Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Требования к уровню освоения курса сводятся к следующему.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Декан филологического факультета _________ проф. Т.А. Демешкина «__»___________2012 г.
ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Рабочая программа
Специальность 021700 – ФИЛОЛОГИЯ
Статус дисциплины: Федеральный компонент направления
Томск
ОДОБРЕНО кафедрой общего, славяно-русского языкознания и классической филологии Протокол № от «__» _______ 2011 г.
Зав. кафедрой, профессор ___________ З.И. Резанова
РЕКОМЕНДОВАНО методической комиссией филологического факультета Председатель комиссии, доцент Т.Б. Банкова «__»_____________ 2011 г.
Рабочая программа по курсу «История античной литературы» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021700 – ФИЛОЛОГИЯ, утвержденного 10 марта 2000 г. Общий объем курса – 100 ч. Из них: лекции - 20 ч, самостоятельная работа студентов - 70 ч. Экзамен в первом семестре.
составитель: Суханова Софья Юрьевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры общего, славяно-русского языкознания и классической филологии.
рецензент: Садыкова Ирина Викторовна – кандидат филологических наук, доцент кафедры общего, славяно-русского языкознания и классической филологии.
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Целью курса «История античной литературы» является знакомство с теорией и историей возникновения и развития жанров античной литературы. Задачи курса «История античной литературы»: 1) ознакомление с основным корпусом античных мифологических сказаний и классическими произведениями античной литературы; 2) формирование представлений о художественном своеобразии античной литературы, условиях ее формирования и развития; 3) выработка навыков литературоведческого анализа; 4) истолкование категориального аппарата и формирование навыков его использования в анализе конкретных текстов античной литературы; 5) формирование навыков работы с исследовательской литературой, учебными пособиями, словарями-справочниками.
Место курса: входит в блок дисциплин «История русской и зарубежной литературы».
Требования к уровню освоения курса сводятся к следующему. Студент должен знать: • основные тенденции античной литературы в ее историческом развитии; • эстетические и художественные особенности творчества античных авторов; • принципы построения художественного мира в основных жанрах античной литературы (эпосе, лирических жанрах, трагедии и комедии, романе); • особенности античного миропонимания и менталитета; • систему основных понятий и категорий (литературоведческих, философско-эстетических), необходимых для анализа художественных текстов античной литературы. Студент должен уметь:
П. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. Введение. Общая характеристика античной литературы. Литература Древней Греции: общая характеристика, периодизация. 2. Мифология древней Греции. Основные черты мифологического сознания как типа мировосприятия древних греков. Основные периоды развития мифология. 3. Древнегреческий эпос 3.1 Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Общая характеристика древнегреческого эпоса. Гомеровский вопрос. «Илиада» и «Одиссея» Гомера: особенности сюжета и композиции. Проблема характера и психологизма в гомеровском эпосе. Эволюция типа героя от «Илиады» к «Одиссее». Особенности эпического стиля и эпической картины мира в гомеровских поэмах. 3.2 Дидактический эпос. Поэма Гесиода «Труды и Дни». 4. Древнегреческая лирика. Общая характеристика древнегреческой лирики: хронологическая, племенная и территориальная, жанровая классификации; особенности лирического мировосприятия. Творчество Архилоха: жанровый состав, проблематика, поэтика. Греческая монодийная мелика (Сапфо, Алкей, Анакреонт). Греческая хоровая мелика. Творчество Пиндара: особенности жанра, проблематики и поэтики. 5. Древнегреческая драматургия. Древнегреческий театр и драматургия: фольклорные истоки, основные жанры, их особенности. 5.1 Древнегреческая трагедия. 5.1.1. Творчество Эсхила. Основные аспекты эволюции драматургии Эсхила. Трилогия «Орестея»: проблематика и поэтика. Трагедия «Прометей прикованный»: типология героя, природа конфликта. Религиозные воззрения Эсхила. Трагический и нормативный герой в драматургии Эсхила (Агамемнон, Орест, Прометей). 5.1.2. Творчество Софокла. Трагедия «Антигона»: природа конфликта, типология героя. «Эдип-царь» Софокла как трагедия человеческого знания. Религиозные воззрения Софокла. Нормативный герой Софокла (Эдип, Антигона). 5.1.3. Творчество Еврипида. Трагедия «Медея»: специфика трагической картины мира, новаторство Еврипида. Трагедия Еврипида «Ипполит»: кризис нормативного героя, религиозный скептицизм Еврипида-трагика. 5.2 Древнегреческая комедия. 5.2.1. Основные черты древнеаттической комедии. Особенности мировоззрения Аристофана. Комедии Аристофана «Всадники» и «Облака»: жанровая природа, проблематика, типология героев. Комедии Аристофана «Лягушки» и «Лисистрата». 5.2.2. Жанровое своеобразие новоаттической комедии в сравнении с древне- и среднеаттической. Творчество Менандра. Комедия Менандра «Третейский суд»: структура действия, специфика конфликта, типология героев. Комедия Менандра «Брюзга»: проблематика, диалектика традиции и новаторства. 6. «Поэтика» Аристотеля: общая характеристика текста и его сохранности, общие проблемы искусства и учение о трагедии. 7. Греческий роман. «Дафнис и Хлоя» Лонга как буколический роман. 8. Творчество Лукиана. «О кончине Перегрина»: жанровая природа, проблематика, поэтика. 9. Литература Древнего Рима: общая характеристика, периодизация. 10. Римская театральная культура. Комедиография Плавта. Комедии Плавта «Клад» и «Хвастливый воин»: традиции древнегреческой драматургии, средства и приемы создания комического. 11. Поэма Лукреция «О природе вещей»: традиции древнегреческой натурфилософии, художественные принципы организации философского содержания. 12. Римское ораторское искусство. Цицерон. «Речи против Катилины, «В защиту поэта Архия». 13. Творчество Катулла. Жанрово-тематическое своеобразие лирики, принципы построения «Книги Катулла Веронского». «Бранные» стихотворения Катулла: социокультурные основы лирической картины мира. Поэтика лирики Катулла. Своеобразие любовных стихотворений Катулла. 14. Творчество Вергилия. Раннее творчество Вергилия: «Буколики» и «Георгики». «Энеида» Вергилия: диалектика традиции и новаторства, особенности жанра, сюжета, композиции. «Энеида» Вергилия: особенности художественного времени, специфика образа героя. 15. Творчество Горация. Жанровый состав, философская и эстетическая проблематика лирики («Carmina», «Ars poetica»). Поэтика жанра оды Горация: метрика, стиль, образность, композиция. 16. Творчество Овидия. Общая характеристика творчества Овидия. «Amores»: своеобразие лирической картины мира, проблематика, поэтика. «Метаморфозы» Овидия: особенности жанра, идея метаморфозы как конструктивный принцип поэтики. «Метаморфозы» Овидия: композиция, сюжетосложение, специфика художественной образности и проблематики. «Tristia» и «Послания с Понта» Овидия: жанровое своеобразие, проблематика и поэтика. 17. Творчество Сенеки. «Нравственные письма к Луцилию» Сенеки: своеобразие эпистолярного жанра, особенности этико-философские воззрения Сенеки. Драматургия Сенеки. Трагедии «Медея», «Эдип»: традиции и новаторство. 18. Общая характеристика римской сатиры. 18.1. Мениппея Сенеки «Отыквление». 18.2. Творчество Ювенала. 18.3. «Сатирикон» Петрония: проблематика и поэтика. Специфика сатирико-бытового приключенческого романа. 19. Творчество Марциала: жанровое своеобразие, проблематика, поэтика. 20. Роман Апулея «Метафорфозы, или Золотой осел». Жанровая природа и композиция романа Апулея. Особенности сюжетосложения, аллегорический смысл сюжета и функции «Сказки об Амуре и Психее» в романе.
8. Темы для реферата/презентации. 1. Гомеровский вопрос: основные теории и современное состояние. 2. «Илиада» Гомера: особенности сюжета и композиции. Особенности эпического повествования. Эпический идеал человека. 3. «Одиссея» Гомера: особенности сюжета и композиции. Эволюция типа героя и изображения внутреннего мира человека от «Илиады» к «Одиссее». 4. Поэмы Гесиода «Труды и Дни» и «Теогония». Особенности дидактического эпоса. 5. Греческая элегия (Тиртей, Феогнид и др.). 6. Лирика Архилоха. 7. Творчество Сапфо, Алкея, Анакреонта. Особенности греческой монодийной мелики. 8. Творчество Пиндара: особенности жанра, проблематики и поэтики. Особенности греческой хоровой мелики. 9. Древнегреческая драматургия: фольклорные истоки, основные жанры, их особенности. Устройство и общественное значение театра в Древней Греции. 10. Творчество Эсхила. Трилогия «Орестея»: проблематика и поэтика. Трагедия «Прометей прикованный»: типология героя, природа конфликта. Религиозные воззрения Эсхила. 11. Творчество Софокла. Трагедия «Антигона»: природа конфликта, типология героя. «Эдип-царь» Софокла как трагедия человеческого знания. Религиозные воззрения Софокла. 12. Творчество Еврипида. Трагедия «Медея»: специфика трагической картины мира, новаторство Еврипида. Трагедия Еврипида «Ипполит»: кризис нормативного героя, религиозный скептицизм Еврипида-трагика. 13. «Поэтика» Аристотеля. 14. Комедии Аристофана («Всадники», «Облака», «Лисистрата», «Лягушки»): жанровая природа, проблематика, типология героев. Основные черты древнеаттической комедии. 15. Творчество Менандра. Жанровое своеобразие новоаттической комедии в сравнении с древне- и среднеаттической. Комедии Менандра «Третейский суд» и «Брюзга»: структура действия, специфика конфликта, типология героев, проблематика, диалектика традиции и новаторства. 16. Идиллии Феокрита. 17. «Сравнительные жизнеописания» Плутарха: жанровые особенности, проблематика, стиль. 18. Творчество Лукиана: жанровые особенности, проблематика, стиль. 19. Общая характеристика греческого романа: особенности сюжета и композиции, тип героя. «Дафнис и Хлоя» Лонга как буколический роман. 20. Римская театральная культура. Комедии Плавта «Клад» и «Хвастливый воин». 21. Римское ораторское искусство. Цицерон. «Речи против Катилины», «В защиту поэта Архия». 22. Поэма Лукреция «О природе вещей»6 жанровые особенности, проблематика поэтика. 23. Лирика Катулла: жанрово-тематическое своеобразие, особенности поэтики. 24. Творчество Вергилия. «Буколики» и «Георгики». «Энеида» Вергилия: гомеровская традиция и национальное своеобразие жанра и проблематики поэмы. 25. Творчество Горация: жанровый состав, особенности проблематики и поэтики. 26. Творчество Овидия. Любовные элегии, «Метаморфозы», «Tristia» и «Послания с Понта»: жанровые особенности, проблематика и поэтика. 27. Творчество Сенеки. «Нравственные письма к Луцилию». Трагедии «Медея», «Эдип». 28. «Сатирикон» Петрония: жанровая специфика, проблематика и поэтика. 29. Творчество Марциала. 30. Общая характеристика римской сатиры. Мениппея Сенеки «Отыквление». Творчество Ювенала. 31. Античная басня. Эзоп. Федр. 32. Роман Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел»: жанровая природа, композиция, проблематика, стиль.
|