Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Философия Нового времени. Проблема первоначалаСтр 1 из 5Следующая ⇒
Античная философия Проблема первоначала Фалес- вода, Анаксимен – воздух, Анаксимандр – апейрон (беспредельное), Гераклит - огонь. Гераклит - «В одну и ту же реку нельзя войти дважды» Зенон – апории (доказательства Софисты – Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и не сущустующих, что они не существуют. Сократ – Познай себя сам Платон – основоположник идеализма (основное понятие философии - идея) Аристотель – впервые дал определение материи, основал логику и дал 4 определения метафизики. Парменид впервые дал определение что такое бытие У Демокрита бытие – атом У Платона бытие – идея Средневековая философия Основные принципы: теоцентризм- Бог в центре, провиденциализм, креационизм, Основные направления: патристика, схоластика. (представитель схоластики – Фома Аквинский) Философия итальянского Возрождения Антропоцентризм – человек в центре, Человек – сам творец своей судьбы. Гуманизм Представитель эпохи возрождения - Николай Кузанский. Философия Нового времени Научно-технический прогресс. (в философии теория познания) Ф. Бэкон – «знание – сила» - основоположник нового метода в теории познания – индукции. Френсис Бекон написал ряд важных философских произведений, наиболее значительными среди которых были: " Великое восстановление наук" (1623), состоящее из двух частей - " О достоинстве и увеличении наук" и " Новый Органон" - " О преуспевании наук" (1605), " Нравственные и политические очерки" (1797), " Новая Атлантида", " История жизни и смерти", " Мысли и наблюдения", " Двенадцать положений об истолковании природы". Ему принадлежит выражение: " Истина - дочь своего времени! " Достоверному познанию природы, по его мнению, мешают такие четыре факторы, которые он называет призраками: " призраки рода" - особенности биологической природы человека, его органов чувств и разума; " призраки пещеры" - особенности индивидуального воспитания и личного опыта; " призраки базара" - влияние общественного мнения; " призраки театра" - преклонение перед авторитетами Р. Декарт – «Я мыслю, следовательно, существую» (представитель рационализма – в основе познания разум) Б. Спиноза – учение о субстанции. У него субстанция – Бог – причина самого себя, ни в ком другом, кроме себя не нуждается. Пантеизм – Бог в природе Лейбниц – учение о монаде Т. Гоббс – представитель эмпиризма – в основе познания – опыт. «Война всех против всех» Гоббс доказывает, что по своей природе человек - недоброе и злое существо. Свое понимание человека он выразил в афоризме, который широко вошел в культуру: “Homo homini lupus est” (Человек человеку - волк.) Только благодаря общественно-государственному насилию человек может проживать в сообществе себе подобных, вести себя доброжелательно до сородичей. Вот почему государство, насилие в обществе во имя государства, Гоббс называет высшим благом для человека. А защиту государства, которое единственное обеспечивает человеку справедливость, он провозглашает наивысшей добродетелью. Только с возникновением государства, пишет философ, возникает мораль, культура, цивилизация. Без государства люди превращаются в хищников, в животных. Гоббс в тоже время считал справедливым насильственное изменение общественного строя, оправдывал революции.
Дж. Локк – представитель – сенсуализма – в основе познания - ощущения, восприятия.
|