. Элитарность, выразившаяся в ориентации литературы на высокообразованную часть публики. 3. Разрыв с традицией. В Александрии, столице Птолемеев и новом культурном центре Греции, развивается поэзия. Александрийские поэты свободно экспериментируют, выбирая малые поэтические формы - элегию, послание, дидактическую поэму, создают новые, например, малый эпос - эпиллий (Каллимах), буколику (Феокрит). Существенные изменения претерпевает комедия: на смену политическим темам Аристофана приходят бытовые, на смену публицистической агитации - моральное поучение, фантастическим сюжетам - характеры и ситуации современной жизни. Лучшим мастером новой комедии считается афинянин Менандр (342 - 293 гг.). II и 1 вв. до н.э. - период экспансии Рима на восток, в Грецию и страны эллинизма - отмечен социально-политическим, экономическим и культурным упадком. Для этого периода характерно развитие прозы: красноречия (риторические трактаты Дионисия Геликарнасского), историография (сочинения Плутарха), романа (Харитон, Лонг, Ахилл Татий). Основное внимание студенту следует уделить изучению особенностей сюжетостроения и композиции античного романа. Особое место в поздней греческой литературе принадлежит Лукиану (120-180 гг.), в творчестве которого переосмысливаются и пародируются традиционные идеологические и стилистические каноны. Рационалистическое высмеивание старинной мифологии в «Разговорах богов» и «Морских разговорах», критика философского догматизма и всевозможных суеверий в «менипповых» произведениях Лукиана оказали значительное воздействие на гуманистическую сатиру Возрождения и Просвещения.
|