Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
А. Расходы на управление организацией
1) «Заработная плата аппарата управления организацией»; 2) «Командировки и перемещения»; 3) «Содержание пожарной, военизированной и сторожевой охраны»; 4) «Прочие расходы» (канцелярские, почтово-телеграфные и т.п.); 5) «Отчисления на содержание вышестоящих организаций». Б. Общехозяйственные расходы 6) «Содержание прочего общезаводского (не административно-управленческого) персонала»; 7) «Амортизация основных средств»; 8) «Содержание и текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря общезаводского характера»; 9) «Производство испытаний, опытов, исследований, содержание общезаводских лабораторий, расходы на изобретательство и технические усовершенствования»; 10) «Охрана труда» (расходы по технике безопасности, производственной санитарии и т.п.); 11) «Подготовка кадров»; 12) «Организованный набор рабочей силы»; 13) «Прочие расходы». В. Сборы и отчисления 14) «Налоги, сборы и прочие обязательные отчисления и расходы». В организациях с безцеховой структурой управления в номенклатуру общезаводских расходов дополнительно включают статьи: «Содержание персонала отделений» (основная и дополнительная заработная плата инженерно-технического персонала, служащих и младшего обслуживающего персонала с отчислениями на социальные нужды; содержание, текущий ремонт и амортизация оборудования, транспортных средств, зданий, сооружений и инвентаря отделений и другие общепроизводственные расходы). По окончании месяца общехозяйственные расходы списывают в дебет счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» с кредита счета 26 «Общехозяйственные расходы».
Ссылки Гражданский кодекс РБ
Налоговый кодекс Республики Беларусь
Закон РБ «О бухгалтерском учете и отчетности»
Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50
Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102
14.11 Учет потерь от брака
Статья «Брак в производстве» имеется, как правило, только в отчетных калькуляциях. Браком считаются изделия и полуфабрикаты, которые по своему качеству не соответствуют установленным стандартам, техническим условиям или договорам. В зависимости от характера дефектов, обнаруженных при оценке готовой продукции или полуфабрикатов, брак делят на исправимый и неисправимый (окончательный). Исправимым браком считаются изделия и полуфабрикаты, которые после исправления могут быть использованы по прямому назначению и исправление которых технически возможно и экономически целесообразно. Неисправимым (окончательным) браком считаются изделия и полуфабрикаты, которые не могут быть использованы по прямому назначению и исправление которых технически невозможно и экономически нецелесообразно. Такие изделия реализуют по ценам возможного использования или используют в качестве вторичного сырья для переработки на другие виды продукции. В зависимости от места обнаружения брака различают брак внутренний и внешний. Внутренним считают брак, обнаруженный в организации до отправки продукции покупателю. Внешним называется брак, обнаруженный после передачи продукции покупателю. При выявлении брака работники отдела технического контроля делают соответствующие отметки в первичных документах по учету выработки. Неисправимый брак, кроме того, оформляется актом о браке или ведомостью о браке, в которой фиксируется несколько фактов брака. В акте указываются: характеристика брака, его причина, количество забракованной продукции, виновник брака; себестоимость брака; суммы, подлежащие взысканию с виновников брака; потери от брака; отметка цеха-получателя или склада о приемке забракованной продукции. Акт составляется работником отдела технического контроля, мастером и начальником цеха и передается в бухгалтерию, где калькулируется себестоимость брака. Акт утверждается руководителем организации, который принимает решение о порядке списания потерь от брака —за счет виновных лиц или за счет прибыли. Потери от неисправимого брака рассчитывают вычитанием из его себестоимости стоимости забракованных изделий по ценам возможного использования и сумм, удерживаемых с виновников брака. Себестоимость внутреннего окончательного брака складывается из фактических затрат по установленным статьям расходов, за исключением затрат по следующим статьям: «Расходы на подготовку и освоение производства», «Общехозяйственные расходы», «Потери от брака», «Прочие производственные расходы». В организациях с большой номенклатурой изделий брак обычно оценивают исходя из плановой или нормативной себестоимости. Себестоимость внутреннего исправимого брака определяют исходя из стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов, израсходованных на исправление брака, заработной платы производственных рабочих, занятых исправлением брака, отчислений на социальные нужды и соответствующей доли общепроизводственных расходов. Потери от внутреннего исправимого брака определяют вычитанием из его себестоимости сумм, удерживаемых с виновников брака. В себестоимость внутреннего окончательного и исправимого брака, происшедшего по вине поставщиков сырья, материалов и полуфабрикатов, включают также долю общезаводских расходов в процентном отношении по утвержденному плану и заработной плате производственных рабочих, начисленной за операции до момента обнаружения окончательного брака или до момента доработки исправимого брака. Стоимость внешнего брака состоит из производственной себестоимости забракованной продукции, расходов по приобретению этой продукции покупателями, а также транспортных расходов при замене забракованной продукции или расходов потребителя на исправление забракованной продукции. Штрафы, уплаченные покупателям за поставку бракованной продукции, относят на счет 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» и в стоимость потерь от брака не включают. Синтетический учет потерь от брака ведут на активном счете 28 «Брак в производстве». По дебету этого счета отражают затраты по исправлению частичного брака (с кредита счетов 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др.), а также себестоимость окончательного брака (с кредита соответствующего счета производства). Потери от брака списывают с кредита счета 28 «Брак в производстве» в дебет различных счетов в зависимости от причин брака и порядка возмещения потерь: счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — если брак произошел по вине рабочих; счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям» — если брак произошел по вине поставщиков недоброкачественных сырья и материалов; счета 10 «Материалы» — на стоимость забракованных изделий по цене возможного использования; соответствующего счета производства (счета 20 «Основное производство») — если невозмещенные потери от брака относятся на себестоимость готовой продукции. Аналитический учет потерь от брака ведут в каждом цехе, по видам забракованной продукции и статьям расходов.
Ссылки Гражданский кодекс РБ
Налоговый кодекс Республики Беларусь
Закон РБ «О бухгалтерском учете и отчетности»
Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50
Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102
14.12 Учет потерь от простоев и прочих производственных расходов
Простои могут быть вызваны внутренними причинами (т.е. по вине самой организации), внешними причинами (по вине поставщиков сырья и материалов, из-за прекращения подачи электроэнергии, воды и т.п.) и стихийными бедствиями. Простои оформляют простойным листком, в котором указывают время простоя, его причины, причитающуюся рабочим за простой сумму заработной платы и другие необходимые сведения. В состав потерь от простоев по внутренним и внешним причинам включают оплату труда производственных рабочих за время простоя, отчисления на социальные нужды, стоимость сырья, материалов, топлива и энергии, непроизводительно затраченных за это время. Потери от простоев по внутренним причинам учитывают по статье «Общепроизводственные расходы». В состав потерь от простоев по внешним причинам помимо указанных ранее затрат включают соответствующую долю общепроизводственных расходов. Потери от простоев по внешним причинам относят на виновные организации или включают в состав расходов от текущей деятельности (дебет счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности»), если эти потери не подлежат возмещению. Потери от простоев, вызванных стихийными бедствиями, списывают на уменьшение прибыли организации, т.е. в дебет счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности». По статье «Прочие производственные расходы» учитывают расходы, не входящие ни в одну из указанных ранее статей затрат: затраты на гарантийное обслуживание и ремонт продукции, проданной с гарантией, отчисления в отраслевые инновационные фонды, затраты на стандартизацию и др. Прочие производственные расходы включают в себестоимость соответствующих видов продукции прямым путем, а при невозможности распределяют между ними пропорционально их производственной себестоимости (без прочих производственных расходов).
Ссылки Гражданский кодекс РБ
Налоговый кодекс Республики Беларусь
Закон РБ «О бухгалтерском учете и отчетности»
Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50
Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102
14.13 Учет затрат на производство и расчет себестоимости работ и услуг вспомогательных производств
Вспомогательные производства обслуживают основное производство, обеспечивая его водой, электроэнергией, паром и т.п. К вспомогательным производствам промышленности относятся энергетические хозяйства, ремонтно-механические и ремонтно-строительные мастерские, цеха производства тары, транспортные хозяйства, холодильники и др. Учет вспомогательных производств осуществляется на активном синтетическом счете 23 «Вспомогательные производства». В дебет счета 23 в течение месяца относятся все затраты вспомогательных производств с кредита соответствующих материальных, расчетных и денежных счетов (10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», счетов 02, 05, 11, 16, 21, 23, 43, 50, 60, 69 и др.). По окончании месяца затраты вспомогательных производств распределяют пропорционально количеству потребленных услуг или произведенной продукции в соответствующих единицах измерения (1 кВт • ч электроэнергии, 1 Гкал тепла, 1 т пара, 1000м3 сжатого воздуха, 1 м3 воды, 1 т перевозок или 1 ч работы автомобиля, 1 т приведенного грузооборота и др.). Фактическую себестоимость произведенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг списывают со счета 23 в дебет счетов: 20 «Основное производство» — при отпуске продукции (работ, услуг) основному производству или основному виду деятельности; 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности»— при выполнении работ и услуг для сторонних организаций; 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» — при отпуске продукции (работ, услуг) обслуживающим производствам и хозяйствам; других счетов (08, 10, 15, 21, 28 и др.). Ссылки Гражданский кодекс РБ
Налоговый кодекс Республики Беларусь
Закон РБ «О бухгалтерском учете и отчетности»
Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50
Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 14. 14 Учет расходов на реализацию
К расходам на реализацию (коммерческие расходы) относят расходы, связанные с продажей продукции (работ, услуг), оплачиваемые поставщиком. В состав коммерческих расходов включают: расходы на тару и упаковку изделий на складах готовой продукции (стоимость услуг своих вспомогательных цехов, занятых изготовлением тары и упаковки, стоимость тары, приобретенной на стороне, оплата затаривания и упаковки изделий сторонними организациями); расходы на транспортировку продукции (расходы на доставку продукции на станцию или пристань отправления, погрузку в вагоны, суда, автомобили и т.п., оплата услуг специализированных транспортно-экспедиционных контор); комиссионные сборы и отчисления, уплачиваемые сбытовым и посредническим организациям, в соответствии с договорами; затраты на рекламу, включающие расходы на объявления в печати и по телевидению, проспекты, каталоги, буклеты, на участие в выставках, ярмарках, стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с контрактами, соглашениями и иными документами покупателям или посредническим организациям бесплатно, и другие аналогичные затраты; прочие расходы по сбыту (расходы по хранению, подработке, подсортировке и т.п.). Для учета коммерческих расходов используют активный счет 44 «Расходы на реализацию». По дебету этого счета учитывают расходы на реализацию с кредита соответствующих материальных, расчетных и денежных счетов: счета 10 «Материалы» — на стоимость израсходованной тары; счета 23 «Вспомогательные производства» — на стоимость услуг по отправке продукции со склада на станцию (пристань, аэропорт) отправления или на склад покупателя автотранспортом предприятия; счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на стоимость услуг по отправке продукции покупателю, оказанных сторонними организациями; счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — на оплату труда работников, сопровождающих продукцию, и других счетов. Аналитический учет по счету 44 ведут в ведомости учета общехозяйственных расходов, расходов будущих периодов и расходов на реализацию по указанным ранее статьям расходов. По окончании каждого месяца расходы на реализацию списывают в дебет счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» в полной сумме. Списание расходов на реализацию оформляют следующей бухгалтерской записью: Дебет счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности»; Кредит счета 44 «Расходы на реализацию».
Ссылки Гражданский кодекс РБ
Налоговый кодекс Республики Беларусь
Закон РБ «О бухгалтерском учете и отчетности»
Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50
Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 Особенности учета затрат в торговых организациях
Бухгалтерский учет издержек обращения и производства предприятий торговли должен обеспечить своевременное, полное и достоверное отражение фактических расходов, а также контроль за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. В организациях торговли в состав издержек обращения и производства включаются расходы, возникающие в процессе движения товаров до потребителей, а также расходы, связанные с выпуском и реализацией продукции собственного производства и продажей покупных товаров в организациях общественного питания. В целях бухгалтерского учета и составления финансовой (бухгалтерской) отчетности издержек обращения и производства организациям торговли можно применять следующую номенклатуру статей издержек обращения и производства. Таблица 14.5 - Номенклатура статей издержек обращения и производства предприятий торговли и общественного питания
В статью «Транспортные расходы» включают: оплату транспортных услуг сторонних организаций по перевозке товаров и продуктов (плата за перевозки, подачу вагонов, взвешивание грузов и т.п.); оплату услуг организаций по погрузке товаров и продуктов в транспортные средства и выгрузке из них, плату за экспедиционные операции и другие услуги; стоимость материалов, израсходованных на оборудование транспортных средств (щиты, люки, стеллажи и т.д.) и утепление (солома, опилки, мешковина и т.п.); плату за временное хранение грузов на станциях, пристанях, в портах, аэропортах и т.п. в пределах нормативных сроков, установленных для вывоза грузов в соответствии с заключенными договорами; плату за обслуживание подъездных путей и складов не общего пользования, включая плату железным дорогам согласно заключенным с ними договорам. Организациям торговли при осуществлении закупок товаров самостоятельно (в том числе по импорту и товарообменным операциям) разрешается при исчислении покупной стоимости поступающих товаров включать в эту статью наряду с ценой, предусмотренной в договоре, транспортные расходы, таможенные пошлины и прочие расходы по закупке и транспортировке. По импортным товарам стоимость определяется исходя из их стоимости, предусмотренной в договоре (контракте) на дату принятия к учету на предприятии торговли. Расходы, связанные с доставкой (включая погрузочно-разгрузочные работы) товаров и продуктов транспортом и персоналом организации торговли, подлежат включению в соответствующие статьи издержек обращения и производства (расходы на оплату труда, амортизация основных средств и др.). Расходы на перевозку топлива, льда, ремонтно-строительных и других материалов относятся на увеличение их стоимости. Расходы на перевозку, погрузку и выгрузку порожней тары при возврате ее поставщикам или отправке тарособирающим организациям и тароремонтным предприятиям учитываются по статье «Расходы на тару». Штрафы, уплаченные за простой и нарушение условий перевозок, относятся на виновных лиц и отражаются на счете 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», а в случае если конкретные виновники ущерба не установлены, или во взыскании с виновных лиц отказано судом, или при неполном взыскании ущерба — на счете 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности». Учет затрат по статьям «Расходы на оплату труда», «Отчисления на социальные нужды», «Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря», «Амортизация основных средств», «Расходы на ремонт основных средств», «Расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд», «Расходы на рекламу» осуществляется в основном таким же образом, как и в промышленных организациях. По статье «Расходы на топливо, газ и электроэнергию для производственных нужд» не отражается себестоимость электроэнергии, потребленной холодильным оборудованием (холодильными камерами, шкафами, прилавками и т.п.). Эту стоимость относят на статью «Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров». Расходы на торговую рекламу, включенные в состав издержек обращения и производства, при налогообложении принимаются в пределах утвержденных в установленном порядке норм. По статье «Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров» учитывают: фактическую стоимость материалов (оберточной бумаги, пакетов, клея), израсходованных при подработке, переработке, сортировке, фасовке и упаковке товаров; плату за услуги сторонних организаций по фасовке и упаковке товаров; расходы на содержание холодильного оборудования—стоимость электроэнергии, воды, смазочных материалов и др., оплату услуг сторонних организаций по техническому обслуживанию холодильного оборудования; фактическую себестоимость льда, израсходованного для охлаждения товаров и продуктов, которая слагается из покупной цепы, расходов на перевозку, погрузочно-разгрузочные работы, набивку льдом льдохранилищ (ледников); плату за временное хранение товаров на складах сторонних организаций; расходы на дезинфекцию (уничтожение вредных насекомых) и дератизацию (истребление мышей, крыс и других грызунов); другие расходы на создание условий для хранения товаров и продуктов (газовая среда, искусственное охлаждение, активная вентиляция и т.п.). По статье «Потери товаров и технологические отходы» отражаются: потери товаров и продуктов при железнодорожных, водных, воздушных, автомобильных и гужевых перевозках, хранении и продаже в пределах действующих норм естественной убыли, утвержденных в установленном порядке. В целях равномерного отражения предстоящих расходов в издержках обращения и производства на холодильниках, хладокомбинатах, базах овощных и продовольственных товаров, торговых организациях, имеющих склады, ежемесячно начисляется резерв на списание естественной убыли товаров в пределах действующих норм естественной убыли по следующим объектам: нормируемые отходы, образующиеся при подготовке к розничной продаже колбас, мясокопченостей и рыбы чистой массой (весом); потери от зачистки сливочного масла, крошения карамели обсыпной и сахара-рафинада. По этой статье также отражаются: убытки от недостачи и потери от порчи товаров, продуктов и сырья сверх норм естественной убыли в тех случаях, когда конкретные виновники не установлены; потери от списания долгов по недостачам товарно-материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, во взыскании которых отказано судом вследствие необоснованности исков. Потери и недостачи товаров и продуктов отражаются на этой статье по покупным ценам. Основанием для списания убытков от недостачи, порчи сверх норм естественной убыли, когда виновники не установлены или во взыскании которых отказано судом, является обоснованное заключение, утвержденное руководителем предприятия торговли. В документах, представляемых для оформления списания недостач и порчи ценностей сверх норм естественной убыли, должны быть решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц, или заключение о факте порчи ценностей, полученное от соответствующих специализированных организаций (инспекций по качеству и др.). По статье «Расходы на тару» отражаются: амортизация (износ) и расходы на ремонт тары-оборудования; амортизация многооборотной тары, возмещенная поставщикам в соответствии с условиями поставки товаров; расходы, связанные с ремонтом и естественным износом тары-оборудования в части, возмещенной поставщикам (владельцам тары-оборудования); стоимость тары, списанной из-за естественного износа; расходы на перевозку, погрузку и выгрузку порожней тары, осуществляемую сторонними организациями при возврате ее поставщикам или сдаче тарособирающим организациям; расходы на очистку и обработку (дезинфекцию) тары; разница в ценах на тару между приемными — при оприходовании — и сдаточными — при возврате порожней тары; другие расходы на тару. По статье «Прочие расходы» отражаются: суммы затрат по уплате налогов, сборов, отчислений в бюджет и в специальные внебюджетные фонды, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком за счет издержек обращения и производства; амортизация по нематериальным активам; оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг, компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей; представительские расходы в пределах утвержденных советом (правлением) смет организации; расходы на служебные разъезды работников в пределах пункта нахождения организации торговли; расходы на командировки, связанные с торгово-производственной деятельностью, в соответствии с установленными законодательством нормами; другие затраты, подлежащие включению в состав издержек, но не относящиеся к ранее перечисленным статьям. Расходы, включаемые в издержки обращения и производства организаций торговли, отражаются на соответствующих статьях установленного перечня в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от срока их оплаты. Расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, должны учитываться на счете 97 «Расходы будущих периодов» и подлежат отнесению на издержки обращения и производства в течение срока, к которому они относятся, ежемесячно равными частями, согласно утвержденным руководителем организации расчетам. В целях равномерного отражения предстоящих расходов в издержках обращения и производства отчетного периода организации торговли могут создавать резервы предстоящих расходов, которые учитываются на счете 96 «Резервы предстоящих расходов»: на предстоящую оплату отпусков работникам; на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год; ремонтный фонд или резерв на ремонт основных средств; резерв на списание естественной убыли в пределах утвержденных норм естественной убыли на предприятиях торговли, имеющих склады, на базах овощных и продовольственных товаров, холодильниках и хладокомбинатах. Образование других резервов разрешается только в порядке, установленном законодательством. Образование резервов производится за счет отчислений, включаемых в издержки обращения и производства в сроки, которые обоснованы специальными расчетами, утвержденными руководителем организации. В конце отчетного года в случае превышения фактически начисленного резерва над суммой расчета, подтвержденного инвентаризацией, производится сторнировочная запись издержек обращения и производства. В случаях когда окончание ремонтных работ по объектам с длительным сроком их производства происходит в году, следующем за отчетным, остаток резерва на ремонт основных средств не сторнируется. По окончании ремонта излишне начисленная сумма резерва присоединяется к финансовым результатам. Единовременные затраты могут при отсутствии резервов списываться на издержки обращения и производства того месяца, в котором они произведены. В организациях торговли издержки обращения в течение месяца учитывают на счете 44 «Расходы на реализацию». В конце месяца сумму издержек обращения и производства, приходящуюся на реализованные за текущий месяц товары, списывают в дебет счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности». Сальдо счета 44 «Расходы на реализацию» равно сумме издержек обращения, приходящейся на остаток не реализованных на конец отчетного периода товаров. При этом сумма издержек обращения и производства, относящаяся к остатку товаров на конец месяца, рассчитывается по среднему проценту издержек обращения и производства за отчетный месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке: 1) суммируются транспортные расходы на остаток товаров на начало месяца и произведенные в отчетном месяце; 2) определяется сумма товаров, реализованных в отчетном месяце, и остаток товаров на конец месяца; 3) отношением определенной в подпункте 1 суммы издержек обращения и производства к сумме реализованных и оставшихся товаров (подпункт 2) определяется средний процент издержек обращения и производства от общей стоимости товаров; 4) умножением суммы остатка товаров на конец месяца на средний процент указанных расходов определяется их сумма, относящаяся к остатку нереализованных товаров на конец месяца. В организациях общественного питания показатель «товарные запасы» охватывает запасы сырья, товаров, полуфабрикатов, готовой продукции, находящиеся во всех подразделениях организации. Ссылки Гражданский кодекс РБ
Налоговый кодекс Республики Беларусь
Закон РБ «О бухгалтерском учете и отчетности»
Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50
Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 14.15 Сводный учет затрат на производство
Сводный учет затрат на производство организуется по бесполуфабрикатному или полуфабрикатному варианту. При первом варианте ограничиваются учетом затрат по каждому цеху (переделу). В бухгалтерских записях движение полуфабрикатов не отражают. В соответствии с таким порядком учета затрат себестоимость полуфабрикатов после каждого передела не определяют, а рассчитывают лишь себестоимость готового продукта. При втором варианте движение полуфабрикатов из цеха в цех оформляют бухгалтерскими записями и рассчитывают себестоимость полуфабрикатов после каждого передела. При этом бухгалтерские записи на счете 20 «основное производство» столько раз повторяют ранее учтенные производственные затраты, сколько этапов обработки проходят сырье и основные материалы. Такое наслоение ранее учтенных затрат на производство усложняет учет и расчет себестоимости продукции. Вместе с тем этот вариант позволяет выявлять себестоимость полуфабрикатов на различных стадиях их обработки. В практике организаций иногда применяется и смешанный, или частично полуфабрикатный, вариант, при котором полуфабрикаты отражаются в учете на первых стадиях по полуфабрикатному, а на последующих стадиях — по бесполуфабрикатному варианту. Затраты на производство продукции включаются в себестоимость продукции того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от времени оплаты — предварительной (арендная плата и др.) или последующей (оплата отпусков рабочих и др.). Непроизводительные расходы и потери от брака отражают в учете в том отчетном месяце, в котором они выявлены. Для ведения сводного учета затрат на производство применяют ведомость сводного учета затрат на производство. Остатки незавершенного производства по каждой калькуляционной статье переносят в ведомость отчетного месяца из ведомости предыдущего. Затраты за отчетный месяц, себестоимость окончательного брака, оценку незавершенного производства на конец месяца определяют по соответствующим счетам. Фактическую себестоимость готовой продукции по каждой статье затрат рассчитывают следующим образом: к остатку незавершенного производства на начало месяца прибавляют фактические затраты за отчетный месяц, вычитают себестоимость окончательного брака и остатков незавершенного производства на конец месяца. Остатки и обороты по всем сводным ведомостям учета затрат на производство должны соответствовать остаткам и оборотам синтетического счета 20 «Основное производство». Переменные расходы учитывают на калькуляционных счетах 20, 23 и 29. Условно-переменные расходы предварительно учитывают на счете 25, а затем списывают на счета 20 и 23. Условно-постоянные расходы в части производственных затрат учитывают на счете 26. В конце отчетного периода условно-постоянные расходы списывают со счета 26 в дебет счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности». Таким образом, при вновь введенной методике группировки и списания затрат на производство на счетах 20, 23, 29 отражают неполную производственную себестоимость продукции (без общехозяйственных расходов). По окончании отчетного периода неполную фактическую себестоимость продукции списывают с кредита счетов 20, 23 и 29 в дебет счета 43 и других счетов. Следовательно, готовая продукция, товары отгруженные, незавершенное производство также будут отражаться в учете и отчетности по неполной производственной себестоимости. При использовании такой группировки и списания затрат на производство отечественная система учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции становится близкой к системе «директ-костинг», широко используемой в странах с развитой рыночной экономикой. Ссылки Гражданский кодекс РБ
Налоговый кодекс Республики Беларусь
Закон РБ «О бухгалтерском учете и отчетности»
Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50
Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102
7.16 Методы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции
Одним из основных показателей работы предприятия является себестоимость продукции. Расчет себестоимости единицы отдельных видов продукции или работ и всей реализованной продукции называется калькуляцией. Различают плановую, сметную, нормативную и отчетную, или фактическую, калькуляции. Плановые калькуляции определяют среднюю себестоимость продукции или выполненных работ на плановый период (год, квартал). Составляют их исходя из прогрессивных норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, затрат труда, использования оборудования и норм расходов по организации обслуживания производства. Эти нормы расходов являются средними для планируемого периода. Разновидностью плановой калькуляции являются сметные калькуляции, которые составляют на разовое изделие или работу для определения цены, расчетов с заказчиками и других целей. Нормативные калькуляции составляют на основе действующих на начало месяца норм расхода сырья, материалов и других затрат (текущих норм затрат). Текущие нормы затрат соответствуют производственным возможностям организации на данном этапе его работы. В условиях инфляции и роста цен на сырье, материалы, топливо текущие нормы затрат в начале года, как правило, ниже средних норм затрат, заложенных в плановую калькуляцию, а в конце года, наоборот, выше. Именно поэтому и нормативная себестоимость продукции в начале года, как правило, ниже плановой, а в конце года — выше. Отчетные, или фактические, калькуляции составляются по данным бухгалтерского учета о фактических затратах на производство продукции и отражают фактическую себестоимость произведенной продукции или выполненных работ. В фактическую себестоимость продукции включают и непланируемые непроизводительные расходы. Калькулирование себестоимости продукции осуществляют различными методами. Под методом калькуляции понимают систему приемов, используемых для расчета себестоимости калькуляционной единицы. Выбор метода калькулирования себестоимости продукции зависит от типа производства, его сложности, наличия незавершенного производства, длительности производственного цикла, номенклатуры вырабатываемой продукции. На промышленных предприятиях применяют нормативный, позаказный, попередельный и попроцессный (простой) методы учета затрат и калькулирования фактической себестоимости продукции. Нормативный метод учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции применяют, как правило, в отраслях обрабатывающей промышленности с массовым и серийным производством разнообразной и сложной продукции. Сущность его заключается в следующем: отдельные виды затрат на производство учитывают по текущим нормам, предусмотренным нормативными калькуляциями; обособленно ведут оперативный учет отклонений фактических затрат от текущих норм с указанием места возникновения отклонений, причин и виновников их образования; учитывают изменения, вносимые в текущие нормы затрат в результате внедрения организационно-технических мероприятий, и определяют влияние этих изменений на себестоимость продукции. Фактическая себестоимость продукции определяется алгебраическим сложением суммы затрат по текущим нормам, величины отклонений от норм и величины изменений норм: 3Ф=3Н +О + И, где 3Ф —затраты фактические; 3н — затраты нормативные; О — величина отклонений от норм; И — величина изменений норм. При этом фактическую себестоимость изделия можно установить двумя способами. Если объектом учета производственных расходов являются отдельные виды продукции, то и отклонения от норм, а также их изменения можно отнести на эти виды продукции прямым путем. Фактическую себестоимость этих видов продукции определяют способом прямого расчета по приведенной формуле. Если объектом учета производственных расходов являются группы однородных видов продукции, то фактическую себестоимость каждого вида продукции устанавливают распределением отклонений от норм и изменений норм пропорционально нормативным затратам на производство отдельных видов продукции. Второй способ калькулирования фактической себестоимости продукции является менее трудоемким. Применение нормативного метода учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции требует разработки нормативных калькуляций на основе норм основных затрат, действующих на начало месяца, и квартальных смет расходов по обслуживанию производства и управлению. В организациях, отличающихся относительной стабильностью технологических процессов, нормы затрат изменяются редко, поэтому плановая себестоимость мало отличается от нормативной. В этих организациях вместо нормативных калькуляций можно использовать плановые. Отклонения фактических затрат от установленных норм по отдельным расходам определяют методом документирования или инвентарным методом. Текущий учет затрат по нормам и отклонений от них ведут, как правило, только по прямым расходам (сырье и материалы, заработная плата). Отклонения по косвенным расходам распределяют между видами продукции по окончании месяца. Аналитический учет затрат на производство продукции осуществляют в карточках или особого рода оборотных ведомостях, составляемых по отдельным видам или группам продукции. Нормативный метод учета производственных затрат и калькулирования себестоимости продукции призван выполнять две функции: обеспечить оперативный контроль за производственными затратами путем учета затрат по текущим нормам и отдельно — отклонений от норм и их изменений; обеспечить точное калькулирование себестоимости продукции. Однако некоторые организации и отрасли ограничивают применение данного метода использованием его лишь как приема калькулирования себестоимости продукции. В этом случае данный метод не выполняет своей основной функции — оперативного текущего контроля за производственными затратами. Позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции применяют на ремонтных работах и некоторых других производствах. При данном методе объектом учета и калькулирования является отдельный производственный заказ. Под заказом понимают изделие, мелкие серии одинаковых изделий или ремонтные, монтажные и экспериментальные работы. При изготовлении крупных изделий с длительным процессом производства заказы выдают не на изделие в целом, а на его агрегаты, узлы, представляющие законченные конструкции. Для учета затрат на каждый заказ открывают отдельный аналитический счет с указанием шифра заказа. Учет прямых затрат по отдельным заказам ведут на основании первичных документов по учету выработки, расходу материалов и др., в которых обязательно указывают соответствующий шифр заказа. Косвенные расходы распределяют между отдельными заказами условно по принятым в данном производстве или данной отрасли способам. При этом методе учета затрат и калькулирования себестоимости продукции все затраты считаются незавершенным производством вплоть до окончания заказа. Отчетную калькуляцию составляют только после выполнения заказа. Время составления отчетной калькуляции не совпадает со временем составления периодической бухгалтерской отчетности. При частичном выполнении заказов и сдачи их заказчикам частичный выпуск оценивают по фактической себестоимости ранее выполненных заказов с учетом изменений в их конструкции, технологии, условиях производства, т.е. допускается условность оценки частичного выпуска заказа и незавершенного производства. К недостаткам данного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции следует отнести также отсутствие оперативного контроля за уровнем затрат, сложность и громоздкость инвентаризации незавершенного производства. Попередельный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции применяют в производствах с комплексным использованием сырья, а также в отраслях промышленности с массовым и крупносерийным производством, где обрабатываемое сырье и материалы проходят последовательно несколько фаз обработки (переделов). В этом случае затраты учитывают не только по видам продукции и статьям калькуляции, но и по переделам. При комплексном использовании сырья или полуфабрикатов вырабатываемую продукцию различных сортов и марок переводят в условный сорт с помощью системы коэффициентов. При изготовлении из одного и того же вида сырья нескольких продуктов выделяют основной продукт. Остальные рассматривают как побочные (сопутствующие) и оценивают их по установленным ценам. Стоимость оцененной побочной продукции вычитают из общей суммы затрат на производство, а оставшиеся затраты относят на себестоимость основного продукта. Различают бесполуфабрикатный и полуфабрикатный варианты попередельного метода учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции. При первом варианте, как уже отмечалось, ограничиваются учетом затрат по каждому переделу. В бухгалтерских записях движение полуфабрикатов не отражается. Их движение от одного передела к другому бухгалтерия контролирует по данным оперативного учета движения полуфабрикатов в натуральном выражении, который ведут в цехах. В соответствии с таким порядком учета затрат себестоимость полуфабрикатов после каждого передела не определяют, а рассчитывают лишь себестоимость готового продукта. При втором варианте движение полуфабрикатов из цеха в цех оформляют бухгалтерскими записями и калькулируют себестоимость полуфабрикатов после каждого передела, что позволяет выявлять себестоимость полуфабрикатов на различных стадиях его обработки и тем самым обеспечивать более действенный контроль за себестоимостью продукции. При попередельном методе используют важнейшие элементы нормативного метода — систематическое выявление отклонений фактических затрат от текущих норм (плановой себестоимости) и учет изменений этих норм. В первичной документации и оперативной отчетности фактический расход сырья, материалов, полуфабрикатов, энергии и др. необходимо сопоставлять с нормативным. Использование элементов нормативного метода позволяет ежедневно осуществлять контроль за затратами на производство, вскрывать причины отклонений от норм, выявлять резервы снижения себестоимости продукции. Попроцессный (простой) метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции применяется в отраслях с ограниченной номенклатурой продукции и там, где незавершенное производство отсутствует или незначительно (в добывающей промышленности, на электростанциях и т.п.). Примером такой отрасли может служить угольная промышленность, где производственная себестоимость 1 т угля определяется делением затрат на количество угля, выданного на поверхность. Уголь, оставшийся в шахте, в расчет не принимается. На предприятиях промышленности попроцессный метод учета затрат и калькулирования применяется в простых вспомогательных производствах, вырабатывающих один или несколько видов продукции (работ, услуг) и, как правило, не имеющих незавершенного производства (энергетические хозяйства, жестяно-баночное производство и др.).
Ссылки Гражданский кодекс РБ
Налоговый кодекс Республики Беларусь
Закон РБ «О бухгалтерском учете и отчетности»
Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50
Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102
7.18 Принципы распределения затрат в управленческом учете
В условиях существенно ограниченного доступа к финансовым ресурсам для белорусских организаций в современных условиях все большее значение для них приобретает создание эффективных способов учета затрат, и в частности, такую их важную составляющую как распределение затрат по подразделениям или центрам финансовой ответственности. Классическая система учета затрат, как известно из теории бухгалтерского учета, состоит обычно из следующих разделов: · учет затрат по видам; · учет затрат по центрам затрат (местам их возникновения затрат); · учет затрат по объектам учета (в том числе определение себестоимости). Рассмотрим основные понятия системы бухгалтерского учета затрат. Объект учета затрат - это продукция, контракт, проект, организационное подразделение, вид деятельности (функция) или другой объект, для которого (или в отношении которого) выполняется учет, измерение или оценка затрат. Важным с точки зрения управленческого учета является то, что современные подходы требуют выбора в качестве основного объекта учета затрат не продукцию, а процесс доставки (вместе с изготовлением, естественно) продукции конечному потребителю - так называемой " цепочки добавленной стоимости" (или иногда называемой " цепочкой создания ценности" - Value Chain). Учет затрат по конкретной продукции при этом сохраняется. Учет затрат по видам показывает, какие затраты возникли по классификационным группам, выделяемым на предприятии в соответствии с применяемой классификацией (либо согласно действующих нормативных документов, либо согласно собственной учетной политике) и относимым на предприятии на себестоимость в процессе производства продукции в отчетном периоде (месяц, квартал, год). Типичные виды таких затрат: основные материалы, труд основных производственных рабочих, вспомогательные материалы, электроэнергия, топливо и ГСМ, аренда, налоги (по видам) и т. д. В рамках учета затрат по их центрам различные виды затрат относят на те подразделения предприятия, в которых они были осуществлены. При этом не следует путать такой учет с учетом затрат по центрам финансовой ответственности, где сейчас применяется термин " центр расходов" вместо устаревшего " центра затрат". При учете затрат по объектам учета, в качестве которых могут выступать, например, единицы продукции, учитывают все затраты, связанные с выполнением производственного (или клиентского, что во многих случаях даже важнее) заказа или производством единицы продукции какого-либо вида. Учет затрат по носителям служит основой для установления цены сделки, является базой для расчета налогов и сборов, а также для текущей оценки финансовых результатов деятельности предприятия. Следует отметить, что в каждом из этих случаев может применяться свой метод отнесения затрат на объект учета, и они могут быть различны в зависимости от целевой нагрузки такого расчета. В частности, достаточно естественно, чтобы в первом случае применялся " директ-костинг", во втором - полное распределение затрат, а в третьем - функционально-стоимостной анализ.
|