Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Применительно к решению проблемы системной детекции лжи






 

История использования технических средств для оценки уровня нервно-эмоционального напряжения человека в России относится к началу 20-х годов 20-го столетия. Студент Казанского университета А.Р.Лурия провел ряд исследований времени реакции и силы нажатия на кнопку при предъявлении вопросов, несущих различную эмоциональную окраску. Используемый им прибор позволял регистрировать на бумажную ленту время запаздывания нажатия кнопки и силу нажатия.

В дальнейшем, по политическим мотивам, полиграф в России был запрещен, и полиграфные проверки стали применять только при проведении психиатрических экспертиз. Так, в 1959 году в Краснодарской краевой психиатрической больнице, в лаборатории функциональной диагностики А. Сычевым и В. Варламовым были созданы трех- и шестиканальные полиграфы, основное назначение которых – определить ложь при проведении психиатрической экспертизы. Это практически был первый отечественный полиграф, разработанный для детекции лжи, соответствующий по своей технологии современным международным стандартам.

В 1993-1995 годах началась интенсивная разработка и внедрение полиграфов, как в правоохранительные органы, так и в частные структуры России. Сейчас наиболее активно полиграф используется в США, где количество кадровых проверок превысило 4 млн. в год и более 30 тысяч полиграфных проверок проводится ежегодно по инициативе криминальной полиции. Широко используется полиграф в Канаде, Японии, Израиле, Южной Корее, Польше, Чехословакии, Турции. Вообще же полиграфные проверки проводят более чем в 56 странах мира.

На международном рынке в настоящее время доминируют три американских фирмы: “Stoelting”’, “Lafayette” и “Axciton”. Наиболее старейшая из них – «Столтинг», основанная в 1886 году, имеет более чем 100-летний опыт выпуска полиграфов. За время своего существования она выпустила более тридцати наименований полиграфов, включая и разработку последних лет – компьютерные полиграфы. Фирма «Лафайет» заявила о себе на рынке полиграфов позднее. Обе эти фирмы, наряду с полиграфами, выпускают и медицинское оборудование. «Акситон» - единственная из зарубежных фирм, продукцией которой являются только полиграфы. Компьютерные полиграфы этой фирмы оригинальны по своей конструкции, характеризуются малым потреблением тока.

Отнюдь не умаляя большие заслуги традиционной аппаратуры и традиционных методов детекции лжи, мы, однако, считаем необходимым проанализировать их типичные недостатки, тормозящие развитие детекции лжи на современном этапе.

 

1. Недостатки, обусловленные неиспользованием компонентов системного подхода. Компонентами системного подхода являются системно-структурный, системно-функциональный и системно-генетический подход.

Неиспользование системно-структурного подхода приводит к неполноте полиграфных проверок. Происходит это из-за неиспользования (недостаточного использования) представлений о психологической структуре личности опрашиваемого. Как было показано выше, из всего многообразия структуры свойств человека на полиграфе традиционно исследуют только параметры соматического и психофизиологического уровней. «За бортом» остается диагностика многих важнейших качеств, находящихся на уровнях психических процессов и психологических свойств личности. Это серьезное упущение усугубляется при использовании полиграфа для углубленных кадровых проверок, где оценка работника как личности играет первостепенную роль.

Неиспользование системно-функционального подхода приводит к недостаточной валидности диагностики из-за неверного или недостаточного понимания функциональной сущности изучаемого свойства. Например, у исследуемого при ответе на вопрос существенно повысилась психоэмоциональная напряженность. Интерпретируя этот факт, следует учитывать, что нейродинамической основой психоэмоционального состояния является суммарная активация полушарий головного мозга. При этом у правши функцией левого полушария является абстрактно-логическое мышление и когнитивные эмоции, а функцией правого полушария – эмоционально-образное мышление и эмоции, связанные с образами. В этой связи важно учитывать, на какую величину под влиянием тестового материала повысилась активация левого полушария и на какую величину активация правого полушария. Если существенно больше повысилась активация левого полушария, чем правого, это свидетельствует, что причиной повышения психоэмоциональной напряженности исследуемого является логический поиск ответа на вопрос или анализ вариантов ответа. Если, напротив, существенно больше повысилась активация правого полушария, чем левого, то напряженность появилась вследствие представления образа. Если активация обоих полушарий повысилась примерно в равной степени, то причиной повышения психоэмоциональной напряженности в равной степени являются оба вышеуказанных фактора. Естественно, что получение необходимых результатов исследования возможно при наличии соответствующей аппаратуры.

Характерным примером неверного понимания функциональной сущности изучаемого свойства является отнесение внутренних представлений к функции перцепции: внутреннего слуха (слуховых представлений) к функции слуха, внутреннего зрения – к функции зрения, внутреннего осязания – к тактильной функции и т.д. Это порождает неудачные попытки интерпретировать, например, наличие у обследуемого слуховых представлений, имеющих отношение к расследуемому преступлению, как факт его присутствия на месте преступления.

Между тем, системно-функциональный анализ показывает, что внутренний слух восприятием отнюдь не является, так как здесь отсутствует феномен перцепции звуковых колебаний из-за отсутствия их внешнего физического источника – какого-либо колеблющегося тела. Внутренние же слуховые представления образуются на основе циркуляции импульсов по замкнутым нервным цепям головного мозга или на основе биохимических изменений в белковых молекулах нервных клеток. В этих случаях возникают репродуктивные слуховые представления, являющиеся функцией памяти (кратковременной в первом случае и долговременной – во втором). Другим путем возникновения слуховых представлений является образование новых нейронных связей в процессе переработки информации. Так возникают продуктивные слуховые представления, являющиеся функцией мышления. Поэтому наличие соответствующих внутренних представлений у исследуемого еще не дают оснований считать его очевидцем. Они могут быть обусловлены не только функцией памяти, но и функцией мышления (воображения), т.е. быть придуманными.

Неиспользование системно-генетического подхода порождает путаницу в определении иерархического положения исследуемого свойства. Это затрудняет оценку значимости того или иного свойства при проведении исследования и постановке диагноза. Так, даже в основательном труде В.А. Варламова и Г.В. Варламова (2000) свойства нервной системы по значимости (удельному весу) необоснованно приравнены к мотивации. С точки зрения системно-генетического подхода это неправильно, т.к. мотивация в процессе фило- и онтогенетического развития сформировалась гораздо позже, чем свойства нервной системы и поэтому занимает в структуре личности гораздо более высокое иерархическое положение. Вследствие этого мотивация, в сравнении со свойствами нервной системы, имеет существенно большую значимость (удельный вес), что необходимо учитывать при обработке и интерпретации результатов полиграфной проверки.

В ряде случаев из-за неиспользования системно-генетического подходанезначительный компонент может изучаться даже более пристально, чем существенное свойство.

Неиспользование системно-генетического подхода влечет за собой и упущения в части разработки аппаратуры для полиграфных проверок. Ошибки в теоретической оценке значимости свойств, подлежащих исследованию, привели к сужению общепринятых границ исследования свойствами физиологического и психофизиологического уровней. По этой причине отсутствуют устройства, необходимые для исследования ряда важнейших свойств, находящихся на высших уровнях иерархической структуры личности (мышления, воображения, надежности в экстремальной ситуации и др.).

 

2. Недостатки, обусловленные недостаточным учетом принципов и постулатов системного подхода.

Принцип целеобусловленности утверждает первичность цели, для достижения которой должна формироваться сама система (Прангишвили И.В., 2001). По отношению к системе эта цель является внешней. В процессе функционирования цель может меняться, а в соответствии с ней должны меняться структура и способы функционирования системы. В системе должен быть механизм, оценивающий степень достижения цели. Недостаточный учет принципа целеобусловленности порождает следующие ошибки:

1. Ошибочная оценка социальной и социально-психологической целесообразности или нецелесообразности существования той или иной системы (организации, группы и т.д.). Целесообразной является система, сформированная для достижения четко поставленной значимой внешней цели. Отсутствие такой цели свидетельствует о нецелесообразности существования системы.

2. Ошибочная оценка эффективности функционирования системы. Эффективность оценивается по наличию и качеству механизма, оценивающего степень достижения цели, а также по скорости и точности продвижения к ней.

Принцип управляемости утверждает, что система должна быть управляемой, т.е. изменять свое движение (структуру, состояние, способ функционирования) под влиянием управляющих воздействий (Прангишвили И.В., 2001). Учет этого принципа поможет избежать ошибок, связанных с оценкой управляющих воздействий и интерпретацией результатов исследования.

Из принципа управляемости, во-первых, следует, что оценка эффективности управляющих, в т.ч. самоуправляющих воздействий может осуществляться по результатам анализа последствий этих воздействий, выражающихся в изменении структуры, состояния, способа функционирования системы (организации, группы).

Во-вторых, - для адекватной интерпретации диагностических данных следует учитывать особенности онтогенеза объекта исследования, так как онтогенез, отражая историю управляющих воздействий, способствует пониманию особенностей индивидуального развития исследуемых свойств. Так, для понимания мотивов преступления следует учитывать историю развития личности подозреваемого.

Согласно постулату целостности сложная система должна рассматриваться как единое целое. Именно такой сложной и вместе с тем целостной системой является человек, в т.ч – подозреваемый или преступник. Диагностика этой целостной системы должна носить системный характер, предполагающий возможность диагностики всего спектра свойств человека, а также рассмотрение изучаемого свойства в контексте других свойств целостной структуры человека. Недоучет постулата целостности часто приводит к мозаичности (фрагментарности) полученных результатов и выводов, к отсутствию целостной картины личности и деятельности исследуемого.

Согласно постулату автономности система имеет пространственно-временную метрику и внутрисистемные законы сохранения, определяемые содержанием и устройством системы и не зависящие от внешней среды. Поэтому одинаковые внешние воздействия в процессе детекции лжи обуславливают разные индивидуальные реакции, связанные с индивидуальными (автономными) особенностями испытуемых. Недоучет постулата автономности приводит к неправильной интерпретации поступков и мотивов поведения исследуемого.

Недоучет принципа целенаправленности обусловливает ошибки, связанные с тем, что оператор полиграфа порою не учитывает способность испытуемого предсказывать логику исследования.

Вышеизложенное побудило нас сформулировать критерии (принципы) отбора и создания методов и аппаратуры для системной детекции лжи.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал