Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Учет прочих капитальных затрат
Прочие капитальные затраты, предусматриваемые в сметах, учитывают по их видам и отражают на счете 08 «Вложения в долгосрочные активы» в размере фактических расходов по мере их производства или по договорной стоимости на основании оплаченных или принятых к оплате счетов сторонних организаций. Инвентарная стоимость приобретенных отдельных видов основных средств и других долгосрочных активов определяется в следующем порядке. Инвентарная стоимость зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и других отдельных объектов складывается из фактических затрат по их приобретению и расходов по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Инвентарная стоимость земельных участков и объектов природопользования складывается из расходов по их приобретению, включая затраты по улучшению их качественного состояния, комиссионных вознаграждений и других платежей. Затраты по строительству на приобретенных земельных участках различных сооружений учитывают отдельно от стоимости этих участков и по завершении работ по строительству сооружений определяют их стоимость при зачислении сооружений как отдельных объектов в состав основных средств. Здания, сооружения и другие объекты основных средств, приобретенные отдельно от строительства объектов, а также земельные участки, объекты природопользования зачисляют в размере инвентарной стоимости в состав основных средств по поступлении их в организацию и окончании работ по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, на основании акта приемки-передачи основных средств. Инвентарная стоимость нематериальных активов складывается из затрат по их созданию или приобретению и расходов по доведению их до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. По мере создания или поступления нематериальных активов в организацию и окончания работ по доведению их до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, нематериальные активы зачисляют на основании акта приемки в состав нематериальных активов.
Ссылки
Инструкция о порядке применения типового плата счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50
Закон Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республики Беларусь»
2.5 Учет затрат по модернизации и техническому перевооружению объектов
В процессе использования объектов основных средств возникают затраты, которые направлены на улучшение состояния объекта для продления срока службы, ресурса и (или) повышения его производительности. Такие затраты связаны с модернизацией, реконструкцией, дооборудованием, реставрацией уже существующих объектов. Модернизация (зданий, сооружений, инженерных и транспортных коммуникаций) – совокупность работ и мероприятий, связанных с повышением потребительских качеств зданий, сооружений, коммуникаций, их частей и (или) элементов, с приведением эксплуатационных показателей к уровню современных требований в существующих габаритах (устройство встроенных помещений для лестничных клеток, лифтов, мусоропроводов; выполнение балконов, лоджий; замена отдельных видов несущих конструкций (стен, лестниц, перекрытий, покрытий); улучшение архитектурной выразительности зданий; переустройство крыш, утепление и шумоизоляция зданий; оснащение недостающими видами инженерного оборудования или повышение его уровня; переустройство наружных сетей (кроме магистральных). Реконструкция объекта – совокупность работ, в том числе строительно-монтажных, пусконаладочных, и мероприятий, направленных на использование по новому назначению объекта и (или) связанных с изменением его основных технико-экономических показателей и параметров, в том числе с повышением потребительских качеств, определяемых техническими нормативными правовыми актами, изменением количества и площади помещений, строительного объема и (или) общей площади здания, изменением вместимости, пропускной способности, направления и (или) места расположения инженерных, транспортных коммуникаций (замена их участков) и сооружений на них. Техническое перевооружение - комплекс мероприятий, направленных на повышение технико-экономического уровня деятельности предприятий, отдельных производств, цехов и участков за счет внедрения современной техники и прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производственных процессов, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования, улучшения организации и структуры производства, а также других организационных мероприятий без расширения производственных площадей и увеличения количества рабочих мест. Реставрация объекта (реставрационно-восстановительные работы) – совокупность работ, в том числе строительно-монтажных, пусконаладочных, и мероприятий по воссозданию нарушенного первоначального облика недвижимых материальных историко-культурных ценностей, включая здания, сооружения, их комплексы, части, выполняемых на основе специальных исследований их исторической достоверности и архитектурно-художественной ценности, а также научно-проектной документации. Затраты на проведение модернизации, реконструкции, дооборудования, достройки, технического диагностирования и соответствующего освидетельствования, иных работ капитального характера не включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), а относятся на увеличение первоначальной (восстановительной) стоимости объектов основных средств после окончания работ. Работы по реконструкции, модернизации и техническому перевооружению объектов могут осуществляться подрядным или хозяйственным способом. Затраты по указанным работам учитываются так же, как и по обычным капитальным вложениям, т.е. вначале затраты учитываются по дебету счета 08 «Вложения в долгосрочные активы», а затем с кредита счета 08 «Вложения в долгосрочные активы»списываются в дебет счета 01 «Основные средства». При выполнении реконструкции подрядным способом на сумму фактически выполненных объемов работ на основании актов выполненных работ составляется запись: Дебет08 Кредит 60. Проведение реконструкции хозяйственным способом отражается в бухгалтерском учете следующими записями: Дебет 08 Кредит 02, 10, 69, 70 и др. Далее указанные фактические затраты по законченным и оформленным актами приемки-сдачи восстановительным работам (вне зависимости от способа их проведения) относятся на увеличение первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств и отражаются записью: Дебет 01 Кредит 08. Приемка законченных работ, произведенных собственными силами, по модернизации, реконструкции, дооборудованию, достройке, проведению технического диагностирования с соответствующим освидетельствованием оформляется актом о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств. Необходимо отметить, что на практике реконструкция (модернизация) зданий и сооружений редко встречаются в «чистом» виде. В большинстве случаев часть восстановительных работ представляет собой капитальный (текущий) ремонт, а часть - реконструкцию (модернизацию), т. е. работы осуществляются так называемым комбинированным способом. Следовательно, затраты на проведение подобного вида работ должны быть разделены на текущие и капитальные. Также должны быть разделены проектно-сметная документация, акты приемки выполненных работ и т. д. В результате осуществления работ по реконструкции, модернизации и техническому перевооружению объектов улучшаются полезные свойства этих объектов (увеличивается производительность труда, улучшается качество продукции, снижается себестоимость продукции и т.п.).
Ссылки
Инструкция о порядке применения типового плата счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50
Закон Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республики Беларусь»
2.6 Учет затрат по формированию основного стада продуктивного и рабочего скота
Основное стадо продуктивного и рабочего скота формируется за счет перевода молодняка в основное стадо, приобретения взрослых животных и безвозмездного их получения. Затраты по формированию основного стада учитывают на счете 08 «Вложения в долгосрочные активы». Перевод молодняка продуктивного и рабочего скота в основное стадо оформляется бухгалтерской записью по дебету счета 08-7 «Перевод молодняка животных в основное стадо» и кредиту счета 11 «Животные на выращивании и откорме». Переведенный молодняк одновременно списывается в дебет счета 01 «Основные средства» с кредита субсчета 08-7. Списание со счета 11 осуществляется по стоимости, числящейся на начало года, с присоединением плановой себестоимости привеса или прироста за период с начала года до момента перевода. В конце года после составления отчетной калькуляции разница между указанной стоимостью переведенного молодняка и его фактической себестоимостью списывается дополнительной проводкой или способом «красное сторно» со счета 11 на счет 08 и со счета 08 на счет 01. Стоимость взрослых животных, приобретенных у других организаций, приходуется по дебету субсчета 08-8 «Приобретение взрослых животных» по фактической себестоимости их приобретения, включая расходы по доставке. Расходы по доставке в организацию взрослого рабочего и продуктивного скота, полученного безвозмездно от других организаций, отражаются по дебету субсчета 08-8 «Приобретение взрослых животных». Взрослые животные, полученные безвозмездно, принимаются к бухгалтерскому учету по рыночной стоимости, к которой прибавляются фактические расходы по доставке животных в организацию. Рыночная стоимость животных, полученных безвозмездно, записывается в дебет счета 08 с кредита счета 98 «Доходы будущих периодов». Затраты по завершенным операциям формирования основного стада списывают с кредита счета 08 «Вложения в долгосрочные активы» в дебет счета 01 «Основные средства».
Ссылки
Инструкция о порядке применения типового плата счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50
2.7 Учет налога на добавленную стоимость по поступившим основным средствам и нематериальным активам
В настоящее время учет НДС по приобретенным ценностям осуществляется на счетах 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» и 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость». Счет 18 часто в практике работы часто имеет следующие субсчета: 18-1 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным основным средствам»; 18-2 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам»; 18-3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарно-материальным ценностям, работам, услугам» и др. На субсчете 18-1 учитываются уплаченные и причитающиеся к уплате суммы НДС, выделенные в расчетных документах по строительству и приобретению основных средств (включая объекты основных средств, земельные участки и объекты природопользования). По остальным субсчетам ведется учет НДС по соответствующим названию субсчетов приобретенным ценностям. По дебету счета 18 отражается сумма НДС по приобретенным ценностям с кредита счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и других счетов. В зависимости от использования приобретенных ценностей сумма НДС списывается со счета 18 в дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (при производственном использовании); в дебет счетов реализации (при продаже ценностей); в дебет счетов доходов (90) (при использовании на непроизводственные нужды). Порядок учета НДС по капитальным вложениям, как уже отмечалось, зависит от их вида, назначения объектов, а также вида хозяйствующих субъектов. По поступившему оборудованию, как требующему, так и не требующему монтажа, сумма НДС отражается по дебету счета 18, субсчет «Налог на добавленную стоимость по приобретенным основным средствам», и кредиту счетов 60, 76 и др. В момент принятия на учет оборудования сумма НДС по нему списывается с кредита счета 18, субсчет 1, в дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», в полном размере. По приобретенным нематериальным активам учет НДС осуществляется таким же образом, как и по оборудованию (по дебету субсчета 18-1, с которого после принятия на учет нематериальных активов списывается в дебет счета 68). Основные средства и нематериальные активы, используемые при производстве товаров (работ, услуг), которые освобождены от НДС, отражаются в учете по стоимости приобретения, включая сумму уплаченного НДС.
Ссылки Инструкция о порядке применения типового плата счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 Инструкция по бухгалтерскому учету налога на добавленную стоимость, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2012 № 41 2.8 Учет источников финансирования долгосрочных инвестиций
Источниками финансирования долгосрочных инвестиций может быть только имущество в виде собственных средства организаций и привлеченных — долевое участие в строительстве, дополнительные взносы участников, долгосрочные кредиты банков, долгосрочные займы, средства бюджетных фондов, средства бюджета, представляемого на безвозвратной и возвратной основе. Финансирование долгосрочных инвестиций может осуществляться за счет как одного, так и нескольких источников. К собственным средствам, являющимся источником финансирования долгосрочных инвестиций, относят имущество организации в размере нераспределенной прибыли, в размере амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам, страховые возмещения, полученные в покрытие потерь и убытков от страховых случаев, и др. По мере ввода в эксплуатацию объектов основных средств и нематериальных активов учтенные на соответствующих счетах обязательства долгосрочных инвестиций (67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», 86 «Целевое финансирование» и др.) не уменьшаются. При данной методике по конечному сальдо счетов 67, 86, 02 «Амортизация основных средств» и 05 «Амортизация нематериальных активов» невозможно определить источники финансирования долгосрочных инвестиций. Как известно, к привлеченным источникам финансирования долгосрочных инвестиций относят долгосрочные кредиты банков, долгосрочные займы, долевое участие в строительстве, средства внебюджетных фондов, средства бюджета и некоторые другие. Полученные долгосрочные кредиты банков учитывают по кредиту счета 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» и дебету счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др. На суммы погашенных кредитов дебетуют счет 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» в корреспонденции со счетами денежных средств. Порядок кредитования, оформления кредитов и их погашения регулируется правилами банков и кредитными договорами. Поступление средств от заимодавцев (кроме банков) отражают по дебету счетов учета денежных средств или других счетов и кредиту счета 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». При возврате (погашении полученных кредитов) счет 67 дебетуют и кредитуют счета учета денежных средств. Расходы предприятия по уплате процентов по кредитам банков и иным заемным средствам, использованным на долгосрочные инвестиции, относят в дебет счета 08 «Вложения в долгосрочные активы». Проценты, уплаченные после ввода в действие основных средств и нематериальных активов, подлежат отнесению в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы». На этот же счет относят и проценты по просроченным ссудам. При передаче средств основному застройщику в порядке долевого участия в строительстве объекта перечисленные средства отражают на счетах расчетов с основным застройщиком (дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» или других счетов, кредит счетов 51, 52 и др.). После окончания строительства инвентарную стоимость объектов отражают по дебету счета 08 «Вложения в долгосрочные активы» (с кредита счетов расчетов), а после ввода объектов в эксплуатацию списывают со счета 08 «Вложения в долгосрочные активы» на счет 01 «Основные средства». У головного застройщика полученные денежные средства в порядке долевого участия отражают по дебету счетов денежных средств и кредиту счета 86 «Целевое финансирование». Затраты по строительству учитывают по дебету счета 08 «Вложения в долгосрочные активы» с кредита соответствующих счетов (60, 76 и др.). По окончании строительства головной застройщик приходует стоимость введенной в эксплуатацию своей части основных средств по дебету счета 01 «Основные средства» с кредита счета 08 «Вложения в долгосрочные активы». Стоимость законченных объектов, переданных другим участникам, застройщик списывает с кредита счета 08 «Вложения в долгосрочные активы» в дебет счета 86 «Целевое финансирование». Полученная экономия по смете в зависимости от условий договора либо возвращается участникам (дебет счета 86 «Целевое финансирование», кредит счета 51 «Расчетный счет»), либо является прибылью застройщика (дебет счета 86 «Целевое финансирование», кредит счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности»). Финансирование государственных централизованных капитальных вложений за счет средств государственного бюджета, предоставляемых на безвозвратной основе, осуществляется в соответствии с перечнем строек и объектов для государственных нужд при отсутствии других источников или в порядке государственной поддержки; строительства приоритетных объектов производственного назначения при максимальном привлечении собственных, заемных и других средств. Средства республиканского бюджета, предоставляемые на возвратной основе для финансирования государственных централизованных капитальных вложений, выделяются Министерству финансов РБ в пределах кредитов, выдаваемых Национальным банком РБ. Министерство финансов РБ направляет указанные средства заемщикам (застройщикам) через коммерческие банки в соответствии с заключенными с этим банком договорами. При заключении договоров на получение указанных средств заемщики представляют в банки выписки из перечня строек и объектов для государственных нужд, государственные контракты (договоры подряда), расчеты, обосновывающие сроки выхода введенных в действие производств на проектную мощность, расчеты сроков возврата выданных средств и процентов по ним, заключения государственной вневедомственной экспертизы и государственной экологической экспертизы по проектной документации и документы, подтверждающие платежеспособность заемщика (застройщика) и возвратность средств. Полученные коммерческим банком средства республиканского бюджета, предоставленные на возвратной основе, должны использоваться строго по назначению и не могут зачисляться на депозитные счета, использоваться для предоставления межбанковских кредитов и покупки свободно конвертируемой валюты, отвлекаться на другие операции краткосрочного характера. Средства государственного бюджета на возвратной основе предоставляются заемщикам под залог зданий, сооружений, оборудования, объектов незавершенного строительства, материальных ценностей и другого имущества с оформлением соответствующих документов, предусмотренных залоговым законодательством РБ. Процентная ставка за пользование средствами бюджета, предоставляемыми на возвратной основе, не может превышать размера ставки, установленной в договоре между Национальным банком РБ и Министерством финансов РБ. Финансирование капитальных вложений за счет собственных средств инвесторов, а также за счет собственных средств банка производится по договоренности сторон. Договаривающиеся стороны самостоятельно определяют порядок внесения инвесторами (заказчиками) собственных средств на счета в банки для финансирования капитальных вложений, кредитования и взаиморасчетов между участниками инвестиционного процесса за выполненные подрядные работы и поставку оборудования, материальных и энергетических ресурсов, оказание услуг. Формы оплаты определяются договорами (контрактами). Средства бюджетных фондов и республиканского бюджета, выделенные предприятию на возвратной или безвозвратной основе, учитывают по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» и дебету счетов учета денежных средств или счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в зависимости от того, на каких условиях выделены средства. Средства целевого финансирования и целевых поступленийрасходуют в строгом соответствии с установленными сметами. При использовании этих средств они списываются в дебет счета 86 «Целевое финансирование»с кредита соответствующих счетов. Аналитический учет по счету 86 «Целевое финансирование» ведут по назначению целевых средств и по каждому источнику поступления.
Ссылки
Закон Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республики Беларусь»
Инструкция о порядке применения типового плата счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50
Инструкция о порядке формирования стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утвержденная постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 14.05.2007 № 10
Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180
|