Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие критерии распределения накладных затрат






При выборе используемой базы распределения обычно применяются четыре критерия:

· полезность;

· причинно-следственные связи;

· справедливость;

· способность нести затраты.

Эти критерии служат основой для обоснования методов распределения затрат, применяемых компаниями в практике их деятельности. Остановимся на них подробнее.

Из четырех перечисленных критериев двумя наиболее важными и часто используемыми являются полезность и причинно-следственные связи. Например, критерий " полезность" может применяться к косвенным затратам в связи с тем, что некоторые или все объекты учета затрат получают выгоду (" пользу") от этих затрат и поэтому должны делить ответственность за них. Так, внедрение корпоративной информационной аналитической бухгалтерской системы должно быть полезно всем подразделениям, и все они должны отвечать за прогресс проекта.

Критерий " причинно-следственные связи" может применяться к косвенным затратам, которые осуществляются одними объектами учета, а используются и другими объектами учета. Например, пересмотр формы контракта или внедрение системы документооборота по учету контрактов, предлагается коммерческим отделом, хотя в проект будут вовлечены и другие отделы. Существует определенная двойственность в толковании терминов " полезность" и " причинно-следственные связи", в связи с чем они иногда используются как взаимозаменяемые.

Термин «Справедливость» является часто обсуждаемым и важным как критерий оценки, но его трудно использовать на практике, поскольку это понятие недостаточно четко. Поэтому в современных условиях вместо термина " справедливость" часто используется " понятность" или " прозрачность", то есть ЦФО должен достаточно ясно осознавать свою причастность к относимым к нему затратам. Иначе говоря, справедливость во многом сводится к первым двум указанным нами выше критериям.

Способность нести затраты означает наличие достаточного для поглощения этих затрат уровня прибыли подразделения. В связи с этим она обычно связана с распределением на основе прибыли. Данный критерий используется в случае необходимости отнесения затрат нового или реструктурированного подразделения или производственной линии. В этом случае некоторые общепроизводственные затраты не относятся на новое подразделение, чтобы стимулировать его развитие. Упомянутый критерий следует использовать крайне ограниченно, так как он крайне дезорганизующе воздействует на поведение руководства обоих ЦФО.

Таблица 14.3 - Примеры косвенных затрат и связанных с ними баз распределения

 

Категории затрат Возможные базы распределения (пример)
НИР и НИОКР Плановое время использования или фактическая загрузка, реализация, привлеченные активы, новые виды продукции
Отдел кадров Количество сотрудников, зарплата, вакансии
Бухгалтерия Плановое время использования или фактическая загрузка, реализация, привлеченные активы, данные по сотрудникам
PR и маркетинг Реализация
Снабжение Сумма заказов на закупку, количество заказов на закупку, расчетное время или загрузка
Зарплата менеджмента Реализация, привлеченные активы, доход без учета налогов
Отдел налогообложения Плановое время использования или фактическая загрузка, реализация, привлеченные активы

 

Следует отметить, что на практике используемые базы распределения сильно отличаются друг от друга, даже в компаниях, сходных по функциям и отрасли.

Ниже описано, как при изменении цели распределения могут меняться принципы распределения затрат по ЦФО (Цель распределения: рассчитать доход и добиться целевого уровня цен (Полная себестоимость.)

Причины, по которым группы затрат распределяются:

· компенсация справедливой доли совместно потребляемых корпоративных затрат;

· привлечение внимания менеджеров к существованию совместно потребляемых корпоративных затрат, которые должны компенсироваться;

· методы распределения ясно отражают долю каждого объекта учета затрат в потреблении общекорпоративных затрат;

· когда цены определяются государственными нормативами. В зависимости от вида и объема включаемых в расчеты затрат, распределение общехозяйственных и административных расходов требуется производить согласно этим нормативам.

Причины, по которым группы затрат не распределяются, следующие:

· цены определяются факторами, находящимися вне сферы влияния руководства. Методы распределения не оказывают на них никакого воздействия;

· распределения являются спорными, а получаемая в результате " полная себестоимость" не служит надежной базой для ценообразования в некоторых схемах принятия стратегических и тактических решений;

· менеджеры линеек или видов продукции могут устанавливать собственные цены и доходы по группам, достаточные для покрытия всех затрат;

· политика ценообразования имеет целью вносить достаточный вклад от каждой линейки продукции для покрытия всех совместно потребляемых затрат (то есть при установлении цен применяется метод " директ-костинг" по всей продукции)

Цель распределения затрат: мотивировать менеджеров - руководителей ЦФО.(Затраты по центру ответственности.) Причины, по которым группы затрат распределяются, являются следующими:

· напоминать менеджерам организационных единиц о существовании совместно потребляемых затрат и о том, что доходы организационной единицы должны быть достаточными для покрытия определенной части этих затрат;

· связать доходы организационной единицы с общими доходами компании;

· метод распределения ясно отражает потребление каждой организационной единицей основных общих услуг компании;

· стимулировать менеджеров организационных единиц принимать участие в контроле за совместно потребляемыми затратами;

· стимулировать использование общих услуг.

Основные причины, по которым группы затрат не распределяются:

· общехозяйственные и административные расходы не связаны с конкретными организационными единицами, поэтому производимые распределения являются спорными и имеют тенденцию искажать доходы подразделений;

· менеджеры организационных единиц возражают против начисления затрат, находящихся вне сферы их влияния;

· распределение общехозяйственных и административных расходов не будет существенно влиять на заявленные доходы подразделения;

· не может быть достигнуто согласие между менеджерами подразделений в отношении правильного метода распределения;

· стоимость усилий по распределению превышает потенциально возможные выгоды.

Таким образом, как видим, принципы распределения затрат в управленческом учете являются инструментом управления и выбираются исходя из принципов управления себестоимостью, ценообразованием или оценкой деятельности центров финансовой ответственности или подразделений. Для каждой из этих целей, возможно, придется подобрать свой, самый подходящий принцип распределения затрат, наиболее точно отражающий целевую задачу распределения и эффективный с точки зрения принятия управленческих решений. Но это уже практика управленческого учета.

 

 

14.19 Учет затрат на содержание объектов непроизводственной сферы

 

К объектам непроизводственной сферы относят обслуживающие производства и хозяйства, деятельность которых не связана с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, явившихся целью создания данной организации, — состоящие на балансе организации жилищно-коммунальные хозяйства, пошивочные и другие мастерские бытового обслуживания, столовые и буфеты, детские дошкольные учреждения (сады, ясли), дома отдыха, санатории и другие подразделений оздоровительного и культурно-просветительного назначения, а также научно-исследовательские и конструкторские подразделения.

Учет деятельности обслуживающих производств и хозяйств осуществляют на счетах 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 86 «Целевое финансирование» и др.

Счет 29 активный. По дебету счета отражают:

прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг (материалы, топливо, газ, вода, оплата труда, отчисления на социальные нужды и др.), с кредита материальных, расчетных и других счетов;

расходы вспомогательных производств (с кредита счета 23);

соответствующую часть общехозяйственных расходов (с кредита счета 26).

Фактическую себестоимость произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг списывают с кредита счета 29. Списание осуществляют в дебет счетов:

10, 43 — на стоимость материалов и готовой продукции, выпущенных обслуживающими производствами и хозяйствами;

90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» — при продаже продукции, работ, услуг;

76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — на суммы, причитающиеся с квартиросъемщиков, арендаторов и др. за оказанные услуги;

учета затрат подразделений—потребителей работ и услуг, выполненных обслуживающими производствами и хозяйствами (23, 25 и др.);

учета источников покрытия затрат на содержание обслуживающих производств и хозяйств (86, 91).

Убыток от эксплуатации жилищно-коммунального хозяйства может быть списан со счета 29 в дебет счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности», а прибыль — в кредит счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности».

На счете 29 может быть остаток, показывающий стоимость незавершенного производства.

Аналитический учет по счету 29 ведут по каждому обслуживающему производству и хозяйству и по отдельным статьям затрат. При этом по жилым домам должна быть обеспечена информация об эксплуатационных и целевых расходах (водоснабжение, освещение, канализация, газ, отопление).

В соответствии с действующим законодательством организации могут получить средства из бюджетов на возмещение убыточности, капитальный ремонт жилищного фонда, премирование и другие цели.

При поступлении ассигнований из бюджета дебетуют счет 51 «Расчетные счета» и кредитуют счет 86 «Целевое финансирование» (по отдельным субсчетам по направлениям финансирования).

Списание использованных средств целевого назначения осуществляют в дебет счета 86 с кредита счетов:

23 «Вспомогательные производства» — на возмещение расходов по капитальному ремонту жилищного фонда и других объектов;

90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» — на покрытие убытков.

Суммы, поступившие из бюджета как возмещение разницы между выручкой, рассчитанной по планово-расчетным тарифам (там, где они применяются), и выручкой, рассчитанной по действующим тарифам, отражают по кредиту счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности»» в составе текущих (операционных) доходов. Таким же образом отражают суммы, поступившие из бюджета на покрытие разницы в ценах на топливо, теплоэнергию по ценам и тарифам ниже покупных.

Ссылки

Гражданский кодекс РБ

 

Налоговый кодекс Республики Беларусь

 

Закон РБ «О бухгалтерском учете и отчетности»

 

Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50

 

Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102

 

 

14.20 Учет расходов по инвестиционной и финансовой деятельности

 

Итак, как отмечалось в разделе 14.1, расходыв зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:

расходы по текущей деятельности;

расходы по инвестиционной деятельности;

расходы по финансовой деятельности.

Ранее нами были рассмотрены текущие расходы, формирующие себестоимость продукции. Поэтому рассмотрим особенности учета расходов по инвестиционной и финансовой деятельности. Такие расходы учитываются по Дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Инвестиционная деятельность – это деятельность организации по приобретению и созданию, реализации и прочему выбытию основных средств, нематериальных активов, доходных вложений в материальные активы, вложений в долгосрочные активы, оборудования к установке, строительных материалов у заказчика, застройщика (далее – инвестиционные активы), осуществлению (предоставлению) и реализации (погашению) финансовых вложений, если указанная деятельность не относится к текущей деятельности согласно учетной политике организации.

В состав расходов по инвестиционной деятельности, учитываемых на счете 91 «Прочие доходы и расходы», включаются:

расходы, связанные с реализацией и прочим выбытием инвестиционных активов, реализацией (погашением) финансовых вложений;

суммы недостач и потерь от порчи инвестиционных активов;

доходы и расходы, связанные с участием в уставных фондах других организаций;

расходы по договорам о совместной деятельности;

расходы по финансовым вложениям в долговые ценные бумаги других организаций (в случае, если организация не является профессиональным участником рынка ценных бумаг);

суммы создаваемых резервов под обесценение краткосрочных финансовых вложений (в случае, если организация не является профессиональным участником рынка ценных бумаг);

суммы изменения стоимости инвестиционных активов в результате переоценки, обесценения, признаваемые расходами в соответствии с законодательством;

стоимость инвестиционных активов, переданных безвозмездно;

расходы, связанные с предоставлением во временное пользование (временное владение и пользование) инвестиционной недвижимости;

проценты, причитающиеся к получению;

прочие расходы по инвестиционной деятельности.

Финансовая деятельность – это деятельность организации, приводящая к изменениям величины и состава внесенного собственного капитала, обязательств по кредитам, займам и иных аналогичных обязательств, если указанная деятельность не относится к текущей деятельности согласно учетной политике организации.

В состав расходов по финансовой деятельности, учитываемых на счете 91 «Прочие доходы и расходы», включаются:

проценты, подлежащие к уплате за пользование организацией кредитами, займами (за исключением процентов по кредитам, займам, которые относятся на стоимость инвестиционных активов в соответствии с законодательством);

разницы между фактическими затратами на выкуп акций и их номинальной стоимостью (при аннулировании выкупленных акций) или стоимостью, по которой указанные акции реализованы третьим лицам (при последующей реализации выкупленных акций);

расходы, связанные с получением во временное пользование (временное владение и пользование) имущества по договору финансовой аренды (лизинга) (если лизинговая деятельность не является текущей деятельностью);

расходы, связанные с выпуском, размещением, обращением и погашением долговых ценных бумаг собственного выпуска (в случае, если организация не является профессиональным участником рынка ценных бумаг);

курсовые разницы, возникающие от пересчета активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте, за исключением случаев, установленных законодательством;

разницы, возникающие при погашении обязательства в валюте, отличной от валюты обязательства, за исключением случаев, установленных законодательством;

прочие расходы по финансовой деятельности.

 

Ссылки

Гражданский кодекс РБ

 

Налоговый кодекс Республики Беларусь

 

Закон РБ «О бухгалтерском учете и отчетности»

 

Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50

 

Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102

 

14.21 Состав затрат, включаемых в расходы организации, учитываемых при налогообложении прибыли

 

Состав расходов, учитываемых при налогообложении налогом на прибыль, определен налоговым законодательством, в частности, Налоговым Кодексом РБ. Налоговое законодательство устанавливает, что затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении (далее в настоящей главе – затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)), представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете.

Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) определяются на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета) и отражаются в том налоговом периоде, к которому они относятся (принцип начисления), независимо от времени (срока) оплаты (предварительная или последующая) с учетом следующих особенностей:

- затраты, производимые до начала осуществления деятельности организации, по освоению новых производств, цехов и агрегатов (пусковые расходы), отражаются в порядке, предусмотренном учетной политикой организации, но не ранее чем со дня начала осуществления соответственно деятельности организации, эксплуатации производств, цехов и агрегатов;

- при определении прибыли от реализации произведенных товаров (работ, услуг), а также приобретенных товаров принимаются затраты, приходящиеся на фактически реализованные товары (работы, услуги), рассчитанные на основе данных бухгалтерского учета, если такое распределение предусмотрено законодательством о бухгалтерском учете и отчетности;

- затраты, относящиеся к налоговому периоду, подтверждаемые первичными учетными документами, поступившими по истечении этого периода, отражаются в том налоговом периоде, к которому они относятся;

- отдельные виды затрат могут отражаться путем создания в установленном порядке резервов предстоящих расходов;

- отражаются амортизационные отчисления по основным средствам и нематериальным активам, используемым в предпринимательской деятельности и находящимся в эксплуатации. Основные средства, находящиеся в простое (в том числе в связи с проведением ремонта) продолжительностью до трех месяцев, запасе, приравниваются к основным средствам, находящимся в эксплуатации.

Плательщик имеет право применить инвестиционный вычет.

Инвестиционным вычетом признается сумма, исчисленная от первоначальной стоимости основных средств, используемых в предпринимательской деятельности, а также от сформированной в бухгалтерском учете стоимости вложений в основные средства, используемые в предпринимательской деятельности, в связи с их реконструкцией, модернизацией, реставрацией в следующих пределах:

- по зданиям, сооружениям и устройствам передаточным, используемым в предпринимательской деятельности, и стоимости вложений в их реконструкцию – не более десяти процентов первоначальной стоимости (стоимости вложений в их реконструкцию);

- по машинам и оборудованию, используемым в предпринимательской деятельности, и стоимости вложений в их реконструкцию, по транспортным средствам (за исключением легковых автомобилей, кроме относимых к специальным, а также используемых для оказания услуг такси) и стоимости вложений в их реконструкцию – не более двадцати процентов первоначальной стоимости (стоимости вложений в их реконструкцию).

Сумма инвестиционного вычета включается в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) в том месяце, с которого (в котором):

в соответствии с законодательством начато начисление амортизации основных средств, используемых в предпринимательской деятельности, указанных в части третьей настоящего подпункта;

стоимость вложений в реконструкцию увеличила в бухгалтерском учете первоначальную стоимость основных средств, используемых в предпринимательской деятельности.

Применительно к одному и тому же объекту основных средств, используемому в предпринимательской деятельности, инвестиционный вычет может быть применен плательщиком повторно только в отношении стоимости вложений в реконструкцию, ранее не принятой для расчета инвестиционного вычета.

Стоимость имущества, полученного при ликвидации (частичной ликвидации) основного средства, от первоначальной стоимости и (или) стоимости вложений в реконструкцию которого исчислен и включен в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг) инвестиционный вычет, не может быть учтена плательщиком в составе первоначальной стоимости и (или) стоимости вложений в реконструкцию иных объектов основных средств, используемых в предпринимательской деятельности, для целей исчисления инвестиционного вычета.

Для целей определения инвестиционного вычета по основным средствам, используемым в предпринимательской деятельности:

к зданиям относятся основные средства (их части), определенные в качестве зданий по законодательству, регулирующему нормативные сроки службы основных средств, за исключением зданий жилых объектов (кроме общежитий), стационарных торговых объектов (включая товарные склады (общетоварные, специализированные)) и рынков, предназначенных и (или) используемых для торговли, зданий культурно-развлекательных (ночных) клубов, зданий, используемых для осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса, зданий гостиниц и других зданий для краткосрочного проживания (кроме относящихся к объектам придорожного сервиса), зданий, предназначенных и (или) используемых для общественного питания (кроме столовых при предприятиях и учреждениях), зданий сборно-разборных и передвижных;

к устройствам передаточным относятся основные средства (их части), определенные в качестве устройств передаточных по законодательству, регулирующему нормативные сроки службы основных средств;

к сооружениям относятся основные средства (их части), определенные в качестве сооружений по законодательству, регулирующему нормативные сроки службы основных средств, за исключением сооружений спортивных, сооружений мест отдыха и зоопарков, сооружений для стоянки или парковки автомобилей;

к машинам и оборудованию, транспортным средствам относятся основные средства, определенные в качестве машин и оборудования, средств транспортных по законодательству, регулирующему нормативные сроки службы основных средств, за исключением основных средств, которые предназначены и (или) используются для осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса, оборудования торговли и общественного питания;

к стоимости вложений в реконструкцию относится стоимость работ по реконструкции (модернизации, реставрации) зданий, сооружений, устройств передаточных, машин и оборудования, транспортных средств (включая стоимость материалов, использованных при их проведении), иных работ, которая увеличила в бухгалтерском учете первоначальную стоимость основных средств, используемых в предпринимательской деятельности;

- затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические работы отражаются в затратах по производству и реализации товаров (работ, услуг) в случае, если результатом их выполнения не стало создание амортизируемого имущества (нематериальных активов).

Затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические работы, зарегистрированные в государственном реестре научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь, при соблюдении условия, установленного частью первой настоящего подпункта, могут отражаться в затратах по производству и реализации товаров (работ, услуг) с применением повышающего коэффициента до 1, 5 включительно;

- проценты за пользование кредитами, займами (за исключением процентов по кредитам, займам, которые относятся на стоимость инвестиционных активов в соответствии с законодательством), признаваемые в бухгалтерском учете расходами, принимаются в качестве затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг);

- при определении инвестором (заказчиком, застройщиком) прибыли, полученной от реализации построенного им объекта недвижимости (его части), затраты, произведенные при создании объектов инженерной и транспортной инфраструктуры к данному объекту недвижимости и безвозмездно переданные эксплуатационным организациям в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь, принимаются в качестве затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг);

- отражаются обязательные страховые взносы в государственный внебюджетный фонд социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные в порядке, установленном законодательством, на все выплаты работникам, а также лицам, работающим по совместительству и выполняющим работу по гражданско-правовым договорам, непосредственно связанным с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав;

- при принятии юридическим лицом Республики Беларусь решения о передаче затрат, связанных с управлением организацией, филиалам, представительствам и иным обособленным подразделениям, исполняющим налоговые обязательства такого юридического лица, в качестве затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг) у последних принимаются затраты, распределенные между всеми филиалами, представительствами и иными обособленными подразделениями, исполняющими налоговые обязательства юридического лица Республики Беларусь, независимо от результатов их финансово-хозяйственной деятельности пропорционально критерию, определенному учетной политикой юридического лица.

При налогообложении не учитываются следующие затраты:

1.1. на выполнение организацией или оплату работ (услуг), не связанных с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав, в том числе работы по благоустройству населенных пунктов;

1.2. на выполнение работ по строительству, оборудованию, а также содержанию (включая затраты на все виды ремонта) находящихся на балансе организации объектов, не участвующих в предпринимательской деятельности;

1.3. выплаты физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и натуральной формах, носящие характер социальных льгот, дополнительно предоставляемых по решению нанимателя и (или) трудового коллектива сверх льгот, предусмотренных законодательством, в том числе:

премии, выплачиваемые за счет средств специального назначения и целевых поступлений;

вознаграждения по итогам работы за год;

материальная помощь (в том числе безвозмездная материальная помощь работникам для строительства либо приобретения одноквартирного жилого дома или квартиры, а также погашения кредитов, займов, предоставленных на эти цели);

ссуды и займы, в том числе беспроцентные;

оплата дополнительных отпусков за ненормированный рабочий день, за продолжительный стаж работы в одной организации, поощрительных отпусков, которые могут предоставляться по коллективному, трудовому договору, нанимателем;

надбавки и доплаты к пенсиям;

выплаты, осуществляемые обучающимся работникам, в размере, превышающем размер стипендии, устанавливаемый в соответствии с законодательством;

единовременные пособия лицам, уходящим на пенсию;

компенсационные выплаты в связи с повышением цен, производимые сверх размеров индексации доходов, предусмотренных законодательством;

компенсация стоимости питания на объектах общественного питания, предоставление его бесплатно (кроме специального питания для отдельных категорий физических лиц в случаях, предусмотренных законодательством);

стоимость товаров (работ, услуг), предоставляемых бесплатно, а также отпускаемых подсобными хозяйствами организации для общественного питания;

стоимость питания, товаров (работ, услуг), предоставляемых по льготным ценам либо с частичной оплатой;

оплата расходов по найму жилых помещений, путевок на лечение и отдых, экскурсий и путешествий, занятий в секциях, кружках, клубах, посещений культурно-зрелищных и физкультурных (спортивных) мероприятий, подписки на периодические издания, товаров (работ, услуг) для личного потребления и другие аналогичные выплаты и затраты;

1.6. на командировки, произведенные сверх норм, установленных в порядке, определенном Трудовым кодексом Республики Беларусь;

1.7. на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных сверх норм, установленных в соответствии с законодательством;

1.8. расходы на организацию досуга или отдыха в ходе проведения рекламных акций, а также при проведении собраний, конференций, семинаров;

1.9. потери, убытки от недостачи имущества и (или) его порчи, произошедшие сверх норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном законодательством, если судом отказано во взыскании данных сумм по причине ненадлежащего учета и хранения материальных ценностей, пропуска срока исковой давности или по другим зависящим от организации причинам;

1.10. суммы начисленных организацией дивидендов и приравненных к ним доходов;

1.11. пени, штрафы и иные санкции, перечисляемые в бюджет или государственные внебюджетные фонды;

1.12. взносы (вклады) в уставные фонды организаций;

1.13. на приобретение и (или) создание амортизируемого имущества;

1.14. суммы амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам, не используемым в предпринимательской деятельности, а также по основным средствам, не находящимся в эксплуатации;

1.15. стоимость имущества или имущественных прав, переданных в качестве задатка, залога;

1.16. суммы добровольных членских взносов (включая вступительные взносы) в общественные организации, суммы добровольных взносов участников союзов, ассоциаций, организаций (объединений) на содержание указанных союзов, ассоциаций, организаций (объединений);

1.17. взносы, сборы и иные обязательные платежи, уплачиваемые некоммерческим организациям, за исключением:

случаев, когда уплата таких взносов, сборов и иных обязательных платежей предусмотрена законодательством (в том числе иностранных государств) и является условием осуществления деятельности организациями, уплатившими эти взносы, сборы и иные обязательные платежи;

членских взносов (включая вступительные взносы), уплачиваемых белорусскими организациями, осуществляющими международные перевозки, некоммерческой организации Республики Беларусь, членство в которой является условием осуществления таких перевозок;

членских взносов (включая вступительные взносы), уплачиваемых субъектами торгового мореплавания Республики Беларусь в связи с членством в объединениях (ассоциациях, союзах) судовладельцев, морских перевозчиков;

1.18. взносы, уплачиваемые международным организациям, за исключением случаев, когда уплата таких взносов предусмотрена законодательством и (или) является условием осуществления деятельности организациями, уплатившими эти взносы, или условием предоставления международной организацией услуг, необходимых для ведения организациями, уплатившими взносы, их деятельности, а также членских взносов, уплачиваемых резидентами Республики Беларусь, осуществляющими международные перевозки продукции (товаров) морским транспортом, при вступлении в международные ассоциации взаимного страхования ответственности;

1.19. произведенные за счет средств резервов предстоящих расходов, созданных плательщиком в установленном порядке;

1.20. проценты по просроченным займам и кредитам;

1.21. на приобретение проездных билетов на транспорт общего пользования для работников, работа которых носит разъездной характер, если эти работники на время выполнения служебных обязанностей обеспечиваются специальным транспортом;

1.22. связанные с направлением работников на переподготовку, профессиональную подготовку с сохранением им на период получения образования среднего заработка в случаях, предусмотренных частью второй статьи 223 Трудового кодекса Республики Беларусь;

1.23. на публикацию бухгалтерской отчетности и другой информации, если законодательством на организацию не возложена обязанность публиковать эти отчетность и информацию;

1.24. связанные с представлением форм и сведений государственного статистического наблюдения, если законодательством на организацию не возложена обязанность представлять эти формы и сведения;

1.25. страховые взносы по видам добровольного страхования, за исключением страховых взносов по перечню видов добровольного страхования и порядку, определяемым Президентом Республики Беларусь, и страховых взносов, предусмотренных законодательством (в том числе иностранных государств) и являющихся условием осуществления деятельности организациями, уплатившими эти взносы;

1.26. иные затраты, не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав, не учитываемые при налогообложении в соответствии с законодательством.

Ссылки

Гражданский кодекс РБ

 

Налоговый кодекс Республики Беларусь

 

Закон РБ «О бухгалтерском учете и отчетности»

 

Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50

 

Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102

 

14.22 Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности

 

В составе информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию порядок признания (учета) коммерческих и управленческих расходов.

В отчете о прибылях и убытках расходы организации отражаются с подразделением на себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие, управленческие, прочие операционные расходы.

Прочие операционные расходы могут не показываться в отчете о прибылях и убытках развернуто по отношению к соответствующим доходам при следующих условиях:

соответствующие правила бухгалтерского учета предусматривают или не запрещают такое отражение расходов;

расходы и связанные с ними доходы, возникающие в результате одного и того же или аналогичного по характеру факта хозяйственной деятельности, не являются существенными для характеристики финансового положения организации.

В бухгалтерской отчетности также подлежит раскрытию как минимум следующая информация:

расходы по обычным видам деятельности (операционные расходы) в разрезе элементов затрат;

изменение величины расходов, не имеющих отношения к расчету себестоимости проданных продукции, товаров, работ и услуг в отчетном году;

расходы, равные величине отчислений в связи с образованием резервов (предстоящих расходов, оценочных резервов и др.).

Прочие расходы организации за отчетный год, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета не зачисляются в отчетном году на счет прибылей и убытков, подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности обособленно.

 

Ссылки

Гражданский кодекс РБ

 

Налоговый кодекс Республики Беларусь

 

Закон РБ «О бухгалтерском учете и отчетности»

 

Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50

 

Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102

 

 

 

15 УЧЕТ ДОХОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ

 

 

15.1 Классификация доходов организации

 

Доход как экономическая категория выражает финансовые результаты деятельности предприятия. В соответствии с Законом Республики Беларусь " О бухгалтерском учете и отчетности", доходы – увеличение экономических выгод в результате увеличения активов или уменьшения обязательств, ведущее к увеличению собственного капитала организации, не связанному с вкладами собственника имущества (учредителей, участников) организации (статья 1).

Четкая классификация доходов является базой обоснованного определения чистого результата деятельности организации за определенный период. Для определения источников получения доходов вся деятельность предприятия в Беларуси в настоящее время разделяется на:

доходы по текущей деятельности;

доходы по инвестиционной деятельности;

доходы по финансовой деятельности.

Такое деление весьма важно, поскольку оно позволяет определить, каков удельный вес доходов, полученных как от основной деятельности предприятия, так и из других источников, в особенности из таких, которые вообще не являются характерными для деятельности данного предприятия и не могут рассматриваться как постоянный источник получения его доходов.

Не признаются доходами организации поступления от других лиц:

налогов, сборов (пошлин);

по договорам комиссии, поручения и иным аналогичным договорам в пользу комитента, доверителя и т.п.;

в порядке авансов, предварительной оплаты продукции, товаров и других активов, работ, услуг;

в счет задатка;

в счет залога;

имущества (активов), в том числе денежных средств, ранее переданных третьим лицам на условиях возвратности, в том числе получаемых в качестве погашения ранее предоставленных кредитов, займов;

по договорам долевого строительства;

в качестве вкладов в уставный капитал организации, а также вкладов участников договора о совместной деятельности.

По хозяйственным операциям, совершаемым в пределах одного юридического лица, доходы также не признаются.

Текущая деятельность – основная приносящая доход деятельность организации и прочая деятельность, не относящаяся к финансовой и инвестиционной деятельности.

Доходами по текущей деятельности являются выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг, а также прочие доходы по текущей деятельности. Доходы по текущей деятельности учитываются по кредиту счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности».

В состав прочих доходов по текущей деятельности, учитываемых на счете 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсчета 90-7 «Прочие доходы по текущей деятельности», 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности»), включаются:

доходы, связанные с реализацией и прочим выбытием запасов (за исключением продукции, товаров) и денежных средств;

суммы излишков запасов, денежных средств, выявленных в результате инвентаризации;

стоимость запасов, денежных средств, выполненных работ, оказанных услуг, полученных безвозмездно;

доходы, связанные с государственной поддержкой, направленной на приобретение запасов, оплату выполненных работ, оказанных услуг, финансирование текущих расходов;

доходы от уступки права требования;

неустойки (штрафы, пени) и другие виды санкций за нарушение условий договоров, присужденные судом или признанные должником, причитающиеся к получению;

доходы, связанные с чрезвычайными ситуациями;

другие доходы по текущей деятельности.

Инвестиционная деятельность – деятельность организации по приобретению и созданию, реализации и прочему выбытию основных средств, нематериальных активов, доходных вложений в материальные активы, вложений в долгосрочные активы, оборудования к установке, строительных материалов у заказчика, застройщика (далее – инвестиционные активы), осуществлению (предоставлению) и реализации (погашению) финансовых вложений, если указанная деятельность не относится к текущей деятельности согласно учетной политике организации. Доходы по инвестиционной деятельности учитываются на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

В состав доходов по инвестиционной деятельности, учитываемых на счете 91 «Прочие доходы и расходы», включаются:

доходы, связанные с реализацией и прочим выбытием инвестиционных активов, реализацией (погашением) финансовых вложений;

суммы излишков инвестиционных активов, выявленных в результате инвентаризации;

доходы, связанные с участием в уставных фондах других организаций;

доходы по договорам о совместной деятельности;

доходы по финансовым вложениям в долговые ценные бумаги других организаций (в случае, если организация не является профессиональным участником рынка ценных бумаг);

суммы изменения стоимости инвестиционных активов в результате переоценки, обесценения, признаваемые доходами (расходами) в соответствии с законодательством;

доходы, связанные с государственной поддержкой, направленной на приобретение инвестиционных активов;

стоимость инвестиционных активов, полученных безвозмездно;

доходы, связанные с предоставлением во временное пользование (временное владение и пользование) инвестиционной недвижимости;

проценты, причитающиеся к получению;

прочие доходы по инвестиционной деятельности.

Финансовая деятельность – деятельность организации, приводящая к изменениям величины и состава внесенного собственного капитала, обязательств по кредитам, займам и иных аналогичных обязательств, если указанная деятельность не относится к текущей деятельности согласно учетной политике организации. Доходы по финансовой деятельности учитываются по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».

В состав доходов по финансовой деятельности, учитываемых на счете 91 «Прочие доходы и расходы», включаются:

разницы между фактическими затратами на выкуп акций и их номинальной стоимостью (при аннулировании выкупленных акций) или стоимостью, по которой указанные акции реализованы третьим лицам (при последующей реализации выкупленных акций);

доходы, связанные с выпуском, размещением, обращением и погашением долговых ценных бумаг собственного выпуска (в случае, если организация не является профессиональным участником рынка ценных бумаг);

курсовые разницы, возникающие от пересчета активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте, за исключением случаев, установленных законодательством;

разницы, возникающие при погашении обязательства в валюте, отличной от валюты обязательства, за исключением случаев, установленных законодательством;

прочие доходы по финансовой деятельности.

Несомненно, что для финансового управления предприятием необходимо иметь промежуточные показатели доходов. Существуют следующие показатели доходов в годовой отчетности организаций Беларуси:

- выручка от реализации продукции (работ, услуг) – это доход от реализации за вычетом скидок (премий, бонусов), предоставленных покупателю (заказчику) к цене (стоимости), указанной в договоре, стоимости возвращенной продукции, товаров, а также налогов и сборов, исчисляемых из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг. Выручка – это доходы от текущей деятельности;

- валовая прибыль (доход) от реализации – чистая выручка от реализации за вычетом производственных расходов на реализованную продукцию. Этот показатель позволяет анализировать эффективность производственной деятельности предприятия;

- прибыль (доход (убыток) от текущей деятельности – валовая прибыль (доход) от реализации за вычетом расходов по управлению и расходов по сбыту. Этот показатель отражает влияние расходов по управлению и сбыту на финансовый результат от реализации;

- доход от финансовой деятельности – сальдо доходов и расходов по финансовой деятельности. Этот показатель необходим, для того чтобы отделить доход от производственно-хозяйственной деятельности предприятия от таких источников получения доходов, как получение процентов и дивидендов предприятием, операции с иностранной валютой и др.;

-доход от инвестиционной деятельности – сальдо доходов и расходов по инвестиционной деятельности;

- прибыль (доход (убыток) до налогообложения (уплаты налога). Этот показатель является точкой перехода от бухгалтерского дохода к налогооблагаемому доходу. Бухгалтерский доход – это доход, рассчитанный в соответствии с требованиями бухгалтерского учета. Основная цель определения бухгалтерского дохода – показать эффективность деятельности предприятия за отчетный период. Налогооблагаемый доход – это бухгалтерский доход, пересчитанный согласно налоговым требованиям;

- чистая прибыль (убыток) отчетного года – доход после уплаты налога. В условиях рыночной экономики это важнейший показатель деятельности предприятия. Именно он находится в центре внимания управляющих предприятия и финансовых рынков. От его динамики зависит само существование предприятия, рабочие места для его работников, выплата дивидендов в акционерной компании. Чистая прибыль (убыток) определяется как разность между прибылью (убытком) до налогообложения и налогом на прибыль, рассчитанным от суммы налогооблагаемого дохода по действующей в текущем периоде налоговой ставке;

- совокупная прибыль (убыток), определяемая как сумма чистой прибыли (убытка), результата от переоценки долгосрочных активов, не включаемого в чистую прибыль (убыток) и результата от прочих операций, не включаемого в чистую прибыль (убыток).

 

Ссылки

Гражданский кодекс РБ

 

Налоговый кодекс Республики Беларусь

 

Закон РБ «О бухгалтерском учете и отчетности»

 

Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50

 

Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102

 

 

15.2 Учет доходов по текущей деятельности. Реализованная продукция и ее оценка.

 

Расчет отдельных показателей доходов в финансовой отчетности (например, валовой прибыли как чистой выручки от реализации за вычетом производственных расходов на проданную продукцию) невозможен без расчета производственных расходов на проданную продукцию, являющейся частью готовой продукции. Поэтому вначале остановимся на учете готовой продукции и, далее, на учете продаж готовой продукции.

Оценка реализованной продукции. В настоящее время применяют следующие виды оценки реализованной продукции:

по фактической производственной себестоимости. Такой способ оценки готовой продукции для целей бухгалтерского финансового учета используется сравнительно редко, поскольку в настоящее время довольно сложно рассчитать видовую производственную себестоимость калькуляционной единицы готовой продукции при широком ассортименте выпускаемой продукции, применении повременной формы оплаты труда, комплексном использовании сырья для производства нескольких видов продукции и трудоемкости учетного процесса. Может применяться в организациях с ограниченной номенклатурой массовой продукции;

по неполной (сокращенной) производственной себестоимости продукции, рассчитываемой по фактическим прямым затратам;

по отпускным (оптовым) ценам реализации без налога на добавленную стоимость. Применяется в основном для оперативного учета продаж готовой продукции с целью последующего расчета фактической себестоимости реализованной продукции (см. табл. 8.1); при этом сама стоимость готовой продукции по ценам реализации на счете 43 «Готовая продукция» не отражается; налог на добавленную стоимость не принимается во внимание с целью нивелирования влияния его размера (0%, 10% или 20%) на результат расчета себестоимости проданной продукции (один и тот же товар может при различных обстоятельствах облагаться различными налогами);

по розничным ценам — при учете товаров, реализуемых через розничную сеть;


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.052 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал