Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Спортивный и экстремальный туризм.
Главной, хоть и не единственной, целью спортивного туризма является прохождение заранее выбранного технически сложного маршрута. Данная цель обуславливает выбор региона и конкретной нити маршрута, тактики прохождения и снаряжения. В России богатейшая традиция спортивного туризма, пришедшая из СССР. В спортивном туризме, в традиционных его видах (пешеходный, лыжный, водный, горный), разработаны система оценки сложности препятствий и система спортивных разрядов и званий, по всей стране функционируют туристические клубы, задача которых – организовывать и контролировать данный вид спорта. Поскольку разряды в спортивном туризме присваиваются за правильно проведенные походы, турклубы хранят специфические библиотеки отчетов о походах, в которых собрана зачастую уникальная информация. Возможно, крупнейшей такой библиотекой является библиотека МГЦТК, где хранятся десятки тысяч отчетов о походах, начиная с 50-х годов XX века и по настоящее время. Часть этой библиотеки оцифрована и доступна в сети Интернет. Используя литературу из таких библиотек, туристы получают возможность разрабатывать маршруты требуемой сложности. После распада Советского Союза существовавшая ранее система спортивного туризма утратила прежнее влияние. Во-первых, в Россию пришли новые разновидности туризма, такие, как каякинг, которые плохо укладывались в традиционную систему. Во-вторых, многие туристы не видели практического смысла в получении званий и разрядов, и, следовательно, в бумажной волоките, сопровождавшей этот процесс. В результате, в настоящее время в стране проживает множество туристов, не считающих себя членами какого-либо туристического клуба и не имеющих официально оформленных спортивных разрядов, но обладающих опытом прохождения сложнейших маршрутов. Сейчас в России развиты и традиционные, и сравнительно новые направления экстремального туризма (джиппинг, автостоп и другие). Место занятий всегда определяется спецификой конкретного вида туризма. Так например, для водного туризма традиционным ареалом являются Валдайская возвышенность, Кольский полуостров и Карелия, и любые относительно доступные горные системы России: Урал, Алтай, Саяны, Кавказ. Кроме того, водные туристы проходят маршруты и по спокойным рекам, выбирая обычно из соображений красоты природы и наличия исторических достопримечательностей. В данном случае местом проведения похода может стать практически любой водоём на территории России, где возможно прохождение туристических судов. В то же время джипперы для своих маршрутов выбирают сравнительно малообитаемые территории страны, где в результате оттока населения из сельской местности и укрупнения сел сохранилась подходящая им дорожная сеть при отсутствии обитаемых населенных пунктов. Некоторые экспедиции джипперов технически весьма сложны и продолжительны, и проходят в экстремальных условиях. Отдельного упоминания заслуживает велосипедный туризм. Велосипед в Советском Союзе и России всегда был популярным видом спорта, и неудивительно, что в стране уже многие десятилетия популярны велопоходы. Для них характерны сочетание спортивной и познавательной составляющей (если взглянуть на таблицу требований к категорийным маршрутам в тематической статье, становится ясно, что нормой для велосипедного похода считается расстояние порядка 50км/день, которое на велосипеде технически сложно преодолеть более чем за пять-шесть часов чистого времени; таким образом, значительное время прохождения маршрута затрачивается на отдых и осмотр достопримечательностей) и подчас гигантские расстояния, преодолённые туристами. Известны примеры проезда России от Черного до Белого моря и обратно, известны переезды от Москвы (или Калининграда, или какого-нибудь другого крупного города в Европейской части России) до Владивостока и в обратном направлении. До сих пор неповторённым остается достижение велопутешественника Глеба Травина, объехавшего территорию Советского Союза в конце 20-х годов XX века. Постепенно в область спортивного и экстремального туризма в России приходит коммерция. На рынке туристических услуг появляются предложения о коммерческом рафтинге, о сплаве по живописным рекам, о коммерческих горных походах. Так как маршруты экстремального туризма в стране проходят обычно в малонаселенных, удаленных от цивилизации регионах, а также ввиду высоких рисков, стоимость таких туров обычно весьма высока. Тем не менее, высокая цена не влияет на безопасность туристов в таких турах, о чем высказывались многие официальные лица.
|