Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Пермакультура - это система дизайна, цель которого состоит в организации пространства, занимаемого людьми






Пермакультура - это система дизайна, цель которого состоит в организации пространства, занимаемого людьми, на основе экологически целесообразных моделей. Сам по себе этот термин является не только сокращением от слов “долговременное сельское хозяйство” (англ. perma nent agri culture), но также обозначает и “долговременную культуру”, ибо при отсутствии соответствующей сельскохозяйственной базы и этики землепользования культура не может существовать в течение долгого времени. Пермакультура, как система дизайна, в равной степени занимается растениями, животными, строениями, а также инфраструктурой (вода, энергия и коммуникации). Тем не менее пермакультура не связана непосредственно с этими вещами, а скорее ориентирована на создание взаимосвязей между всеми компонентами природы, окружающими человека.

Задача состоит в том, чтобы разрабатывать системы, которые являются целесообразными с экологической точки зрения и одновременно с этим экономически жизнеспособными. Эти системы должны обеспечивать сами себя, не опустошать и не загрязнять окружающую среду и, как следствие этого, оставаться устойчивыми в течение долгого времени. Пермакультура использует присущие свойства растений и животных, комбинируя их с естественными особенностями рельефа, а также с сооружениями для удовлетворения потребностей людей как в городе, так и в деревне, при использовании минимальной площади.

В основе пермакультуры наблюдение за естественными системами, традиционное сельское хозяйство, а также современные научно-технические знания. Несмотря на то что пермакультура основана на экологических природных моделях, она создает так называемую “ культивированную среду”, которая служит для того, чтобы производить большее количество еды для людей, чем это возможно в условиях дикой природы.

Фукуока в своей замечательной книге “ Революция одной соломинки ”, пожалуй, наилучшим образом описал философию пермакультуры. Если сказать в нескольких словах - это философия сотрудничества с Природой, а не борьбы с ней. Это философия, которая подразумевает длительное и вдумчивое наблюдение, а не длительный и бездумный физический труд. Это философия, которая подразумевает необходимость принятия в расчет всех функций, присущих растениям и животным, взамен одностороннего представления о них. Я бы сказал другими словами, что такой подход сродни айки-до, и суть его в том, чтобы разворачиваться под воздействием ударов, превращая неблагоприятные обстоятельства в собственную силу, и использовать позитивную сторону любого действия. Противоположный подход состоит в том, чтобы практиковать карате и наносить множество сильных ударов, пытаясь заставить землю давать больше, чем она дает в данный момент. Но если мы атакуем Природу, то мы атакуем (и в конечном счете разрушаем) самих себя.

Я думаю, что гармония с Природой возможна только при условии, что мы откажемся от идеи господства над естественной средой. Леви Страус как-то сказал, что наша основная ошибка заключается в том, что мы рассматриваем самих себя в качестве “хозяев созидания”, имея в виду, что мы находимся выше этого процесса. Мы не господствуем над другими видами; все живые существа являются выражением Жизни. Если мы примем это как должное, то в результате обретем понимание того, что все, что бы мы ни делали по отношению к другим видам, мы одновременно делаем и по отношению к самим себе. Культура, которой присуще понимание этой концепции, не разрушает без абсолютной необходимости любые другие формы жизни.

Элементы комплексного пермакультурного дизайна

Пермакультура - это система, при помощи которой мы можем существовать на Земле, используя относительно безвредную энергию, находящуюся в естественном движении. Мы используем пищевые и естественные ресурсы, которые имеются в большом количестве, принимая в качестве основного условие, что жизни на земле не наносится ущерб. Практически все технические приемы, необходимые для сохранения и восстановления окружающей среды, уже известны. О чем нет свидетельств, так это о какой-нибудь стране или достаточно большой группе людей, которые были бы готовы и решились бы на серьезные перемены. И тем не менее миллионы обычных людей уже начинают совершать эти перемены в одиночку, не дождавшись помощи от властей.

Где бы мы ни жили, мы должны начать делать что-нибудь. Мы можем начать, к примеру, с того, что снизим наше потребление энергии - в действительности, можно жить на 40% используемой ныне энергии без какого-либо особого ущерба для себя. Мы можем переделать наши дома так, чтобы они были более эффективны с энергетической точки зрения. Мы можем свести к минимуму использование нашего личного транспорта, если будем пользоваться общественным, или же просто будем давать иногда свою машину друзьям. Мы можем собирать дождевую воду в специальные резервуары, а также вторично использовать воду из раковины для туалета или для полива огорода. Мы можем также начать принимать какое-то участие в производстве пищевых продуктов. Это не обязательно значит, что все мы должны выращивать свою собственную картошку, но ведь можно покупать картошку непосредственно у тех, кто сам ее вырастил, не правда ли? Пожалуй даже лучше, если бы кто-то, вместо того чтобы разводить свой собственный огород, взялся за организацию потребительских обществ в городе, которые покупали бы продукцию прямо у производителей.

Всем традиционным формам сельского хозяйства или же, если говорить в общем, тем цивилизациям, которые причиняли наименьший вред окружающей среде, была присуща следующая черта: вся энергия, необходимая конкретной системе, вырабатывалась самой системой. Современное сельское хозяйство целиком зависимо от внешней энергии. Переход от продуктивных долговременных систем (где земля является общественной собственностью) к современным коммерческим формам сельского хозяйства, где земля является товаром, означает переход от общества с низким потреблением энергии к обществу с высоким потреблением энергии, где земля эксплуатируется и подвергается загрязнению, и существует потребность во внешних энергетических вложениях, обеспечиваемых в основном странами третьего мира. Это касается топлива, удобрений, протеина, рабочей силы и трудовых навыков.

Большинство людей до сих пор еще не осознали, какую цену приходится платить за сельское хозяйство в той форме, в какой оно ныне существует. Ради получения высоких урожаев зерновых и овощных культур земля подвергается насилию, используются невозобновимые ресурсы, почва эродирует из-за постоянной вспашки и чрезмерного выпаса, а земля и вода загрязняются химикатами.

Если нужды системы не удовлетворяются за счет самой системы, нам приходится платить цену, которая состоит из чрезмерного энергопотребления и загрязнения окружающей среды. Платить эту цену за сельское хозяйство в его нынешней форме мы больше не в состоянии. Эта система убивает наш мир и в результате убьет нас самих.

Все, что нам необходимо для полноценной жизни, находится вокруг нас. Солнце, люди, ветер, строения, камни, море, птицы и растения. Сотрудничество со всеми этими элементами нашего мира принесет гармонию, противопоставление себя им влечет за собой катастрофу и хаос.

ЭТИКА ПЕРМАКУЛЬТУРЫ

Этика – это совокупность моральных убеждений и конкретных поступков, цель которых состоит в том, чтобы обеспечить наше существование на Земле. В пермакультуре мы принимаем тройную этику, которая включает заботу о Земле, заботу о людях, а также вложение собственного свободного времени, денег и материалов для того, чтобы первые две цели могли быть осуществлены наилучшим образом.

Забота о Земле означает заботу о всех живых и неживых компонентах Природы: почве, растительных видах, атмосфере, лесах, бактериях, животных и воде. Это включает в себя действия, которые бы не приносили вред Природе, восстановительную работу, оправданное и умеренное расходование ресурсов, а также “честный заработок” (работа над созданием полезных и не вредящих окружающей среде систем).

Забота о Земле также включает в себя заботу о людях и подразумевает удовлетворение наших потребностей в еде, крыше над головой, образовании, пристойной работе, а также в человеческом общении. Забота о людях очень важна; несмотря на то что мы, люди, составляем лишь малую часть Природы, мы оказываем на нее решающее воздействие. Если мы сами сможем обеспечить свои основные потребности, то тогда у нас отпадает необходимость потворствовать собственным неумеренным аппетитам и разрушать Природу.

Третьим компонентом базовой “этики заботы о Земле” является вложение собственного свободного времени, денег и материалов, направленное на достижение вышеперечисленных целей. Это означает, что, после того как мы позаботились о своих первоочередных потребностях и организовали свою жизнь наилучшим способом, мы можем использовать свои способности и энергию для того, чтобы помочь другим достичь того же результата.

Системе пермакультуры, помимо всего прочего, свойственна также и непреложная этика жизни, которая признает ценность, присущую всему живому. Дерево ценно само по себе, даже если оно и не имеет никакой коммерческой ценности для нас. Оно - живое, вот что является самым важным. Дерево выполняет свое назначение в Природе: переработку биомассы, выработку кислорода и двуокиси углерода, обеспечение укрытия для мелких животных, улучшение почвенных условий и так далее.

Как видно из вышесказанного, этика пермакультуры распространяется на все аспекты экологии, а также экономической и общественной жизни. Сотрудничество, а не соревнование - вот ключ ко всему.

 

Пути, следуя которым мы на практике можем реализовывать этику
заботы о Земле, могут быть следующими:

 

 Принимайте в расчет долговременные последствия своих действий. Сделайте все возможное для обеспечения стабильности.

 По возможности, используйте местные виды или те виды, о которых заранее известно, что они приживутся в данных условиях. Бездумное использование потенциально агрессивных видов может привести к нарушению баланса в окружающей среде.

 Возделывайте, по возможности, наименьший участок земли. Разрабатывайте малоразмерные, энергоэффективные интенсивные системы вместо больших по размеру экстенсивных систем, которые потребляют большое количество энергии.

 Практикуйте разнообразие видов, используйте поликультуры (как противоположность монокультурам). Это обеспечивает стабильность и позволяет быть готовым к переменам, как экологическим, так и социальным.

 Увеличивайте разнообразие производимых продуктов; учитывайте общую сумму продуктов, производимых системой, куда входят однолетние и многолетние растения, зерновые культуры, деревья и животные. Рассматривайте сэкономленную энергию также в качестве произведенного продукта.

 Используйте естественные (солнце, ветер и вода) и биологические (растения и животные) системы, для того чтобы сохранять и производить энергию.

 Возрождайте практику производства продуктов питания в городах, как это традиционно было всегда в тех цивилизациях, которые существовали, не принося вред окружающей среде.

 Помогайте людям в обретении независимости и способствуйте развитию групповой ответственности.

 Сажайте деревья и восстанавливайте плодородие почвы.

 Используйте все на оптимальном уровне и утилизируйте отходы.

 Ищите пути решения проблем, а не сами проблемы.

 Работайте там, где это имеет смысл (сажайте дерево там, где оно приживется, помогайте тем людям, которые действительно хотят чему-нибудь научиться).

ДРЕВО ПЕРМАКУЛЬТУРЫ
Древо пермакультуры и элементы дизайна. Корни этого дерева уходят во многие науки и принадлежат к абстрактному миру. Видимые нашему глазу плоды находятся на поверхности, в реальном мире. В процессе зарождения и развития идеи изначальная структура преобразуется в конкретный, видимый результат. Здесь объединяются в одно пять элементов: дерево (материал), огонь (свет), земля, воздух и вода. Точно так же конкретные идеи позволяют организовать в одну стройную систему имеющуюся в наличии информацию.

ГЛАВА 1


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал