Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Журналистика России 3 страница






В текстах «Окон» широко использовались фольклорные жанровые формы – песни, частушки, пословицы, а также многострочные шапки-призывы и лозунги. Эти приемы характерны для всей массовой большевистской печати периода гражданской войны, их использование было вызвано низким уровнем грамотности огромной части населения. К числу типичных методов работы редакций относится также проведение массовых кампаний по самым разнообразным поводам: партийная неделя, неделя обороны, неделя крестьянина и т.д. В рамках кампаний выпускались специальные однодневные газеты – «Коммунистический субботник» – апрель 1920 г., «Первомайской субботник» – май 1920 г., «Международный юношеский день» – сентябрь 1920 г., «Неделя ребенка» – ноябрь 1920 г. и др. К числу действенных форм агитационно-пропагандистской деятельности большевиков относятся и такие типы изданий, как многотиражки агитпоездов и агитпароходов, красноармейские газеты-передвижки, стенные газеты и т.д. В качестве агитационного средства использовались граммофонные пластинки, на которых были записаны речи В.И. Ленина и других большевистских лидеров, а также различные воззвания, обращения, призывы. В 1919–1921 гг. было выпущено около 40 агитационных грамзаписей.

Газеты «Правда», «Беднота», «Известия» и другие центральные издания, печатные органы местных большевистских организаций, армейских политотделов, подпольные издания, агитационная непериодическая литература – все было направлено на борьбу за власть Советов. Эффективность большевистской пропаганды оказалась достаточно высокой. В докладе деникинского офицера, процитированном «Правдой», говорилось о том, что дело агитации и пропаганды советскими органами «налажено блестяще»: «Из агитации большевики создали такое же могучее оружие, как артиллерия, авиация и танки» 6.

Качество большевистской агитации и пропаганды во многом определялось и тем, что в рядах защитников революции оказались многие талантливые литераторы и журналисты. Выступления В.И. Ленина и его соратников, которые были в большинстве своем опытными партийными публицистами, дополнялись очерками, репортажами, корреспонденциями профессиональных мастеров пера.

Активно публикуется в газетах первых лет революции А. Серафимович, который работал вначале в «Известиях», а потом становится военным корреспондентом «Правды» и одновременно соредактором «толстого» журнала «Творчество». Д. Фурманов печатался как в местных газетах, так и в армейских («Красное знамя», «Красный воин»), редактировал газету чапаевской дивизии «Красный бюллетень». Массовый читатель узнал Д. Фурманова по его военной публицистике в «Известиях». Популярнейшим поэтом периода гражданской войны был Д. Бедный, который почти ежедневно публиковал стихи, басни, частушки, фельетоны. Огромную работу по выпуску «Окон РОСТА» проделал В. Маяковский, сочетая в своих стихах одновременно патетику и лирику, политическую заостренность образов и яркую форму.

Особая страница в истории отечественной публицистики периода гражданской войны – творчество Л. Рейснер. Как участник похода Волжско-Каспийской военной флотилии, она была очевидцем многих боев. На страницах «Известий» на протяжении нескольких лет публиковались очерки Л. Рейснер под рубрикой «Письма с Восточного фронта». Они перепечатывались и другими изданиями – «Красной газетой», газетой «Красный балтийский флот», а в 1924 г. вышли отдельной книгой «Фронт». По оценке современников, это был самый сильный публицистический цикл о войне, написанный рукой большого мастера. В очерках «Казань», «Маркин», «Свияжск», «Лето 1919 года» и других Л. Рейснер смогла нарисовать тончайшие психологические портреты бойцов революции – и рядовых матросов, и командиров, создать цельную и яркую картину военного времени.

Структура прессы белогвардейского направления в некоторых аспектах была аналогичной партийно-советской, зачастую совпадали и методы журналистской деятельности двух противоборствующих сторон. Идеи белого движения активно пропагандировались официальными правительственными изданиями, такими как «Вольная Кубань», «Ставропольские губернские ведомости», «Донской вестник», «Вестник Верховного управления Северной области», «Свободная Россия», «Вестник Верховного круга» и мн. др. В белой армии выходила разнообразная военная печать – армейская, дивизионная, гарнизонная. В числе самых крупных изданий этого типа были газеты «Вестник Донской Армии», «Голос Сибирской Армии». Выпускалась периодика для войск противника, велась пропаганда среди населения прифронтовых территорий. Активно использовались листовки, брошюры, плакаты, создавались агитпоезда, устанавливались новые радиостанции и пр.

Так же, как и на территории Советской России, информационное обслуживание прессы осуществлялось в основном централизованно. В частности, деятельность Осведомительного агентства (Освага), созданного в Добровольческой армии, практически охватывала весь Юг России. В Сибири при правительстве А.В. Колчака был организован специальный отдел печати, который не только снабжал информацией гражданские и военные газеты, но и контролировал деятельность печати.

В отличие от Советской России белогвардейцы допускали разные формы собственности в издательском деле, в том числе, частную. Политический спектр партийной прессы был очень широк – от черносотенцев и монархистов до демократов и социалистов. На территории «белой России» частично были возобновлены те дооктябрьские издания, которые были закрыты большевиками в 1917–1918 гг. Выходили многочисленные «независимые», «надпартийные» издания, бульварная периодика. В то же время здесь присутствовала практически такая же жесткая политическая цензура, как и у большевиков. Так, например, первым же приказом военного губернатора на Ставрополье все большевистские издания запрещались, прекращался выпуск близких к эсерам «Трудового слова», «Трудового крестьянина». Таким образом, был восстановлен дофевральский статус печати.

Белогвардейской пропагандой активно использовались фальсификации (контрафакции) – издание листовок, воззваний, газет от имени советских органов. Об одном из таких случаев говорилось в телеграмме Реввоенсовета XI Армии в конце 1918 г. До сведения всех частей и подразделений доводилось, что «деникинским кадетским лагерем издается провокационная газета «Красный солдат», причем заголовок и подзаголовок газеты является точнейшей копией газеты «Красный солдат» издательства Революционного Совета XI Армии». Отличить фальсифицированную газету, указывается в телеграмме, легко: «Обычное кадетское черносотенное направление... проглядывает в каждой строчке подлеца-газеты. В газете помещается также военная сводка с описанием только кадетских побед». Фабриковались не только красноармейские газеты, но и «Правда», «Беднота», «Известия».

С печатью белогвардейцев сотрудничало много высокопрофессиональных журналистов, имевших богатый опыт работы в дооктябрьской прессе. Например, газету «Юг России» редактировал популярный фельетонист А. Аверченко, редактором-издателем газеты «Приневский край» был писатель А. Куприн, основу редакции газеты «Юг» составили ведущие сотрудники закрытого большевиками «Русского слова». В различных «белых» изданиях сотрудничали М. Булгаков, В. Вересаев, 3. Гиппиус, В. Короленко, С. Маршак, П. Милюков, Н. Устрялов и мн. др.

После поражения белого движения, окончания гражданской войны и иностранной интервенции белогвардейская печать прекратила свое существование, хотя некоторые издания были возобновлены за пределами России и стали частью эмигрантской прессы.

В силу конкретных исторических и политических обстоятельств, которые привели к установлению в середине 1918 г. в Советской России однопартийной политической системы, в течение 20-х годов была полностью ликвидирована пресса политических направлений и общественных организаций, не связанных с коммунистической партией. Основным, самым многочисленным отрядом журналистики стала партийно-советская пресса, а газеты и журналы не только вновь сформированных общественных организаций – комсомола, пионерии, но и профсоюзные, научно-технические, производственные издания были в значительной мере идеологизированы.

Таким образом, впервые в мировой истории печать стала частью партийно-государственной системы, мощным идеологическим институтом, обслуживающим интересы одной партии. Произошло коренное изменение ее роли и места в обществе, основных функций, а также таких типоформирующих факторов, как издатель, целевое назначение, аудиторная направленность.

Дальнейшее развитие отечественной журналистики пошло особым путем, который значительно отличался от общемирового. В то же время, как подчеркнул американский социолог Р. Момбойс, насилие, безжалостность, непомерная «кровавая цена» – неизбежный продукт любой революции: «Революция ищет триумфа любой ценой, независимо от последствий. Победа революции требует абсолютного, безжалостного подчинения ума и тела, уничтожения всех препятствий, всех групп, всех индивидуумов, которые стоят на ее пути» 7. И в этом смысле судьба России, отечественной прессы не является исключением.

Отечественная журналистика 20–30-х гг. После окончания гражданской войны в стране сложилась тяжелая социально-экономическая ситуация. Разруха, разорение, нищета требовали скорейшего восстановления экономики, промышленности, сельского хозяйства. Политика «военного коммунизма» как форма командно-административной системы управления привела страну на грань катастрофы. Продразверстки, попытки почти полного огосударствления крестьянских хозяйств настраивали огромные массы людей против большевиков. Недовольство проявлялось и среди рабочих, жизненный уровень которых снизился примерно в 3 раза. Дело дошло до забастовок в городах и мятежей в деревне. Кронштадтский мятеж показал, что зерна конфликта проникли в армию. Пролетарских революций в развитых странах Запада, на которые очень рассчитывали большевики, не произошло. Глубокие перемены требовались во всех сферах общественной жизни, внутренней и внешней политики.

Начало новой экономической политике (нэпу) положил X съезд партии, проходивший в марте 1921 г. Пропаганда нового курса, разъяснение его основных задач были поставлены в качестве приоритетных направлений деятельности журналистики. Но пресса оказалась не готовой для выполнения новой роли. Слабая материально-техническая база, низкий профессиональный уровень были типичным явлением, особенно для местных изданий, которые фактически служили «привеском к разным учреждениям». Публикации часто носили декларативный характер, страницы газет и журналов были заполнены многочисленными официальными документами, пропагандистскими статьями, написанными сухим «канцелярским» языком, а также «пустейшим говорением», «политической трескотней». Вот как пишет о вступление в партию работниц одна из газет: «Женщина – двигатель, обновляющий поколение, дающий лучший детский цветник в суровость жизни, рождающая строителей жизни и поборников труда, должна стать свободной. Привет вам, женщины, вступившие на путь открытой борьбы за равноправную бесклассовую жизнь, за безмолвие полей, взрастающих свободные семена».

Одним из путей решения проблемы профессиональной подготовки кадров стало открытие осенью 1921 г. Государственного института журналистики. Следующим важным шагом являлось утверждение в январе 1922 г. государственной сети газет на территории РСФСР. Создание госсети означало унификацию местной прессы по единому плану, обеспечение полного партийного контроля над развитием ее структуры. Государственная сеть включала 232 газеты, которые по типам распределялись следующим образом: 158 губернских (в том числе 20 крестьянских и 11 комсомольских) и 74 уездных. На национальных языках должна была выходить 51 газета. Периодические издания, не включенные в сеть, подлежали закрытию, и только в исключительных случаях и при условии самоокупаемости разрешалось их существование. Как правило, для губернии предусматривалось три издания: массовая производственно-политическая газета, партийный орган и официальные «Известия» губисполкома. Области и центры, особенно важные в хозяйственном и политическом отношении, могли иметь две ежедневные газеты – одну для руководителей партийно-советских организаций и одну массовую.

Как подчеркивал журнал «Журналист», в результате создания госсети «должен выработаться новый тип газеты, интересной, содержательной, способной окупить самою себя» 8. Однако осуществить намеченные меры почти не удалось. После введения платности газет 15 декабря 1921 г. в стране интенсивно начал развиваться кризис печати, который был определен как тягчайший. В резолюции XI съезда РКП(б) отмечены наиболее характерные черты кризиса: «а) резкое сокращение количества газет и уменьшение тиража оставшихся вследствие отсутствия денежных средств, недостатка и дороговизны бумаги, чрезмерности типографских расходов; б) слабая связь с массами, недостаточно полное отражение текущих нужд и запросов трудящихся, слабое освещение вопросов местного строительства; в) недостаточная выдержанность газет в партийно-политическом отношении; г) полная неналаженность аппарата распространения, в особенности среди рабочих и крестьянских масс».

Перевод прессы на хозрасчет и самоокупаемость для многих изданий оказался губительным. Если в январе 1922 г. в РСФСР выходило свыше 800 местных газет, то уже в августе их осталось только 299. Общий тираж периодики к августу сократился более чем в два раза. В результате кризиса не только уезды, но и многие губернии и области остались без своих изданий. Количество национальных газет за первые месяцы 1922 г. уменьшилось со 108 до 28. Например, в Дагестане уже весной полностью прекратился выпуск периодических изданий на местных языках, на всю республику осталась одна газета «Красный Дагестан», выходившая на русском языке в Махачкале. Даже ведущие в крае партийно-советские издания – ростовские газеты «Советский Юг» и «Трудовой Дон», переведенные на хозрасчет, резко уменьшили составы редакций и сократили тиражи с 10–15 тыс. до 3–4 тыс. экземпляров.

В числе причин ухудшения состояния партийно-советской печати была и появившаяся благодаря оживлению частного предпринимательства конкуренция со стороны негосударственных издательских структур. В течение первого года нэпа в Москве возникло 220 частных издательств, в Петрограде – 99. Во многих крупных городах страны начали свою деятельность новые или возобновили работу старые, имеющие еще дореволюционную историю, частные издательские предприятия. Как указывал журнал «Журналист», нэпманская стихия устремилась в прессу «через спортивный журнальчик, через хулиганский юмористический листок, через понедельничную «литературку» 9.

В качестве одного из основных направлений борьбы с кризисом стало активное усиление руководства печатью со стороны партии, достижение постоянного и всестороннего влияния на деятельность всех редакций. В частности, редакторы газет были включены в соответствующие партийные комитеты, в губкомах и обкомах организованы подотделы, а затем отделы печати, которые осуществляли контроль, инструктирование и общее руководство периодическими изданиями. Впервые было выдвинуто требование обязательной подписки членов партии на партийные газеты, а впоследствии этот принцип был распространен и на беспартийных – «не менее одной газеты на 10 крестьянских дворов», «ни одного рабочего и красноармейца, не читающего газеты».

Активные меры, и в первую очередь материально-финансовая поддержка изданий, привели к тому, что уже через год было отмечено существенное улучшение качества периодической печати – «сухая протокольная хроника уступила место живой популярной заметке, очерку, обзору и бытовому фельетону». Значительно выросли количественные показатели: весной 1923 г. в стране выходило около 530 газет с разовым тиражом около 2 млн. экз. Большое внимание стало уделяться дифференциации и типизации, т.е. выработке каждым изданием своего «лица», соответствующего его назначению и аудиторной группе.

В резолюции XII съезда партии был сформулирован принцип дифференциации печати: «Для каждого основного слоя читателя необходимо создать особый тип газеты. Имея целую систему газет, партия должна более или менее точно распределить между ними сферу деятельности так, чтобы каждая газета ориентировалась по преимуществу на определенный слой массы читателей». Социальный признак в эти годы при формировании типов газет был ведущим. В постановлении оргбюро ЦК РКП(б) от 1 декабря 1924 г. «О типе рабочих и крестьянских газет» указывалось, что «основными типами газет являются рабочая, обслуживающая рабочего читателя, и крестьянская – для обслуживания крестьянства». В этот период издавались всесоюзные газеты «Беднота», «Батрак», «Крестьянская газета» – для крестьян, «Труд», «Рабочая газета» – для рабочего читателя. Так как внутри крестьянства существовали значительные социальные различия, «Беднота» была переориентирована на передовые слои этого класса – активистов и коммунистов, «Батрак» – на деревенский пролетариат, а «Крестьянская газета» стала массовой. Соответственно «Труд» был предназначен для передовой, а «Рабочая газета» для широкой массы читателей. Губернские и уездные газеты были по преимуществу рабочими или крестьянскими.

По представлению ЦК РКСМв 1922 г. в 13 крупнейших центрах страны начали издаваться комсомольско-молодежные издания. А после создания в 1925 г. «Комсомольской правды» печать комсомола приобретает четкие признаки системы, элементы которой развиваются в полном соответствии с установками и указаниями партии. В эти же годы были заполнены многие типологические «ниши», в частности увидела свет центральная массовая газета Красной Армии «Красная звезда» (1924), начала издаваться центральная советская газета для детей «Пионерская правда» (1925). В начале 20-х годов возникло и такое новое явление в отечественной журналистике, как фабрично-заводская печать, которая впоследствии стала называться многотиражной.

Национальная пресса начинает развиваться преимущественно на национальных языках, в связи с чем достаточно остро встал вопрос о письменности и, в частности, о графической основе алфавитов. При создании письменности у многих народов Северного Кавказа, в Средней Азии первоначально была взята за основу арабская графика. Но в скором времени этой проблеме был придан политический характер, арабское письмо стало рассматриваться как «средство религиозного воздействия мусульманского духовенства на массы трудящихся», и было рекомендовано начать переход преимущественно на латинский алфавит. Так, первая советская молодежная газета в Туркменистане «Яш коммунист» («Молодой коммунист») вышла в 1925 г. на основе арабской графики, а с ноября 1927 г. начала переход на латиницу. Одна полоса каждого номера «Яш коммуниста» стала печататься латинским шрифтом, появилась специальная рубрика «Новый алфавит». С середины октября 1929 г. газета полностью перешла на новую графику. Часть национальных газет начала выходить в двуязычном варианте с дублированием основных материалов на русском языке, как, например, газета «Сердало» («Свет») в Ингушетии.

Журнальная периодика в 20-х гг. переживает своеобразный бум. Если в 1921 г. в стране выходило 856 журналов и изданий журнального типа, то в 1925 г. их количество удвоилось, а разовый тираж достиг почти 150 млн. экземпляров. Новыми журналами представлены самые разные типы: теоретические – «Пролетарская революция», «Большевик», «Под знаменем марксизма», литературно-художественные и общественно-политические «толстые» – «Молодая гвардия», «Октябрь», «Звезда», «Новый мир», «тонкие» для семейного чтения – «Огонек», женские – «Крестьянка», детские – «Мурзилка», сатирические – «Крокодил» и мн. др.

В 20-е гг. в развитии отечественного радио начинается новый этап – этап массового вещания. Быстрыми темпами шло строительство новых радиостанций, форсировались научные разработки в радиотехнической области, руководство страны принимало все меры для быстрейшего развития и удешевления продукции советской радиопромышленности. Партийные организации активно занимались распространением радиоприемников в массах. С конца 1920 г. начали устанавливаться громкоговорители в рабочих и красноармейских клубах, домах крестьянина, избах-читальнях. В 1923 г. по Московскому радио была передана первая лекция, начали проводиться радиоконцерты, а с 1925 г. введена регулярная передача боя часов со Спасской башни в Кремле. Осенью 1926 г. вышел в эфир первый номер радиогазеты, которая стала основной формой общественно-политического вещания в 20-х годах. Идет активная дифференциация передач по аудиторному признаку: появляются «Крестьянская радиогазета», «Рабочая радиогазета», затем радиогазеты для комсомольцев, пионеров, красноармейцев и т.д. Как правило, готовились они журналистами из соответствующих печатных изданий.

До июля 1925 г. функции центрального информационного агентства Советского государства по-прежнему выполняет РОСТА, структура которого постоянно расширяется и усовершенствуется. Его отделения действуют в республиках и губерниях, корреспондентские пункты охватывают все крупнейшие города страны, столицы ведущих стран мира. 10 июля 1925 г. Президиум ЦИК и СНК СССР утвердил положение о Телеграфном агентстве Советского Союза (ТАСС), на которое было возложено «распространение по всему Союзу ССР и за границей политических, экономических, торговых и всяких других, имеющих общий интерес, сведений». После этого РОСТА стало агентством Российской Федерации, а в 1935 г. было ликвидировано с передачей его функций ТАСС.

В связи с осуществлением новой экономической политики В.И. Ленин в своих работах неоднократно подчеркивает ведущую роль печати в производственной пропаганде, называя газету «орудием просвещения масс и обучения их жить и строить свое хозяйство». Темы экономики, производства, хозяйственной инициативы постепенно все шире освещаются на страницах центральной и местной прессы. Пропаганда успехов в восстановлении хозяйства страны – преодоление топливного и транспортного кризисов, борьба с голодом, осуществление плана электрификации страны (ГОЭЛРО), развитие торговли, воссоздание внутреннего рынка, введение хозрасчета и пр. – сочеталась с резкой критикой нерадивых руководителей и исполнителей. В газетах были введены отделы действенности (в «Правде» он назывался «Сила рабочей печати»), которые рассказывали читателям о конкретных мерах, принятых по критическим выступлениям редакций.

В числе кампаний, проводимых партийно-советской печатью в начале 20-х гг., следует отметить подготовку и организацию СССР, создание которого было провозглашено 30 декабря 1922 г. В связи с этим событием шло освещение вопросов концептуального характера – формирование национальной государственности, национальная политика, союзный договор, а также подробно рассказывалось о жизни национальных республик.

В 20-х гг. шире, чем когда-либо за всю историю КПСС, использовался принцип гласности в партийной жизни. Одним из главных каналов этой гласности был журнал «Известия ЦК», издававшийся в 1919–1929 гг. Наряду с отчетами ЦК и всех его отделов, планами работы Политбюро и Оргбюро, здесь публиковались практически все принимаемые ЦК постановления, решения, инструкции. Печатались поименные списки исключенных из партии членов с указанием причины, рассказывалось и о восстановлении в ее рядах – таких случаев тогда было немало.

В 1920 г., рассмотрев вопрос о внутрипартийном положении, Политбюро выступило инициатором организации на страницах партийной печати «Дискуссионных листков», где должны были помещаться статьи как сторонников большинства, так и оппозиции. ЦК высказал пожелание создать такие же «Дискуссионные листки» в местной советской печати при «Известиях» губкомов.

В связи с декларируемой свободой мнений (хотя и в рамках определенного большевиками русла) вновь возник вопрос о свободе печати. На данном этапе идейная борьба шла уже не между большевиками и представителями оппозиции, демократической общественности, а среди соратников по партии. Острая полемика о свободе печати в социалистическом государстве развернулась в связи с «Докладной запиской» в ЦК РКП(б) и статьей «Больные вопросы», написанными рабочим-коммунистом с одного из самых крупных заводов Урала, партийцем с большим дореволюционным стажем Г.И. Мясниковым в 1921 г. Одним из важнейших пунктов его «Докладной записки» было требование свободы слова и печати, создания условий, при которых свобода мнений внутри партии не подавлялась бы «самым гнусным образом». «Кто хочет сейчас, чтоб наша партия стала в глазах пролетариата не комищейкой, а комячейкой, кто хочет, чтоб при этих тяжких условиях, в которых находится наша страна, измученный народ шел за нами, кто хочет, чтоб мощь и влияние наше в пролетарских массах и крестьянстве усилилось, тот должен сказать, что кроме свободы слова и печати нет возможности достичь этого» 10. В переписке с В.И. Лениным Г.И. Мясников предлагает одну из самых больших государственных ежедневных газет сделать дискуссионной для всех оттенков общественной жизни: «Советская власть будет содержать хулителей своих за свой счет, как делали римские императоры».

В.И. Ленин в письме Г.И. Мясникову резко критикует выдвинутые идеи и в первую очередь предложение «свободы печати от монархистов до анархистов включительно». Он рассматривает лозунг «свободы печати» как классовое, историческое понятие, а требование свободы печати в социалистическом государстве называет помощью врагу – всемирной буржуазии. Хотя тезисы, изложенные Г.И. Мясниковым, были признаны Оргбюро ЦК несовместимыми с интересами партии, все материалы дискуссии («Докладная записка», статья «Больные вопросы», письма В.И. Ленина, ответы Г.И. Мясникова и др.) были опубликованы сначала в Перми, а затем и в Москве в виде брошюры под шапкой «Дискуссионный материал».

Острые и длительные внутрипартийные дискуссии проводились на страницах прессы по самым актуальным проблемам развития страны. Новая экономическая политика, ее необходимость, задачи и пути осуществления, роль и положение партии, ее взаимодействие с другими общественными организациями, ленинский кооперативный план переустройства деревни, возможность построения социализма в одной стране, мирное сосуществование СССР с государствами иного общественного строя и многие другие темы стали предметом открытого обсуждения в прессе. Одна дискуссия сменялась другой. Так, например, острая полемика, развернувшаяся в октябре-декабре 1923 г., затрагивала ключевые вопросы хозяйственной политики РКП(б), развития демократии, внутрипартийной жизни. По выражению Г.Е. Зиновьева, «партия была взбудоражена, как улей». «Правда» предоставляла свои страницы представителям самых разных точек зрения, а 6 декабря одновременно были опубликованы статьи Л.Д. Троцкого и И.В. Сталина, в которых подтвердились итоги дискуссии и был достигнут некоторый компромисс. Но уже 11 декабря на страницах центрального органа появилась очередная статья Л.Д. Троцкого «Новый курс», а затем и брошюра под тем же названием, где была затронута проблема разных поколений в партии и критиковался бюрократизм партийного аппарата. По поводу способов ведения полемики Л.Д. Троцкий высказался достаточно резко: «Надо признать, что во время партийной дискуссии – устной и письменной – пущено в оборот огромное количество «фактов» и сведений, которые не имеют ничего общего с действительностью, а представляют собой – мягко говоря – продукт мимолетных вдохновений» 11.

В ответ 15 декабря на страницах той же «Правды» печатается антитроцкистская статья И.В. Сталина «О дискуссии, о Рафаиле, о статьях Преображенского и Сапронова и о письме Троцкого», в которой подчеркивались всевозможные достоинства партийного аппарата. Через две недели последовала публикация новых выступлений Л.Д. Троцкого, затем «Ответ редакции ЦО т. Троцкому». В итоге Л.Д. Троцкий и его сторонники оказались в меньшинстве, их платформа была осуждена. В резолюции XIII партийной конференции (январь 1924 г.) было подчеркнуто, что «свобода обсуждения внутри партии ни в коем случае не означает свободы подрыва партийной дисциплины», прозвучал призыв принять самые суровые меры к тем, кто пытается ее колебать, вплоть до исключения из партии. Решено было также укрепить редакцию «Правды» «надлежащими силами», чтобы вести кампанию против всех уклонов, а дискуссию перенести на страницы специального «Дискуссионного листка» при газете.

Борьба с инакомыслием постепенно стала основным направлением деятельности Главлита. Он был создан в 1922 г. как организация, основная цель которой – охрана государственных тайн, но фактически превратился в средство политической цензуры. В 1927 г. в постановлении ЦК ВКП(б) «О руководстве радиовещанием» было выдвинуто требование «установить обязательный и предварительный просмотр парткомитетами планов и программ всех радиопередач», что означало введение полного партийно-государственного контроля над журналистикой.

После смерти В.И. Ленина внутрипартийная борьба вспыхнула с новой силой. Обострению споров, непримиримости сторон способствовало привнесение в полемику элементов борьбы за власть. В конце 1924 г. Л.Д. Троцкий опубликовал статью «Уроки Октября», послужившую толчком к очередной, так называемой литературной, дискуссии в партии. Начались жесточайшие споры о ленинском идейном наследии, о дооктябрьском прошлом руководителей партии, об «авангардной роли» коммунистов в революции и строительстве социализма.

Параллельно с этим потоком публикаций, отражавших нарастание внутрипартийных противоречий, на волне либерализации политической жизни страны в целом, началось проникновение в партийно-советскую журналистику социально-философских, эстетических идей, которые находились далеко за рамками большевистского русла. Влияние теории О. Шпенглера, немецкого философа-идеалиста, проявилось в журнале Петроградского философского общества «Мысль», в московском философском ежегоднике «Мысль и слово». В публикациях этих изданий обсуждался вопрос о мессианстве России, оговаривалась возможность преодоления социализма духовностью и верой. Сменовеховские воззрения, надежды на перерождение Советской власти в условиях нэпа, ее эволюцию в сторону демократии, были отражены в таких изданиях, как «Экономист», «Экономическое возрождение», «Россия», «Новая Россия» и др. Некоторые сменовеховские газеты, журналы, сборники завозились в страну из-за границы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал