Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Искусство Древней Греции эпохи ранней классики (480-450-е гг. до н. э.)
Греко-персидские войны и их значение в формировании самосознания греков. Расцвет греческого полиса. Строгий стиль в греческом искусстве V в. до н. э. Соединение черт архаического искусства (строгость поз, декоративность в трактовке деталей и т. п.) со стремлением к более адекватной передаче объема и движения. Скульптура: так называемый Дельфийский возничий, Тираноубийцы Гармодий и Аристогитон (скульпторы Критий и Несиот), статуя Посейдона с мыса Артемисион, «Трон Людовизи» и другие. Мастера строгого стиля – Пифагор Регийский (так наз. Атлет из Адерно, «Европа, на быке», «Раненый Филоктет», «Кифаред»); Каламид («Афродита Сосандра», «Аполлон на омфале»). Фронтоны греческих храмов первой половины V в. до н. э.: Афины Афайи на о. Эгина, 500-490 гг. до н. э. (Мюнхен, Государственные Античные собрания); Зевса в Олимпии, 468-456 гг. до н. э., архитектор Либон (Олимпия, Археологический музей) - новый этап в композиционном решении фронтонов и метоп. Греческая вазопись первой четверти V в. до н. э. Мастер Брига: белофонный килик из Вульчи «Пляшущая менада» (Мюнхен, Гос. Античные собрания), килик «Последствия симпосия» (Вюрцбург, Музей Мартина фон Вагнера); Дурис: килик из Капуи «Эос с телом Мемнона» (Париж, Лувр). Краснофигурные вазы «свободного» или «прекрасного» стиля. Кратер «мастера Ниобид», 460-е гг. до н. э. (Париж, Лувр). Монументальная живопись. Художник Полигнот (470-450 гг. до н. э.) и его роль в создании классического стиля. Произведения Полигнота в Дельфах и Афинах. Работы живописцев Микона и Панена в Афинах. Литература по теме:
Тема 6 Искусство Древней Греции эпохи высокой классики (450-410/400 гг. до н. э.) Расцвет греческой демократии, культуры и искусства. Для эпохи классики (лат. classicus – образцовый) характерны идеальные образы, отражающие красоту и гармонию мира. Символ классического совершенства – гармонически развитый человек, в котором духовная красота соединена с телесной. Творчество Мирона. Обращение к проблеме передачи движения в скульптуре. «Дискобол», группа «Афина и Марсий». Скульптор Поликлет и его теоретический трактат «Канон» – правила пропорционального построения идеальной человеческой фигуры. Статуи атлетов («Дорифор», «Диадумен»), «Раненая амазонка», «Гера Аргосская». Архитектурный ансамбль Афинского ак рополя – образец синтеза архитектуры и изобразительного искусства. Руководящая роль Фидия в создании скульптурного убранства Парфенона (фронтонов, фризов и метоп). Произведения Фидия: хризоэлефантинные (из золота и слоновой кости) статуи Афины-девы («Афина П а рфенос») и Зевса Олимпийского, бронзовые статуи Афины-воительницы («Афина Пром а хос»), «Афины Лемнии» (дар жителей о-ва Лемнос), «Раненой амазонки». Скульпторы - последователи Фидия: Кресилай (портрет Перикла, «Раненая амазонка», «Диомед»); Пэоний («Ника» в Олимпии); Алкамен («Гермес Пропилей», «Афродита в Садах»), Каллимах («Пляшущая менада»). Живописцы: Аполлодор Афинский («скиаграф» или «тенеписец»), усовершенствовал живопись введением полутонов; Агафарх – разработка перспективы, создание театральных декораций. Литература по теме:
Тема 7 Искусство Древней Греции эпохи поздней классики (410/400 – 323 г. до н. э.) Пелопонесская война. Начало экономического и политического кризиса греческих государств. Падение гражданских идеалов. Рост индивидуализма. Идеалистическая философия Платона. Гедонистическое учение Аристиппа. Скульптурное оформление храмов последней четверти V в. до н. э.: Аполлона в Фигалии (архитектор Иктин) – фриз «Амазономахия»; Ники Бескрылой (А птерос) на Акрополе (архитектор Калликрат) – фриз «Битва греков с персами», рельефы баллюстрады; Эрехтейона (архитекторы Архилох и Филокл) – статуи кариатид. Развитие портретного жанра – скульптор Деметрий из Алопеки. Скульптура IV в. до н. э. Основные направления и мастера. Кефисодот Старший («Эйрена и Плутос»). Пракситель («Гермес с младенцем Дионисом» в Олимпии, «Отдыхающий сатир», «Афродита Книдская»). Леохар («Аполлон Бельведерский», «Ганимед с орлом»). Тимофей («Леда и лебедь», работы для храма Асклепия в Эпидавре). Скопас (скульптура храма Афины Алеи в Тегее, «Танцующая менада»). Лисипп («Апоксиомен» - юноша, очищающий тело скребком, статуи Эрота, Гермеса, Геракла, Зевса, портрет Александра Македонского). Бриаксис (статуи «Сераписа» для храма Сераписа в Александрии, Деметры для Книда). Скульптурное оформление усыпальницы царя Карии Мавсола в Галикарнассе: статуи Мавсола и Артемисии, рельефы со сценами «Амазономахии» работы Скопаса (восточный фасад), Леохара (западный), Тимофея (южный), Бриаксиса (северный). Живопись конца V - первой половины IV вв. до н. э.: техника (фреска, темпера, энкаустика); решение чисто живописных задач (применение полутонов, игра светотени); психологизм образов. Творчество художников Зевксиса («Семья кентавров», «Младенец Геракл, борющийся со змеями»), Паррасия («Прометей», «Раненый Филоктет»), Тиманфа («Спящий циклоп», «Жертвоприношение Ифигении»), Павсона (сатирические картины). Вазопись: так называемый «роскошный» стиль. Произведения Мидия: гидрия «Похищение Диоскурами дочерей Левкиппа», ок. 420-400 гг. до н. э. (Лондон, Британский музей). Разрыв между техническими и живописными возможностями керамистов (конфликт формы сосуда с иллюзорностью живописи). Живопись первой половины и середины IV в. до н. э. Основание сикионской живописной школы: традиции Поликлета в пропорциональном построении фигур; роль линейной перспективы. Живописцы Памфил («Семейный портрет», «Одиссей на плоту»); Павсий («Жертвоприношение быка», «Опьянение», «Цветочница Гликерия»). Фиванско-аттическая школа: драматичность сюжетов, патетичность образов. Аристид Старший (батальные композиции); Евфранор («Тезей, подводящий Демократию к Демосу (народу)». Никий («Персей и Андромеда», работа с Праксителем). Живопись последней трети IV в. до н. э. Соединение традиций сикионской (рисунок) и фиванской (свето-теневая моделировка) школ. Апеллес (портрет Александра Македонского, «Афродита анадиомена»), Филоксен («Битва Александра с Дарием»), Протоген, («Александр и Пан»), Аэтион («Свадьба Александра и Роксаны»), Антифил («Афина рядом с Филиппом и Александром», жанровые картины, карикатуры). Литература по теме:
Тема 8 Искусство Древней Греции эпохи эллинизма (336/323-30 гг. до н. э.) Характеристика понятия «эллинизм». Взаимовлияние греческой и восточной культур. Образование эллинистических держав, основание новых городов: Александрии в Египте; Пергама; Антиохии в Сирии; Селевкии на Тигре. Развитие науки и техники и их влияние на развитие искусства. Новые философские школы: эпикурйская и стоическая. Религиозный синкретизм. Разнообразие жанров и художественных направлений в искусстве эллинизма.
|