![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблема сознания в философии. ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Сознание – идеальное психическое отражение явлений окружающего мира. Формы бессознательного – сон, гипноз, навыки В сознании выделяют следующие уровни: — чувственная ступень (ощущение, восприятие, представление); — мышление (понятие, суждение, умозаключение). Ощущение — воспроизведение в сознании отдельных свойств предметов. Восприятие — воспроизведение предмета в целом. Представление — воспроизведение предмета в его отсутствии. · бессознательное — биологические потребности, инстинкты; · подсознание — все то, что было или может быть осознано; · сверхсознание — неосознаваемая перестройка ранее накопленного опыта, которая направляется доминирующей потребностью. Язык сверхсознания — эмоции: красота, юмор, совесть. Сверхсознание лежит в основе творчества.
Понятия смотреть в философском словаре Детерминизм и индетерминизм Сверхиндустриальная цивилизация (у кого?) А. Тоффлер Солипсизм Солипси́ зм (от лат. solus — «единственный» и лат. ipse — «сам») — радикальная философская позиция, характеризующаяся признанием собственного индивидуального сознания в качестве единственно несомненной реальности и отрицанием объективной реальности окружающего мира. Иногда этот термин употребляется в этическом смысле как крайний эгоцентризм. Экстернализм ЭКСТЕРНАЛИЗМ (от лат. externus - внешний) - методологическое направление в истории и философии науки 30-х гг. 20 в., усматривающее источник развития научных идей непосредственно во внешних социальных (экономических и политических) факторах. Интернализм Интернализм (от лат. internus — внутренний) — методологическое направление в истории и философии науки, признающее движущей силой развития науки внутренние, интеллектуальные (философские, собственно научные) факторы. Возник в кон. 30-х годов 20 века как реакция на экстернализм .Методы научного позитивизма Позитивизм Одним из наиболее влиятельных направлений буржуазного философского мышления является позитивизм. Как самостоятельное течение позитивизм оформился в 30-е годы ХIХв. Основателем позитивизма считается Огюст Конт (1798-1857). Свои идеи он выразил в работе: «Курс позитивной философии». В центре внимания позитивистов неизменно находился вопрос ο взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том, что все подлинное, положительное («позитивное») знание в действительности может быть получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук или их «синтетического» объединения и что философия как особая наука, претендующая на содержательное исследование особой сферы реальности, не имеет права на существование. Позитивизм объявил единственным источником истинного знания конкретные, частные науки и выступил против философии как метафизики, но за философию как особую науку. Под метафизикой он понимал умозрительную философию бытия (онтологию, гносеологию). Позитивизм – философия позитивного знания, отвергающая теоретические спекуляции и умозрения как средства получения знания. Он утверждает, что только совокупность наук дает право говорить о мире в целом. Т. о., если философия научна, то она должна распрощаться с попыткой судить о мире в целом. Общенаучные методы познания Они нашли применение во всех или почти во всех науках. Их своеобразие и отличие от всеобщих (философских) методов в том, что они находят применение не на всех, а лишь на определенных этапах процесса познания. Например, индукция играет ведущую роль на эмпирическом, а дедукция – на теоретическом уровне познания, анализ преобладает на начальной стадии исследования, а синтез – на заключительной и т. д. Характеристика некоторых общенаучных методов исследования. На эмпирическом уровне находят применение следующие методы научного познания: наблюдение и эксперимент. Наблюдение – это преднамеренное и целенаправленное восприятие явлений и процессов без прямого вмешательства в их течение, подчиненное задачам научного исследования. Основные требования к научному наблюдению следующие: Наблюдение используется, как правило, там, где вмешательство в исследуемый процесс нежелательно либо невозможно. Эксперимент в отличие от наблюдения – это метод познания, при котором явления изучаются в контролируемых и управляемых условиях. Эксперимент, как правило, осуществляется на основе теории или гипотезы, определяющих постановку задачи и интерпретацию результатов. Методами обработки и систематизации знаний эмпирического уровня являются анализ и синтез. Анализ – процесс мысленного, а нередко и реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения). Процедурой, обратной анализу, является синтез. Синтез – это соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое. Значительная роль в обобщении результатов наблюдения и экспериментов принадлежит индукции, особому виду обобщения данных опыта. При индукции мысль исследователя движется от частного (частных факторов) к общему. Противоположностью индукции является дедукция, движение мысли от общего к частному. В отличие от индукции, с которой дедукция тесно связана, она в основном используется на теоретическом уровне познания. В процессе познания используется и такой прием, как аналогия – умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде иных отношений. С этим приемом связан метод моделирования, получивший особое распространение в современных условиях. Моделирование используется в тех случаях, когда сам объект либо труднодоступен, либо его прямое изучение экономически невыгодно и т. д. Существенное место в современной науке занимает системный метод исследования или (как часто говорят) системный подход. Системный подход – это способ теоретического представления и воспроизведения объектов как систем.
|