Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос. Реформация в Германии. Крестьянская война 1525-1526. Томас Мюнцер






Реформация в Западной и Центральной Европе представляла широкое общественное движение, носившее в основе своей антифеодальный характер. По форме это была борьба против католической церкви, как известно, являвшейся главной идеологической опорой феодального строя.

Родиной Реформации стала Германия. Затем она быстро распространилась в Швейцарии, Нидерландах, Франции, Англии, Италии. В Германии Реформация сопровождалась Крестьянской войной – самым крупным социальным движением Средневековья.

Началом Реформации считают выступления Мартина Лютера (1483-1546) в Виттенберге в 1517 г. с 95 тезисами против индульгенций, с XII-XIII вв. служивших средством обогащения духовенства. Второй крупнейший центр Реформации – Швейцария, где сформировались реформационные взгляды бежавшего от преследований француза Жана Кальвина (1509-1564).

Идеологи Реформации в выдвинутых ими тезисах отрицали необходимость католической церкви с ее иерархической структурой. По их мнению, человека приобщают к благодати не таинства церкви, а личная вера, поэтому сторонники обновления церкви отрицали духовенство и его посредническую роль между богом и людьми. Единственным авторитетным источником для христианина они признавали Священное писание, а не декреты пап. Они требовали уменьшения поборов на содержание служителей церкви, отрицали ее права на землю. Поэтому Лютер доказывал, что нужно секуляризировать церковное имущество, распустить монастыри и разместить в них школы и больницы.

Выделяют следующие основные направления Реформации: буржуазное (М. Лютер, Ж. Кальвин, Ульрих Цвингли (1484-1531)); народное, соединяющее требование упразднения католической церкви с борьбой за уничтожение феодальной эксплуатации, за установление равенства (Томас Мюнцер, анабаптисты1); королевско-княжеское, отражавшее интересы монархов и светских феодалов, стремившихся укрепить свою власть и захватить земельные богатства церкви. Как уже отмечалось, под идейным знаменем Реформации проходили Нидерландская и Английская революции.

Мюнцер: нем. революционер, идеолог наиболее радикального народного течения в нем. Реформации. Выступал против католической церкви, видел задачу Реформации в коренном переустройстве всей социальной системы. М. был священником, но содержание его проповедей и посланий — жизнь народа, судьба земного мира, его революционное преобразование. В годы Великой крестьянской войны (1524—25) М. был самым выдающимся предводителем восставших крестьян и городского плебейства. М. потерпел поражение, был схвачен и казнен.

Крестьянская война 1525-1526.

Причины:

1. Недовольство крестьян(усиление поборов, налогов)

2. Расширение господских прав над крестьянами

3. Общие ухудшения в социально-экономическом положении крестьян

4. Брожение умов, вызванное Реформацией.

Ход войны:

1. Верхняя Швабия. Первые вооруженные восстания. Начало - в Альгау, восстания монахов Кемптенского монастыря. В конце февраля и начала марта 1525 волна восстаний по всей верхней Швабии, разрушение и погромы дворянских имений и замков и монастырей. Главное требование – введение «божественного права» (всеобщее равноправие).

Однако отсутствие единства в понимании этого требования, социальная разнородность восставших, отсутствие правильной тактики и единства, предательство бюргерства в городах делали невозможность противостоянию феодалам и образованному для борьбы с восставшими Швабскому союзу. Даже после образования в марте 1525 общего «христианского объединения», единства достигнуто не было.

Главный документ – «12 статей», созданный Шаппелером и Лотцером. В статьях говорится о мирных намерениях крестьян и об их желании смягчения феодального гнета.

Однако многие слои крестьянства предпочитали действовать по революционной тактике «Статейного письма» Мюнцера (первая революционная программа, полное отрицание феодального господства»).

Руководством восставших было заключено перемирие со Швабским союзом, однако в апреле 1525 командир войск Ш.с. Георг Трухзес совершил внезапное нападение на лагерь крестьян у Лейпгейма. Его преимущество было неоспоримо, он надеялся покончить с восставшими одним ударом. Однако это вызвало дальнейшее распространение восстаний.

2. Франкония

Во Франконии также образуются отряды и группы. Здесь наибольшим влиянием пользовалась революционная тактика(Яков Рорбах). Многие феодалы были вынуждены подчиниться, оказывая крестьянам помощь продовольствием и оружием.

Неожиданно к власти среди восставших приходит Вендель Гиплер. Он хотел смягчить антифеодальных характер выступлений крестьянства. Взяв в свои руки управление крупным объединение «Светлым отрядом», он отстраняет оппозицию в лице Якова Рорбахи.

Гиплер и его сторонники также решили лишить крестьян их антифеодальной программы. Изначально они попытались переделать «12 статей», но крестьянство отказалось принять ее. Позднее была создана Гейльброннская программа», однако и данный проект удовлетворял только зажиточную верхушку дворянства.

В данный момент во Франконию прибывает армия Трухзеса, они громят крестьян.

3. Саксонско-Тюрингенский район (кульминационный момент)

В этот момент Мюнцер предпринял попытку объединить все восставшие силы на основе революционной тактики. Он стремился доходчиво объяснить крестьянам смысл происходящих событий, которые он рассматривал как нчало борьбы за установление общего равенства людей во всей Германии.

Мюнцеровская пропаганда распространялась и на других территориях страны, в которых действовали анабаптисты, сторонники Мюнцера.

Крестьянские силы Тюрингии стали концентрироваться у Франкенхаузена. Здесь в середине мая 1525 года состоялось решающее сражение. Это был самый героический и безнадежный акт всей Крестьянской войны. Крестьяне были разбиты, Мюнцера казнили.

Отдельные очаги восстания продолжались до 1526 года в районах Швейцарии и Австрии.

Итоги:

1. Восстание – первый акт буржуазных революций в Европе

2. Рыцарство подчинилось князьям

3. Падение политической роли немецкого бюргерства

4. Дальнейшее ухудшение положения крестьян, усиление крепостной зависимости

5. Большие жертвы, около 100 тыс. человек

 

28. Просвещение – идеологическая подготовка новой эры

Просвещение — передача знаний, распространение знаний и культуры. Также под просвещением понимается идейное течение, основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества.

XVII и XVIII века – это время особых исторических изменений в странах Западной Европы. В этот период мы наблюдаем становление и развитие промышленного производства. Все активнее осваиваются в чисто производственных целях новые природные силы и явления: строятся водяные мельницы, конструируются новые подъемные машины для шахт, создается первая паровая машина и т.д. Все эти и другие инженерные работы выявляют очевидную потребность общества в развитии конкретно-научного знания. Уже в XVII веке многие полагают, что “знание – сила” (Ф.Бэкон), что именно “практическая философия” (конкретно-научное знание) поможет нам с пользой для нас овладеть природой и стать “господами и хозяевами” этой природы (Р.Декарт).

В XVIII веке еще более закрепляется безграничная вера в науку, в наш разум. Если в эпоху Возрождения принималось, что наш разум безграничен в своих возможностях в познании мира, то в XVIII столетии с разумом стали связывать не только успехи в познании, но и надежды на благоприятное для человека переустройство как природы, так и общества. Для многих мыслителей XVIII века научный прогресс начинает выступать как необходимое условие успешного продвижения общества по пути к человеческой свободе, к счастью людей, к общественному благополучию. При этом принималось, что все наши действия, все поступки (и в производстве, и в переустройстве общества) лишь тогда могут быть гарантированно успешными, когда они будут пронизаны светом знаний, будут опираться на достижения наук. Поэтому главной задачей цивилизованного общества объявлялось всеобщее просвещение людей.

Многие мыслители XVIII века уверенно стали объявлять, что первой и главной обязанностью любого “истинного друга прогресса и человечества” является “просветление умов”, просвещение людей, приобщение их ко всем важнейшим достижениям науки и искусства. Эта установка на просвещение масс стала настолько характерной для культурной жизни европейских стран в XVIII веке, что впоследствии XVIII век был назван веком Просвещения, или эпохой Просвещения.

Первой в эту эпоху вступает Англия. Для английских просветителей (Д.Локк, Д.Толанд, М.Тиндаль и др.) была характерна борьба с традиционным религиозным мировосприятием, которое объективно сдерживало свободное развитие наук о природе, о человеке и обществе. Идейной формой свободомыслия в Европе с первых десятилетий XVIII века становится деизм. Деизм еще не отвергает бога как творца всей живой и неживой природы, но в рамках деизма жестоко постулируется, что это творение мира уже свершилось, что после этого акта творения бог не вмешивается в природу: теперь природа ничем внешним не определяется и теперь причины и объяснения всех событий и процессов в ней следует искать только в ней самой, в ее собственных закономерностях. Это был существенный шаг на пути к науке, свободной от пут традиционных религиозных предрассудков.

И все же английское просвещение было просвещением для избранных, носило аристократический характер. В отличие от него французское просвещение ориентировано не на аристократическую элиту, а на широкие круги городского общества. Именно во Франции в русле этого демократического просвещения зарождается идея создания “Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремесел”, энциклопедии, которая бы в простой и доходчивой форме (а не в форме научных трактатов) знакомила читателей с важнейшими достижениями наук, искусств и ремесел.

Идейным вождем этого начинания выступает Д.Дидро, а его ближайшим соратником – Д.Аламбер. Статьи же для этой “Энциклопедии” соглашались писать самые выдающиеся философы и естествоиспытатели Франции. По замыслу Д.Дидро в “Энциклопедии” должны были отражаться не только достижения конкретных наук, но и многие новые философские концепции относительно природы материи, сознания, познания и т.д. Более того, в “Энциклопедии” стали помещаться статьи, в которых давались критические оценки традиционной религиозной догматики, традиционного религиозного мировосприятия. Все это определило негативную реакцию церковной элиты и определенного круга высших государственных чиновников к изданию “Энциклопедии”. Работа над “Энциклопедией” с каждым томом все усложнялась и усложнялась. Последних ее томов XVIII век так и не увидел. И все же даже то, что было все-таки издано, имело непреходящее значение для культурного процесса не только во Франции, но и во многих других странах Европы (в том числе для России и Украины.

В Германии движение Просвещения связано с деятельностью Х.Вольфа, И.Гердера, Г.Лессинга и др. Если иметь в виду популяризацию наук и распространение знаний, то здесь особую роль играет деятельность Х.Вольфа. Его заслуги отмечали впоследствии и И.Кант, и Гегель.
Философия для Х.Вольфа - это “мировая мудрость”, предполагающая научное объяснение мира и построение системы знаний о нем. Он доказывал практическую полезность научных знаний. Сам он известен был и как физик, и как математик, и как философ. И характеризуется он часто как отец систематического изложения философии в Германии (И.Кант). Работы свои писал Х.Вольф на простом и доходчивом языке.
Его философская система излагалась в учебниках, заменивших схоластические средневековые курсы во многих странах Европы (в том числе и в Киеве, а затем и в Москве). Х.Вольф был избран членом многих академий Европы.

Итак, подводя итоги сказанному выше о философии Просвещения, можно отметить следующие важные моменты в ее общей характеристике:

· получает заметное развитие глубокая вера в неограниченные возможности науки в познании мира – вера, в основании которой лежали хорошо усвоенные философами Просвещения идеи Ф.Бэкона (о возможностях опытного исследования природы) и Р.Декарта (о возможностях математики в естественнонаучном познании);

· развиваются деистические представления о мире, что в свою очередь приводит к формированию материализма как достаточно цельного философского учения, именно деизм в единстве с успехами и результатами естественных наук приводит в результате к формированию французского материализма XVIII века;

· формируется новое представление об общественной истории, о ее глубокой связи с достижениями науки и техники, с научными открытиями и изобретениями, с просвещением масс.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал