Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Паттерны






3.1

ВВЕДЕНИЕ

Изображение рельефа местности на карте можно использовать для описания различных компонентов ландшафта, но, к сожалению, вряд ли с помощью карты возможно описать динамические или “живые” особенности конкретного места. “Карта — это еще не территория”.

Природный ландшафт, каждый отдельный элемент которого представляет собой органическую часть единого целого, это сложная и замысловатая сеть взаимосвязей и потоков энергии. Если мы попытаемся организовать ландшафт, используя исключительно объективную точку зрения, то результатом будет громоздкая и нежизнеспособная система, ибо все естественные биологические системы представляют собой нечто большее, чем просто сумму своих составных частей. Нашей культуре свойствен весьма нецелесообразный подход — мы пытаемся описать ландшафт, основываясь на научных методах, то есть собирая обширную информацию об отдельных составных частях. Все это очень напоминает известную суфийскую притчу о слепых мусульманских паломниках, которые пытались описать слона:

— Ага! — произнес первый, ощупывая ногу. — Слон похож на дерево.

— А мне кажется, — сказал второй, дотронувшись до хвоста, — слон похож на змею.

Третий же, прикоснувшись к уху, сказал:

— Слон больше всего напоминает толстый ковер.

В древности люди пользовались паттернами*, для того чтобы лучше понять ландшафт и вступить в как можно более тесное взаимодействие с ним — они не проводили различия между собой и окружающим миром, но воспринимали все элементы как тесно взаимосвязанные друг с другом. Благодаря такому восприятию все традиционные знания дошли до нас из древности в форме мотивов или паттернов, таких, как резьба по дереву и камню, узорное плетение и ткачество, каменные и земляные сооружения и татуировки. Каждый мотив сопровождался песнями или историями, которые раскрывали его значение, а песня подкреплялась священными танцами, чтобы обеспечить “мышечную память” о соответствующей истории. Таким образом записывалась историческая информация (саги), мифы о сотворении, генеалогические сведения, информация о навигации и циклических явлениях, таких, как приливы, погода, звездные циклы, урожаи и время сбора даров Природы. Каждый в родовой общине имел доступ к значительной части этих знаний, включая названия и применение важных растений. Многие из нетронутых цивилизацией племен аборигенов все еще хранят эти знания.

После изобретения письма знания о паттернах начали постепенно забываться. Современные способы записи информации целиком и полностью основываются на алфавите, цифрах, различных символах, а также использовании книг или электронных банков информации. Большая часть человечества не имеет доступа к информации, собранной подобным образом. Хорошо запомнить хотя бы малую ее часть также представляется маловероятным. Напрашивается вывод: знание, основанное на паттернах и ритмах, — незабываемо; знание, основанное на записи символов, незапоминаемо.

Через всю эту книгу мы стараемся пронести идею применения паттернов для организации пространства, потому что как и сам дизайн, так и все его отдельные компоненты должны находиться в рамках определенного шаблона или паттерна, основанного, в свою очередь, на здравом смысле. Чтобы понять основной паттерн, в рамках которого находятся все природные явления, давайте нарисуем различные сечения дерева (включая корни, крону и ствол). С помощью этой нехитрой схемы можно понять законы течения (движение соков в дереве), законы формы, роста и распространения. Модель дерева в данном случае очень удобна, ибо она является типичной для всех природных явлений (рис. 3.1).

3.2

 

 

ПАТТЕРНЫ В ПРИРОДЕ

В качестве основы для Общей Модели берутся очертания реального дерева, которые образуют нечто вроде обоюдоострого топора (рис. 3.2А). Этот мотив встречается в творчестве древнеевропейских племен — “символ женщины”. Если сделать разрез дерева по плоскости А - А1 (рис. 3.2Б), то можно видеть обрубки ветвей, рисунок, похожий на вкрапления ракушечника в камне; каждый обрубок будет приблизительно одного и того же диаметра. Но если сделать разрез по плоскости Б - Б1 (рис. 3.2В), то мы получим паттерн иного характера, напоминающий колонию лишайника на камне: более старые и крупные образования в центре, а молодые и мелкие по краям. Сечение ствола в плоскости В - В1 (рис. 3.2Г) дает классический паттерн мишени, представляющий собой визуальное отображение периодов роста и покоя, похожую картину можно наблюдать на раковинах моллюсков и рыбьей чешуе. Такой же паттерн присутствует в гнезде, имеющем чашеобразную форму. Так как гнездо по-латински называется Nidus, мы будем называть этот паттерн Нидообразным или гнездообразным (по желанию). Фактически, дерево представляет собой гнездовье более молодых деревьев, нарастающих год за годом.

Как мы знаем, дерево выходит из земли по спирали, соответственно форма его ветвления имеет спиралевидный характер, а если уточнить — спиралевидный характер имеет маршрут течения молекул сока в дереве (рис. 3.3А). В стволе сок течет по наружным слоям (ксилемные клетки), в корне же ток соков имеет противоположное направление и движется по сердцевине (флоемные клетки) (рис. 3.3Б). Если мы наложим обе спирали друг на друга(рис 3.3В), то получим двойную перекрещивающуюся спираль — рисунок, который часто проявляется в листьях, лепестках цветов, соцветиях подсолнуха, шишках и ананасах. Очевидно, то же самое можно наблюдать и в точке прорастания семени (рис. 3.1), где наружные клетки сменяются внутренними, левое вращение сменяется правым, плюс сменяется минусом.

Каждое дерево имеет пять-восемь ярусов ветвления — так же как и река. Из каждой ветви образовывается в среднем три новые, при этом каждая предыдущая ветвь приблизительно вдвое длиннее, чем последующие. Угол между ветвями составляет примерно 36 - 38 градусов (рис.3.4). Эта форма типична для молнии, минеральных кристаллов, кровеносной системы и носит название древообразного, или дендритного, паттерна.

Рисунок 3.4 Дендритный или деревообразный паттерн типичный для молнии, минеральных кристалов, кровеносной системы и т.д.

 

Римские цифры от I до V часто применяются для обозначения Порядков ветвления, количество которых редко превышает 7; каждая цифра определяет в порядке возрастания больший по длине или величине размер. Такое деление на порядки типично для многих явлений Природы, что дает возможность разбивать их на группы, соответствующие размеру. Например, в случае с человеческими поселениями различают мегаполисы, города, деревни и хутора. Аналогичная система деления на порядки применима к облакам, горам, астрономическим телам, дюнам, волнам и т.д. и т.п.; все эти элементы Природы, подобно ветвям дерева, имеют ограниченный набор размеров. Имеются своеобразные каскады величин, и это означает, что большинство размеров принадлежат определенным группам. Количество промежуточных размеров очень незначительно (если они имеются вообще). Примером этому могут служить песчаные дюны, имеющие 5 порядков величины (рис. 3.5).

 

3.3

Рисунок 3.5 Согласно классификации песчанные дюны разделяются на пять порядков, отличающихся друг от друга размерами, что в свою очередь характерно для многих природных явлений.

Таким образом, все в Природе (кошки, кенгуру, водовороты, смерчи, дороги и т.д.) соответствует очень небольшому числу размеров, при этом скорость перемещения элементов, принадлежащих разным размерным группам, различается. Крупные предметы, благодаря инерции, двигаются медленно, маленькие — быстрее, совсем мелкие предметы, подобно большим, в перемещениях ограничены их собственной массой, ограничение размеров мелких элементов порождено молекулярными силами.

Паттерны, которые присутствуют в модели дерева, выражают собой все паттерны, которые только можно отыскать в Природе. Даже бороздчатый рисунок на коре деревьев сходен по своему характеру со сплетением клеток в живых тканях, которое видно в микроскоп. Ячеистая структура пчелиных сот основывается на том же самом паттерне.

Давайте еще раз вернемся к Общей модели и рассмотрим ее вертикальное сечение, выраженное в простой форме обоюдоострого топора (рис. 3.2А). Соединив в ряд несколько таких форм, мы получим паттерн, напоминающий позвоночник или скелет (рис. 3.6А), — составные части этого паттерна подходят друг другу словно черепица. Латинское название черепицы Tessera, поэтому мы будем называть составные поверхности Тессерообразными (Черепицеобразными). Закрытая форма общей модели содержит в себе торус (рис. 3.6Б), а если смоделировать в ее пределах маршрут перемещения молекулы, то мы получим схемы, имеющие сходство со многими традиционными мотивами (рис. 3.6В).

Путем наблюдений приобретается общее чувство формы, позволяющее видеть основные паттерны в Природе, и, таким образом, осознавать присущие им функции. Прикладное значение этого знания заключается в том, что оно дает возможность организовать пространство на основе естественных принципов — в гармонии с законами Природы.

В Природе существует огромное множество форм, берущих начало в “закрученном” паттерне, — начиная от ядерного взрыва и заканчивая быстрорастущими видами грибов. Такие формы (рис. 3.6Г) носят название “Закрученной струи”, и их можно наблюдать в жидкостях, очень часто, в виде сложных извивов. Подобные мотивы можно встретить на татуировках Маори, изображающих стилизованные побеги папоротника, этот же паттерн наблюдается там, где река впадает в море, при движении потоков лавы и когда вода накатывается на сушу.

На основе формы дерева можно смоделировать практически все формы, встречающиеся в Природе. Правильнее называть такие паттерны “себе подобными” — морские раковины демонстрируют те же геометрические спирали, что и деревья. Именно изучение таких естественных форм и их значения дало людям древности знание паттернов и умение ими пользоваться. Очень часто самый простой паттерн заключает в себе обширную информацию.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал