Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






в космических просторах






Итак, охватив всю Землю, заветные тропы и магические дороги (одна из которых, к слову, именуется «Лианой Духов») вливаются в шаманский хайвэй, который радужным лучом устремляется ввысь, в Открытый Космос, навстречу главной магистрали галактики Млечный Путь. Бубен трансформировался в звездный байк (почему бы и нет?). Он несет Космического Шамана на невообразимых скоростях к новым и новым приключениям. Нго железная корона с рогами уже превратилась в шлем, нет — в скафандр с причудливыми антеннами (не этих ли астронавтов увековечивали в наскальной живописи первобытные аборигены Австралии?). Космический Шаман, обогнув землю, покидает ее орбиту и исчезает в ослепительной вспышке света. В пространстве остается лишь медленно рассеивающийся луч... Великое шаманское путешествие только начинается!

Список литературы

1. Christian Ratsch, Claudia Muller-Ebeling. Shamanism and Tantra in the Himalayas. 2002.

2. Datura Rituals in the Vajramahabhairava-tantra. Curare. 1993

3. Dennis J. McKenna Ayahuasca: an ethnopharmacologic history. In: R. Metzner, (ed) Ayahuasca: Hallucinogens, Consciousness, and the Spirit of Nature. Thunder's Mouth Press, New York, 1999.

4. Diccionario Shipibo-Castellano. Peru. 1993.

5. El ojo verde: cosmovisiones amazonicas. Lima, Peru, 2000.

6. Encyclopedia of Psychoactive Plants. Park Street Press. 2005.

7. Gredna Landolt, Alexandre Surralles. Serpiente de agua. La vida indigena en la Amazonia. Peru. 2003.

8. Jodorowsky Alejandro. Psychomagic: the transformative power of Shamanic psychoteraphy. US. 2010.

9. Lilyan Benitez, Alicia Garces. Culturas Ecuatorianas, ayer у hoy. Quito, 1993

10. Luna L. E., Amaringo P. Ayahuasca Visions: The Religious Iconog raphy of a Peruvian Shaman. Berkeley, Calif., 1991.

11. Luna, L.E., Vegetalismo. Shamanism among the Mestizo Population of the Peruvian Amazon, Acta Universitatis Stockholmiensis, Stockholm Studies in Comparative Religion 27, Stockholm. 1986.

12. Peter Stafford. Psychedelics Encyclopedia. Berkeley. CA.. 2003

13. Samanism — Anniversary Issue 2005* Vol. 18, Nos 1& 2

14. Samten Gyaltsen Karmay. The Great Perfection rDzogs chen A Philosophical and Meditative Teaching of Tibetan Buddhism Boston. 2007.

15. Shamanism. Past and present. Edited by Mihah Hoppai and Ono von Sadovszky. Budapest. 1989

16. Shimiyukkamu diccionario. Ecuador 2008

17. The concept of shamanism uses and abuses ^Bibhotikv* Shamants tica, vol. 10)» Henri Paul branfort and Robert* Наліаъоп cvib m woi laboration with Paul Bahn Budapest Vkadmiai kiaik».. ЛЛМ

18. Азиатский бестиарий Обр*»ы аиютнш» ipuoau*** Ч Юго Западной и Цсмграгыюй Лімм ѵ По. 2UW

19. А/іьбсдшь М. Ф Инд> нш к По.. Л*Д0

20. Альбедиль М. Ф. В магическом круге мифов. Миф. История. Жизнь. СПб.. 2002.

21. Арсеньев В. Р. Звери = боги = люди. М., 1991.

22. Базаров Б. Д. Таинства и практика шаманизма, Улан-Удэ, 2008.

23. Басилов В. Н. Шаманство у народов Средней Азии и Казахстана.

24. Берзин Александр. Бон и тибетский буддизмю. Амстердам, Ни дерланды, 23 декабря 2001 г.

25. Берснев П. В. Курандерос — целители Южной Америки. СПб., 2006.

26. Берснев П. В. Лабиринты ума. СПб., 2008.

27. Бибихин В. В. Лес. СПб., 2011.

28. Богораз В. Г. Чукчи, ч. 1. — Л., 1934; ч. И. — Л., 1939.

29. Богораз В. Г. Древние переселения народов в северной Евразии и в Америке. Сборник музея антропологии и этнографии, т. VI, 1926.

30. Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. М., 1988.

31. Бонгард-Левин Г.М. Грантовский Э.А. От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история. М. 1983

32. Борхес Хорхе Луис. Сочинения в 3 томах, 1997

33. Бурыкин А. А. Шаманы: те, кому служат духи. СПб., 2007.

34. Валиханов Ч. Ч. Следы шаманства у киргизов. Тенкри (бог)// Собр. соч. Алма-Ата. 1961.

35. Ван Геннеп Арнольд. Обряды перехода. М., 1999.

36. Гарри И. Р. Дзогчен и Чань в буддийской традиции Тибета. Улан-Удэ, 2003.

37. Геппен А., ван Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. М., 1999.

38. Геродот. История в девяти книгах. Л., 1972.

39. Гессе Герман. Степной волк. Новосибирск., 1990.

40. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М., 2010.

41. Диксон Олард. Мистерии мухомора. Применение галлюциногенного гриба в Шаманской практике. М., 2005.

42. Друри Н. Шаманизм. Харьков, 2000.

43. Ершова Г. Г. Древние майя: уйти, чтобы вернуться. М., 2000.

44. Ершова Г. Г. Древняя Америка: полет во времени и пространстве. Мезоамерика. М., 2002.

45. Жеребина Т. В. Сибирский шаманизм: этнокультурный атлас. СПб., 2009.

46. Жеребина Т. В. Тайна сибирских шаманов. СПб., 2002.

47. Жеребина Т. В. Шаманизм и христианство (на материале религии народа саха ХѴ ІІ-ХХ вв.). СПб., 2011.

48. Зеленский В. В.. Аналитическая психология. Словарь. СПб, 1996.

49. Золотые письмена: тексты традиции Дзогчен / коммент. Дуд- жом Ринпоче, Дза Патрул Ринпоче. М., 2007.

50. Иванова Л. В. Индуизм. М., 2003.

51. Индуизм, Джайнизм, Сикхизм: Словарь / Под общ. ред. Альбедиль М. Ф. и Дубянского А. М. М., 1996.

52. Иорданский В. Хаос и гармония. М., 1982.

53. Карлос Кастанеда. Сказки о силе. К., «София», 2003.

54. Каруновская Л. Э. Представления алтайцев о вселенной. Представления о Вселенной (материалы по алтайскому шаманизму).

55. Кенин-Лопсан М. Б. Дыхание черного неба. Мифологическое наследие тувинского шаманства. М., 2008.

56. Кенчен Палдэн Шераб Ринпоче. Шесть бардо. Учение о мирных и гневных божествах. СПб., 2007.

57. Крашенинников С. П. Описание камчатского народа о Камчатке, откуда она звание получила, и о живущих на ней народах. М., 1949.

58. Кузнецов Б. И. Бон и маздеизм. СПб., 2001.

59. Кузнецов Б. И. Тибетика. Сборник статей. СПб., 2003.

60. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении М., 1937.

61. Лири Т., Метцнер Р., Олперт Р. Психоделический опыт Руководство на основе «Тибетской книги мертвых». К., 2003.

62. Лосский Н. О. Учение о перевоплощении. М., 1992.

63. Маламуд Шарль. Испечь мир: ритуал и мысль в древней Индии М., 2005.

64. Материалы для суждения о спиритизме. Изд. Д. Менде іеева. СПб., 1876.

65. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. 1976.

66. Мистика. Религия. Наука: Классики мирового религиоведения Антология. М., 1998.

67. Морис Мерло-Понти. Феномено/ни ия восприятия Перевод с французского под редакцией И С Вдовиной. С I Фо* <»> <.*. СПо, 1999.

68. Мудрецы Китая Ян Чжу Ісціы Члчаиціы игр с ьмі Clio 1994

69. На грани миров Шамами ш народов іиомрм t шл coOfstmi* К*.

С иЙского этнографическою чумгя \ іьоом • М. 'ООО.

70. Норбу Чогьял Намкай. Клементе Адриано. Всевышний Истом ник. Коренная тантра Дзогчен Кунджед Гьялпо.

71. Норбу Чогьял Намкхай. Друнг, дэу и бон. М., 1997.

72. Окладникова F.. А. В поисках истоков шаманистических пред ставлений аборигенов Сибири // Вселенная шамана. СПб., 1995.

73. Петрухин В. Я. Мифы финно-угров. М., 2005.

74. Пополь Вух. Пер. с киче Кинжалова Р. В. М., 1993.

75. Пути за пределы эго. Под ред. Роджера Уолша и Фрэнсис Boon. М., 2006.

76. Райн В. Ф. Баня в полночь: Исторический обзор магии и гада ний в России. М., 2006

77. Канизарес Р. Кубинская Сантерия. М., 2005.

78. Рейнольдс Д. Институт по изучению религии бон// Гаруда. 1992. Вып. 2.

79. Ригведа. Мандалы. М., 1999.

80. Ричард Дейвенпорт-Хайнс. В поисках забвения. Всемирная история наркотиков. 1500 — 2000. М., 2004.

81. Росс X., ЧерингГ. Дж. Дух растений. Шаманские практики. Техника исцеления души. СПб., 2010.

82. Сарианиди В. И. Задолго до Заратуштры (Археологические доказательства протозороастризма в Бактрии и Маргиане). М., 2010.

83. Светлов Р. В. Древняя языческая религиозность. СПб., 1993.

84. Серж Кахили Кинг. Городской шаман. К., 2001.

85. Стингл М. Государство инков. Слава и смерть сыновей солнца. М.: Прогресс, 1986.

86. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989.

87. Тайны Дзогчена: Тайные Учения из Раздела Устных Наставлений Великого Совершенства, Дзогчен Мен Нгак Дэ, Упадеша. Пе ревод с тиб., коммент. Ламы Сонам Дордже. Киев., 2005.

88. Тензин Вангьял. Исцеление формой, энергией и светом. Пять элементов в тибетском шаманизме, Тантре и Дзогчен. СПб., 2003.

89. Тензинг Вангьял. Чудеса естественного ума. 1997.

90. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М., 1976.

91. Торчинов Е. А. Буддизм: Карманный словарь / Прилож. П. В. Берснева. СПб., 2002.

92. Торчинов Е. А. Даосизм. «Дао-Дэ цзин». Перевод Е. А. Торчи нова. СПб., 1999.

93. Торчинов Е. А. Религии мира: Опыт запредельного. Исихотех ника и трансперсональные состояния. СПб., 1997.

94. Туччи Джузеппе. Религии Тибета. СПб., 2005.

95. Уртон Г. Мифы инков. М., 2005.

96. Фаулз Джон. Волхв. М., 2006.

97. Франкфорт Г., Франкфорт Г. А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. М., 1984.

98. Фрэзер Дж. Дж. Золотая вегвь: исследование магии и религии. М., 2003.

99. Харитонова В. И. Феникс из пепла? Сибирский шаманизм на рубеже тысячелетий. М., 2006.

100. Христофорова О. Б. Колдуны и жертвы: Антропология колдовства в современной России. М., 2010.

101. Художественная кулмура первобытного общества. Под ред. М. С. Когана. Хрестоматия., СПб., 1994.

102. Чжан Бо-дуань. Главы о прозрении истины (У чжэнь пянь). Пер. с кит. предисл. и коммент. Е. А. Торчинова. СПб., 1994.

103. Шаманизм народов Сибири. Этнографические материалы XVIII—XX вв. Хрестоматия. СПб., 2006

104. Шаманы: те, кому служат духи. СПб., Азбука-классика, Петербургское востоковедение, 2007.

105. Штернберг Л. Я. Первобытная религия. Л., 1936

106. Штернберг Л. Я. Первобытная религия в свете этнографии. *4., 1986.

107. Элиаде М. Йога: бессмертие и свобода. СПб., Лань, 1999

108. Элиаде М. История веры и религиозных идей: От Гаутамы Будды до триумфа христианства. М., 2009.

109. Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза. К., 2000.

110. Элиаде М. Азиатская алхимия. Сборник эссе. М., 1998.

111. Этнические стереотипы поведения. Л., 1985.

112. Южная Америка. Сост. Г. И. Царева. М.. 2004.

113. Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления. М. 19S8.

Беремен Павел Валерьевич

 

Священный Космос Шаманов

Архаическое сознание, мировоззрение шаманизма, традиционное врачевание и растения-учителя

Издание третье, стереотипное

Руководитель проекта Р. В. Светлов Ответственный редактор Д. А. Галат Редактор Н. А. Рыжкова Дизайн и верстка А. И. Соловьевой Художник Я. О. Прокопчук

Подписано в печать 25.04.2014.

Формат 60x90 716. Печать офсетная Усл.печ.л. 23, 5. Тираж 3000 экз. Заказ JV«133

Издательство «Академия Исследования Культуры» 191023, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, д. 15 Тел.: +7(981)699-6595; e-mail: post@arculture.ru https://arculture.ru

Отпечатано в типографии «Контраст»

192029 Санкт-Петербург, пр. Обуховской обороны, д. 38

 

 

1 От греч. archaikys — старинный, древний; античность — латинизированный эквивалент от лат. antiquitas — древность.

1 Фрагменты ранних греческих фніософо». М., 1984 С 77.

* Ьонгард-Левин Г. М., 1 ранюжкий 3. А. С> т Скифии до Индии 4р«г* ниеарии: мифы и история М ІѴ НЗ.

2 Апостол Павел так описывает свое восхождение: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12, 2-4).

1 Обычно под инициацией подразумевается посвящение детей взрослую жизнь племени, как прави ю связанное с причинением страда ния (испытание через страдание) посвящаемым В оолее узком с мы*. іс это перевод из одного устойчивого состояния и ста гм. а в другое Ирм эго* инициируемый как оы умирает в одном стагусе и иерсромиаекя» другом

1 Леви-Ьрюль Л. Первобытное мышление. С 62.

2 Иорданский В. Б. Хаос и гармония. М., 1982. С. 99.

1 Токарев С. А. Немиім* в мііорми народов ымр* С 7S

1 ТайлорЭ. Ь. 1 Іериооы і пая культур*. М. ІѴ 8Ѵ С 2IS.

* Фрагменты ранних гречески* фи нкофо». С 222. 223

* Дао — фундамені альиое ііонміие китайского ѵ чсми* іаоѵ мѵ ѵ * согласно этому учению, имеет дна аспекта *оеш*ынмыи«. «мсшрсчсм иый», ЯВЛЯЮЩИЙСЯ ОСНОВОЙ ІКСІО КОъМОСА. и «иденѵ сыый», гы> рлщ*й

2 Штернберг Л. Я. Первобытная религия. Л., 1936. С. 7.

1 Франкфорі 1Фрамьфорі 1 А. Ушком Д* Жѵ чхен I Н иреддиермм философии с. 26-

1 Франкфорт Г., Франкфорі Г.А., Уилсон Д*. Якоосем Т. В философии. С. 33.

1 Там же. С. 62.

* Гам же С 60.

2 ГІополь Вух / Пер. с киче Кинжалоиа Р. В. М., 1993. С. 10.

1 Элиаде М. История веры и религиозных идей: От Гаутамьі Будды до триумфа христианства. С. 38.

1 В Древней Индии жизнь представителя высшей касты делилась на четкие периоды (ашрамы):

2 Светлов Р.В. Древняя языческая религиозность. С. 84.

1В данном случае, речь идет о Просветленном, или Просвещенном Шамане, к каковым можно отнести йогинов-сиддхов, даосских мастеров и т.д. Просветленный Шаман — это метафора идеального шамана, ею высший ранг, наивысшая степень. Конечно, среди исторически существовавших, «этнических» шаманов таких выдающихся личностей не могло быть много. Но и отрицать их существование мы также не можем лишь на том основании, что архаические шаманы не выражали свои прозрения в терминах философии. О правомерности связи таких, казалось бы, разных явлений как шаманизм, даосизм и йога, говорит то обстоятельство, что все поздние разработанные учения Древнего Востока в своем истоке имеют шаманские корни. Известно, что даосизм выделился из тотальной архаической религиозности. Корни даосизма — в архаических культах долголетия, характерных для чжоусцев, экстатическом шаманизме Чу и культе небожителей царства Ци и Янь. (Чжан Бо-дуань. Главы о прозрении истины (У чжэнь пянь) / ГІер. с кит., предисл. и коммент. Е.А. Торчинова. СПб., 1994. С. 8). О связи тибетской йоги и шаманизма мы будем говорить отдельно в разделе «Религия Бон и шаманизм». Тем не менее, нужно всегда помнить, что несмотря на наличие базовых «шаманских паттернов» шаманские практики и представления очень неоднородны у разных народов в разные исторические эпохи. Так, если у одних этнических групп обряды и верования могли быть достаточно примитивными, то у других — довольно сложными и концептуально разработанными. Шаман никогда не был изолированной, оторванной от своего общества фигурой. Напротив, шаман во все времена был выразителем и хранителем достижений своего народа, живой «библиотекой» рода.

3 Такое трансцендентно-имманентное возвышение над всеми противо положнопями считалось в дзен-буддизме, а именно в школе «1 Іяти Рангов»

1 Камлание — шаманское общение с духами, совершение обрядовых действий во благо родоплеменной общины в состоянии экстатического транса. Само слово камлание происходит от тюркского «кам» (шаман).

‘Валиханов Ч. Ч. Следы шаманства у киргизов. Тенкри (бог) // Собр соч. Алма-Ата. 1961. С. 473.

3«И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды терновою куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но кусг не сіораеі Моисей сказал, пойду и посмотрю на сие великое явление, огчею куі і нг сгораеі. Господь увидел, что он идет смотреіь, и воззвал к нему 1> оі из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я!» (Кииіа Исход 3: 2-4).

'Здесь мы можем усмотреть аналогию с ветхозаветными левитами. Первоначально левиты были одним из двенадцати племен Израиля. Это племя, или колено, восходило к УІевию. Со временем левиты (точнее, одна ветвь левитов — Аарон и его потомки) стали потомственными священни ками (жрецами) — служителями скинии, а впоследствии — Храма. Только они имели право совершать жертвоприношения. Остальные левитские семьи были в услужении у священников-жрецов.

2 Слово «священник» означает то же что и «жрец», но имеет в русском языке более возвышенное звучание, поскольку «жрец» отождествляется со служителем «языческих культов». Существует и еще одно отличие. Основная функция жреца — приносить кровавые жертвы Богу или богам Однако согласно христианской традиции в принесении кровавых жертв Небесам нет никакого смысла. Иисус Христос принес себя в качестве доб ровольной жертвы на голгофском кресте за грехи всего мира. После кре стной смерти не нужна и неуместна никакая новая жертва. Поэтому хри стианский священник участвует в совершенно ином жертвоприношении, а именно в Евхаристии, или Св. Причастии.

рагменты ранних греческих философов. С. 240

жарев с:, А. Религия и иоории народов мира М., W’b. С. 131

3 Интересно в связи с этим вспомнить исгорию разделения на «чер ную» и «белую» магию. Невероятно, но такое разделение было принято на Западе, не говоря уже о России, лишь в XIX веке.

ю88 се

1 Каруновскан Л.Э. Представления алтайцем о аселенмо*. Иредегаалс

1 На ірани миров Шамдииш народов с иоирм > шОрамя* кЧжсмью этнографического музеи Л іьоом Ч. іооь. с л?

'Там же, С 91.

'Окладникова Е. А. В поисках истоков шаманистических нредстанле ний аборигенов Сибири // Вселенная шамана. СПб., 1995. С. 159.

3 Cecelia F. Klein, Elisa Mandell, Maya Stanfield-Mazzi, and Josephine Volpe Shamanitis: A Pre-Columbian Art Historical Disease, " in “The concept of shamanism: uses and abuses” (Bibliotheca Shamanistica, vol. 10), Henri Paul Franfort and Roberte Hamayon eds. in collaboration with Paul Balm. Budapest: Akadmiai Kiado., 2001. P. 214.

2Кенчен Палдэи Шераб Ринлоче Шссгь оардо. Учение о имрных и гневных божествах. СПб., 2007

2 Более подробно о воздействии шаманских психопрак іик на головной мозг можно узнать в моей книге «Лабиринты ума», см. главы «Персии принтирование и архаические техники экстаза», а также «Программою вание мозга».

'Худяков И. А Краткое оижди»*

1 Мысль об «изумлении» в этом контексте была подсказана мне I ара сом Журбой. За что ему отдельное спасибо.

1 Кант И. Критика чистого разума. М., 199У. С. 22.

2 Леви-Брюль Л. Мистический опыт и символы первобытных людей Мистика. Религия. Наука. Классики мироного религиоведения. М.. 1998 С. 335.

1 Кенин-Лоисан М.Б. Дыхание черного неба. Мифологическое наследие тувинского шаманства. М., 2008. С. 25.

'Элиаде М. Сакральное и профанное Перевод ымі и* гіаіьи нова В.В. Тайное или явное? Гнозис и эзотерика; проблема определе Мистико эзотерические движения ь теории и прак іике Cl 16, 2011

'Фраикфорі 1. Франкфорі I А, Уичип Дж Йиоосе» Г В ирсижфи* философии С. 28

’Смоковница (фиговое дергмл *н%мр на иі ►»*.*> tea L) U юцы инжира, фиги - «сухой наг** дли иутмиьа в ъшанч*, **с*

носги. Листва мсшиыожж/ішь в качестмг иОѵ рги*шаі оуішк am» ш стьлх содержи чи кумарин (исщссіии. ио*м.иа«ншх гс/іьиичтѣ ^

1 Цит. но: Мииделл А. Процессуальный ум: руководство по унанонне нию связи с умом бога. М., 2011. С. 27.

1 Игумен Илларион (Алфеси). Дуюімым ъшр ирсиилиОям'и Ікша1 «рина https://hllarlon ruu vuukv Кч> Ц> 4£ с ги5ы.ш. ши»

1 Согласно современной классификации в биологии ьыдсглкг: два *ад царства (superregnum) клеточных форм анши (Cefluiaru иро*ар«“: ы (организмы, не обладающие оформленным кпеточнь. ы «л; о* м • ■ к ори*, ты (этим ядром обладающие) К прокариотам откосятся два дарства (regnum). архебактерии и бактерии \я том часле и ітічібмщ)— тт а* незеленые водоросли). Нал царство «ѵ каряоі включая три ^fx-гв* лл вотные, грибы и растения Ьедукя споры, oittuurr» ш к форы** л природы неклегочные (Aceliularu вир*«.ы и р*кичм.'Актер**, множающиеся подобно вирусам іолько в ivrui ъ.мдлки В им ж* чае мы следуем скорее философской влассяфиыц»». ѣ лсжпшМ ист. и Аристотелем, который вьиеілл всею два царим of* ****** * р*.

гения и животные

2 Томпкинс П., Берд К. Тайная жизнь растений. М., 2006.

Ч іНИМ М 1ООіЬЦЧ Г*о «м& и» 1 UN «wWflk ЛШІІІІ > > МШИ, W

•I ІМ U«

1 В переводе на іиифемгшо* Дм pe+vfmm 1«Ы і • lUp» at

ікиьиимли MWiotue хкудо и

1 Гармалин был впервые экстрагирован в 1841 году и* сирийской ру ты. Химическая структура была открыта в 1919 году, а синтетически получена в 1927 году Ричардом Манске (Richard Maneke). В 1923 году Фишер, проанализировав и протестировав Яке (Аяуаску), назвал алкалоид іе/іеім тином. Другие исследователи — Barriga Vallalba и Albarraun, эксграгиро вав два алкалоида из отвара Аяуаски (Яне), назвали их пленном (yajeine) в яхеинине (yajeimne).

1 Тін а# С Т?

1 Южная Америка. Сост. Царева Г.И. М., 2004. С. 98.

1 Лосский В.Н. По образу и подобию. Перевод с французского ІѴ щико вой В.А. М., 1995. С. 9.

’Бхагавад гита (на санскрите буквально «Божественная — аа-

мягник древнеиндийской ннерагѵ ры

’Бхакіи (на санскрите о> к». «преданность», «оредаиаое особая личная преданность м чюОоьк к Ьогу. и^читмкуема*» некие.-рыл религиозных школах Индии

4 Люминофаиия (от «ат Ішішш «свег» * грг* «рЬали»» *аг*ш& ясный, сшпоч*. «рЬаиек». - *деигь «ышм. «идеть. -рЬлп

ero»is- - «явление. откровение-) «ысш»е шнлячечкош *.»rr% ф фант (явление Бон). иерофдмня \< «ыемис ц|нмимсш*г.мщгнмти

‘Элиаде Мирна. Азиатская алхимия. Сборник эссе. М., 1998. С. 375, 376.

'Тензин Вангьял. Исцеление формой, энергией и светом. Пять элемен тов в тибетском шаманизме, Тангре и Дзогчен. (Л 16., 2003. С. 150.

1 Росс X., Черинг Г. Дж. Дух растений. Шаманские практики Техника исцеления души. СПб.. 2010. С 80.

' l un* L t, Amanngi* P Л> *Ьиамд Ѵ ымм. Пм keMfroffcy

of * Peruvian Shaman Kcikrlrv Ѵ аЫ.І^І

1 Тай лор Э. Б. Первобытная культура. С. 333.

1 Юанал Амерака С ИI

1 Slotkin J. S. The Peyote Way//«Tomorrow» 4, N«3, 1956. Перевод А. Щетько: Первые американцы, 1998. № 3.

1 Богора» В.Г. Дрсьние пергселгмим иародои ь северной Ьвраіни и» Америке II Сборни* му> е* аигроно/іоіии и»гноір«фии. і. VI II, 1М26

' Гольды ~ мари* іушуиіши и ****». **•'«***«ли pcu Kmf

1 ЖерсоимА I Ь I а*ма ѵ иоврши оіішк С, И

1 Линденау Я. И. Описание народов Сибири (первая половина XVIII века). Цитируется по книге Оларда Диксона «Мистерии мухомора. При менение галлюциногенного гриба м Шаманской иракіике*. 200S. С 101.

1 Богораз В. Г. Магериальнам культура чукчей. М., Паука 19VI (, I W 140.

* Шаповалов А. В. Магический гриб мухомор (к вопросу о(* ииюльзо мании психотропных средств и шамаискои практике) «Слоирекам 4аим ка». AM, 2001.

 

1 Арийцы пришли в Индию ь середине II гычічеіетил черт* іѵ ртыг «е реьалы на северо-западе и всірети/імсь ідесъ с пестрим • ггнлпппиж от ношении племенной средой, в котором доминировали *пичеѵ тше грѵ шш дравидов и мундов. это были земли уг*.а*> щеМ ітроггшндшкком цикмли иции. (Альбеди/іь М. Ф. Индуизм СПб. 2000 С

• Яшты — 22 гимна, посвященных Ахура Мазде («Господь мудрости»), верховному божеству лороас іриіма.

3 Иванова УІ.В. Индуиім М., 2003. С. 46.

' Риг веда Маиааш IX X М С

'Елизаренкова Т. Я. О Соме в Ригведе // Ригведа Маидалы IX- > Подг. изд. Т. Я. Елизаренкова. М., Наука, 1999. С. 342.

Identity of the Indo-lranian Sacred Hallucinogen " Soma" and l egacy in Reli ion, Language, and Middle Eaeten FolkJore. David Stophlet Flattery and Marl Schwartz. University of California Prew». Berkeley, Los Angeles, London, I'M

1 В разделе о шаманах-джанкри мы в основном опираемся на книгу Claudia Muller-Ebeling, Christian Ratsch & Surendra Bahadur Sliahi. Shaman ism and Tantra in the Himalayas, (transl. by Annabel I, ее), Inner Traditions, Rochester VT, 2002. (выражаю признательность Аеону (https://newaeon.ru) за знакомство с этим текстом), а также сборник Shamanism Past and pre sent. Edited by MihaJy MoppaJ and Otto von Sadomky. Budapest. 1989, маіе риалы сайіа https://www.johanpourbaix.com/jhankri/index.htm. a іакже мои личные наблюдении во время пребывания в непальских деревушках близ горного массива Аннапурна.

' Stearns С. Taking the Result as the Path: Core Teachings of the Sakya 1 am dre Tradition. Wisdom Publications. 2006. P. 432.

*Thondup Rinpoche T. Hidden Teachings of Tibet. Wisdom Publications 1997. P. 152-153.

1 Vitsyiyaru I'Ke kutu Sutr«ot VtUvtttn* dmml IUIvmU BuiVjo. dcrn Library ЛЮ2 p IW.Hl

4 Tam

'Понов А.А. Нганасаны. Социальное устройство и верования. Л..1984 С. 95.

2 Рауль Канизарес. Кубинская Сантерия. М., 2005.

1 Берзин А. Бон и тибетский буддизм. Амстердам, Нидерланды Опубликовано на официальном сайте Александра Берзина; http.7/www.berzinarchives.com/web/ru/archives/study/comparison_buddhist_t raditions/tibetan_lraditions/bon_libetan_buddhism.html.

* Попов А. А. Шаманство у долган //Проблемы истории общественного

1 Слова коадм племени и» фм іом Mru I іиёсома «Амм.ишп^

mj jWV w«

* * *

Об исследовательских программах, экспедициях к шаманам и многом другом вы можете узнать на страницах нашего Клуба (www.curanderos.ru). Клуб«Курандерос» объединяет путешественников и исследователей традиционных культур, религиозных верований, мифов, ритуалов и обычаев народов мира.

 

 

Павел Валерьевич Берснев, автор многих известных книг (выделю среди них посвященные близким темам «Курандерос» и «Мозг - ловушка для души?», “Лабиринты ума"), является одним из самых сведущих специалистов по современному шаманизму.

В отличие от множества ученых, продолжающих кабинетные игры с «источниками», он исходил «шаманские тропы» в Перу, Эквадоре и Колумбии, Индии, Непале и Сибири. Те из читателей, кто впервые всерьез сталкивается с феноменом шаманизма, получат все необходимые вводные данные о нем: исторические свидетельства, основные религиоведческие понятия (фетишизм, анимизм, etc), объяснение деятельности в человеческом сознании «импринтов» и формирования когнитивных особенностей нашей личности. Но наиболее ценным, на мой взгляд, является личный опыт общения с шаманами, зафиксированный в дневниках (письменных и звуковых) Павла Берснева.

Светлов Р.В., профессор, доктор философских наук.

www.e-puzzle.ru

www.e-puzzle.ru


[1] Глазковская культура — это археологическая культура начальной по­ры бронзового века в Прибайкалье; названа так по первым находкам по гребений этой культуры в бывшем І лазковском предместье Иркутска.

J Окладникова Е. А. В поисках истоков шаманистических представле ний аборигенов Сибири // Вселенная шамана. СПб., 1995. С. 154.

[2] Фрагменты ранних греческих философов. С. 97.

[3] Элиаде М. Йога бессмертие и свобода. СПб. 'Іаиь, l*W4 С 371

[4] Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1937. С. VI.

; Зеленский В. В. Аналитическая психология. Словарь. СПб, 1996. С. 161. *

[5] Леви-Брюль Л. Первобытное мышление Художественная ьѵ іьгчра первобы і ного общее і ва Хресгоыагмм Иод ред Когана М.С СШ С 50

[6] Гам же.С. 64.

' Франкфорі Г., Франкфорі I А.. Уилсон Дж. Якоосем 1 В иреддвери* философии М., 1984 С. 32.

[7] Элиаде М. История веры и религиозных идей. М., 2009. СП.

[8] Кении Лоисан М.Б. Дыхание черного неба. Мифологическое наследие тувинского шаманства. М., 2008. С. 25.

[9] Джек Керуак. Бродяги дхармы. М., J 995.

[10] Пляска духов - мессианское движение иидгице» ѵ шада і ША. Ь «вс гагическом ганце уча*, і ники ригѵ а/u Пляски Дѵ \оя яиада*м я трянс и ио /іучалн особые видения.

[11] Окладникова Е. А. В поисках истоков шаманистических представле ний аборигенов Сибири. С. 154.

[12] Ершова Г. Г. Древняя Америка: полет во времени и пространстве Ме- зоамерика. М., 2002. С. 92.

: Яки — индейское племя, жившее на іерриі ори и современной Мекси­ки (40 гыс. человек), в конце XIX начале XX вв. несколько тысяч им дейцев племени переселились на юі Аризоны Ныне окаю 10 че юве* живут в районе городов Финикс и Ту^он В 1ЧЬ4 Конгресс выделил им < 2 га земли В 1978 эта ветвь племени (Pax.ua Tribel получила федеральное признание Главное ынміне чгыледелие Ікѵ куруэё. бооы» Сальны* ор­ганы самоуправлении, важную роль в иерархии плене им ихраал w»ape* шины. Вероисповедание представляет соооИ сочетание іаю< шцилма и традиционных ритуалов, в»ом чи*. иг кулмао/»еил P**»oia

[13] Jodorowsky Alejandro. Psychomagic: the transformative power of Shu manic psychoteraphy. US. 2010.

[14] Там же. С 76.

[15] Там же. С. 87.

ю40чі

аспект, «пестующий», вскармливающий все конкретные вещи. Второй ас пект именуется «Дэ» — Благая Сила, Благодать Дао. Отсюда происходиі название главного текста даосизма — «Дао-Дэ цзин» («Канон Нуги и Бла гой Силы»), который датируется приблизительно 300 — 250 гг. до н.э. Ан тором «Дао-Дэ цзин» считается мудрец Лао-цзы (об историчности этой фигуры научные дикуссии ведутся и по сей день).

' Мудрецы Китая. Ян Чжу. Лецзы. Чжуанцзы / Пер. с кит. СПб., І9У4 С 123.

'Элиаде М. Истории веры и релшиоіных идеи Оі Гапаыы Ьѵ дды к» триумфа христианства М. 2009 С 40.

[18] Там же. С. 39.

’Торчинов I. А. Даосизм «Ддо-Дэ цши. Прсдисг. пер. t км\ мент. К. А. Горчи нова СПб.. 19s> 9 С 24.

[20] Мудрецы Китая. Ян Чжу. Лецзы. Чжуанцзы. С 162, 163.

[21] О нагналях у на^ еще іюидсі речь ь t лаве о лухлх іюьроімгѵ ии мана.

1 Созина С. А. На горизонте Эльдорадо! Из истории открытия и завое­вания Колумбии. М., 1972. Цитируется но книге: Луис Дуке Гомес. Золото Колумбии: Ювелирное искусство. М., 1982. С. 6, 7.

[22] Фрезер Дж. Дж. Золотая ветвь. М., 1980. С. 20.

[23] Там же. С. 23.

[23] Франкфорт Г., Франкфорт Г А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. С. 32.

[24] Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. С. 60.

[25] Там же. С. 61.

[26] Светлов F.B. Древним яшческая религмо& иость. СПб.. С >

[26] На грани мирон Шаманизм народов Сибири (из юордии* РоссиИсьо го этнографического музея: Альбом). М.. 2006, C5U.

[27] Мелетинский Е.М. ІІозтика мифа. М., 1976. С. 171.

[28] Токарен С. Д., Мелеіинский F.M. Мифология Мифы народом ыир*. Энциклопедии. Г. 1. 1980. г Там же.

1 Маламуд Шарль. Испечь мир. ригуал и мысль в древней Индии М. 2005. С. 98.

[29] Гам же. С. 98.

[30] Светлов Р.В. Древняя языческая религиозность. С. 78, 79.

1 Мелегинский Е.М. Поэтика мифа. С 202

[32] Пополь Вух. С. 12.

[33] Чжан Ьодуань Главы о прозрении мнимы (У 1ЖШ іишь) I llcp. с кит., нредисл. и комменг fc. А. Іорчиноиа. Clio, 1*Ж. С. 74.

: Там же. С. 39.

[35] «Истинная реальность “хаотична” (хунь-дунь), но не в смысле своей неупорядоченности а в смысле полного единства, простоты и целостно сти. Это мир, где все присутствует во всем, где “это” заключено в “том”, а “то” — в “этом”. В этом мире субъект и объект не унижены и не раст воре ны друг в друге, хотя и всякое противостояние их полностью исчезло, мир, не знающий противоположности “я” и “другою"». (Торчинон \ д Даосизм. «Дао-Дэ цзин». С. J13.)

[36] Там же. С. 36.

[37] Первый период — стадия ученичества, брахмачарина (брахмача- рья — жизнь ученика) наступал, когда ребенок проходил инициацию и становился учеником. Он изучал священные тексты Вед в доме учителя, поддерживал огонь и заботился об учителе.

[38] Второй период — стадия грихастха (семейная жизнь) наступал, ко­гда закончив период ученичества, человек женился. На этой стадии че ловек должен был овладеть искусством люови (Кама Сутра), родить де тей, обустроить дом, исполнить свой гражданский долг.

ладает своим собственным ритмом и стилем. Это понятие, в основном, используется в Восточных христианских церквях для описания монахов отшельников, которые живут обособленно, а не в монасгыре, или общине ' Киновиты — монахи-общинники, название происходит от греческого слова xoivos bios, что означает " совместная жизнь".

'Это состояние было ннлено в кино гениальным режиссером Сгепш убриком в образе Космическою Ыориона. возникшею в резѵ іьите Ве­ткой Трансформации («2001 год. Космическая Одиссея*).

[40] Дао-Дэ цзин. Пер. Е. А. Торчинова / Торчинов Е.А. Даосизм. «Дао-Дэ цзин». С. 24.

здун (или в японском варианте — Сото-дзеи), наивысшмм Прозрением, і Просветлением.

[42] В Хаосе, Логосе и Живительной космической Энергии \aoca ѵ іадым я гри аспекта и проявления (ипостаси) Ьоіа - Ощл, Сына и Сь. Ц> ѵ і

Подробнее об этом выдающемся ученом см Иевѵ ненкоьа t. В.. Реше А. М. Сергей Михайлович Широкогоров.ііноірафическое ооозр* N»3. 2003. С. 100 119.

[44] Мирча Элиаде, Ион Кулиано. Словарь религий, обрядов и верований

М.; СПб., 1997. С. 318.

'Женина I Ь I иоирѵ ьии шаыаммт nt*. ѵ *

’ Сравни іельныи словарь тумгуѵ о 1 lv II

[46] Отметим, что слово шрамана переводится с древнеарийского как «слушающий», тогда как санскритское слово ігапіапа образовано от пи гольного корня sram, шрам — «прилагать усилия», «стараться». Следоы тельно, framana значит «прилагающий усилия*. Шрамана — это страна вующий аскет, подвижник и искатель духовной истины в Древней Индии (Индуизм, Джайнизм, Сикхизм. Словарь / Иод общ. ред. АльОгди/іі. М Ф и Лубянского А.М., М., 1996. С. 465). А самана — это обозначение гого а* аскета, только на языке пали. Кроме того, на древнеиранском яіыке мани

[47] Харитонова В. И. Феникс из пепла? Сибирский шаманизм на рубеже тысячелетий. М., 2006. С 96.

[48] Там же. С. Ѵ б

[49] Жеребина Т В. Тайна сибирских шаманов. СПб., 2002. С. 23.

[50] Ершова Г. Г. Древние майя: уйти, чтобы вернуться. М., 2000. С. 370.

[51] Ершова Г. Г. Древняя Америка: полет во времени и пространстве Me зоамерика. М., 2002. С. 100.

[52] о Вселенной (материалы по алтайскому шаманизму). С. ІЬ2.

[53] Миф об Этане, пастыре, «кто поднялся на небо, кто все страны устро ил, был царем и 1560 лет правил» — миф о первом шумерском царе, обна ружен в одном из ранних исторических клинописных текстов, іак назы ваемом «-царском списке», датируемом второй половиной 111 тыс. до и. тринадцатым правителем I й династии города-іосударсіва Киш (ь север ной части южного Двуречья). Текст написан на древнем шумерском нш ке, распространенном между реками Тиір и Ьвфраі

[54] Жеребина Т.В. Сибирский шаманизм: этнокультурный атлас С 12.

іеребинаТ.В Сибирѵ кии шаманиѵ ы ином іыѵ рмыі «і/іаі. С 12 лова, образованные оі «Aztev* молыишсь • руічьом «эмвс черс* *t- й, в котором Id чиіаек* как /щ Мг*д>»ем к '.ооікктьм* «. цы и классическою науаіім и дрпмк «мыы> ь M4.j і/ілі чи-хк* как і». Последнее чгсине прими ю» Іаіимчк^» Чмерміс

[55] Териантропия (от греч. ©qpiov — «дикое животное» и Аѵ Ѳ ритос; — «человек») — гипотетическая трансформация человека в животное.

•’Топоров В.Н. Животные // Мифы народов мира. Энциклопедия. Т.І М.. 1980.

la грани миров Шаманит мародо* Сиоирм > ни собрдма* ЬЧхоокко

ографическою муіся Альйом). С. 82

•^ІОЗѵ а

[58] Ttpr Ч. Системный ііидищ * созмоммю Пут «а лі ііші

ред. Роджера Уи/іш* и Фр.нок Воим М МОь. С *2

[59] Лири Г., Метцнер Р.. О/шерт Р. Психоделический опыг Рѵ ховодѵ іао на основе «Тибетской мни и мер»вы\* К, 20U.V

[60] Жеребина Т.В. Шаманизм и христианство (на материале релиши на рода саха ХѴ ІІ-ХХ вв.). СПб., 2011. С. 122.

[60] Жеребина Т.В. Сибирский шаманизм: этнокультурный атлас (11

народов Сибири. Этнографические материалы ХѴ Ш-ХХ вв. Хрестоматия СПб., 2006.

[62] Жеребина Т. В. Шаманизм и христианство. С. 115.

[63] Коротковолновые альфа-ритмы также возникают во время фаз «бы строго», парадоксального с на, или БДГ-сна. ЬДГ — быстрые движения глаз. На английском звучит как RHM - Rapid Eyes Movement ЬДІ мв/іиеі ся характерным признаком «быстрого» сна, наряду с такими признаками, как эрекция полового члена, активация вегетативных функций и т.д

‘ Кардек Л Книг» Духи» Кхн* До*».

[65] Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления М., 19УК

[66] Редуцирующий клапан мозга - термин из книги Олдоса Хакан -Двери восприятия. Рай и ад»: «Для тою, чтобы сделать биологически* выживание возможным, поток Всею Разума должен быть направлен череі редуцирующий клапан мозга и нервной системы. То, что выходи і і друю го конца, - жалкий ручеек того сознания, которое гюможеі нам исиім в живых на поверхности данной планеты».

[67] Джеймс Н МноіооО^чкшс р**мімишкмм оммг* VI.

В-» I}? CM

[68] Фрагменты ранних греческих философов. С. 14Н

[69] На грани миров. Шаманизм народов Сибири (из собрания Российско­го этнографического мрея: Альбом) М., 2006. С. 93.

[70] Леви Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930. С 42.

[71] История и культура нивхов: ист. этногр. очерки/ Отв. ред. В.А. Тѵ ра- ев. СПб., 2008. С. 112.

deters, L G. 1981. An Experimental Study of Nepalese Shamanism I'hc Journal of Transpersonal Psychology, 13, 1, 1—26. P. 20

Heidegger М. On Time and Being. New York. 1972. P. 72.

[74] Налимов В. В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смы­слов и смысловая архитектоника личности. М., 1989. С. 16.

ганизма к солнечной радиации). Согласно Ьиблии именно из листьев см и ковницы (фиги) Адам и Кна сшили себе первую одежду, после юго, как осознали себя нагими после грехопадения. «И открылись глаза у них обо их, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали опоясания» (Книга Ьыгис 3: 7).

[76] Леви-Ьрюль Л. Первобытное мышление

[77] На грани миро* Шамамм «м мармаь»* с *о«ря иа ГО лнографичл кою му чг* \ іьоом > М ѵ VI, СІЗ*

[78] На грамм миром Шаыаим ш илроом* і иоири *>..иорчмим п#гѵ г- гошмярмфичсниш* ыу«г«I ІО

Hit*

[79] «Подлинный поэт, говорит Платон устами Сократа, должен быть од­новременно трагическим и комическим, вся человеческая жизнь должна рассматриваться одновременно как трагедия и комедия» (Йохан Хёйзинга. Homo Ыепь. Человек играющий» СПб., 2011. С. 206).

[80] Лосский И.О. Учение о перевоплощении. М., ІѴ 92

[81] Сильвестров Д.М. Предисловие к книге: Хей^ини Й Помп» Ыеп> Человек играющий. СПб., 2011. С. Н, У.

[82] Ьаси/іоь В. И Шамаич т»о \ мдриаіч» с ргшмг* Un я С Ж

: й древней и дюк и и «самЬиои имфок^н» «сосіимс шшимммн». сшкобнме насылать на 1*14*4 оѵ мвм

‘ Дамеішии А, И Kwuiobobu. имкік іжшп мм ѵ «м жп да можно іюговориіъ в С АМ Педро Ц*ды4*а*«МЖ *f Scpmpc V|c*.«aa Пространство ьо/щовыва /C«*t О Ь VI 2UHXC +*

[83] Кислород в атмічфгрс іеылл иачаі «uauiBBiiw* в мніып(вся гельности первичны\ фоюсмитсшртвмцмк» I ш м» w I

млрд вег назад «тмоьфера ѵ *с ѵ \»дгрк*и і% іж млігм»

но из восстанови tс I кмоіі ома превращала^» в омкі«і(М4> і» • луштг? но 400 или лет и*мд прмоор< м *о»рс«иваш» иктів • «•«•»

сфг|«г кйсворода в «начиіс«»иом огпгми определи. lifiri чу 9т*мнѣ ческой іви/ія> ции

[85] Густав Теодор Фехнер (1801—1887, Лейпциг) немецкий физик, тихо лог, философ-идеал ист, иисате/іь-сатирик.

'Только растения сінхобны сохмдль орашачеѵ ык «одсѵ т** *» кмм и воздуха, инк» іыѵ м «неріию емн Н и[чнделс *.ѵ ж*т/иищи. «.ш >.* синтеза, в листьях и стеблях ранении. чр««н іюри^аил. **»і»r- кислого газа и воды обраауюка пииѵ мра..ны* t ш*іщ і tart*

крахмал и другие более по*ны< оргамичпык ѵ ослн*< пи«W і».^ м.** % них инцестах шеріми ооямма ѵ вомм

ту. В ироцеиг фоіікнміем раыенм«uiu нтш» * «»*. кл /іовал часов солнечной «жри и Кріш іиик рчънгшь» musuax • сферу 47 триллионов ьуомчсѵ ьмх чгіроа ч«*.* о*ѵ

[87] Березкин Ю.Е. Киртимукха, Сисиутль и другие симмеірично-рачнер нутые изображения индо-тихоокеанского региона // Азиатский бестиа рий: Образы животных в традициях Южной. Юго Западной и Цен іра/іь ной Азии. СПб., 2009. С. 8.

[88] Часки воспитывались с детства как выносливые бегуны. Они пер давали сообщения, а также доставляли к императорскому столу разы деликатесы. Часки могли передвигаться по всей империи благодаря се отличных дорог, соединявших все уголки страны. Увы, система отлич организованных дорог сыграла в последствии злую шутку. Именно блаі даря ей испанские конные конкистадоры с легкостью завоевали всю г перию Инков. Часки пробегали тысячи миль по дорогам и подвесн мостам. У каждого часки была путуту (pututu) — труба из раковины, кі (quipu) — веревки с узелками, кодировавшими информацию, а также р» зак-кипи (qipi), который часки носили на спине. Благодаря системе св образных почтовых перевалочных пунктов (релейная система тамбос), общения передавались в кратчайшие строки. Тамбос строились на фик рованном расстоянии друг от друга. Иногда это была всего лишь ііалагі едой и водой. Часки бежал от одного тамбос к другому, где его иоджи другой часки, который как на эстафете принимал сообщения и бандер и бежал дальше, к следующему пункту тамбос. Благодаря такой сии сообщение могло быть доставлено из Куско в Кито всего лл одну неделі

1 Ричард Дейвенпорт-Хайнс. В поисках забвения. Всемирная ист наркотиков. J 500-2000. М. 2004. С. 22.

' Ричард Дейьенпорг Хайнс. В поисках дебьеним Всемирная исюрим наркотиков. 1500—2000. С. 23-24.

[91] Жеребина Т В. Шаманизм и хрисіиансіно. С. 122.

[92] Один молодой человек на севере у подножия Уакас дель Соль и J Луна рассказывал мне, что жертва перед смертью произносит имя свое убийцы-колдуна (на испанском hechicero — чародей). Однажды, ни с то ни с сего, дедушка этого молодого человека стал хиреть и чахнуть пряі на глазах, а в какой-то момент вдруг воскликнул: «Я вижу, как смерть нр ближается». Родные старика тщетно пытались его разубедить. Но гот \ стаивал на своем. Он говорил: «Вот смерть уже вошла во двор. Вот она у в нескольких шагах». Затем он только усие/і сказать: «Смерть меня схваі ла!» — и тут же рухнул, сообщив в последний момент имя. Перуанцы; л месіности (река Моче) верят, что жеріва не ошибается и перед смерт сообщает настоящее имя злодея.

; Ионов В. М. Обзор литературы по верованиям якутов Пегрогр 1915. С. 366-367.

' Лрурм Н Шам «ми ім L- ітѵ ДМ). с 'а

[95] Элиаде Мирна Шаманиім архаические техники гкстша. k. 2UUU. С 66, 67

‘Тензин Вашья/і Исцеление формой, «нсрімеи it саегом. Пять ыемем то»»тибетском ціамаииімс. І диіре и Дмичем. СДИ

[97] Что-то подобное мне довело*, ь «сгрсчагь и» «мдомею* лик лора у индейце» Кичу* Они ржгсьжшвм». ««то есть —*—— ьорммс. ьо тиры* сиобщыокм ѵ диорыми дугами. 4 < ѵ н міи Ка* гпгржджи» mm***

цы, ІЛЫ< шамамы. как правило, оошдек* с д*\ам«дерем «щним

[99] Мифы о пятнах на луне существовали у многих народом Как пиша М.Ф. Альбедиль: «У многих народов мира есть особые мифы, которые объясняют появление пятен на луне, связывая их или с каким нибудь жи вогным, или с особым «лунным человеком», например с лунной женщи ной сплетницей у нивхов. В темных пятнах, заметил на луне, китайцы, индийцы и некоторые другие народы видели то зайца, то жабу, ю че/іовс ка» (Альбедиль М.Ф. В магическом круге мифов Миф. Ичорин Жиніь

[99] В прошлом у Конибо бытовали следующие представления о загроб­ном мире: «По преданиям конибо они после смерти переселяются на небо, где происходит постоянная война. Покойника завертывают в тари (нон чо), в правую руку вкладывают ему лук и стрелы; лицо раскрашивают красной и черной красками и прикладывают к нему сосуд для питья, еде ланный из тыквы. После этого труп обвязывают шкурой. Женщины в -л их случаях пляшут и поют жалобные песни, а на закате солнца мертвеца кла дут в большой глиняный сосуд, который зарывают в землю. (К)жнан Аме рика. С. 99.)

[100] Южная Америка. С. 372, 373.

[101] Luna. I. Е. VegeUiuino апжнщ tiwr Чгѵ Пди Рѵ ѵ иЬиъм Ы Ikш

Peruvian Amazon. \vU 1'іиѵ еіъЛаІм МдаАЬіЯлі Sllfellr* Jl

Comparative Religion 27. St«xklw4m 14**1 l*> 1*1

[102]Dicctoiuiio ЧКіріЬо <. a»IcIUik> Prtu 23*1

1 Замш М. Шамамаш «^им^кік і«л»«да т* С М&

[104] Из книги Г. Г. Кришной «Древняя Америка: полет но времени и про странстве. Мезоамерика». М., 2002. С, 289.

[105] Источник l)Mp: //www tialurii org/rn/lukain hiitory адр

1 одинакий ах. < *. (устар. и прост.) — одинаковый

[107] Крашенинников С II Описание камчатскою народа о Камчаікс, оі куда она звание получила, и о живущих на ней народах М, ІЧ4Ч

[108]К арийцам относятся гак же скифы, у когоры* бмім uetuffmam сшт сгва в мировоззрении с фи н но ѵ іо(ѵ іиыи иігмсмами Урм.** и дало повод для обсуждении темы «скифскоеи нииммш»» t Ьиигвгх» Ісмш ГМ. Грантовскии Э.А. От Скифми м> Индии Лргамиг лртя мшфы • рия. М., 1983). Выдині а іж ь хлмх «е^чни о ікифьалл шум -сил«рем»» шаман»има», возвод* к скифскѵ чі «юи р*и кимоим реп«т'тмм см> *р ^ЧУЮВ (КурОЧКИН г н С м ^ОирМИ. тлтлвт^ •

скую эпоху Материалы между и^х> а««.чі иі«4с|м-иі4*и' t llK,»***. С Л»

‘Сімскрмі (бѵ кк. -oO|NMЧИ АМН МИ касіінмиі «и wUWfWrWi. • W ■» іиі^чгурныи ІШК Древнем Ииомя «рипмун фи** аръл.

ет собой т*в (UIMMTUWM всдммькші *> вы. to яіь кяы* кА **> «•

ѵ ИрИГ. МЯНММуГТу» В У»КОМ vMtKM t ИГ ШЛ ИПІІГ1ИГП K^Mk «§ Ml'

риым (вимчакмции мяМскаА)

[109] Бойс М. Зороастрийцы Верования и обычаи. М.. 1988. С. 15 ; Маламуд Шарль Испечь мир: ритуа/і и мысль в древней Индии М 2005. С 107.

‘ Петрухим В Я Мифы финно угров М., 2005. С 205.

[110] Авеста — религиозный памятник ирано ариев, богодухновеннам кии га, фундаментальное собрание священных текстов зороасіриша, ирано персидской религии, существующей до настоящего времени и виде секты «парсов».

'Сарианиди В.И. Задолго до Заратуштры (Археологические докам теяьства лротизороастризма в Ьактрии и Маргиане). М., 2010.

'Эфедра — полукустарник из ссмейсіва хвойииковых Она растеі на крайнем северо западе Индии, в Афіаиисіане. Ираме Различные виды эфедры распросгранены ма обширной терри юрии, включай Ирам. Цен іральную Азию, Юго-Восточную Европу Русские облай мыс нивами» эфедры: «сіепнаи малина», «бирючьи ніоды*, «яюдмый івоймик*. «кал мыцкий ладам* и др

[112] Эта версия обсуждается в рабоіе: Наоша and Harmalinc I lie Botann

[113] Рустам Хусанов, см.: https://www.e-wmarkand narou ru/gai mala.him

1 Кирати, иди Кираг I также произносится как Кирамт к КарантиѴ — гималайская народность, распространенная преимущественно в восточ ной части горного Непала Группы Кпраги живут галжг в Сакляме н Бу­тане. Язык Кирати рай относится к группе гиоеюоармамікв» изыков. Исповедуют индуизм и буддизм, соіраняѵ ия и древине роиоп ісмснмые кулыы.

'Claudia Mullet ІЬеІшц. Ihmlun Katsth 5t Suieruira Baharifcr Shahi. Shamanism and Tantra in the Himalaya*. (Irani! by Annabel Lcr Inner Гг«& tionv Rochester N'T, 2002

[115] Наги — шееііодіФмые дуто» воомѵ И ѵ імлмм • полжмяиго дмрітка, где ііо индийским ире «амины они ірммаі к шит аеімегмы* човрцвміііі Кроме того, наш іючиіаіика как цыииігіи <.крксго< о і> ѵ *мм< ѵ шллтл

[116] Таманти, тхаманги — одна из нескольких этнических групп, іірожи нающнх в Центральном и Восточном Непале

[117] Shamanism Past ami present. Bdited by Mihaly HoppaJ and Otto von Sa dovszky. Budapest, 1989. Р.20Э; The ruling* of the nighi an ethnography ol Nepalese shaman oral texts. Gregory G. Maifcarinn. P. J.

[118] Samarium - Anniversary Issue 2005 Vol. 18, No» I& 2 Pate ol (he 1’au Three Tibetan Shaman*’Stories Sarah C. Sifers C. 109

[119] К слову, медное зеркало было одним из важных атрибуюв шамана у ряда народов Сибири. Например, у эвенков зеркала тол и прикрепленные к спинке кафіана защищали шамана от злых духов Также бронзовый диск тили изображал шаманское зеркало. Гадание на зеркалах моли бы пи рл простраиено у эвенков, бурят, якутов. С помощью зеркал шаманы імоіп рели прошлое и будущее

[120] Источник: hllp: //www.tibetanmriJitme ctiu or^/mdcx php/n urtido/llu and Iha ceremony

соэнаним аборигеном С ибири 1\., \Ч*\ С 2*0.

' Ьерзим А Ьон и окчгкьии оѵ ддаш Амстердам. Нидерланды. Опубликован о на официальном «.аИіе Aiefeaiup» Ьсрзмиа. https://WWW t»eiYman.h»vrv, v> iiL v»c6< i^ aJwhivoMiklv\.cHUpartM)H-.b»ukihiilJ

HaUkuu/tttKlan и adittoiW bon_ libeUn.butkihuro Ьіші BuJittt

[122] Берзин А. Бон и тибетский буддизм. Амстердам, Нидерланды Опубликовано на официальном сайте Александра Берзина: https://www.berzinarchives.com/web/ru/archives/study/comparison_buddhist_t

raditions/tibetan_traditions/bon_tibetan_buddhism.hlml.

[123] J ензинг Вангьял. Чудеса естественного ума. СІ16., 2000. С. 47.

* Ьерзин А. Бон и тибетский буддизм.

[125] Исследованиями ираноарийских корней бона занимался российский ученый Кузнецов Б.И. Наиболее известны дне книіи — «Бои и маздаизм» и «Тибетика».

[126] ЭЛИДДС МирЧА AiMJlvkJK «ШМИД I Оорми* ясс* С -46

1 Кузнецом Ь И 1 моеіпъл. і оормм* *. шеи СІІ*. JUU3 С 25*

1 Гам же 1 2 W

[129] РгИии/«м< > Дж учешмг I IW2.* I- С fe

ю

[130] Туччи Дж. Религии Тибета. СПб., 2005. С. 301.

[131] Чогья/і Намкх4й Нор6> Дрѵ hi. л»ѵ ш Оон VI.

[132] Валиханов Ч. Ч. Собрание сочинений в пяти томах. А/іма Ата, 1961 1972. С. 1J6.

[133] Вместе с тем, как пишет Д. Менделеев в работе о спиритизме («Мате­риалы для суждений о спиритизме», СПб., 1876. С. 354): «Г-н Достоевский кладет на спиритизм отпечаток чертовщины; но оттенок сомнения и у не­го остается. Это было в феврале. Читайте теперь мартовский номер его «Дневника», появившийся к апрелю, где также говорится о спиритизме. Здесь вы не видите и тени сомнения; в первых строках написано: “Наш возникающий спиритизм, по-моему, грозит в будущем чрезвычайно опас ным и скверным обособлением".

И здесь ясно, что труды комиссии оказали свое влияние на мнение ли­тератора о спиритизме, хотя г-н Достоевский, как и многие другие, не очень сочувствует трудам комиссии, видит их недостатки и старается их выставить. За это ему можно бы сказать спасибо, если бы у него было по меньше “обособлений”».

[134] Басило» В. Н Шамажіяо > иаріск* і рсаиг* Ѵ мя • kiuutw* Vi. 1992. С. 235.

'алкАшкар Уиарі укииан Чмр гкмм*.,» • Н»М& С Ш

[136] Ьасилоь Н Н Шамдисг*) у ндродо» Сргдмсй Аим «Кхил.тАн^.

С 232.

[138] Бибихин В.В. Лес. СПб., Наука, 2011. С. 17.

' Рейнольдс Д. Институт по изучению религии бон// Гаруда. 1992 Вып. 2. С 39.

[140] Фрейд і Будущее одиоН мд ікмив і умеряв (кнѵ т VI іѵ мі ivR

[141] Справедливости ради отметим, что далеко не всегда нау'ка игнорирует и не признает духовные аспекты бытия. Многие выдающиеся ученые счи­тали необходимым учитывать не одну только материальную составляю­щую жизни. Так, Д. И. Менделеев писал: «Все явления в окружающем нас мире можно отнести к одной из следующих трех категорий: явления соот­ношений материи, энергии или силы — и духа. Сколько ни пытались под­вести явления последней категории к явлениям хорошо известных нам соотношений материи и силы, это не удавалось; а потому мы должны вы­делить особо явления духовные. Все позитивные науки, в области которых я вращался в течение всей своей сознательной жизни, убеждают меня — твердо и непоколебимо — в том, что ни материя, ни силы не пропадают; они вечны, хотя и подвержены постоянным изменениям. Основываясь на простой аналогии, мы необходимо должны признать, что и явления духа так же вечны». (Беленький М.Д. Менделеев. М., 2010. С. 144) В своих вос­поминаниях о Менделееве И.Д. Кузнецов писал, что тот часто повторял ему фразу: «О, если бы кому-нибудь удалось, хотя отчасти, выяснить связь и соотношение между явлениями материи и духа! Тогда бы мы всё поняли и всё познали!» (Там же. С. 145).

[142] Лоіскии Н О Учение о 41. і*Н£

[143] Киплинг Р. Закон Джунглей. Перенод В. Топорова.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.086 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал